Связь теории воспитания и философии является наиболее длительной и продуктивной еще со времен И. Ф. Гербарта. Философские идеи изначально продуцировали создание ряда концепций воспитания, служили методологическим основанием теории воспитания, как и всей педагогической науки. Не случайно многие философы становились педагогами или обращались именно к воспитательной проблематике (Гегель, Кант, Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и др.). В настоящее время философия составляет методологический фундамент теории воспитания, помогая последней решать задачи мировоззренческого характера (аксиологические, культурологические, гуманистические и т. д.). По отношению к теории воспитания проявляется еще одна функция философии - разработка системы общих принципов и способов познания.
Наиболее прочные связи установились между теорией воспитания и психологией. На стыке этих наук появилась сравнительно новая научная отрасль - психология воспитания. Связь теории воспитания и психологии осуществляется по линии обогащения понятийно-терминологического аппарата. В педагогический лексикон вошли такие термины, как "деятельность", "общение", "мотивы", "мышление", "диагностика", "эмоции", "чувства" и др. Широко используются в исследованиях проблем воспитания такие психологические методы, как лонгитюдный, психодиагностический, тестирование и др. Большое влияние на состояние исследований в теории воспитания оказали "культурно-историческая теория", разработанная Л. С. Выготским; теория деятельности (с разных позиций исследованная С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым); работы по возрастной периодизации (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский), социальной активности личности (Л. И. Божович, К. А. Альбуханова-Славская); проблемам человекознания (Б. Г. Ананьев) и др.
Так, например, классическое психологическое положение о том, что внутреннее (субъект) действует опосредованно через внешнее и этим само себя изменяет, имеет принципиально важное значение для теории воспитания. Решением проблемы перехода ситуационных, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения кардинально определяется основная линия воспитательной работы по формированию характера (С. Л. Рубинштейн). Кроме того, в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна намечены методологические подходы к пониманию двуединой сущности воспитания — социальной и природной, внешней и внутренней, общечеловеческой и индивидуальной.
Затянувшийся кризис в теории воспитания, как и во всей педагогической теории и практике, не сводится лишь к определению сущности воспитания. Однако без разрешения этой сложной проблемы кризисная ситуация не сможет быть преодолена. Ряд исследователей справедливо обращают внимание на необходимость включения в педагогический поиск содержание данных современной генетики. "Без этого, — подчеркивает Л. Ю. Гордин, - невозможны ни научное объяснение бесконечного разнообразия человеческой индивидуальности, ни учитывающая объективную реальность постановка целей, ни создание программ, связанных с развитием и культивированием индивидуальности в процессе воспитания". "Однако сближение научных идей двух отраслей знания пока еще недостаточно и носит в основном односторонний характер. " Естественно, что вышесказанным не исчерпываются многоплановые и разносторонние связи теории воспитания с другими науками и отраслями знания. Как раздел целостного антропологического знания и наиболее интегративной науки - педагогики, теория воспитания взаимообусловлена уровнем развития как общественных, так и естественных наук. Например, по содержанию воспитания эта связь проявляется следующим образом.
Современные производственные процессы и технологии, энергетика, эргономика
Теория полового воспитания
Сексология, сексопатология, психоанализ
Дифференциация воспитания по отдельным сторонам и направлениям носит весьма условный и приблизительный характер. При относительной самостоятельности между ними проявляется тесная взаимосвязь, опосредованная целостным воздействием современного антропологического знания на теорию воспитания. Подробно это воздействие отражено в I главе книги Б. Г. Ананьева "Психология и проблемы человекознания".
Заключение
В данной работе мы рассмотрели современные теории воспитания, а также теории воспитания, отражающие взгляды на воспитательный процесс педагогов, философов и общественных деятелей прошлого, которые до сих пор являются знаменем той или иной эпохи в различных странах.
Теории воспитания определенным образом трактуют сущность, цели и приоритеты, направленность, содержание и другие компоненты воспитания.
Теории воспитания можно классифицировать по различным основаниям: по представлениям о природе человека и соотношениям биолого-генетического и социального в развитии и воспитании личности.
На основании этого выделяют:
Антропологические (антропоцентрические) теории воспитания
Социоцентрические теории воспитания
Также существует классификация теорий воспитания, основанная на стилях воспитания.
Она включает в себя:
Теории авторитарного воспитания
Теории свободного воспитания
Теории гуманистического воспитания
Подводя итоги, следует сказать, что теории воспитания – это один из важнейших разделов педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.
Список использованной литературы
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб: Питер, 2000.
Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник. – М.: Гардарики,2005.
Немов Р. С. Психология: Книга 2 – Возрастная психология. – М.: Просвещение, Владос, 1995
Пуйман С.А. Педагогика: Основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999
Соловцова И.А., Борытко Н. М. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006.