Решающее слово относительно дозволенности фотографий живых существ
АльхамдулиЛляхи раббиль-’алямин…
Данный вопрос мучает мусульман достаточно долгий период времени и зачастую можно увидеть в интернете или где-то услышать споры наших братьев и сестер, приводящих фатвы ученых, дабы отстоять свою точку зрения. Апеллируя этими фатвами направо и налево, братья и сестры зачастую переводят споры в ссоры. Поэтому я решил дополнительно перевести несколько фатв ученых, что бы собрать больше слов в пользу того или иного положения относительно темы фотографий. В данной работе приведу некоторые фатвы с сайта Постоянного Комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» из раздела «التصوير» — «ат-тасвир» (изображения, создание изображений). Ссылка на раздел: http://vk.cc/1v1b9i
И хочу предупредить, что не буду переводить заданные в фетвах вопросы, по той причине, что это сделает работу более объемной, а в их знании нет необходимости, так как основную суть в разбираемой теме мы будем черпать из слов ученых, а не из вопросов, заданных им. И так, приступим…
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 660):
«Фотографирование одушевленных существ является запретным (харам), за исключением случаев необходимости, как например фотографии, сделанные для идентификации личности (например фото на паспорт) или создание фотографий преступников для того, что они способствовали их поимке в случае, если они совершили преступление и скрываются, а так же для любых других необходимых целей…»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Сулейман ибн Мани’, ’АбдуЛлах ибн ’Абдур-Рахман ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи
Ссылка: http://vk.cc/1v1glz
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 661):
«Нет никаких сомнений, что создание фотографий живых существ является запретным, а так же одним из больших грехов. Тексты Сунны говорят о том, что за это предусмотрено тяжкое наказание. Это является уподоблением Аллаху в Творении. Более того, это путь, который ведет к искушению и оправданию многобожия во многих случаях. Под этот грех подпадают все, кто создает фотографии, просит создать их, просит других об этом, и тот, кто является причиной для этого. Они все сотрудничают друг с другом в совершении зла. Аллах запрещает это, сказав в Коране: ‟не помогайте друг другу в грехе” 5:2»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v1H79
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 662):
«Создание фотографий живых существ, будь то люди или животные, а так же хранение этих фотографий является запретным. В основе это один из больших грехов, о котором приходят достоверные хадисы, повествующие о страшной угрозе и тяжелых мучениях, которые постигнут фотографов и тех, кто хранит фотографии, потому-что фотосъемка является уподоблением Аллаху в творении и может являться путем к многобожию, например возвеличивание изображенных на фото известных деятелей и/или праведников, или может являться искушением, как например фотографии красивых женщин, актеров, актрис и полуголых женщин.»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v1UbB
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 663-665):
«Основа в том, что создание изображений чего-либо, обладающего душой, как например человек или животное, является запретным, вне зависимости от того каким способом создано это изображение, будь то фотографическим путем, нарисованное на бумаге, ткани, стенах или любым другим способом, по следующим причинам:
1. Запрет на создание изображений подтверждается достоверными хадисами, в которых повествуется о том, что их создатель будет подвергнут суровому наказанию;
2. Зачастую эта деятельность является путем к многобожию через стояние перед этими изображениями, представление этих изображений, почитании изображенных существ в такой степени, которая позволительна только по отношению к Аллаху;
3. Это уподобление Аллаху в творении;
4. Некоторые из них, могут быть дверьми к смуте (фитне), как например фотографии актрис, обнаженных женщин и тех, кого называют «Королевами красоты» и так далее.
Некоторые хадисы указывают на запрет фотографирования и подтверждают то, что это является большим грехом, как например хадис, передаваемый в сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима от ибн ’Умара, в котором повествуется, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
‟Тот, кто создает изображения, будет наказан в День Воскресения и ему будет сказано: «Вдохни душу в то, что ты создал!»”
А так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима от ’АбдуЛлаха ибн Мас’уда, в котором рассказывается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
‟Самым суровым наказаниям в День Воскресения подвергнутся те люди, которые создавали изображения!”
