Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Межпредметные связи теории воспитания



 

Связь теории воспитания и философии является наиболее длительной и продуктивной еще со времен И. Ф. Гербарта. Философские идеи изначально продуцировали создание ряда концепций воспитания, служили методологическим основанием теории воспитания, как и всей педагогической науки. Не случайно многие философы становились педагогами или обращались именно к воспитательной проблематике (Гегель, Кант, Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и др.). В настоящее время философия составляет методологический фундамент теории воспитания, помогая последней решать задачи мировоззренческого характера (аксиологические, культурологические, гуманистические и т. д.). По отношению к теории воспитания проявляется еще одна функция философии - разработка системы общих принципов и способов познания.

Наиболее прочные связи установились между теорией воспитания и психологией. На стыке этих наук появилась сравнительно новая научная отрасль - психология воспитания. Связь теории воспитания и психологии осуществляется по линии обогащения понятийно-терминологического аппарата. В педагогический лексикон вошли такие термины, как "деятельность", "общение", "мотивы", "мышление", "диагностика", "эмоции", "чувства" и др. Широко используются в исследованиях проблем воспитания такие психологические методы, как лонгитюдный, психодиагностический, тестирование и др. Большое влияние на состояние исследований в теории воспитания оказали "культурно-историческая теория", разработанная Л. С. Выготским; теория деятельности (с разных позиций исследованная С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым); работы по возрастной периодизации (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский), социальной активности личности (Л. И. Божович, К. А. Альбуханова-Славская); проблемам человекознания (Б. Г. Ананьев) и др.

Так, например, классическое психологическое положение о том, что внутреннее (субъект) действует опосредованно через внешнее и этим само себя изменяет, имеет принципиально важное значение для теории воспитания. Решением проблемы перехода ситуационных, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения кардинально определяется основная линия воспитательной работы по формированию характера (С. Л. Рубинштейн). Кроме того, в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна намечены методологические подходы к пониманию двуединой сущности воспитания — социальной и природной, внешней и внутренней, общечеловеческой и индивидуальной.

Затянувшийся кризис в теории воспитания, как и во всей педагогической теории и практике, не сводится лишь к определению сущности воспитания. Однако без разрешения этой сложной проблемы кризисная ситуация не сможет быть преодолена. Ряд исследователей справедливо обращают внимание на необходимость включения в педагогический поиск содержание данных современной генетики. "Без этого, — подчеркивает Л. Ю. Гордин, - невозможны ни научное объяснение бесконечного разнообразия человеческой индивидуальности, ни учитывающая объективную реальность постановка целей, ни создание программ, связанных с развитием и культивированием индивидуальности в процессе воспитания". "Однако сближение научных идей двух отраслей знания пока еще недостаточно и носит в основном односторонний характер. " Естественно, что вышесказанным не исчерпываются многоплановые и разносторонние связи теории воспитания с другими науками и отраслями знания. Как раздел целостного антропологического знания и наиболее интегративной науки - педагогики, теория воспитания взаимообусловлена уровнем развития как общественных, так и естественных наук. Например, по содержанию воспитания эта связь проявляется следующим образом.

 

Теория гражданского воспитания Политология, социология, языкознание, этнология
Теория правового воспитания Право, юриспруденция
Теория нравственного воспитания Этика
Теория физического воспитания Анатомия, физиология, гигиена, антропология, медицина, соматология
Теория эстетического воспитания Эстетика, искусствоведение, искусствознание
Теория экономического воспитания Экономика, эргономика
Теория трудового воспитания Современные производственные процессы и технологии, энергетика, эргономика
Теория полового воспитания Сексология, сексопатология, психоанализ

 

Дифференциация воспитания по отдельным сторонам и направлениям носит весьма условный и приблизительный характер. При относительной самостоятельности между ними проявляется тесная взаимосвязь, опосредованная целостным воздействием современного антропологического знания на теорию воспитания. Подробно это воздействие отражено в I главе книги Б. Г. Ананьева "Психология и проблемы человекознания".

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели современные теории воспитания, а также теории воспитания, отражающие взгляды на воспитательный процесс педагогов, философов и общественных деятелей прошлого, которые до сих пор являются знаменем той или иной эпохи в различных странах.

 

Теории воспитания определенным образом трактуют сущность, цели и приоритеты, направленность, содержание и другие компоненты воспитания.

 

Теории воспитания можно классифицировать по различным основаниям: по представлениям о природе человека и соотношениям биолого-генетического и социального в развитии и воспитании личности.

 

На основании этого выделяют:

  • Антропологические (антропоцентрические) теории воспитания
  • Социоцентрические теории воспитания

 

Также существует классификация теорий воспитания, основанная на стилях воспитания.

 

Она включает в себя:

  • Теории авторитарного воспитания
  • Теории свободного воспитания
  • Теории гуманистического воспитания

 

Подводя итоги, следует сказать, что теории воспитания – это один из важнейших разделов педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.

 

Список использованной литературы

  • Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб: Питер, 2000.
  • Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник. – М.: Гардарики,2005.
  • Немов Р. С. Психология: Книга 2 – Возрастная психология. – М.: Просвещение, Владос, 1995
  • Пуйман С.А. Педагогика: Основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999
  • Соловцова И.А., Борытко Н. М. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006.
  • http://truesite.ru/ut/ut_054.html

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.