- применение установленных законом санкций к виновным лицам и организациям за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме. Для правонарушителя юридическая ответственность выражается в установленной законом обязанности ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами. За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах: 1) ответственность по избирательному праву; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга: основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации. В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую ответственность избирательных комиссий (комиссий референдума) и 2) публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса. Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах можно подразделить на: 1) административную ответственность граждан и 2) административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, членов комиссий референдума, председателей этих комиссий и других лиц). Следует отметить одну из важных отличительных особенностей ответственности по избирательному праву от других видов ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. По избирательному праву законодательством допускается ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, избирательных блоков). По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной - привлечение к административной или уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.
Из 25 указанных статей в большинстве случаев субъект ответственности конкретизирован. Специальный субъект может быть назван как в санкции правовой нормы (что встречается чаще), так и в ее диспозиции или же вытекает из ее непосредственного содержания. Среди физических лиц - это должностные лица государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, кредитных организаций, председатель или члены избирательной комиссии, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений и блоков и др. Таким образом, среди названных лиц могут быть лица, как непосредственно участвующие в избирательном процессе и заинтересованные в его исходе, так и имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему.
Ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях: за неисполнение решения избирательной комиссии; за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении; за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата; за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг; за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.
В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.
Основным видом административного взыскания для юридических лиц по-прежнему является штраф. КоАП РФ в рассматриваемых статьях устанавливает штрафы для юридических лиц в пределах от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда. В двух случаях наряду со штрафом применяется также конфискация непосредственного объекта административного правонарушения.
Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.
Совершение тех или иных правонарушений в сфере избирательных отношений может повлечь за собой изменение или прекращение правоотношений. Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов. Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии о результатах голосования, об итогах выборов. Отмена судом решения о результатах голосования и об итогах выборов может быть связана также и с другими нарушениями принципа законности, допущенными при составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и т.д.
Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.
Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок (десять дней при необходимости дополнительной проверки фактов), а в день голосования или в следующий за ним день - немедленно. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд должен принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.234 ГПК РСФСР). Жалобы на неправильности в списках избирателей должны быть рассмотрены в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня голосования, а в день голосования - немедленно (ст.234 ГПК РСФСР).