Так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима от абу Хурайры, в котором он рассказал, что слышал от посланника Аллаха ﷺ следующее:
‟Аллах (свят Он и велик) сказал: «Кто же может быть более несправедливым, чем тот, кто пытается сотворить нечто, подобное моим творениям? Пусть же они попробуют сотворить маленького муравья, зерно пшеницы или зерно ячменя!»”
Так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, Муслима от ’Айши, которая рассказала о том, что когда посланник Аллаха ﷺ вернулся из путешествия, она покрыла полку тонкой тканью, содержащей изображения. Не успев разглядеть эту простынь, выражение его лица изменилось, и он ﷺ сказал:
‟О, ’Айша! Самому тяжелому мучению будут подвергнуты те, кто пытались подражать Аллаху в сотворении.”
И так же хадис, передаваемый в сборниках хадисов Ахмада, аль-Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда от ибн ’Аббаса, который рассказал, что он слышал от посланника Аллаха ﷺ следующее:
‟Тому, кто создает изображения, будет приказано в День Воскресения вдохнуть в них душу, однако они не смогут этого сделать!”
А в другом риваяте, приводимом в сборниках хадисов Муслима и Ахмада, дополняется словами посланника Аллаха ﷺ:
‟Каждый создатель изображений прибудет в Огне, каждое созданное ими изображение будет оживлено Аллахом, что бы мучить их в Аду.”
И приводится у Ахмада, аль-Бухари и Муслима, что сказал ибн ’Аббас: «Если же вам приходится делать это, то создавайте изображения деревьев или того, что не является одушевленным!»
И общий смысл этих хадисов указывает на запрещенность создания изображений существ, имеющих душу. Допускается создавать изображения лишь неодушевленных существ, как деревья, моря, горы и тому подобное, о чем упомянул ибн ’Аббас и нет возражений от сахабов на данное мнение ибн ’Аббаса относительно хадиса «Оживите, что вы создали» и слов пророка ﷺ: «Человеку будет велено вдохнуть душу в них, но он не будет способен на это».
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v3PhB
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 666):
«Согласно достоверным хадисам посланника Аллаха ﷺ запрещены изображения (в вопросе спрашивалось про фотографии — прим. пер.) живых существ, будь то люди или животные. Поэтому запрещено фотографироваться с той целью, что бы отправить фотографию вашей семье или супруге.»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v3SZq
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 667):
«Запрещено создавать изображения живых существ используя камеры или другие фотографические устройства, или хранить изображения живых существ, за исключением случаев необходимости, как например фото на документы, удостоверяющие личность, или паспорт.
Что касается телевизоров, то запрет распространяется не на само устройство, а на цели, для которых оно используется. Если оно используется в запрещенных целях, как например показ эротических сцен и сцен с обнаженными людьми, или показ ложных фактов и тому подобное — то это является запрещенным.
Если же эти устройства используются для благих целей, как например показ роликов с чтением Корана, разъяснения Истины, одобрения дозволенного и порицания запрещенного и тому подобное — то это является допустимым.
Следует учитывать, что если телевидение используется для обеих целей или в основном для запрещенных целей, то это однозначно является запретным!»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v7LFt
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 668):
«Изображения живых существ являются запрещенными, вне зависимости являются ли они трехмерными, сфотографированными, нарисованными от руки или созданы скульптором, в связи с обобщенными доказательствами на запрет «ат-тасвира» (изображения) как например слова посланника Аллаха ﷺ приводимые в сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Ахмада, ан-Наса’и:
‟В День Воскресения великим мучениям будут подвергнуты аль-Мусаввирун (создающие изображения)!”
