Современное представление о насилии. Классификация насилия
ВВЕДЕНИЕ
«Насилием является, прежде всего, нарушение следующих моральных заповедей: не убий, не причини какого-либо телесного вреда или материального ущерба, не посягай на чьи-либо права, интересы и свободу» (Б. Герт).
Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы, обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу несомненно можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах.
Агрессия и насилие стали объектом исследования многочисленных теоретических направлений. Ученые разных научных школ и направлений объясняют насилие, его причины, виды, динамику в соответствии со своими основными теоретическими взглядами. Созданные ими теории насилия позволяют изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
Однако проблематика насилия, несмотря на всю ее важность и актуальность, до сих пор не имеет единого теоретического и исследовательского основания, в то время как психологическая и психотерапевтическая практика, ряд экспериментальных данных отечественных и зарубежных авторов, свидетельствуют о высокой травматичности пережитого насилия.
Современное представление о насилии. Классификация насилия
Насилие определяют как элемент политической, социальной, экономической организации общества[10, с. 13]. Всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб»[5, с. 5].
В Толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) само слово «насилие» объясняется как «1. Применение физической силы к кому-нибудь. 2. Принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности. 3. Притеснение, беззаконие (книжн.)»[12].
В свободной энциклопедии Википедия дается следующая трактовка данного термина: «насилие — применение физической силы с целью нанесения травм, повреждений или смерти»[15].
В целом, в определении понятия насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским, другой — прагматическим[2].
Согласно первому, понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку; оно, кроме того, употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, как ложь, ненависть, лицемерие и т. д. Насилие прямо отождествляется (во всех его многообразных проявлениях) со злом вообще. При таком подходе, во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Прагматический подход ориентируется на ценностно нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием — убийство, ограбление и пр. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения[2].
В настоящее время выделяют несколько подходов к пониманию насилия: биологический, психологический, социологический и юридический.
Итальянский врач Ц. Ломброзо считается основоположником биологического направления в понимании насилия. Сторонники данного направления полагают, что причины появления насилия заключены в физиологических особенностях человека. Ц. Ломброзо и его последователь Ч. Шелдон связывали склонность к насилию с особым типом телосложения, наличием специфических внешних данных[9, c. 19-22].
Бихевиористский подход к анализу агрессии исключает ее рассмотрение в качестве спонтанного проявления человеческой природы. Агрессивное поведение в контексте данного подхода трактуется как реакция на внешний раздражитель. Наибольшую популярность в бихевиоризме приобрела концепция Дж. Долларда, основной вывод которого: «Агрессия всегда есть следствие фрустрации». В результате использования методов, предложенных этим ученым, было сделано несколько значительных выводов, в частности вывод о том, что возможна психологическая разрядка агрессии. Для этого могут использоваться возможности высказываний, сочинения рассказов, рисования картин и т.д. Все это выступает в качестве реакции, замещающей реальное проявление агрессии и насилия. Подобное явление получило название «эффект катарсиса»[ 9, c. 19-22].
З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие постоянного противоречия между инстинктами (прежде всего сексуальным) и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождает внутренне напряжение, которое выражается в том числе и в форме агрессии и насилия. Насилие человек совершает как по отношению к себе самому, так и по отношению к другим, к внешнему миру. В свете концепции Фрейда насилие, будучи результатом конфликта между Я и сверх-Я, может проявляться в форме мазохизма или садизма.
К. Юнг объясняет причины проявления агрессивности и насилия в соответствии с обоснованной им концепцией бессознательного и архетипами. Агрессия, насилие во многом объясняется, по мнению Юнга, действием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной «тенью» неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению и возрождению[9, c. 19-22].
К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показывает взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности. Человек, подверженный состоянию «движения против людей», склонен к конфликтам, проявлению агрессивности и насилия. Агрессия, по ее мнению, является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида.
Гуманистическое направление в социальной психологии, представленное в работах К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза и других, исследует и объясняет проявление агрессии, насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс рассматривает человека как изначально конструктивного, считает, что агрессия, насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничения его свободы, возможности выбора[9, c. 19-22].
Социальные психологи в свою очередь выдвинули три концепции насилия.
В соответствии с теорией социального научения, представителями которой являются Бандура, Берковиц, Фарли, считается, что насилие в форме приобретенной реакции передается в рамках родительской семьи взрослой паре как метод разрешения конфликтов, привычное средство удержания власти и контроля в личных отношениях. Леонард Берковиц в работе «Агрессия (социально-психологический анализ)» показывает влияние социально-психологических параметров, т.е. социального окружения, взаимоотношений с другими социальными субъектами и т.д., на проявление агрессивности в действиях человека[9, c. 19-22].
Теория привязанности (Боулби, Корво, Де Лозье, Саймондес и т.д.) фокусирует свое внимание на аффективной поддержке акта насилия, привязывает внутренние рабочие модели межпоколенческой трансмиссии к плохому обращению с ребенком. Оно оказывает влияние на образование паттернов взаимоотношений привязанности, которые человек выбирает на протяжении всей своей жизни.
