Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Синдром простого психического инфантилизма



Данный симптомокомплекс встречался среди наших испытуемых достаточ­но редко: преимущественно у детей с простой функциональной дислалией и у 20% детей с парциальным HP в форме артикуляционной диспраксии. Клини­ческая картина у таких детей исчерпывалась явлениями эмоционально-воле­вой незрелости, повышенной внушаемости и стойким преобладанием игро­вых интересов в мотивационной сфере. Это согласовывалось с известными клиническими характеристиками этого синдрома (Сухарева Г. Е., 1965, Юрко­ва И. А., 1971). У таких детей обычно сохранялись высокие адаптивные спо­собности и интактные интеллектуально-мнестические функции.

Примеры

Сергей Л., 6 лет. Диагноз: парциальное первичное недоразвитие речи по типу артикуляционной диспраксии дисфонологического типа, конституцио­нального генеза. Синдром простого неосложненного психического инфан­тилизма. Социально-психологическая дезадаптация легкой степени.

Причиной обращения явились недостатки произношения звуков Р, Л, и Ш.

Исследование речевых функций выявило следующее: Р и Л изолированно и во всех позициях в слове заменялись на полумягкое Л, а Ш — на С. Лексико-грамматические характеристики речи соответствовали возрастной норме.

Из анамнеза. Наследственность речевой патологией не отягощена. Аку­шерский анамнез, раннее речевое и психомоторное развитие— без осо­бенностей. Неврологически: без очаговой симптоматики. Исследование орального праксиса выявило затруднения при воспроизведении и удержа­нии заданных поз языка. Выполнение некоторых движений сопровожда­лось синкинезиями. Объем движений языка и губ не был ограничен.

Психический статус: мальчик легко вступает в контакт. Речевая активность высокая. В речи пользуется развернутыми 4-5-словными фразами. Эмоцио­нальные реакции живые, яркие, но недостаточно дифференцированные. В поведении чрезмерно непосредственен. В повседневных бытовых ситуа­циях недостаточно самостоятелен, выражена ориентация на взрослого. Интеллектуально-мнестическая сфера без особенностей.

 

Значительно чаще (в нашей группе — в 90% случаев) у детей с ТНР встре­чался осложненный психический инфантилизм (Сухарева Г. Е., 1965, Кова­лев В. В., 1985). Выделение данной разновидности синдрома эмоционально-волевой и личностной незрелости опирается на несколько критериев: на патогенетический, синдромологический и структурно-функциональный. Па­тогенетически основное отличие осложненного инфантилизма от его неослож­ненного аналога заключается в резидуально-органической природеданного дизонтогенетического симптомокомплекса. Неосложненный же инфантилизм чаще является конституциональным по происхождению (Лебединская К. С, 1980). Клинически осложненный инфантилизм отличается полиморфизмом психопатологической симптоматики, включающей психоорганический синдром и интеллектуально-мнестические нарушения. Структурно-функциональные особенности этого синдрома заключаются в сочетании явлений незрелости и выпадения функций, структурных и функциональных нарушений, в наличии признаков асинхронии психического развития.

Наряду с вышеописанными типовыми проявлениями психического инфан­тилизма, общими для разных клинических групп детей, мы наблюдали и неко­торые особенности, присущие изучаемому контингенту. В частности, детям с HP свойственна достаточная живость эмоциональных реакций, отличающая их по этому параметру, например, от детей с дислексией и детей со смешанной задержкой психического развития. Чем избирательнее и чище была клиника HP, тем заметнее было данное отличие. В части случаев доминировал несколько повышенный фон настроения, что нередко маскировало бедность эмоцио­нального реагирования. Недостаток дифферснцированности эмоциональных реакций был выражен прямо пропорционально массивности психоорганичес­кой симптоматики. Лонгитюдные наблюдения показали, что состояние двух указанных параметров эмоциональной сферы является важным прогностичес­ким показателем. Регресс речевых нарушений наступал тем быстрее и полнее, чем живее и богаче было у ребенка эмоциональное поведение.

Как уже отмечалось выше, характерной особенностью осложненного пси­хического инфантилизма является то, что у детей в таких случаях практически всегда обнаруживается психоорганический синдром и симптомокомплекс интел-лектуально-мнестической недостаточности. Степень выраженности и их качест­венные особенности придают определеное своеобразие картине психического дизонтогенеза. Это получило отражение в известной типологии клинических форм осложненного психического инфантилизма, включающей церебра-стеническую, невропатоподобную и органическую его разновидности (Сухаре­ва Г. Е., 1965, Ковалев В. В., 1983). В связи с этим нам представляется более уместным сначала охарактеризовать два вышеназванных симптомокомплек­са, а затем описать варианты инфантилизма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.