Кроме того, аль-Бухари в своем сборнике хадисов ‟ас-Сахих” передает хадис со слов Абу Джухайфа, что пророк ﷺ сказал:
‟Проклят ростовщик и тот, кто обращается к нему и прокляты аль-Мусаввирун (создающие изображения)!”»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v7VmN
Фатва постоянного комитета «аль-Ляджнаh ад-Даимаh» (часть 1, стр. 669-670):
«Во-первых: Фотографирование — подпадает под запрещенный вид создания изображений и, как правило, это то же самое, что и создание портрета или рисование на холсте цветными красками или создание скульптур. Различие в названиях и инструментах создания изображений не влечет за собой различие в положении данного вопроса. Кроме того, различие в сложности или легкости получения изображений не имеет никого значения. Напротив, если же рассмотреть положение самих изображений живых существ, то это запрещено вне зависимости от средств и усилий, ведущих к созданию изображения. Наличие моих фотографий, опубликованных в журналах «аль-Муджтама’» и «аль-И’тисам» с фатвой о положении поста, не является доказательством того, что я дозволяю фотографии, по той причине, что я не знал о них (опубликованных фотографиях — прим. пер.);
Во-вторых: Дозволено покупать газеты и журналы с фотографиями живых существ, при условии, что они включают в себя важную новость или полезную научную информацию и цель их покупки будет идти на пользу. Кроме того, фотографии являются вторичными по отношению к основной опубликованной информации, новостям и так далее. Правило должно применяться к основной сути, а не к вторичной. Допустимо брать их в молельные дома при условии, что фотографии будут скрыты или как-то замазаны (затерты), для того что бы извлечь пользу из опубликованных статей.
В-третьих: Не дозволено устанавливать телевидение в молельные дома из-за запретного отвлечения, к которому это может привести, как например просмотр развратных сцен или сцен с ауратом дабы избежать фитны и пагубных последствий.»
Одобрено: ’АбдуЛлах ибн Ка’уд, ’АбдуЛлах ибн Гъудаййан, ’Абдур-Раззак ’Афифи, ’Абдуль-Азиз ибн Баз
Ссылка: http://vk.cc/1v8zXJ
В целом, наглядно видно, что фатв Постоянного Комитета на сайте очень много и нет смысла их переводить все, так как в них содержатся подобные слова, что и в приведенных выше. По всему сайту Комитета есть огромное количество слов, указывающих на запретность изображений живых существ, не выводя фотографии из вида запрещенных изображений.
Фатва шейха Салиха аль-Мунаджида с его сайта «IslamQA.info» (фатва № 22660):
«Нет никаких сомнений, что фотографирование одушевленных существ является запретным и большим грехом, ввиду суровых предостережений, приходящих к нам из текстов Сунны; потому-что это является уподоблением Аллаху в творении живых существ, а так же это приводит к фитне и зачастую является путем к многобожию. Тот, кто создает изображения, тот кто просит его об этом и те кто помогают ему — все они впадают в грех, потому-что помогают друг другу его совершении, о чем запретил Аллах, сказал в Коране: «…не помогайте друг другу в грехе и посягательстве…» (5:2) Источник: фатва Постоянного Комитета (1/454), а так же говорится в другой фатве Постоянного Комитета (1/458): "Недопустимо создание изображений живых существ при помощи камер и любого другого устройства для создания изображений или хранение этих изображений, за исключением случаев необходимости, как например фотография для идентифицирующих личность документов или паспорта. Нет проблем, что бы создавать и хранить изображения для этих целей, потому-что есть потребность в этом."»
Ссылка: http://vk.cc/1vbuks
И так же на сайте шейха Салиха аль-Мунаджида есть и другие фатвы, в которых шейх разъясняет запрещенность и порочность использования фотографий одушевленных существ, кроме как в случаях необходимости («الضرورة» — ад-дарураh), что говорит нам о том, что шейх (да сохранит его Аллах) придерживается того же мнения, что и ученые Постоянного Комитета.
Слова шейха Насыруд-Дина аль-Албани о фотографиях:
«Не разрешается развешивать на стенах изображения, как объемные, так и плоские, отбрасывающие и не отбрасывающие тень, как выполненные от руки, так и изготовленные фотографическим способом. Мусульманин, способный снять эти изображения со стены должен сделать это, если он не в состоянии их уничтожить. Об этом говорится в ряде хадисов. Например, хадис, приводимый в сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима и других со слов ’Аиши, в котором она рассказала, что прикрыла свою комнату занавеской, украшенной изображениями живых существ (в другом риваяте: «изображениями крылатых лошадей»). Когда посланник Аллаха ﷺ увидел это, то сорвал занавеску, переменился в лице и сказал:
‟О, ’Айша! Самому тяжелому мучению будут подвергнуты те, кто пытались подражать Аллаху в сотворении.”
