Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установление причинно-следственных связей

Пересмотр приоритетных задач определения образовательных результатов позволил включить в стандарты нового поколения программу формирования универсальных учебных действий, направленную на развитие компетенции «умение учиться», как способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учениками всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). При такой организации учебного процесса знания, умения и навыки становятся производными от качества сформированности универсальных учебных действий. В стандарте выделены такие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

· не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

· поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;

· используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;

· проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;

· используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;

· при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;

· самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Такие уроки, на наш взгляд, имеют ряд преимуществ:

· природосообразны, ориентированы на естественный рост и развитие ребёнка, а значит менее здоровьезатратны;

· способствую развитию универсальных умений, позволяющих активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности;

· создают условия для самовыражения;

· способствуют развитию исследовательских способностей и творческого мышления;

· создают психологический комфорт, так как общение строится на субъект-субъектных отношениях.

Кроме того, учителю начальных классов предстоит работать в условиях интенсификации процесса информатизации образования, активно использовать ИКТ как инструментарий формирования универсальных учебных действий. Это означает, что широкие возможности современных информационных технологий следует применять не столько для демонстрации учебного материала, сколько с целью активизации и развития учебной самостоятельности младших школьников.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 151 с

Понятие «универсальные учебные действия»

«Универсальные учебные действия» - это УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора

Функции универсальных учебных действий:

 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

 

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида:

1)личностный;

2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3)познавательный;

4)коммуникативный.

 

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Ш67 Образовательная система «Школа2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга1. Начальная школа . Дошкольное образование/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.-М.:Баласс,2011.-192с.; с.-123

 

Наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук).

Ш67 Образовательная система «Школа2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга1. Начальная школа . Дошкольное образование/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.-М.:Баласс,2011.-192с.; с.-47

Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом пишется и в методической литературе для учителей и в пояснительных записках к рабочим программам.

Логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. Данные группы умений не выступают изолированно в реальном решении мыслительных задач, возникающих в процессе учения, тем не менее учебно-логические действия можно рассматривать как самостоятельную группу общеучебных умений . Посредством данных умений информация структурируется для обеспечения поступательного движения от незнания к знанию.

Таким образом, под учебно-логическими действиями понимаются общеучебные действия, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логически действия: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, подведение под понятие, причинно-следственных связей. http://ygl.yaguo.ru/jm/-2011/1166-2011-04-18-23-15-08.html

 

В математике: подведение под понятие

Важной особенностью математики как дедуктивной системы является то, что все понятия, за исключением основных, вводятся посредством определений. В определениях указываются некоторые специфические свойства понятий, называемые часто их признаками, по которым можно определить, принадлежит ли данный объект или отношение к объему этого понятия. Остальные свойства определяемых понятий устанавливаются в рассматриваемых о них теоремах. Одни из них дают достаточные условия существования данного понятия, а другие – необходимые условия существования данного понятия. Признаки понятий, выраженные посредством определений и теорем, обычно представляют собой различные простые высказывания, соединенные различными логическими операциями (связками). В каждом определении и в условии каждой теоремы признаки, дающие достаточные условия существования соответственного понятия, связаны связкой «и», т. е. образуют конъюнкцию. По этой причине, чтобы установить, принадлежит ли данный объект (или отношение) множеству объектов (или отношений), составляющих объем соответственного понятия, достаточно показать, что все его признаки имеют место в определении или условии одной из этих теорем.

Суть обобщения как мыслительной операции

Предметы и явления объективного мира находятся между собой в разнообразных связях и отношениях. Познание и обобщение этих связей и отношений является одной из важнейших функций мышления.

Еще С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление внутренне связанно с обобщениями – оно совершенствуется в них и ведет к обобщениям более высокого порядка» В.В. Богословский определяет мышление как опосредованное, обобщенное отражение действительности в их общих и существенных признаках и свойствах, в их связях и отношениях, а также на основе полученных обобщенных знаний – познание и творческое построение новых единичных предметов и явлений действительности Термин обобщение часто встречается в литературе. Он принимается для обозначения многих сторон процесса усвоения знаний школьниками.