Еще одна точка зрения на проблему насилия сложилась в практике индивидуального психотерапевтического консультирования. В рамках данного подхода агрессивное поведение мужчины в семье рассматривается как следствие травматического опыта, который был получен им в детстве, когда он сам был свидетелем или жертвой насилия.
Социологический подход исследования проявления агрессии, насилия исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Социологи видят истоки возникновения насилия в социальной структуре и комплексе ценностей, обычаев, традиций, привычек и верований, которые относятся к гендерному неравенству. Пострадавшей от насилия чаще является женщина, насильником мужчина, а организация общества поддерживает это неравенство[9, c. 19-22].
Таким образом, термин «насилие» получил широкое развитие в общественных науках, что существенно затруднило его дальнейшее понимание в качестве уголовно-правовой категории. В XX веке границы уголовно-правовой категории «насилие» стали определять на основе социологического понятия «насилие».
Содержанием слова «насилие» является весь объем противоправного принудительного поведения субъектов общественных отношений в отношении других субъектов против их воли, а также все последствия от него. Перенос этого содержания из социальной сферы применения в криминальную ставит знак равенства между категориями «преступление» и «насилие», что в уголовном праве неприменимо.
В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации категория «насилие» встречается при конструировании более сорока составов преступлений. К насилию относят не только весь спектр насильственных действий, охватываемых термином «насилие», но и криминальные явления, определяемые иными терминами, описывающими действия, которые, по мнению ученых, представляют собой «насилие» в широком его смысле, либо «насилие» является одной из форм их проявления. Уголовный закон не раскрывает категорию «насилие», поэтому различные авторы вкладывают в нее свое содержание. Большинство ограничивается перечислением силовых действий и их последствий, и лишь немногие пытаются дать общее толкование данной категории. В. И. Симонов разделил современные мнения на четыре группы: а) применение физической силы к потерпевшему; б) всякое воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего; в) воздействие на потерпевшего, которое может заключаться в нанесении удара (ударов), причинении телесных повреждений или смерти; г) любое противоправное воздействие на организм другого лица против его воли[19, c. 16].
Свои существенно различающиеся доктринальные определения рассматриваемой категории давали Л. Д. Гаухман, Р. Д. Шарапов[1, c. 290], Л. В. Сердюк, А. Н. Романков и Н. М. Букаев[7, c. 16], А. В. Иващенко[3, c. 6] и др.
Таким образом, категория «насилие» – это особый способ совершения преступлений, связанный с достижением целей виновного посредством физического подчинения лица, нарушающего его свободу выбора и представляющего опасность умышленного или неосторожного причинения вреда жизни или здоровью. Она не может быть определена в Уголовном кодексе Российской Федерации как понятие, так как является оценочной и выборочно содержит несколько особенно агрессивных форм физического принуждения, через которые и следует его раскрывать[11].
Очень часто термин «насилие» заменяют термином «агрессия». Однако хотя эти термины и имеют сходное смысловое содержание, они не полностью тождественны (Христенко, 2004). Термин «агрессия» обычно употребляется для описания каких-либо активных, атакующих, разрушающих действий. Термин «насилие» употребляется очень широко, часто как синоним агрессии, однако имеет несколько иной смысл[4, c. 46 - 50].
В свою очередь, насилие так же, как и агрессия:
● является прежде всего действием, а не желанием действовать;
● как-либо изменяет объект приложения помимо его желания.
Насильственные действия всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради достижения какой-то цели, которая не всегда осознается окружающими и даже самим насильником[4, c. 46 - 50].
Таким образом, в некоторых случаях, когда целью насилия было причинение вреда, понятия «агрессия» и «насилие» тождественны и могут применяться как синонимы.
В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Насилие классифицируется по нескольким параметрам:
- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;
- единичное или множественное, длящееся долгие годы;
- по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице, на рабочем месте (моббинг)[4, с. 582].
Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие (Алексеева, 2000).
Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление[4, c. 43 - 44].
Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.
Считается, что основными способами психологического насилия являются:
● изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней);
● дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика);
● монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, так как он является основным источником угроз);
● усиление тривиальных требований (множество мелких правил, не нарушить которые невозможно, следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины);
● демонстрация «всемогущества» насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою сверхкомпетентность, сравнивая себя с «неумехой»– жертвой, причем сравниваются как бытовые, так и профессиональные умения, или даже физическая сила. Цель таких сравнений – внушить страх, чувство несостоятельности в противовес «авторитетности» насильника);
● «случайные индульгенции» (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или непредсказуемо, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом – так, чтобы вызвать дезориентацию и замешательство);
● унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей;
● контроль за удовлетворением физических потребностей (еда, сон, отдых и т. п.), что ведет к физическому истощению жертвы;
● постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие;
● использование психоактивных веществ (например, алкоголь);
● непоследовательные и непредсказуемые требования;
● частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых «виновата» жертва;
● принуждение выполнять нелепую и бесцельную работу.
