Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное представление о насилии. Классификация насилия

ВВЕДЕНИЕ

«Насилием является, прежде всего, нарушение следующих моральных заповедей: не убий, не причини какого-либо телесного вреда или материального ущерба, не посягай на чьи-либо права, интересы и свободу» (Б. Герт).

Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу несомненно можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах.

Агрессия и насилие стали объектом исследования многочисленных теоретических направлений. Ученые разных научных школ и направлений объясняют насилие, его причины, виды, динамику в соответствии со своими основными теоретическими взглядами. Созданные ими теории насилия позволяют изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

Однако проблематика насилия, несмотря на всю ее важность и актуальность, до сих пор не имеет единого теоретического и исследовательского основания, в то время как психологическая и психотерапевтическая практика, ряд экспериментальных данных отечественных и зарубежных авторов, свидетельствуют о высокой травматичности пережитого насилия.

 

 

Современное представление о насилии. Классификация насилия

Насилие определяют как элемент политической, социальной, экономической организации общества[10, с. 13]. Всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб»[5, с. 5].

В Толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) само слово «насилие» объясняется как «1. Применение физической силы к кому-нибудь. 2. Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности. 3. Притеснение, беззаконие (книжн.)»[12].

В свободной энциклопедии Википедия дается следующая трактовка данного термина: «насилие — применение физической силы с целью нанесения травм, повреждений или смерти»[15].

В целом, в определении понятия насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским, другой — прагматическим[2].

Согласно первому, понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку; оно, кроме того, употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, как ложь, ненависть, лицемерие и т. д. Насилие прямо отождествляется (во всех его многообразных проявлениях) со злом вообще. При таком подходе, во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Прагматический подход ориентируется на ценностно нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием — убийство, ограбление и пр. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения[2].

В настоящее время выделяют несколько подходов к пониманию насилия: биологический, психологический, социологический и юридический.

Итальянский врач Ц. Ломброзо считается основоположником биологического направления в понимании насилия. Сторонники данного направления полагают, что причины появления насилия заключены в физиологических особенностях человека. Ц. Ломброзо и его последователь Ч. Шелдон связывали склонность к насилию с особым типом телосложения, наличием специфических внешних данных[9, c. 19-22].

Бихевиористский подход к анализу агрессии исключает ее рассмотрение в качестве спонтанного проявления человеческой природы. Агрессивное поведение в контексте данного подхода трактуется как реакция на внешний раздражитель. Наибольшую популярность в бихевиоризме приобрела концепция Дж. Долларда, основной вывод которого: «Агрессия всегда есть следствие фрустрации». В результате использования методов, предложенных этим ученым, было сделано несколько значительных выводов, в частности вывод о том, что возможна психологическая разрядка агрессии. Для этого могут использоваться возможности высказываний, сочинения рассказов, рисования картин и т.д. Все это выступает в качестве реакции, замещающей реальное проявление агрессии и насилия. Подобное явление получило название «эффект катарсиса»[ 9, c. 19-22].

З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие постоянного противоречия между инстинктами (прежде всего сексуальным) и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождает внутренне напряжение, которое выражается в том числе и в форме агрессии и насилия. Насилие человек совершает как по отношению к себе самому, так и по отношению к другим, к внешнему миру. В свете концепции Фрейда насилие, будучи результатом конфликта между Я и сверх-Я, может проявляться в форме мазохизма или садизма.

К. Юнг объясняет причины проявления агрессивности и насилия в соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Агрессия, насилие во многом объясняется, по мнению Юнга, действием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной «тенью» неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению и возрождению[9, c. 19-22].

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показывает взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности. Человек, подверженный состоянию «движения против людей», склонен к конфликтам, проявлению агрессивности и насилия. Агрессия, по ее мнению, является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида.

Гуманистическое направление в социальной психологии, представленное в работах К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза и других, исследует и объясняет проявление агрессии, насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс рассматривает человека как изначально конструктивного, считает, что агрессия, насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничения его свободы, возможности выбора[9, c. 19-22].

Социальные психологи в свою очередь выдвинули три концепции насилия.

В соответствии с теорией социального научения, представителями которой являются Бандура, Берковиц, Фарли, считается, что насилие в форме приобретенной реакции передается в рамках родительской семьи взрослой паре как метод разрешения конфликтов, привычное средство удержания власти и контроля в личных отношениях. Леонард Берковиц в работе «Агрессия (социально-психологический анализ)» показывает влияние социально-психологических параметров, т.е. социального окружения, взаимоотношений с другими социальными субъектами и т.д., на проявление агрессивности в действиях человека[9, c. 19-22].

Теория привязанности (Боулби, Корво, Де Лозье, Саймондес и т.д.) фокусирует свое внимание на аффективной поддержке акта насилия, привязывает внутренние рабочие модели межпоколенческой трансмиссии к плохому обращению с ребенком. Оно оказывает влияние на образование паттернов взаимоотношений привязанности, которые человек выбирает на протяжении всей своей жизни.