При характеристике результата этого процесса отмечается умение ребенка отвлечься от некоторых частных и варьирующих признаков предмета.

Рассмотренная точка зрения выражена в определении обобщения, данным В.В. Давыдовым: «обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств, предметов и их отношений .Н. А. Менчинская, исследуя зависимость обобщения от особенностей анализа, выделяет такие виды обобщения, как обобщение «генерализацию» и собственно обобщение. Первый вид обобщения означает слитность, нерасчлененность того или иного содержания, т.е. этот вид основан на слабом анализе; второй вид является результатом тщательного анализа. «Правильно обобщение не удается там, где отсутствует разграничение существенных признаков от несущественных».

 

М.Н. Шардаков предложил классификацию разных видов обобщающей мыслительной деятельности школьников, развивающуюся в процессе учения. Он рассматривает 3 вида обобщения:

1. Обобщение существенных и общих свойств единичных предметов и получение тем самым предметных понятий.

2. Обобщение существенных и общих связей и отношений между отдельными предметами или явлениями и получение тем самым понятий отношений.

3. Особым видом обобщения является обобщение учебного материала.

Таким образом, разносторонние подходы к классификации обобщения свидетельствуют о его многоплановости, а значит и широких возможностях различного подхода к формированию обобщения.

Обобщение непосредственно связано с другими мыслительными операциями.

Обобщение – это нахождение общего в предметах и явлениях. Нахождение общего включает в себя сопоставление предметов, вычленение общих признаков в каждом из данных предметов и объединение последних по этим признакам.Т.о., в любой процесс обобщения входит абстракция, поскольку, не вычленив нужные признаки, нельзя объединить предметы.

Каждый предмет имеет существенные и несущественные признаки и свойства. Точно так же каждое явление возникает перед нами в существенных и несущественных связях и отношениях. Предметы или явления одного рода имеют существенные признаки или связи, которые всегда общие . Существенные признаки – это признаки постоянные, устойчивые, сохраняющиеся у данной группы предметов при вариации несущественных. При помощи существенных признаков предмет может быть легко отличен от предметов, которые даже сходны с ним, но не точно совпадающие с тем предметом, о котором идет речь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обобщение - одна из основных и наиболее значимых форм мышления. Не умея обобщать, невозможно формировать понятия и законы, делать выводы. т.о., необходимо развивать операцию обобщения у детей с раннего возраста и уделять этому вопросу больше внимания. Но обобщение нельзя формировать обособленно, изолированно, вне связи с другими операциями мышления http://www.bestreferat.ru/referat-217904.html

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. Ребенок учится соотносить причину и следствие. Для этой операции подойдет наблюдение за окружающим миром, поступками людей, чтение рассказов и сказок с сюжетом.

Операция обобщения. Это самая сложная для детей логическая операция. Строить выводы детям довольно трудно. Пример обобщения может быть таким: «Ты играешь с Петей? Тебе с ним интересно? Ты делишься с ним своими игрушками? Значит вы друзья».

Логические операции – основа хорошего мышления. Если развить мышление малыша – он будет схватывать знания на лету, и процесс обучения будет проходить легко и непринужденно.

http://www.glv-club.ru/index.php?option=com_virtuemart&page=shop.browse&category_id=36

 

 

Установление причинно-следственных связей.

Данная составляющая умения анализировать необходима в повседневной жизни. Она проявляется в необходимости рассуждать правильно. С помощью таких рассуждений отыскивается и доказывается истина, не прибегая к опыту.1 Действительно, в школе этим мы постоянно занимаемся на уроках математики, и не только математики. Мы уверенно пишем слово «мышь» с мягким знаком на конце, хотя на слух что «мышь», что «мыш» - одно и то же, и можем рассуждать при этом примерно так: «Слово «мыш (ь?) » - существительное женского рода, а все такие слова оканчиваются либо на «а», либо на «я», либо на мягкий знак, значит, надо писать не «мыш», а «мышь».

