Для студентов высших медицинских учебных заведений
Под редакцией профессора
И.В. Маева
Москва
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический Центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Согласовано
Зам. председателя Учебно-
методического объединения
медицинских и фармацевтических вузов
________________ И. Н. Денисов
2002 г.
Утверждаю
Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики
_________________ Н. Н. Володин
2002 г.
И.В. Маев, В.А. Шестаков,
Т.М. Ляхова, Л.М. Салова
ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ
СИСТЕМЫ КРОВИ
Учебно-методическое пособие
Для студентов высших медицинских учебных заведений
Под редакцией профессора
И.В. Маева
Москва
ВУНМЦ МЗ РФ
Авторы:профессор, доктор медицинских наук И.В. Маев;профессор, доктор медицинских наук В.А. Шестаков; доцент, кандидат медицинских наук Т.М. Ляхова; доцент, доктор медицинских наук Л.М. Салова.
Диагностика болезней системы крови. Учебно-методическое пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. / Под редакцией профессора И.В. Маева. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.- 61 с.
Рецензенты:профессор, доктор медицинских наук Ю.К. Токмачев, профессор, доктор медицинских наукА.В. Струтынский
В работе рассмотрены вопросы обследования больных с заболеваниями системы крови, описаны основные клинические синдромы, встречающиеся в гематологической клинике, представлены контрольные вопросы и ситуационные задачи по рассмотренным темам.
Учебно-методическое пособие по курсу пропедевтики внутренних болезней предназначено для студентов высших медицинских учебных заведений.
3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней — М.,1989, стр. 425-444.
4. Материалы лекций по пропедевтике внутренних болезней.
Мотивация
Расспрос и физические методы исследования имеют большое значение в диагностике заболеваний крови, позволяют поставить предположительный диагноз и целенаправленно разработать план дальнейшего обследования больного.
Цель занятия
Научиться основным методам обследования больных с заболеваниями крови и использовать полученные данные для постановки диагноза.
Практические навыки
Уметь: подробно собрать жалобы больного; последовательно и подробно расспросить о развитии данного заболевания; выяснить и оценить сведения о жизни больного; проводить общий осмотр больных с заболеваниями крови; пальпировать лимфатические узлы; проводить пальпацию и перкуссию печени и селезенки.
Необходимо знание: анатомии, топографии лимфатических узлов, печени и селезенки (кафедра нормальной анатомии); строения красного костного мозга, лимфатических узлов, селезенки (кафедра гистологии); физиологии органов кроветворения в норме и при патологии (кафедры нормальной и патологической физиологии); умение: использовать основные методы обследования больных: расспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию (кафедра пропедевтики внутренних болезней).
Контрольные вопросы
1. Какие органы принимают участие в кроветворении?
2. Перечислите жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями системы крови.
3. Чем можно объяснить развитие лихорадки у больных с заболеваниями системы крови?
4. При каких заболеваниях системы крови наблюдается повышенная кровоточивость?
5. С чем связано появление дисфагии (расстройства глотания) при железодефицитной анемии?
6. Как можно объяснить появление болей в левом подреберье при болезнях системы крови?
7. Почему при некоторых заболеваниях системы крови появляются боли в костях?
8. Какая окраска кожных покровов наблюдается у больных с заболеваниями системы крови?
9. С чем связано появление желтушной окраски кожных покровов при гемолитических анемиях и В12 (фолиево) - дефицитной анемии?
10. При каком заболевании системы крови появляется вишнево-красный цвет кожи?
11. Какие изменения кожи появляются в связи с нарушением ее трофики?
12. Что такое «хантеровский» глоссит и когда он появляется?
13. Для каких заболеваний характерно развитие некротически-язвенной ангины и стоматитов?
14. Какие заболевания крови сопровождаются увеличением лимфатических узлов?
15. Что можно выявить при пальпации лимфатических узлов больных хроническим лимфолейкозом?
16. Какие изменения со стороны сердечно-сосудистой системы выявляются при анемиях?
17. Какая сила удара используется при перкуссии селезенки?