Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребенка



Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично) сказывается в виде нарушений психического развития ребенка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы. Так, дети, выросшие в условиях социальной изоляции по своему интеллектуальному развитию находятся на стадии олигофрении. Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально бедными. [14;с.65].

Е.Т.Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности. [14.С42 ].

А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, исследуя особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи обнаружили, что дети, приходящие в 1 класс интерната из дошкольных детских домов, хорошо умеют читать, писать, копировать образцы, решать задачи определенного класса, что свидетельствует о большой работе, проведенной с ними, но они практически не умеют играть, рисовать, у них не развита фантазия. У этих детей оказываются несформированными именно те способности, пути познания мира, которые должны развиваться в дошкольном возрасте. [8.с27]

Второй характерной чертой младших школьников, воспитывающихся вне семьи, является, по мнению тех же авторов, недостаточная развитость механизмов саморегуляции: умения планировать свою деятельность. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности. Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение, и напротив, формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих поручений. [12;с.30]

Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя. Но не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход нормального психологического созревания ребенка. Разные стили воспитания и обращения с ребенком в семье так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения.

Авторитарный стиль,подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть над ребенком. При этом в семьях не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляют себя уже в отношениях со сверстниками.

Либерально-попустительский стильподразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования, капризы, демонстрируемые обиды и т. п. В подобной семье вырастает недовольный окружающими людьми Эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми,- он конфликтен и труден. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений. Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.

Гиперопекающий стильизначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психодогическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за устремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в своем ребенке, посвящают ему свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего чада в будущем, но, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что они растят невротизированного, инфантильного, полностью лишенного самостоятельности человека. Такой ребенок займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди сверстников. [32;с.269]

Ценностное отношение к ребенкус высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Такой ребенок знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за других.

В отличие от названных выше стилей воспитания следует указать на стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношений в семье.

Отчужденный стильотношений подразумевает глубокое безразличие к личности ребенка. В такой семье взрослые или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии - психологической дистанции. Незаинтересованность родителей развитием своего ребенка и его внутренней жизнью делает ребенка одиноким, несчастным существом. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи не уверен в себе, невротизирован, он затрудняется во взаимоотношениях со сверстниками.

Стиль семейных отношений, конечно, определяет стиль воспитания ребёнка. Серьезная социальная проблема - агрессивное отношение в семье, когда агрессия направлена на каждого из ее членов. Причин жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями; просто безкультурие. Такой ребенок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе. Он отстает в развитии, не умеет организовать себя на учение. Он понимает, что он «другой» и мстит за это.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всей жизнь. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Захарова А.И. считает, что: «По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов (Адлер А.; Роджерс К.; Хорни К.), главная функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя с взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками, с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.

Тем не менее, ряд авторов считает, что роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также [42;с.12].

Аналогичное влияние испытывают и межличностные отношения. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера).

Бронфенбреннер У. пытался установить связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированы в том случае, если за дисциплиной в доме следит отец, девочки более активны, если авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в воспитании ребёнка, но ведут себя по-разному: один берёт на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную. [6;с.45]

Итак, разный стиль семейного воспитания, воздействует на ребёнка по-своему. Авторитарный стиль приводит к невротизированию ребёнка, делает его неуверенным или агрессивным. В семье с либерально – попустительским стилем воспитания вырастет эгоист, который не умеет вступать во взаимоотношения с людьми. Гиперопекающий стиль воспитания полностью в лишает ребёнка самостоятельности. Самый эффективный стиль воспитания - ценностное отношение к ребёнку, в такой семье вырастет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственный за других. Отчуждённый стиль воспитания, приводит ребёнка к неуверенности в себе, невротизирует его, затрудняет общение со сверстниками.

 

 

Заключение

В работе была изучена и исследована проблема влияния детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка дошкольного возраста. Изучением данного вопроса занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи Ю.П.Азаров, Д.Б.Бриггс, А.Г.Гамбургова, И.В.Гребенников, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, А.Д.Кошелева, И.Лангмейер, А.Н.Леонтьев, Т.А.Макарова, 3.Мадейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, А.В.Петровский, Л.И.Постовалова, О.Е.Смирнова, И.П.Сорокин, А.С.Спиваковская, А.Г.Харчев, и другие.

Как показывают психолого-педагогические исследования А.Н.Леонтьева, С.А.Козловой из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлеется в его сознании иногда на всю жизнь.

В современной семье всё большее значение приобретает этикопсихологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей друг к другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Наиболее бгагоприятный климат для ребёнка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желаний двух любящих друг друга людей. Ребёнок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. В этом случае родители заранее подготовили для ребёнка условия его окружения, которые направлены на развитие позитивных его качеств. Любовь родителей к ребёнку выражает любовь родителей друг к другу. Именно настоящая любовь поднимает тонус жизни семьи, развитие ребёнка, для его нравственного воспитания.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь - неумение понять друг друга. Но этому, как утверждают психологи 3.Мадейчик, Ю.П.Азаров, Н.Ф.Обухова можно научить. Уже с третьего года жизни ребёнок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребёнка с уважением относиться к близким, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребёнка: чем он интересуется, что его радует, печалит. Родители должны больше общаться с ребёнком, но не навязывать ему своего мнения. У ребёнка есть и свои представления о мире, которые нужно развивать родителям, обращая внимание на своё поведение.

Семейная среда, будучи для ребёнка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, информационное окружение ребёнка. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития. Чем меньше родители одёргивают ребёнка, запрещают что - либо делать, тем активнее развивается самостоятельность ребёнка.

Семья выступает фактором воспитания ещё и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Чем интереснее и разнообразнее проводится время в семье, тем больше возможностей открывается для развития внутреннего мира ребёнка, расширяется его кругозор, сфера деятельности.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребёнка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений даёт ребёнку образцы агрессивности. Непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных черт личности. Уделение внимания ребёнку, знание психологических основ возрастных особенностей ребёнка, создание благоприятного климата в семье способствует развитию позитивных качеств личности.

Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребёнком и обращения с ним как с формировавшейся личностью.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.