В обыденной жизни мы можем прочитать рекламный плакат туристической фирмы с примерно следующим содержанием : « У нас Вы можете приобрести путёвку в Египет или Марокко !» В этом случае мы понимаем, что перед нами нет той ситуации, когда надо выбрать обязательно или Египет, или Марокко, мы можем приобрести путёвки в обе страны. Слово «или» здесь имеет неразделительное значение. К примеру, в знаменитой фразе Гамлета «Быть или не быть - вот в чём вопрос !» слово «или» имеет, несомненно, разделительный смысл : невозможно одновременно «быть» и «не быть». На уроке математики аналогичная ситуация складывается, например, тогда, когда говорим, что ab=0, если a=0 или b=0, имея в виду, что a и b могут одновременно равны 0. Но тогда же, решая неравенство |x| > 2, получаем, что x<-2 или x>2, но не x<-2 и x>2. На уроке же русского языка возникают те же проблемы, когда, к примеру, стоит задача сделать следующие высказывания истинными, вставив вместо многоточия фамилию известного русского писателя:

1.« Пушкина звали Александром Сергеевичем или ...(кого ?)... звали Александром Сергеевичем». (Здесь вместо многоточия можно поставить фамилию любого известного русского писателя, и высказывание будет истинным.)

2.« Пушкина звали Александром Сергеевичем и ... (кого ?)... звали Александром Сергеевичем». (В данном случае вместо многоточия можно поставить фамилию Грибоедова или другого писателя, которого обязательно зовут Александр Сергеевич, и только тогда высказывание будет истинным.)

http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5

 

СРАВНЕ́НИЕ

познавательная операция (логич. рефлексия – И. Кант), посредством к-рой на основе нек-рого фиксир. признака – основания С. (см. Отношение) – устанавливается то ж д е с т в о (равенство) или р а з л и ч и е объектов (вещей, состояний, свойств и пр.) путем их попарного сопоставления. Операция С. имеет смысл лишь для тех объектов, "...между которыми есть хоть какое-нибудь сходство" (Юм Д., Соч., т. 1, М., 1965, с. 103), т.е. определяется в совокупности однородных в к.-л. смысле объектов – таких, к-рые образуют множество. Признаки (предикаты), определяемые на этом множестве, служат "естественными" основаниями С.

Как познавательный акт С. следует отличать от его логич. формы, к-рая является общей как для элементарных (одноактных), так и для сложных (многоактных) процедур С.: в любом случае имеют место только две возможности – сравниваемые объекты а и b тождественны (по данному основанию) или же они различны (по тому же основанию). Если основания различия таковы, что отношение различия может рассматриваться как порядковое, то операция С. сводится к рассмотрению отношений а=b, аb, являющихся исходными (основными) отношениями С. Неявное определение этих отношений дается аксиомами равенства (см. Равенствов логике и математике) и порядка, а их взаимная связь выражается т.н. аксиомой трихотомии: а=b или ab. Все вместе они дают систему постулатов С., при этом свойства входящих в эти постулаты понятий "=", "<" и ">" не зависят, конечно, от "количественного" смысла, к-рый этим понятиям обычно приписывается; речь идет о порядковых свойствах нек-рого общего класса отношений (порядка отношений в широком смысле; таковы не только количественные, но и качественные отношения порядка, напр. по признаку красоты, ловкости, ума и пр.), из к-рых предметом матем. анализа становятся лишь те, для к-рых удается установить более или менее строгие методы С.

