И. Кант. Критика чистого разума. Книга вторая, глава вторая
Антиномия чистого разума
Виды умозаключений:
1. категорические умозаключения: субъективные условия всех представлений находятся в безусловном единстве. Здесь выражается отношение предиката к субъекту (*предикат - то, что говорится о субъекте, указывает на его свойства)
2. гипотетические умозаключения: объективные условия в явлении находятся в безусловном единстве
3. объективные возможности предметов вообще находятся в безусловной единстве
Если мы хотим применить разум к объективному синтезу явлений, мы вскоре запутываемся в противоречиях и отказываемся от космологии (*космология - учение о Вселенной как о едином целом)
Феномен человеческого разума - антитетика (*антитетика - это ряд противоречащих друг другу утверждений, ни одному из которых нельзя отдать предпочтения). Это приводит к желанию предаться безнадежному скептицизму или догматическому упрямству. И то, и другое означает смерть здоровой философии
Антиномия чистого разума- это состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений.
Космологическое понятие у Канта - это любая трансцендентальная идея (*трансцендентальный - априорный, возвышающийся над всеми родовыми понятиями)
Раздел 1
Система космологических идей
Чистые и трансцендентальные понятия возникают только из рассудка. Значит, разум не создает понятий, а расширяет рассудочные понятия за пределы эмпирического. Разум придает эмпирическому синтезу абсолютную полноту, продолжая его до безусловного (*безусловное - это то, что никогда не встречается в опыте, находится только в идее)
Отсюда:
1. трансцендентальная идея - это категория, расширенная до безусловного
2. чтобы категория стала трансцендентальной идеей, в результате синтеза должен быть образован ряд подчиненных друг другу условий. Действительно, условия должны рассматриваться как данные, чтобы от условия мы могли продвигаться в следствиям. При этом разум не беспокоится о том, прекратится ли когда-нибудь ряд следствий (ряд следствий уходит в будущее и не влияет на понимание настоящего)
Прогрессивный синтез ряда на стороне обусловленного - это синтез, который начинается с ближайшего к явлению следствия и заканчивается наиболее отдаленным следствием.
Регрессивный синтез ряда на стороне условий - это синтез, который начинается ближайшим к явлению условием и заканчивается наиболее отдаленным условием.
Космологические идеи связаны именно с регрессивным синтезом, а вопросы прогрессивного синтеза не являются необходимой проблемой для чистого разума (для понимания данности явления для нас важны основания, а не следствия)
Если мы говорим о времени, то это ряд подчиненных условий, и трансцендентальная идея относится ко всякому прошедшему времени. Все протекшее время мыслится как данное. Если мы говорим о пространстве, то пространство образует агрегат, а не ряд. Тем не менее, синтез частей пространства последователен, и поэтому содержит в себе ряд. При этом отличие заключается в том, что в пространстве сторона условий и сторона обусловленного может быть одинаковой
Материя - это реальность в пространстве, и это нечто обусловленное (это следствие). Поэтому в случае материи имеет место регрессивный синтез.
Категория субстанции не может быть трансцендентальной идеей: в случае субстанции разум не может низойти к условиям, поскольку акциденции не представляют из себя ряда. Вместо этого ряд может образовать категория причинности. Причинность предоставляют для действия ряд причин, по которому можно определить условия и обусловленное.
Случайное рассматривается как обусловленное по некоторому правилу рассудка. Случайное образует ряд, в котором всему есть условие, и в котором разум может дойти наконец до безусловного - необходимости.
Космологических идей существует не более 4:
1. абсолютная полнота сложения данного целого всех явлений
2. абсолютная полнота деления данного целого всех явлений
3. Абсолютная полнота возникновения явления
4. Абсолютная полнота зависимости существования изменчивого явления.
Явления в этом случае рассматриваются как данные, и разум требует абсолютной полноты условия их возможности. Разум требует безусловно полного синтеза, посредством которого можно показать явление. Такой синтез образует регрессивный ряд, и в нем разум ищет безусловное (именно те посылки ряда, которые, взятые вместе, уже не могут сформировать другого ряда).
Неизвестно, возможен ли такой синтез явлений вообще, поэтому этот синтез - это только идея. Идея полноты синтеза заложена в разуме, независимо от возможности этой полноты. Разум начинает с идеи полноты, чтобы в конечном счете придти к безусловному ряди или его части.
Как можно рассматривать безусловное:
1. все члены ряда обусловлены, и только как целое они абсолютно безусловны. В этом случае ряд не имеет начала
2. абсолютно безусловное - это только часть ряда, которой подчинены остальные члены ряда, и которая не зависит ни от какого условия. Здесь существует первый член ряда.
a. С точки зрения прошедшего времени этот первый член - это начало мира
b. С точки зрения пространства - граница мира
c. С точки зрения целого - простое
d. С точки зрения причин - это свобода (самодеятельность)
e. С точки зрения существования вещей - это естественная необходимость
Мир - это математическое целое всех явлений и полнота синтеза всех явлений (целокупность синтеза). Природа - это совокупность явлений во всепроникающей связи друг с другом, что происходит благодаря внутреннему принципу причинности. Тогда мир можно назвать природой, поскольку мир рассматривается как динамическое целое, единство существования явлений. Здесь условие всякого события - это причина, а безусловное - это свобода.
Все идеи, которые рассматривает Кант, направлены только на безусловное, наше внимание обращено на полноту синтеза. К тому же, эти идеи трансцендентны, они могут вывести синтез за рамки возможного опыта и поэтому являются космологическими идеями.