Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диалог на занятии в Клубе ищущих работу. (Психолог) Добрый день



(Психолог) Добрый день. Сегодня мы поговорим о том, как сохранить работу. Не вызывает сомнения, что любой претендент на рабочее место желает не только получить его, но и закрепиться на нем, а в дальнейшем и сделать карьеру. Этой важной задаче необходимо уделить особое внимание

— А разве это так уж важно? В конце концов, главное чтобы тебя приняли на работу. Как говорил Наполеон: «Главное ввязаться в бой – а там посмотрим!»

— (П) В том-то и дело! Очень немногие люди ясно представляют, какие качества необходимо проявлять на рабочем месте, чтобы сохранить его. Вопросы о том, — как новый сотрудник «врастает» в коллектив и какие сложности подстерегают его на этом пути; каковы главные особенности поведения, характерные для работника, которого считают нужным и полезным; почему у некоторых людей карьера может не состояться — обычно остаются вне сферы внимания. И совершенно напрасно…!

Итак, вы приняты на новую работу. Возможно, вы долго и непросто шли к тому, чтобы занять это место. И естественно, вы взволнованы. Как вас встретят в новом коллективе? Будете ли вы справляться с новой работой? Или к вам предъявят такие требования, что вам будет тяжело? Помогут ли вам? Будете ли вы чувствовать себя хорошо и уверенно на новом рабочем месте? Беспокойство по поводу этих и подобных им вопросов понятно и вполне оправданно. И в большинстве случаев это беспокойство проявляется вполне конструктивно — в форме высокого рабочего тонуса, повышенного внимания к тем заданиям, которые вам поручаются, к тому, как ведут себя и действуют окружающие. Это общая реакция вновь принятого на работу сотрудника, которая в психологии носит название «адаптация». Человек стремится приспособиться к изменившимся условиям внешнего окружения.

— Что такое адаптация? Расскажите поподробнее.

-(П) Внутренний психологический смысл процесса адаптации состоит вот в чем. Любые — даже самые позитивные — изменения внешней среды требуют приспособления к ним, которые осуществляются путем повышения активности в работе всех систем организма и психики. Логика этой реакции такова: любые внешние изменения определяются организмом как новизна, а любая новизна, в свою очередь, это неопределенность — невозможность полностью прогнозировать и контролировать варианты развития будущего. Следовательно, неопределенность представляет собой потенциальную угрозу: вдруг что-то пойдет не так? Вдруг я чего-то не понимаю, не знаю? Устранение потенциальной угрозы, то есть уменьшение неопределенности, требует действий — познания, проверки, определения новых возможностей, которые, в свою очередь, требуют дополнительного расходования энергии, повышенного внимания, более быстрого мышления и прочего. Вот почему вновь принятый сотрудник, при самом благожелательном к нему отношении, чувствует и тревогу, и беспокойство, и желание понять, как все устроено на его рабочем месте и во взаимоотношениях между людьми в коллективе. Этот период вхождения в новый коллектив ученые называют периодом «острой адаптации» сотрудника. Наблюдения показывают, что он длится обычно один-два месяца.

Здесь очень важно понимать то, что и другие члены коллектива переживают нечто подобное. Ведь новый сотрудник так же представляет для них существенный элемент неопределенности. Как новый сотрудник будет себя вести? Как он будет работать? Как его появление скажется на взаимоотношениях в коллективе? Поэтому и другие члены коллектива, хотя и в более мягкой форме, проходят период острой адаптации к новому сотруднику.

— Два месяца – большой срок. Неужели его недостаточно чтобы люди узнали тебя и самому приспособиться к новому месту работы?

-(П) К сожалению, большинство людей считают, что окончание периода острой адаптации знаменует собой полное приспособление к новой работе. Но это не так. Период острой адаптации заканчивается в тот момент, когда у работника возникает ощущение, что он справляется с порученной работой и познакомился с членами коллектива — знает, чего от них ожидать. Иными словами, уровень неопределенности снижен до приемлемых пределов, и нет больше необходимости в высоком напряжении и расходовании большого количества внутренних ресурсов. Возникает ощущение, что ситуация на работе предсказуема. Когда возникают эти ощущения, работник вступает в новый период адаптации, который мы называем период «оптимистических ожиданий». Он характеризуется тем, что рабочее напряжение нового работника снижается до привычного, оптимального для него уровня. И здесь могут возникнуть непредвиденные проблемы.

Дело в том, что и в работе, и в отношениях между людьми, помимо четко определенных формальных правил, всегда есть какие-то неписаные законы, характерные для данного коллектива. Например, подготавливаемые документы, прежде чем попасть на стол начальнику, должны быть просмотрены членом коллектива, который исполняет роль аналитика. Кто-то из членов коллектива совершенно не выносит шуток в свой адрес. Какие-то темы являются запретными для обсуждения и т. д. Для людей, давно взаимодействующих между собой, эти правила кажутся настолько естественными, что о них не только не говорят, но даже и не осознают их. Люди просто ведут себя в соответствии с ними, но остро переживают их нарушение.

Проблема состоит в том, что новый член коллектива в периоде острой адаптации познавал в основном, самые общие, формальные правила своей работы и именно к ним он приспособился. Нюансы поведения и взаимоотношений оказывались малодоступными для него, поскольку он усваивал более общие правила работы и поведения. Усвоив их, новый сотрудник как бы внутренне раскрывается, начинает участвовать в эмоциональной жизни коллектива, испытывая при этом оптимизм в отношении будущего.

— Так это же хорошо… Сотрудник оптимистично настроен, работает с огоньком…

-(П) Я уже говорил, что другие члены коллектива тоже проходят период адаптации к новому сотруднику. Пройдя его, они неосознанно ожидают, что новый член коллектива усвоил не только формальные нормы поведения, но и неписаные правила — всю совокупность нюансов и тонкостей работы в этом коллективе. Обратите внимание, что и новый сотрудник, и коллектив испытывают «оптимистические ожидания» относительно друг друга. Однако, вообще-то, эти ожидания не совпадают. У нового сотрудника просто не было ни времени, ни возможности во всей полноте познакомиться с неписаными правилами коллектива. В периоде «оптимистических ожиданий» существенно повышается вероятность того, что новый сотрудник или наступит кому-нибудь «на любимую мозоль», или совершит какую-то оплошность в работе, или сделает что-то такое, что другие сотрудники считают своей работой. Одновременно коллектив будет спрашивать с нового сотрудника за эти оплошности так же, как с любого другого, потому что «оптимистические ожидания» сводятся к тому, что новичок знает все нюансы. Это взаимное непонимание может очень легко вылиться в эмоциональный конфликт, взаимные обиды и склоки. Именно поэтому многие новые сотрудники начинают испытывать разочарование в работе на третий – четвертый месяц работы. И именно в этот период велика вероятность увольнения нового работника.

— Так вот почему я уволился через четыре месяца…

-(П) Вполне возможно… Но если увольнения не произошло, то новый работник и коллектив вступают в период, который носит название «вторичной адаптации». Взаимное непонимание, возникшее на этапе «оптимистических ожиданий», как бы отбрасывает коллектив на этап «острой адаптации», но уже на новом уровне взаимодействия. В периоде «вторичной адаптации» происходит освоение новым сотрудником неписаных правил и норм, присущих данному коллективу. Одновременно, коллектив вырабатывает некоторые неписаные правила относительно того, как взаимодействовать с этим новым сотрудником. В этот период сотрудник окончательно занимает свое место в коллективе — становится его полноправным членом.

— Неужели все так сложно? Даже не верится…

-(П) Тогда я проиллюстрирую этот процесс простым примером.

Представьте себе несколько человек стоящих лицом друг к другу. Они стоят в кругу и держат перед собой кусок ткани, растягивая его за края. Их задача состоит в том, чтобы ткань была натянута максимально ровно, без морщин. Вдруг подходит еще один человек и говорит: «Давайте я вам помогу!» Очевидно, что это хороший человек, ведь он искренне готов помочь. И вот он тоже берется за край ткани и начинает ее тянуть. Что происходит дальше? Ткань начинает морщиться. Так и должно быть, ведь новый член коллектива должен не только научиться тянуть с определенной силой, но и все другие сотрудники должны соразмерить свои усилия; скоординировать их между собой. Сколько продлиться этот процесс? Практика показывает, что естественный процесс координации при вхождении нового работника в коллектив может длиться до полугода.

Итак, процесс «врастания» нового сотрудника в коллектив — дело непростое и длительное. Во всяком случае, следует понимать, что какие бы положительные чувства вы не испытывали к коллективу, в котором вы работаете, если прошло меньше пяти месяцев, вы не можете считать себя абсолютно интегрированным в него. Следует заметить, что и дальнейшее развитие коллектива может сопровождаться и ссорами, и склоками, и интригами. Но если период адаптации к новой работе можно определить как период согласования собственного рабочего и личного опыта нового сотрудника и других членов коллектива (назовем это словом «пережитки»), то дальнейшие сложности — это уже ваши общие, коллективные «нажитки».

 

Один час настоящей работы придает человеку больше сил, чем месяц жалоб на жизнь.

Джек Бернет

 

— И все-таки, как закрепиться на рабочем месте? Как сделать так чтобы тебя не выгнали?

-(П) Ну что же… вопрос своевременный.

Сейчас, когда мы рассмотрели процесс адаптации работника на новом рабочем месте, будет уместно рассмотреть те главные рабочие качества человека, которые, проявляясь в поведении, позволяют ему быть эффективным и ценным работником, невзирая ни на какие внешние сложности.

К числу этих качеств мы относим:

  • ответственность;
  • заинтересованное отношение к делу;
  • преданность;
  • конструктивное отношение к критике.

Рассмотрим их подробнее.

1. Ответственность. Ответственность — весьма широкое понятие, и потому это личное качество проявляется в любом деле, в любом человеческом поведении. Ответственность на работе и за работу — понятие более узкое, но и оно достаточно широко, а потому состоит из нескольких компонентов. Главным в понятии рабочей ответственности мы считаем выполнение обязательств. Действительно, поступая на работу, вы заключили с нанимателем определенный договор, т. е. приняли на себя определенные обязательства, приняли ответственность за порученное дело. Выполнение этих обязательств является вашей главной задачей. К сожалению, некоторые люди склонны принимать на себя повышенные или даже заведомо невыполнимые обязательства с тем, чтобы их приняли на работу, которая отвечает их интересам. В дальнейшем этим людям приходится изменять пределы своей ответственности, уменьшать свои обязательства. Иными словами, приходится изменять предварительно установленные «правила игры». Хочется предостеречь от этого.

Конечно, есть обязательства разного рода. Имеются четко определенные обязанности, за которые вы явно принимаете на себя ответственность, и выполнение их обязательно. И есть обязательства, которые вы можете взять на себя, если чувствуете в себе силы и желание развиваться и делать карьеру. Но если вы не желаете этого, то можно этого и не делать.

Другим важным компонентом рабочей ответственности является аккуратность. Это кажется абсолютно очевидным, однако этот принцип нарушается столь часто, что приходится только удивляться. Суть аккуратности состоит в том, что дело должно быть сделано целиком, со всеми своими мелкими деталями. Только тогда можно сказать, что результат труда будет гарантированно получен. Вспомним хрестоматийный пример про мальчика, которого звали Ванька Жуков, и который писал письмо «на деревню дедушке». Сколько труда, эмоций и слез затратил этот мальчик, чтобы написать действительно большое письмо — сделать большое дело. Но была упущена одна мелочь — адрес. И все дело пошло насмарку. Ведь не дойдет письмо — результат труда не будет достигнут!

Третьим компонентом ответственности является точность. Точность — это временной аспект аккуратности. И опять же, такой очевидный момент, и так часто нарушается. Временная точность иногда даже более важна, чем аккуратность, и, несомненно, она важна, сама по себе. Подумайте, кому нужна подоспевшая сильная армия, если город уже разрушен, а враг ушел?

 

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ, 19 век.