В любой матем. теории непременным условием рассмотрения матем. объектов является предположение об их сравнимости. Это приводит к тому, что естественно назвать а б с т р а к ц и е й сравнимости. На этой абстракции основывается, напр., утверждение, к-рое является фундаментальным в канторовской концепции множества, что любые два элемента произвольного множества различимы между собой. На этой же абстракции основано С. самих множеств. Мы говорим "абстракция сравнимости" потому, что задача С. в общем случае является отнюдь не тривиальной, иногда даже просто неразрешимой: "Пусть А – множество всех четных чисел, больших 4, а В – множество всех чисел, являющихся суммами двух простых нечетных чисел. Мы до сих пор не знаем, какое из соотношений справедливо: А = В или А ≠ В, и не знаем даже, как подойти к решению этого вопроса" (Серпинский В., О теории множеств, пер. с польского, М., 1966, с. 6; о принципиально неразрешимых задачах С. см., напр., в ст. Тождества проблемы). По замечанию Юма, "мы можем производить... сравнение или когда оба объекта воспринимаются чувствами, или когда ни один из них не воспринимается или когда налицо только один из них" (Соч., т. 1, М., 1965, с. 169). Несовпадение этих видов С. проявляется уже в том факте, что в обоих последних случаях р а з л и ч и е приходится рассматривать как отрицание т о ж д е с т в а, тогда как в первом случае акт различения имеет и самостоятельное значение и рассматривается как самостоятельная операция (на нем, собственно, основывается идея математики без отрицания – см. Положительная логика). Очевидно, что С. на уровне чувств. восприятия не требует никаких абстракций. Наглядность придает понятию С. "физич. смысл", но условие наглядности С. стеснительно для теории. Именно в теории, особенно в математике, типичны случаи (как в приведенном выше примере с множествами А и В), когда наглядное сопоставление объектов невозможно (это зависит, вообще говоря, от условий задания объектов) и, значит, приходится прибегать к рассуждению и, соответственно, к тем или иным абстракциям, на к-рых мы свои рассуждения основываем. Напр., рассуждение о сравнимости множества А1 всех нечетных чисел, больших 7, и множества В1 всех чисел, являющихся суммами трех нечетных простых чисел, мы основываем на абстракции потенциальной осуществимости, поскольку "...мы знаем метод, дающий возможность путем выполнения определенных, указанных этих методом вычислений, решить, какое из соотношений Α1 ≠ Β1 или Α1 = Β1 верно...", хотя число этих вычислений "...так велико, что ни одна существующая электронная вычислительная машина не была бы в состоянии их выполнить" (Серпинский В., О теории множеств, с. 7). Основываясь на принципе исключенного третьего, мы можем считать сравнимыми и множества А и В из первого примера, но в этом случае абстракция сравнимости будет зависеть уже от абстракции актуальной бесконечности. Иначе говоря, абстракция сравнимости является нетривиальным допущением в рамках др. матем. абстракций.

"Практически осуществимая" операция С. не должна зависеть от к.-л. абстракций бесконечности и осуществимости. Так, принимая в рамках абстракции актуальной бесконечности, что два положительных иррациональных числа равны, если все соответственные десятичные знаки их десятичных приближений одинаковы, мы вполне отдаем себе отчет в том, что на практике никогда не удается решить вопрос о равенстве чисел в указанном смысле в виду принципиальной невозможности довести бесконечный процесс С. до конца. Основание С. при таком "платонистском" определении равенства "замешано" в бесконечном процессе. На практике, ограничиваясь приближенными вычислениями, приходится исключать такие "бесконечные основания" С. путем перехода к равенству в нек-ром интервале абстракции – прагматическому (или условному) равенству (о понятии "интервал абстракции" и связанному с ним понятию условного равенства см. в ст. Принцип абстракции, Тождество). Приходится, напр., отождествлять иррациональное число с его десятичным приближением, полагая в общем случае зависимость равенства веществ. чисел от условий взаимозаменимости их десятичных приближений, когда использование (подстановка) одного из них вместо другого не нарушает заданный интервал абстракции (к примеру, обеспечивает требуемую практич. задачей степень точности). Бесконечный процесс С. заменяется здесь конечным приемом подстановки и экспериментальной проверкой ее результатов.

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3386/%D0%A1%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

 

 

Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Сравнение — выяснение, какой из двух объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»).

Сравнение (разг.) — утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление.

Сравнение в ряде социальных наук (психологии, социологии и др.) и в философии— познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов,[1] явлений и процессов.

Сравнение в математике. Сравнение формализовано в математике с помощью понятия «отношение».