Еще одна точка зрения на проблему насилия сложилась в практике индивидуального психотерапевтического консультирования. В рамках данного подхода агрессивное поведение мужчины в семье рассматривается как следствие травматического опыта, который был получен им в детстве, когда он сам был свидетелем или жертвой насилия.

Социологический подход исследования проявления агрессии, насилия исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Социологи видят истоки возникновения насилия в социальной структуре и комплексе ценностей, обычаев, традиций, привычек и верований, которые относятся к гендерному неравенству. Пострадавшей от насилия чаще является женщина, насильником мужчина, а организация общества поддерживает это неравенство[9, c. 19-22].

Таким образом, термин «насилие» получил широкое развитие в общественных науках, что существенно затруднило его дальнейшее понимание в качестве уголовно-правовой категории. В XX веке границы уголовно-правовой категории «насилие» стали определять на основе социологического понятия «насилие».

Содержанием слова «насилие» является весь объем противоправного принудительного поведения субъектов общественных отношений в отношении других субъектов против их воли, а также все последствия от него. Перенос этого содержания из социальной сферы применения в криминальную ставит знак равенства между категориями «преступление» и «насилие», что в уголовном праве неприменимо.

В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации категория «насилие» встречается при конструировании более сорока составов преступлений. К насилию относят не только весь спектр насильственных действий, охватываемых термином «насилие», но и криминальные явления, определяемые иными терминами, описывающими действия, которые, по мнению ученых, представляют собой «насилие» в широком его смысле, либо «насилие» является одной из форм их проявления. Уголовный закон не раскрывает категорию «насилие», поэтому различные авторы вкладывают в нее свое содержание. Большинство ограничивается перечислением силовых действий и их последствий, и лишь немногие пытаются дать общее толкование данной категории. В. И. Симонов разделил современные мнения на четыре группы: а) применение физической силы к потерпевшему; б) всякое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего; в) воздействие на потерпевшего, которое может заключаться в нанесении удара (ударов), причинении телесных повреждений или смерти; г) любое противоправное воздействие на организм другого лица против его воли[19, c. 16].

Свои существенно различающиеся доктринальные определения рассматриваемой категории давали Л. Д. Гаухман, Р. Д. Шарапов[1, c. 290], Л. В. Сердюк, А. Н. Романков и Н. М. Букаев[7, c. 16], А. В. Иващенко[3, c. 6] и др.

Таким образом, категория «насилие» – это особый способ совершения преступлений, связанный с достижением целей виновного посредством физического подчинения лица, нарушающего его свободу выбора и представляющего опасность умышленного или неосторожного причинения вреда жизни или здоровью. Она не может быть определена в Уголовном кодексе Российской Федерации как понятие, так как является оценочной и выборочно содержит несколько особенно агрессивных форм физического принуждения, через которые и следует его раскрывать[11].

Очень часто термин «насилие» заменяют термином «агрессия». Однако хотя эти термины и имеют сходное смысловое содержание, они не полностью тождественны (Христенко, 2004). Термин «агрессия» обычно употребляется для описания каких-либо активных, атакующих, разрушающих действий. Термин «насилие» употребляется очень широко, часто как синоним агрессии, однако имеет несколько иной смысл[4, c. 46 - 50].

В свою очередь, насилие так же, как и агрессия:

● является прежде всего действием, а не желанием действовать;

● как-либо изменяет объект приложения помимо его желания.

Насильственные действия всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради достижения какой-то цели, которая не всегда осознается окружающими и даже самим насильником[4, c. 46 - 50].

Таким образом, в некоторых случаях, когда целью насилия было причинение вреда, понятия «агрессия» и «насилие» тождественны и могут применяться как синонимы.

В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

- единичное или множественное, длящееся долгие годы;

- по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице, на рабочем месте (моббинг)[4, с. 582].

Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие (Алексеева, 2000).

Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление[4, c. 43 - 44].

Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.

Считается, что основными способами психологического насилия являются:

● изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней);

● дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика);

● монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, так как он является основным источником угроз);

● усиление тривиальных требований (множество мелких правил, не нарушить которые невозможно, следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины);

● демонстрация «всемогущества» насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою сверхкомпетентность, сравнивая себя с «неумехой»– жертвой, причем сравниваются как бытовые, так и профессиональные умения, или даже физическая сила. Цель таких сравнений – внушить страх, чувство несостоятельности в противовес «авторитетности» насильника);

● «случайные индульгенции» (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или непредсказуемо, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом – так, чтобы вызвать дезориентацию и замешательство);

● унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей;

● контроль за удовлетворением физических потребностей (еда, сон, отдых и т. п.), что ведет к физическому истощению жертвы;

● постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие;

● использование психоактивных веществ (например, алкоголь);

● непоследовательные и непредсказуемые требования;

● частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых «виновата» жертва;

● принуждение выполнять нелепую и бесцельную работу.