Так же в хадисе, приводимом в тех же сборниках хадисов тоже от ’Айши в котором она рассказала, что однажды она набила для посланника Аллаха ﷺ подушку, украшенную изображениями живых существ. Увидев эту подушку, он остановился у входа, изменившись в лице. Тогда ’Айша спросила его “Что произошло, о, посланник Аллаха?”, на что он ﷺ спросил ее: “К чему эта подушка?” и она ответила: “Я изготовила эту подушку для тебя, чтобы ты лежал на ней”. Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал ’Айше:
“Разве тебе неизвестно, что ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ, и что те, кто изготовили эти изображения, будут терпеть муки в День Воскресения, и им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили?!»”
Так же приводят Абу Дауд, ан-Насаи’, ат-Тирмизи хадис, в котором рассказывается, что посланник Аллаха ﷺ сказал, что к нему явился архангел Джабраил (мир ему) и сказал:
“Я приходил к тебе вчера, но мне помешала войти статуя над дверью, занавеска, на которой имелись изображения, а также собака, находившаяся в доме. Прикажи обезглавить статую, чтобы она стала подобна дереву, разрезать занавеску и сделать из нее пару подушек, которые можно мять, и прикажи вывести собаку. Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ или есть собака!”»
Примечание переводчика: более детальные хадисы и слова шейха смотрите в источнике.
Источник: «Адаб аз-Зифаф фи сунна аль-Мутаххара», скачать (ар) тут — http://vk.cc/1vjO3D , перевод (рус) тут — http://vk.cc/1vjPpe (см. стр. 43)
И так, мы видим, что шейх Мухаммад Насыруд-Дин аль-Албани так же как и ученые, чьи слова были приведены выше, придерживался мнения, что фотографии в основе — запрещены. За исключением случаев, рассматриваемых как крайняя необходимость (ад-дарураh).
Фатва шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усеймина:
«Во-первых. Создание изображения бывает двух типов: первый тип - создание вручную, и другой - создание посредством механизмов.
Создание изображения вручную - запрещено, и является большим грехом, потому что Пророк ﷺ проклял того, кто делает это. Он не дифференцировал изображения, у которых тень (то есть, трёхмерные), или те, которые просто нарисованы (двумерные), согласно более правильному мнению учёных, из-за общего значения хадиса.
Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это.
Для большей верности лучше избегать этого, потому что это - одна из сомнительных областей. И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных вопросах, защитит своё религиозное обязательство и свою честь. Но если это нужно сделать с определенной целью как доказательство своей идентичности, в этом нет ничего неправильного, потому что, если есть необходимость, то вопрос больше не сомнителен.
Во-вторых. Что касается хранения изображений, оно бывает также двух типов:
Первым типом является хранение изображений, которые являются трёхмерными. Хранить их - запрещено. Ибн аль-'Араби рассказал, что существует согласие по этому вопросу (см. «Фас' аль-Баари », стр. 388, том 10). Он сказал: «Это согласие имеет отношение ко всем вещам кроме кукол для девочек.»
Рассказано, что ’Айша сказала: «Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка ﷺ, и у меня были друзья, которые играли со мной. Когда заходил Посланник Аллаха ﷺ, они прятались, а он звал их, чтобы прийти и играть со мной». Рассказано аль-Бухари, № 5779; Муслимом, № 2440.
Второй тип — изображения, которые не являются трёхмерными. Они бывают различных видов:
1. Те, которые вывешены для почтения и уважения, как в случае картин королей, президентов, министров, учёных и так далее. Такие изображения — харам, потому что это связано с преувеличением о созданном существе;
2. Те, которые повешены для памяти, как вывешивание изображений друзей. Это — также харам, в соответствии с хадисом, рассказанным в «Сахих аль-Бухари» через Абу Талха, сказавшим: «Я слышал, что Пророк ﷺ говорил:
"Ангелы не входят ни в какой дом, в котором есть собака или изображение."»