Над двумя числами можно произвести:

сравнение на равенство, то есть выяснить равны ли числа;

сравнение на неравенство, то есть выяснить, какое из чисел больше.

Сравнение по модулю натурального числа (сравнение по модулю) в теории чисел — понятие, на котором основана модулярная арифметика, применяющаяся во многих областях науки.

Сравнение в стилистике и литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Это из этимологического словаря

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 

ОБОБЩЕНИЕ (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой - более общей (логич. О.).

www.terme.ru›Советский философский словарь. - 1974

Обобщение (лат. generalisatio) аЧ мыслительная операция, пенреход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, сужндении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситунаций…это этимолог словарь

http://slovari.yandex.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9/значение/

 

 

Для успешности мыслительного процесса учащиеся должны овладеть специальными умениями, то есть способами выполнения умственных действий- операциями мышления.

С.А. Рубинштейн отмечал, что неправомерно подчинять проблему развития мышления проблеме усвоения знаний. Хотя эти задачи и решаются вместе,т.к. процесс формирования мышления происходит только в учебной деятельности, всё же каждая из этих задач имеет самостоятельное значение и свой путь реализации (знания можно получить, заучивая механически и воспроизвести их без должного понимания). Средством умственного развития является специально продуманная организация обучения школьников рациональным приемам мышления.

Н.Ф. Талызина в своей книге «Формирование познавательной деятельности младших школьников» пишет, что в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями.

Операции мышления- отдельные, законченные, устойчивые и повторяющиеся мыслительные действия, посредством которых мышление приобретает исходную информацию. Эта формулировка, предложенная К.К. Григоряном, по сути объединяет определения, данные С.Л. Рубинштейном (мыслительные операции- это формы проявления процессов мышления, т.е. способы осуществления процессов анализа, синтеза, обобщения) и А.Н. Леонтьевым (мыслительные операции- способы выполнения действий и под них подходят понятия сравнение, анализа, обобщения и классификации).

Все мыслительные операции тесно взаимосвязаны друг с другом и не могут быть использованы в «чистом» (изолированном) виде.

Н.Ф. Талызина предлагает использовать следующую методику работы над формированием начальных логических приемов мышления.

Первое, чему необходимо научить учащегося, это умению выделять в предметах свойства. Дети первого класса обычно выделяют в предмете всего 2-3 свойства. Для того, чтобы они могли увидеть в предмете множество свойств, полезно показать им прием по выделению свойств в предметах- прием сопоставления данного предмета с другими предметами , обладающими другими свойствами. Заранее подбирая для сравнения различные предметы и последовательно сопоставляя с ними исходный, можно научить детей видеть в предметах множество таких свойств, которые ранее от них были скрыты.

Как только дети научатся выделять в предметах множество различных свойств, можно переходить к следующему компоненту логического мышления: формированию понятия об общих о отличительных признаках предметов.

Прием сравнения известен в педагогике давно. Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что «сравнение есть основа познания м всякого мышления». Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами. Познание есть процесс, в котором различие и сходство находятся в неразрывном единстве.

Анализ учебников и программ показывает, что действия сравнения необходимо учащимся уже в первом классе. Вместе с тем, если его не сделать предметом специального усвоения , то он оказывается не усвоенным большинством учащихся до конца учебного года. Многие из них просто не понимают, что значит сравнить.

Начинать работу по формированию приема сравнения надо с выделения содержания этого приема. Сравнение будет корректным только тогда, когда оно используется при сопоставлении однородных предметов и явлений действительности; во-вторых, когда сравнение производится по существенным признакам.

Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:

1) выделение признаков у объектов;

2) установление общих признаков;

3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков);

4) сопоставление объектов по данному основанию.

 

Важным логическим приемом является прием обобщения. Он позволяет выделить общее и главное в системе знаний. Его внешним выражением является задание типа: что в этих знаниях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете и т.п., а конечным результатом- формулировка правил, понятий, выводов.

Для обучения обобщению необходимо развивать наблюдательность, способность к анализирующей деятельности, умение находить существенное и обнаруживать общее.

Обобщение требует особенно активной мыслительной деятельности ребёнка с преобладанием синтеза. Поэтому он признается как один из самых трудных приемов. Прием обобщения позволяет избежать запоминания множества фактических сведений, формирует важнейший навык учебного труда, без которого дальнейшее обучение сильно затруднено.

Таким образом, в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения.

Контроль за развитием логического мышления осуществляется на основе овладения учащимися такими логическими операциями как анализ, сравнение, классификация, обобщение. В то же время они существенно определяют результативность мыслительного процесса и успешность усвоения школьниками материала. Титова В.В. Практикум по методике развивающего обучения естествознанию: учебно-методическое пособие для студентов заочного и очного отделений факультета начального образования(вторая ступень) –Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007г.,-160с.

 

В философии обобщение (лат.generalisatio), мысленный переход:1) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой - более общей (логическое обобщение). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так, например, обнаруживая некоторое общее и специфическое свойство у представителей известного неопределённо большого множества предметов, образуют понятие о нём (индуктивное обобщение).

В другом случае, отправляясь, например, от понятия о равностороннем треугольник и отвлекаясь от свойства равносторонности, переходят к обобщенному понятию о треугольнике вообще (логическое обобщение). Аналогично, производя соответствующие отвлечения, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от классической механики к механике релятивистской. Это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Процесс обобщения связан с процессами абстракции, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция:Ф56 Л.Ф Ильичев, П.Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В.Г. Панов-М.: Сов. Энциклопедия, 1983г.-840 с., с.-446

С точки зрения философии, сравнение- познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью сравнения выявляют количественные и качественные характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания.

Сравнить - « это сопоставить» одно с другим с целью выявить их возможные отношения; посредством сравнения мир постигается как «связное разнообразие». При этом существенны условия, или основания, сравнение- признаки, которые детерминируют возможные отношения между предметами . В естественных языках акт сравнения получает выражение в сравнительных степенях прилагательных и наречий, а в логических языках- в предикатах порядка.

Сравнение имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по- другому.

Простейший и важнейший тип отношений, выявляемых путем сравнения- это отношения тождества (равенства) и различия. Сравнение по этим отношениям в свою очередь приводит к представлению об универсальной сравнимости, т.е. о возможности всегда ответить на вопрос, тождественны предметы или различны. Предметы наглядного опыта сравнимы всегда, но условие наглядности (наблюдаемости) существенно ограничивает теорию.

Именно в теории типичны случаи, когда наглядное сравнение предметов невозможно и для их сравнения приходится прибегать к рассуждениям и, следовательно, к тем или иным абстракциям, на которых эти рассуждения основаны. Поэтому предположения об универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости. Последняя, как правило, является нетривиальной гипотезой, принимаемой в рамках (и на основе) главных принципов теории.

Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Ф56 Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов-М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840с., с.-650

С точки зрения психологии, сравнение- операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи и в чем они различаются.

Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Следует отметить, что именно из-за этого одни и те же предметы в одном случае мы считаем похожими друг на друга, а в другом случае мы не видим между ними никакого сходства. Например, если раскладывать предметы гардероба по признаку цвета и по признаку назначения, то в каждом из этих случаев набор вещей на одной полке будет другим.

Операцию сравнения мы всегда можем осуществить двумя путями: непосредственно и опосредованно. Когда мы можем сравнить два предмета или явления, воспринимая их одновременно, мы используем непосредственное сравнение. В тех случаях, когда мы осуществляем сравнение путем умозаключения, мы используем опосредованное сравнение. При опосредованном сравнении для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки. Например, ребёнок для того чтобы определить, насколько он вырос, сопоставляет свой рост с отметками на косяке двери.

Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Например, совершенно неправильно сравнивать расстояния до двух различных объектов, используя для определения расстояния в одном случае метры(или километры), отделяющие вас от объекта, а в другом- время, которое вам потребуется, чтобы до него дойти. Поэтому непременным условием для успешного осуществления операции сравнения является необходимость выделения существенных признаков сравниваемых предметов. Например, сравнивая географические зоны, нельзя говорить о том, что зона пустыни и зона леса отличаются друг от друга тем, что в пустыне водятся верблюды, а в лесу их нет. При таком сравнении мы легко можем допустить ошибку, не указав основные существенные признаки сравниваемых предметов. В приведённом примере ошибка заключается в том, что основное отличие между сравниваемыми географическими зонами состоит в разнице климата, географическом положении и т.д. Поэтому для того, чтобы операция сравнения была осуществлена успешно, необходимо избегать одностороннего(неполного, по одному признаку) сравнения и стремиться к многостороннему(полному, по всем признакам) сравнению. Нельзя останавливаться на поверхностном сравнении предметов и явлений. Объективное сравнение всегда возможно лишь при глубоком анализе существенных признаков.

В качестве иллюстрации ошибок, которые мы допускаем при поверхностном сравнении, приведем следующий пример. Обнаружив сходство предметов по какому-либо одному или нескольким признакам, мы часто допускаем мысль о том, что это сходство будет присутствовать и при сравнении по другим признакам сравниваемых предметов или явлений. В подобных случаях мы выполняем умозаключение по аналогии. Так, исходя из того, что форма лунных гор сходна с формой земных вулканов, было высказано мнение о том, что и причины возникновения лунных гор сходна с формой земных вулканов. Однако при использовании аналогии нас часто могут поджидать ошибочные умозаключения. Например, вы могли наблюдать случай, когда ребёнок поливает из лейки своего щенка или котенка. При этом он исходит из умозаключения, что, поскольку цветы растут тогда, когда их поливают, то для того, чтобы подрос щенок или котёнок, его надо поливать.

Невольно возникает вопрос: «От чего зависит достоверность умозаключений по аналогии?» Достоверность умозаключений по аналогии зависит от того, насколько взаимообусловлены между собой признаки, которые мы наблюдаем в сравниваемых предметах. Так, формы всех земных вулканов похожи друг на друга потому, что они имеют одинаковое происхождение ,т.е. форму вулканов и их происхождение взаимообусловлены.

Маклаков А. Г. М.15 Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер,2005.-583с.:ия.-(Серия «Учебник нового века»)

 

 

Познавательный интерес относится к разным областям познавательной деятельности. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. Следовательно, и активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности, в том числе и познавательные. Поэтому развитие познавательной деятельности школьников является ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса. Обобщение должно носить не формальный, а содержательный характер, т.е. не просто указывать на общее понятие, но и отражать специфичность сообщаемой информации, благодаря чему в нем фиксируются все существенные отношения. http://www.twirpx.com/file/294993/

 

 

Понятие- одна из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания-ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы ощущаем его свойства-круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других свойств дает восприятие данного апельсина, при этом мы отражаем как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные признаки предметов.

Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупностью существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Признаки так же бывают отличительные- признаки, присущие только предметам, входящим в данный класс и неотличительные-это признаки, которые принадлежат не только данным предметам.

Таким образом, понятие-это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов.

Для выделения существенных необходимо абстрагироваться от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Определение понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

В целом перед учителем, как начальных классов, так и старших классов стоят такие задачи: добиваться от учащихся глубокого усвоения основных понятий курса, выработки цельной системы раскрытия важнейших понятий школьных предметов, поэтапного расширения их объёма и усложнения их структуры. Таков путь усвоения основных, опорных понятий, изучаемых в школьных курсах.

 

 

Сравнение- прием, заменяющий определение понятий. К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности.

В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: «Тело медузы студенистое, похожее на зонтик»; «Почки-небольшие парные органы, имеющие форму бобов». Во всех приведённых сравнениях общим признаком является форма.

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах, и в яркой форме, образно выразить это сходство. А. А. Блок в поэме «Двенадцать» использует такие сравнения:

Стоит буржуй, как пес голодный

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.

 

 

Обобщение-это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков).

Пределом обобщения являются категории. В каждой науке имеются свои категории.

В средней школе логическая операция обобщения понятия применятся буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например, «Имя существительное-это часть речи…».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.