По территории Украины протекает третья по величине река Европы – Днепр. На её берегах и берегах реки Южный Буг расположены 11 украинских речных портов и пристаней: Днепродзержинский, Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Кременчугский, Николаевский, Никопольский, Новокаховский, Херсонский, Черкасский, Черниговский.
Киевский речной порт расположен на правом берегу Днепра. Основан в 1897 г. В то время использовался в основном для перевозок зерна, соли, леса, промышленных товаров. После сооружения Днепровского каскада ГЭС стал доступен для крупных судов и фактически превратился в транзитный порт, через который шли грузы портов бассейна Днепра. Грузы с крупнотоннажных судов перегружались на флот, который обслуживал мелководную часть Днепра и Десну, и наоборот.
В последнее время порт в основном перерабатывает песок и щебень. Развито складское хозяйство. В 1993 г. порт стал открытым акционерным обществом.
Порт принимает суда длиной до 130 м, с осадкой до 3,2 м. Заход и выход судов регулируется диспетчером порта. При ограниченной видимости (менее 1 км.) движение судов по акватории порта запрещено.
Порт имеет речной вокзал. Перевозки в основном осуществляются на местных линиях.
Днепропетровский речной порт – это крупнейший речной порт Украины. Благодаря выгодному географическому положению он полностью обеспечивает потребности прилегающих промышленных регионов в перевозке, хранении различных грузов: металла, зерна, угля, контейнеров и пр. Порт как пункт перевалки внешнеторговых грузов известен в странах Придунавья, Черного и Средиземного морей.
Он находится в 393 км от устья Днепра и расположен по обоим берегам на двух основных грузовых районах. На правом берегу находится Городской объединенный грузовой район, выше по течению — участок Новые Кайдаки. Рядом с Городским районом расположены пассажирские причалы. На левом берегу, в затоне им. Кирова, находится грузовой район Амур-Гавань, вверх по течению от которого расположен Новый причал района. На 28-м км. от устья реки Самара, впадающей в Днепр, находится пристань Новомосковск.
Порт открыт в течение навигации при нормальном подпорном уровне (НПУ) Днепровского водохранилища (51,4 м) для захода судов и составов c осадкой 3,75 м. в пресной воде. Судовладельцы или их агенты должны предварительно согласовать с управлением железной дороги дату и время подъема ферм железнодорожного моста и предварительно оплатить расходы, если габариты судов, идущих на причалы Амур-Гавани, Нового причала, Новых Кайдак, превышают по высоте 8 м.
Днепродзержинский речной порт расположен на правом берегу Днепра. Основан в 1878 г. как пристань, которая использовалась для обслуживания пассажиров, перевозки сельскохозяйственной продукции, гранита, песка и металла. Наибольшие объемы перевалки современного порта – около 1,5 млн. т грузов в год.
Порт принимает суда длиной до 110 м. и с осадкой до 3,2 м.
Кременчугский речной порт основан в 1823 г. Порт расположен на левом берегу Днепра.
На сегодняшний день ОАО "Кременчугский речной порт" – специализированное транспортное предприятие, которое оснащено всеми видами механизмов и оборудованием, позволяющими осуществлять полный комплекс услуг по переработке и перевозке грузов, а также по производству и реализации бетонов и бетонных смесей.
Сегодня порт имеет мощную материальную базу, которая включает в себя флот, грузовой район, док, бетонно-смесительный узел, судоремонтные мастерские.
Кременчугский речной порт обеспечивает потребности прилегающих промышленных регионов по перевозке, перевалке и хранению различных грузов: металла, минерально-строительных, генеральных, тарно-штучных грузов, оборудования, леса. Порт проводит дноуглубительные работы, ремонт, докование, обеспечение и бункеровку судов, реализует бетон, речной песок.
Речные перевозки буксирными теплоходами порта осуществляются вверх по течению до порта Чернобыль, вниз по течению – до порта Херсон.
Через Кременчугский порт промышленно-аграрные предприятия Приднепровья имеют возможность получать разнообразные грузы из портов Днепра, Черного и Средиземного морей, а также экспортировать товары своих предприятий на европейский рынок.
Николаевский речной порт. Грузовой район порта расположен в Николаеве, у левого берега излучины Южного Буга, в 40 км вверх по течению от места впадения реки в Днепровский лиман. Порт соединен с морем Бугско-Днепровским лиманским каналом. От начала канала до порта – 47 миль.
С транзитным судовым ходом акватория порта соединяется подходным каналом шириной 70 м, длиной 800 м, глубинами 5,8 м. Видимость на подходном канале и акватории – 5–10 миль и более. Акватория порта от ветров защищена косой на востоке, защитной дамбой на западе.
Навигация длится круглый год. Вода в порту пресная.
Николаевский речной порт может переработать собственными силами до 5 млн. т в год генеральных и навалочных грузов. Перерабатываются: черные металлы, трубы, окатыши, ферросплавы, руды, глина, селитра, уголь, металлолом, зерновые, грузы в пакетах.
На пассажирском участке Николаевского речного порта расположено здание речного вокзала. На балансе порта находится 16 пассажирских причалов общей длиной причальной линии 640 м. Причальная линия непосредственно пассажирского участка составляет 396,46 м, в т. ч. Речной вокзал, г. Николаев. Остальные 234,64 м. – мелководные причалы пассажирских линий.