3. Те, которые повешены ради украшения. Они — также харам в соответствии с хадисом ’Айши, которая, рассказала, что когда Посланник Аллаха ﷺ возвратился из поездки, и она повесила узорчатый занавес на дверь в её комнаты, на котором были изображения. Когда Посланник Аллаха ﷺ увидел это, он порвал его и сказал:
"Наиболее строго наказанными из людей в День Воскрешения будут те, кто пробовал подражать созданию Аллаха."
И поэтому она сделала из нее одну или две подушки. Этот хадис передается у аль-Бухари под номером № 5610, а так же у Муслима под номером № 2107.
4. Те, к которым относятся с непочтительностью, такие как изображения на коврах и подушках (т.е. они не содержат изображения живых существ — прим. пер.). Ан-Навави изложил от большинства учёных среди сахабов и табиинов, что таковые допустимы.
5. Те, которые, к сожалению, стали широко распространёнными и которые трудно избежать, такие как изображения, выгравированные на монетах и т.д, которые стали проблемой для мусульманской Уммы. Мне кажется, что нет никакого греха на том, кто приобретает их, не желая приобретать изображения.
Источник: «Фатуа аль-Акыда», стр. 66, 663, 679
Фатва шейха Мухаммада ибн Салиха аль-’Усеймина:
«Создание изображений с этой целью (на память — прим. пер.) — запрещено и не разрешается. Это потому, что создание изображений на память запрещено в соответствии со словами посланника Аллаха ﷺ, который сказал:
“Ангелы не входят ни в один дом, в котором есть изображение”
Передано аль-Бухари в «Бид аль-Халк'», 2986. А везде, куда не входят ангелы, нет никакой добродетели.
Источник: «Фатуа Манаар аль-Ислам», 3/759
И так, из перечисленных выше слов ученых, мы видим, что создание, хранение, использование и распространение фотографий одушевленных существ в основе является запретным, однако исключением является крайняя необходимость (ад-дарураh).
Так же необходимо обратить внимание на распространенное сомнение относительно того, что фотография не входит в число созданных изображений, а является зеркальным отражением сфотографированного кадра. И как мы видим никто из приведенных выше ученых не дифференцировал фотографии из общего вида изображений, напротив они используют слово «тасвир» для определения и «фотографий» в том числе или для ее создания.
Далее, когда нам стало известно, что основа создания, хранения, использования и распространения фотографии живого существа — харам, за исключением крайней необходимости (ад-дарураh), то необходимо понять, что же относится к «ад-дарураh». И затрагивая этот момент, ученые объясняют, что к «ад-дарураh» относятся такие моменты, когда фотография живого существа (например человека) может принести пользу как облегчение в установлении личности (например использование фото в документах, типа паспорта, водительского удостоверения и т.д.) или поиска преступников (например вывешивании по городу фото разыскиваемого преступника) или использовании в научных целях (например в учебниках анатомии для изучения хирургии, прочей медицины и т.д.) и подобные моменты.
И при посещении форумов, социальных ресурсов типа «ВКонтакте», «Facebook» или различных блогов типа «LiveJournal», «Twitter» или любых других интернет-ресурсов, различных сайтов, мы видим, что мусульмане используют фотографии живых существ (кошек, собак, волков, львов, разных насекомых, людей, птиц и т.д.) для украшения своих сайтов или своих личных страниц. Мы видим, как мусульмане выставляют свои фотографии в погоне за разного рода комплементами (лайки, сердечки, восхищения, похвалы и т.д.) или другими порицаемыми целями. Всё это влечет за собой пагубные последствия (и как сказали ученые — это может быть путем к многобожию) и гневит Аллаха. И цели с которыми мусульмане зачастую совершают всё это, никак не относится к условиям «ад-дарураh». Таким образом, мусульмане зарабатывают себе лишь грех, что плохо скажется на их положении в День Суда.
Прошу Аллаха наставить на прямой путь заблуждающихся, простить грехи кающихся и исправить ошибки ошибающихся.