Если рассматривать психологическое насилие более широко, то в него также можно включить различные методы психологического воздействия (влияния): психологическое принуждение, нападение, манипуляцию и ряд других. Это действия, которые также относятся к категории «стратегий контроля над сознанием». Цель «стратегий контроля» заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, что приносит большую выгоду манипулирующему, чем жертве воздействия[4, c. 50].
Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.
Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями[4, c. 44].
Экономическое или финансовое насилие очень часто считают разновидностью эмоционального или психологического насилия. Эта разновидность насилия начинается одновременно с эмоциональным насилием и включает очень похожие тактики, которые действуют на жертву аналогичным образом.
Финансовое насилие часто определяется как любые действия, которые направлены на то, чтобы у жертвы не было ресурсов для своей экономической независимости, и/или навязывают жертве материальную зависимость от насильника. Экономическое насилие встречается во всех социо-экономических группах. Значительная часть пострадавших называют экономическую зависимость основной причиной, по которой они оставались в насильственных отношениях.
Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления[4, c. 44].
Таким образом, насилие – форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из сторон взаимодействия, при этом жертву заставляют делать что-либо вопреки ее воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей (Христенко, 2004).
Насилие имеет индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение кому-либо физического, психологического, нравственного или иного ущерба.
Насилие может захватывать разные уровни: уровень всего общества, страны; уровень отдельных социальных групп; уровень малой социальной группы; уровень отдельного индивида. Количество пострадавших на разных уровнях различно. Самым опасным уровнем, как отмечают различные авторы (Антонян, 1987, 1998), является вертикальное проявление насилия, т. е. насилие на уровне государства. В этом случае любой человек, даже занимающий высокое социальное положение, становится потенциальной жертвой.
Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие[9, c. 19 - 22].
В зависимости от стратегии поведения обидчика насилие можно подразделить на:
● явное (открытое проявление насилия);
● скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т. п.)[4, c. 46].
Таким образом, в современной психологии под понятие «насилие» попадает любой поступок, основная цель которого – управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств и т. п. Насилие – это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли или убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника.
Насилие носит не только физически разрушительный, но и нравственно разлагающий характер, наносит ущерб моральному здоровью общества и отдельных людей. Вызывая цепную реакцию ответных насильственных действий, каждое проявление насилия порождает взаимную вражду и ненависть между людьми. «Самое тяжкое в насилии, - считал писатель Гарсиа Маркес, - это тот ужасающий след, который оно оставляет в обществе, в порожденной насилием нравственной гангрене, разлагающей сознание и души людей»[13].
Любой вид насилия ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью жертвы или опасность для ее жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития.
Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику пострадавшего.
Различают ближайшие и отдаленные последствия насилия.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, кровоизлияние в глазные яблоки. Сюда же относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях жертва охвачена острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Поэтому велика вероятность развития тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий насилия выделяются нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Практически все люди, подвергшиеся насилию, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Люди, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: на детей, на животных. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение. Заброшенный, эмоционально депривированный человек стремится любым путем привлечь к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что она хуже всех. Отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна. Могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, жертвы вымогают у насильников деньги.
Таким образом, для предупреждения тяжелых психических последствий, необходима немедленная помощь пострадавшему. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие, осуществляется в следующих направлениях:
- экстренная психологическая помощь в виде индивидуального консультирования;
- длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.
Литература
1. Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений. Закон, теория, практика. – М. : ЮрИнфоР, 2010. – 316 с.
2. Гусейнов, А. А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. - 1994. -№ 6.
3. Иващенко, А. В. Социально-правовая природа насилия // Социально-правовые аспекты противодействия насилию: материалы научно-практической конференции 23 декабря 1998 года. – Омск, 1999. – С. 6.
4. Малкина-Пых, И. Г.. Виктимология. Психология поведения жертв. – М. : Эксмо, 2006. – 864 с.
5. Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире / под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. – М., 2003. – С. 5
6. Романков, А. Н., Букаев Н. М. Насилие как способ совершения преступлений против собственности: монография. – Сургут, 2001. – С. 21, 22, 38, 39;
7. Сердюк, Л. В. Насильники и их жертвы: криминологическое и уголовно-правовое исследование. – Уфа, 2002. – С. 16;
8. Симонов, В. И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Свердловск, 1972. – С. 16.
9. Сулимова, Т. С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой: В 2 т. Т. 2. М.: Институт социальной работы, 1997. С. 19—22.
10. Тевлюкова, О. Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретико-методологического анализа: дис. канд. социолог. наук. – Новосибирск, 2005. – С. 13.
11. Токарчук, Р. Е. Насилие как составообразующий признак хищений: вопросы уголовной ответственности. - Омск, 2008.
12. Электронный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой