Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственное регулирование конкурентных отношений



Роль государства в регулировании конкуренции имеет многосторонний характер и реализуется путем разработки и осуществления национальной промышленной политики, в рамках которой определяются методы и формы влияния на деловую активность отраслей и предприятий с целью повышения их конкурентоспособности. В настоящее время трудно говорить о комплексной реализации возможностей государства в активном регулировании конкурентных отношений, однако еще недавно безнадежная ситуация начинает меняться к лучшему.

В 1995 г. в России была начата серьезная работа по созданию законодательства, адекватно отражающего реально протекающие экономические процессы и обеспечивающего конкурентную политику. За прошедший период Российским парламентом приняты пять федеральных законов: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства».

К первым практическим мерам по реализации Закона «О конкуренции...» относится формирование списка монополистов, в который вошло большое количество товаропроизводителей, доминирующих на федеральном и региональном рынках. Абсолютное большинство списка составили так называемые временные монополии, т.е. компании (не всегда крупные), попавшие в монополисты в связи с развалом СССР, прекращением поставок из ближнего зарубежья, изменением текущей конъюнктурной ситуации.

В отличие от международной практики борьбы с монополистами, включающей широкий спектр средств (упрощение условий для открытия новых фирм в монопольной сфере бизнеса; отсутствие жесткого вмешательства во внешнюю торговлю; принудительное разукрупнение монополистов; госконтроль за слияниями и поглощениями компаний; прямой контроль за ценами и заработной платой в экстренных случаях), основная деятельность правительства в этой сфере была сконцентрирована на установлении предельных уровней рентабельности, прямого регулирования цен и даже ликвидации компаний.

В очень короткий срок практика показала бесперспективность таких действий. Регулирование деятельности «временных монополий» оказалось весьма затруднительным из-за их большого количества, контроль за ними в создавшейся сложной экономической ситуации был практически невозможен, а какие-либо радикальные меры исключены по политическим и социальным причинам. И вскоре государство отказалось от массового и бессистемного использования подобных мер, что лишило какого-либо смысла существование самого списка монополистов.

Главное направление деятельности начало смещаться от контроля над «временными монополиями» к поощрению конкуренции. Для этих целей при правительстве был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП, позднее преобразованный в министерство - МАП), к основным функциям которого были отнесены:

• совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции...»;

• разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;

• разработка правовой базы для регулирования деятельности банков и контроль за рынком ценных бумаг;

• регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;

• регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;

• изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.

Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Ее основные приоритеты сводились к следующему:

1) создание правовой базы федерального регулирования субъектов естественной и государственной монополии;

2) демонополизация торгового, строительного, дорожно-транспортного комплексов, связи, проведение мероприятий по разукрупнению ассоциаций, регламентация слияний и концентрации капитала на законодательной основе;

3) осуществление госконтроля за ходом приватизации в целях предупреждения создания новых монопольных структур;

4) устранение правовых, административных и финансовых барьеров для товаров, услуг и капиталов на российском рынке, их ослабление для новых экономических структур;

5) регламентация прямых бюджетных ассигнований, льгот и других методов создания неравных начальных условий конкуренции.

Конкретные шаги по демонополизации и развитию конкуренции стали осуществляется на основе принципиальных положений, включающих запрет на приобретение финансово-промышленными группами доминирующего положения на региональных рынках; импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья; выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из различных объединений; поощрение создания конкурирующих производств и стимулирование малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, дотаций и льготных кредитов; увеличение числа потребителей на рынке путем разукрупнения предприятий-потребителей.

В рамках программы впервые для российских условий были определены общие направления формирования конкурентного товарного рынка:

• снижение (ликвидация) правовых, экономических, организационных и административных барьеров, препятствующих вхождению новых предприятий на рынок, в том числе мировой.

• импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья;

• выделение (разделение) самостоятельных предприятий из объединений и крупных компаний;

• создание конкурирующих производств путем нового строительства;

• диверсификация производства;

• конверсия оборонного комплекса;

• государственная поддержка инновационной деятельности, малого и среднего бизнеса, предприятий, выходящих на рынок с конкурентоспособными товарами;

• развитие инфраструктуры сферы обращения (транспорт, склады, посреднические, закупочные организации, биржи);

• создание системы организованных товарных рынков и конкурсного распределения дефицитных ресурсов;

• развитие инфраструктуры информационного обеспечения экономической деятельности предприятий;

• создание правовых основ и методов регулирования естественных и государственных монополий;

• повышение правовой грамотности и культуры участников рыночных отношений.

В отраслевых и региональных программах демонополизации в дальнейшем предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т.е. экономических, технических, организационных и правовых условий, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции (табл. 1.2). Необходимо подчеркнуть, что реализация представленных мероприятий будет иметь не только положительный эффект развития конкуренции. В силу компромиссного характера предполагаемых мер неизбежный результат подмены естественных рыночных механизмов может вызвать и отрицательные последствия, о которых часто предпочитают умалчивать (табл. 1.3).

Неоднозначный характер имеет также и механизм государственной помощи и поддержки отдельных производителей и отраслей. С одной стороны, как уже отмечалось, любые методы государственного вмешательства, даже являясь чрезвычайно действенными, в конечном счете искажают конкурентную ситуацию, искусственно ставя отдельных субъектов рынка в более выгодные условия. С другой - различные виды государственной помощи могут использоваться не только в целях проведения структурной перестройки, но и для помощи нерентабельным, в силу экономических и социальных причин необходимым отраслям и регионам с низким уровнем жизни. Все это делается под флагом защиты национального рынка, для того чтобы отечественные предприятия заняли лидирующую роль по приоритетным направлениям.

В настоящий момент наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное возмещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.

Если признаками кризисного состояния отрасли являются избыток производственных мощностей, имеющий долговременный структурный, а не краткосрочный конъюнктурный характер, снижение занятости и сокращение деловой активности, государственная помощь в этом случае должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности отрасли путем решения проблем, а не путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Причем интенсивность предоставляемой помощи должна быть пропорциональна этим проблемам, так чтобы нарушения конкурентного баланса сводились к минимуму. Кроме того, государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль. По отношению к крупным приватизированным предприятиям целесообразно активнее проводить политику помощи по привлечению инвестиций с целью сохранения существующих рынков и защиты производителей и потребителей.


Таблица 1.2 Приоритеты регулирования входных барьеров на макроуровне

 

Виды Направ- Мероприятия Государственные
входных ления регу- по регулированию органы, ответствен-
барьеров лирования   ные за выполнение
1. Эконо- v/Н ИЖ6Н Ив} 1) практика контроля за ценообразованием (выяв- МАП РФ вместе
мические контроль ление и пресечение монопольно высоких, монопсонически низких, демпинговых цен); с территориаль-
    2) устранение препятствий для свободного перемеще- ными управле- uuauu ULtuuf4-
    ния товаров, мероприятия по стимулированию спроса; ПИлМИ, МИпгН/
    3) мероприятия по стимулированию инвестиций и терства и
    ограничению инфляции; ведомства,
    4) развитие конкурсного (тендерного) порядка местные органы
    выполнения подрядных работ; власти
    5) обеспечение предприятиям равных условий  
    доступа к факторам производства и инвестиционным  
    средствам;  
    6) развитие лизинга;  
    7) совершенствование механизмов приобретения  
    (аренды) земли и недвижимости;  
    8) совершенствование механизма налогов и льгот;  
    9) совершенствование таможенно-тарифной политики  
    государственного регулирования внешнеэкономичес-  
    кой деятельности (ВЭД);  
    10) работа по поддержке малого предпринимательства;  
      11) практика антимонопольного контроля товарных  
    рынков  
2. Норма- Снижение, 1) совершенствование законодательных Органы
тивно- контроль механизмов в сфере авторского права и смежных законодательной
правовые   прав; власти
    2) совершенствование нормативно-правового совместно с
    обеспечения предпринимательской деятельности; МАП РФ
    3) совершенствование правовых норм в сфере  
    рекламной деятельности;  
    4) совершенствование нормативных документов о  
    государственном регулировании тарифов и цен на  
    продукцию монополистов;  
    5) совершенствование антимонопольного  
    законодательства;  
    6) совершенствование нормативной базы в  
    области ВЭД.  

Продолжение

 

3. Органи- Снижение 1) развитие рыночной инфраструктуры: Федеральные и
зационные   - направление государственных и привлечение местные органы
    частных инвестиций в данный сектор экономики; власти
    - содействие совершенствованию техники,  
    технологии и организации производства и  
    управления в инфраструктурных отраслях;  
    2) обеспечение доступности инфраструктуры для  
    хозяйствующих субъектов, включая потенциальных  
    конкурентов  
4. Струк- Контроль 1) недопущение и пресечение злоупотреблений со МАП РФ, его
турные   стороны хозяйствующих субъектов, занимающих территориальные
    доминирующее положение на рынке; органы
    2) контроль слияний, поглощений и эмиссии акций;  
    3) контроль за действиями органов власти в  
    сфере предоставления льгот и преимуществ  
    хозяйствующим субъектам или их группам  
5. Адми- Снижение 1) упрощение, унификация и кодификация зако- Федеральные и
нистра- (устране- нодательства, обеспечение его стабильности и местные законо-
тивные ние) непротиворечивости; дательные и
    2) совершенствование законодательной базы исполнительные
    регулирования предпринимательства; органы, СМИ,
    3) повышение квалификации и ответственности учебные
    административного аппарата; заведения
    4) повышение правовой культуры населения  
6. Информационные Снижение 1) формирование банка данных по состоянию товарных рынков и обеспечение доступа к имеющейся информации заинтересованных организаций; Госкомстат, МАП РФ, МВС, региональные
    2) организация информационных совещаний, комитеты по
    семинаров, ярмарок; торговле
    3) оказание информационной методической помощи  
    при формировании пакета документации для  
    предпринимателей, оказание консультационных услуг  
    1) совершенствование законодательства и практики  
7. Непра- Устранение его применения для устранения факторов, способ- Органы
вового   ствующих экономическим преступлениям; законодательной
характера   2) активизация борьбы с преступностью; власти, спец.
    3) выявление и пресечение факторов криминогенного службы ФСБ,
    характера в экономике; МВД, органы
    4) выявление и пресечение фактов ГНС,
    недобросовестной конкуренции; прокуратура,
    5) выявление и пресечение случаев нарушения МАП РФ
    должностных обязанностей, взяточничества,  
    вымогательства  

Таблица 1.3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.