 

2. Заинтересованное отношение к делу. Под заинтересованностью в работе мы понимаем ясное понимание результатов своего труда и желание достичь этих результатов. Здесь стоит еще раз напомнить о том, о чем мы не раз уже говорили: работодатель заинтересован, прежде всего, в результате вашего труда, в его продукте. Если вы проявляете инициативу, стараясь достичь результата оптимальным образом, если вы не боитесь отвечать за что-либо на своем собственном уровне или советоваться с руководством, чтобы решить проблему наилучшим образом, то вы проявляете заинтересованное отношение к делу.

3. Преданность делу. Обычно, если служащие берут на себя определенные обязательства, они заботятся о чести фирмы. Если вы, полагаете, что «преданность» стала старомодным понятием, вы глубоко заблуждаетесь. На самом деле, именно сейчас преданность фирме и ее конкретному руководству становится все более и более важной. Действительно, это раньше было трудно испытывать преданность. Все предприятия были государственными, подчинялись кому-то в Москве. Согласитесь, что испытывать чувство преданности какому-то московскому министерству достаточно сложно. Другое дело сейчас. Многие частные фирмы существуют только благодаря энергии своих руководителей и энтузиазму сотрудников. Люди работают «в одной упряжке» и вместе достигают результатов. И потому испытывают не абстрактный патриотизм — преданность Родине вообще — а подлинное чувство преданности своей организации и своему руководству. И это иногда бывает, чуть ли самым главным.

Возьмем, к примеру, работу секретаря: как легко в разговоре, особенно в неофициальной обстановке, выдать какие-то конфиденциальные сведения. Но следует знать, что подобная информация тонко (а иногда и не столь уж тонко) выпытывается у сотрудников фирмы. Весьма полезным бывает подавить в себе желание покритиковать своего начальника на стороне, выдать его индивидуальные свойства или слабости. Это может нанести большой вред и ему, и вам, и организации в целом. Напротив, если необходимо, вы должны встать на его защиту.

Другой аспект преданности — это постоянная сдержанность в отношениях с коллегами. Мы говорили о том, что не следует выдавать информацию о своем руководителе другим сотрудникам. И точно так же не стоит бегать к начальнику, чтобы посплетничать о сотрудниках, как бы ему это ни нравилось. Если в вашей сдержанности сомневаются, то вряд ли вам будут доверять и сохранять с вами дружеские отношения.

 

Храни порядок и порядок сохранит тебя.

Латинская пословица

 

4. Конструктивное отношение к критике. Понятно, что не все на работе всегда идет гладко. Часто возникают и проблемы, и сложности, и поиски виноватых. И здесь, конечно, возникает широкое поле для критики. Наиболее легкий и конструктивный вид критики — это критика поступков и действий. Этим типом критики мы советуем всегда пользоваться на работе. Но иногда критика переходит и «на личности». Этот вид критики перенести куда сложнее. Различие между двумя этими типами легко проиллюстрировать примером. В одной и той же ситуации можно сказать человеку: «Ты плохой!", а можно сказать: «Ты хороший, но поступил в данном случае плохо!". Чувствуете разницу?

Однако, вне зависимости от того, как вас критикуют, ваше отношение к критике может быть конструктивным или нет. Очень важно понимать, что критика и ваше отношение к этой критике — это разные вещи, которые могут быть связаны между собой, а могут и не быть. При любой форме критики в ваш адрес стоит попытаться перевести критикующего в позицию: «Мы вместе против возникшей проблемы», не допуская возникновения конфликта характеризующегося позицией: «Ты против меня, а проблема только повод».

Почему бы не попытаться использовать критику себе во благо? Это означает хотя бы попробовать действовать в соответствие с замечаниями, и одновременно попробовать осознать те ошибки, которые поставили вас в уязвимое положение. Продумайте, как впредь вы будете избегать подобных ситуаций? Постарайтесь следовать трем главным советам:

  • Признайте без колебаний, что вы не правы, если это на самом деле так.
  • Не спешите рассказывать всем и каждому о случившемся со своей точки зрения.
  • Будьте доброжелательны!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.