Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ ФСЯР В ОНТОГЕНЕЗЕ



Формирование семиотической подсистемы ФСЯР

 

Модели усвоения языка

Все теории, объясняющие переход от предречевого к речевому этапу развития, то есть процесс отпадения детьми языком, можно объединить в две группы, а) нативистские теории; б) теории когнитивного научения, конструктивистские теории (мы опускаем описание бихевиористских теорий оперантного научения как способа освоения языка, которые в настоящее время представляют лишь исторический интерес).

Нативистские теории в некотором смысле возникли как возражение бихевиоризму. Следует признать, что до настоящего времени остается невыясненным вопрос, встававший перед всеми исследователями детской речи. Каким образом ребенок в поразительно короткий срок, без специального, организованного обучения усваивает всю сложную систему правил, заложенных в языке? Сторонник нативизма N. Chomsky и его последователи полагали, что человек имеет врожденные способности к языку. Ребенок рождается уже оснащенным набором операций, способов переработки языковой информации (language processing device). Эта врожденная программа универсальных базовых принципов языка лишь уточняется и дополняется правилами конкретного языка, которые ребенок усваивает в онтогенезе (Chomsky N., 1962, 1980, Greene J., 1976). Сторонники этого направления описывают язык как обособленную, генетически детерминированную систему. Ее структура и некоторые базовые принципы функционирования тоже предетерминированы. Однако экспери-ментальные исследования последних десятилетий не подтвердили основные положения этой теории (Леонтьев А. А., 1969, 1997, Шахнарович А. М., 1990, Slobin D., 1976, Bruner J., 19S4). В частности, получено много фактов, свидетельствующих, что усвоение языка — активный познавательный процесс, в котором обнаруживаются типовые межиндивидуальные различия. Иначе говоря, индивидуальные стратегии познания проявляются в существовании разных путей освоения языка, используемых детьми. Тем не менее некоторые закономерности, обнаруженные в исследованиях этого направления, нашли применение и в других моделях усвоения языка. Например, это относится к «гипотезе модулярности» в организации функциональной системы языка, которая подтверждается во многих клинических наблюдениях и экспериментальных данных. Отправной точкой разработки этой гипотезы были положения, сформулированные в теории усвоения языка N. Chomsky. Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах (Gardner Н., 1985, Grodzinsky Y., 1986). Согласно этой гипотезе, отдельные подсистемы языка (фонологическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая) автономны в своем развитии и имеют различное церебральное обеспечение. Каждая из таких подсистем представляет собой как бы самостоятельный модуль. Это позволяет объяснить многочисленные примеры диссоциации между уровнем развития или степенью дисфункции в патологии разных уровней языковой системы (фонологическим, синтаксическим, морфологическим).

Общей чертой когнитивных, конструктивистских теорий является представление, что природа языковых способностей — прямое продолжение когнитивных способностей и построена на тех же закономерностях (Piaget J., 1967,1994, Slobin D., 1976, Bruner J., 1984, Bates E., Bretherton I., Snyder L, 1988, Bates E., ThalD., MarchmanV, 1991). Согласно этой позиции, ребенок, накапливая опыт взаимодействия и речевой коммуникации со взрослыми, устанавливает связи между предметной и социальной ситуацией, с одной стороны, и речевыми текстами, регулярно сопровождающими ее — с другой. Впоследствии эти глобальные связи структурируются, дифференцируются. Соотнося меняющиеся тексты с меняющейся ситуацией, ребенок вычленяет элементы высказывания сначала по семантическому принципу (топик—коммент), а затем по семиотическому, грамматическому принципу (субъект-предикат-объект). На основании этого опыта ребенок строит гипотезы о структуре языка, его закономерностях; формируя собственные высказывания, проверяет эти гипотезы. Есть много оснований полагать, что «детский язык» — это не вторичное явление по отношению к взрослому языку. У ребенка в процессе речевого развития формируется в сознании последовательно несколько «языковых систем», каждая из которых обладает собственными правилами и строением. Детская речь — это вполне самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивами, собственным иерархическим строением. Средства этой деятельности внешне те же, что и у взрослых, однако они резко различаются за счет различного функционального использования языковых элементов» (АхутинаТ. В., Горелов И. Н., Залевская А. А., 1985, с. 179). В силу ограниченности своих семиотических способностей ребенок на ранних этапах речевого онтогенеза строит свой, упрощенный вариант языковой системы, от которого через серию промежуточных стадий переходит к нормативному языку (Bates E., Bretherton I., Snyder L., 1988).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.