Если рассматривать психологическое насилие более широко, то в него также можно включить различные методы психологического воздействия (влияния): психологическое принуждение, нападение, манипуляцию и ряд других. Это действия, которые также относятся к категории «стратегий контроля над сознанием». Цель «стратегий контроля» заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, что приносит большую выгоду манипулирующему, чем жертве воздействия[4, c. 50].

Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями[4, c. 44].

Экономическое или финансовое насилие очень часто считают разновидностью эмоционального или психологического насилия. Эта разновидность насилия начинается одновременно с эмоциональным насилием и включает очень похожие тактики, которые действуют на жертву аналогичным образом.

Финансовое насилие часто определяется как любые действия, которые направлены на то, чтобы у жертвы не было ресурсов для своей экономической независимости, и/или навязывают жертве материальную зависимость от насильника. Экономическое насилие встречается во всех социо-экономических группах. Значительная часть пострадавших называют экономическую зависимость основной причиной, по которой они оставались в насильственных отношениях.

Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления[4, c. 44].

Таким образом, насилие – форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из сторон взаимодействия, при этом жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей (Христенко, 2004).

Насилие имеет индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение кому-либо физического, психологического, нравственного или иного ущерба.

Насилие может захватывать разные уровни: уровень всего общества, страны; уровень отдельных социальных групп; уровень малой социальной группы; уровень отдельного индивида. Количество пострадавших на разных уровнях различно. Самым опасным уровнем, как отмечают различные авторы (Антонян, 1987, 1998), является вертикальное проявление насилия, т. е. насилие на уровне государства. В этом случае любой человек, даже занимающий высокое социальное положение, становится потенциальной жертвой.

Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие[9, c. 19 - 22].

В зависимости от стратегии поведения обидчика насилие можно подразделить на:

● явное (открытое проявление насилия);

● скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т. п.)[4, c. 46].

Таким образом, в современной психологии под понятие «насилие» попадает любой поступок, основная цель которого – управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств и т. п. Насилие – это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли или убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника.

Насилие носит не только физически разрушительный, но и нравственно разлагающий характер, наносит ущерб моральному здоровью общества и отдельных людей. Вызывая цепную реакцию ответных насильственных действий, каждое проявление насилия порождает взаимную вражду и ненависть между людьми. «Самое тяжкое в насилии, - считал писатель Гарсиа Маркес, - это тот ужасающий след, который оно оставляет в обществе, в порожденной насилием нравственной гангрене, разлагающей сознание и души людей»[13].

Любой вид насилия ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью жертвы или опасность для ее жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития.

Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику пострадавшего.

Различают ближайшие и отдаленные последствия насилия.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, кровоизлияние в глазные яблоки. Сюда же относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях жертва охвачена острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Поэтому велика вероятность развития тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий насилия выделяются нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Практически все люди, подвергшиеся насилию, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Люди, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: на детей, на животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение. Заброшенный, эмоционально депривированный человек стремится любым путем привлечь к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что она хуже всех. Отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна. Могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, жертвы вымогают у насильников деньги.

Таким образом, для предупреждения тяжелых психических последствий, необходима немедленная помощь пострадавшему. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие, осуществляется в следующих направлениях:

- экстренная психологическая помощь в виде индивидуального консультирования;

- длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

 

 

Литература

1. Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений. Закон, теория, практика. – М. : ЮрИнфоР, 2010. – 316 с.

2. Гусейнов, А. А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. - 1994. -№ 6.

3. Иващенко, А. В. Социально-правовая природа насилия // Социально-правовые аспекты противодействия насилию: материалы научно-практической конференции 23 декабря 1998 года. – Омск, 1999. – С. 6.

4. Малкина-Пых, И. Г.. Виктимология. Психология поведения жертв. – М. : Эксмо, 2006. – 864 с.

5. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. – М., 2003. – С. 5

6. Романков, А. Н., Букаев Н. М. Насилие как способ совершения преступлений против собственности: монография. – Сургут, 2001. – С. 21, 22, 38, 39;

7. Сердюк, Л. В. Насильники и их жертвы: криминологическое и уголовно-правовое исследование. – Уфа, 2002. – С. 16;

8. Симонов, В. И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Свердловск, 1972. – С. 16.

9. Сулимова, Т. С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой: В 2 т. Т. 2. М.: Институт социальной работы, 1997. С. 19—22.

10. Тевлюкова, О. Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретико-методологического анализа: дис. канд. социолог. наук. – Новосибирск, 2005. – С. 13.

11. Токарчук, Р. Е. Насилие как составообразующий признак хищений: вопросы уголовной ответственности. - Омск, 2008.

12. Электронный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой

13. http://2info.ru/index.php?dn=article&to=art&id=12

14. (http://ozhegov.info/)

15. http://ru.wikipedia.org/

16. http://www.kreml.org/other/94187942

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.