Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические предпосылки возникновения журналистики

Журналистика является, прежде всего, порождением информационно-коммуникативных отношений людей в сообществе. «Изобретение» вербального языка стало первой революцией в области коммуникации. Человек как существо социальное находится в постоянном взаимодействии с другими членами общества. С помощью общения люди координируют свои поступки в окружающем мире и в социуме, обмениваются накопленным опытом (назовем это межличностной пространственной коммуникацией). Коллективный же опыт в виде навыков, умений, знаний, норм, ценностей, традиций, совокупность которых и составляет культуру, передается путем общения одного или нескольких знатоков этого опыта (коммуникатор) с некой группой людей (аудиторией) следующим поколениям. Назовем это коллективной (публичной) коммуникацией во времени.
Желание расширить аудиторию до массовой, с неопределенным множеством объектов коммуникации, требует некого «усилителя», канала передачи. Таким образом, именно информационно-коммуникативные отношения людей в социуме являются главным фактором, наделяющим этим природным свойством процессы массовой коммуникации.
Однако, чтобы процессы коммуникации людей в социуме эволюционировали в систему журналистики, одних природных информационно-коммуникативных свойств недостаточно. Нужно, чтобы сам социум (сообщество людей) научился использовать этот природный дар коммуникации в своих целях, придав коммуникации социальные функции, оснастив ее «инструментами производства» и социальным органом потребления.
Главными составляющими в процессе зарождения журналистики стали социально-политические, идейные, экономические, материально-технические и культурно-образовательные предпосылки.
Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения, а также в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные прообразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой.
Наиболее достоверен и показателен процесс возникновения имперских «изданий» в древнем Риме в эпоху правления Юлия Цезаря и позже (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Носителем информации служили дощечки, покрытые гипсом. Первые из этих гипсовых «газет» называлась «Acta Senatus», где «печатались» протоколы сенатских заседаний, и «Ежедневные ведомости» («Acta diurna populi Romany»).
Идейные предпосылки возникновения журналистики были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями. Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Позже обличительная и полемическая публицистика перешла на арену светской политической борьбы. Острые, разящие памфлеты, отпечатанные в брошюрах, стали основным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции.
Важную роль в рождении журналистики играли экономические предпосылки. Расширение торговых отношений между европейскими странами, экономическая интеграция цеховой, корпоративной буржуазии средневековых городов в конце XVI – начале XVII вв. вызвали острую потребность их информационного обеспечения. В крупных торгово-экономических центрах стали появляться информационные листки и рукописные газеты, сообщавшие о проведении ярмарок, конъюнктуре цен, движении товаров, новых торговых путях, а также о внутриполитической и межгосударственной жизни европейских стран и другую информацию, необходимую для деловых людей и политиков того времени.
Доходность тиражирования рукописных информационных листков еще в те «догазетные» времена поняли и владельцы книгопечатен, не упускавшие возможность нажиться на письмах-ведомостях, представлявших значительный общественный интерес. Рукописные «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляции» выходили во многих странах Европы. Некоторые из этих названий сохранились в нынешней периодике.

В России в самом начале XVII в. дьяки посольского приказа, используя информацию из европейских газет, делали в нескольких экземпляров нечто вроде современного дайджеста под названием «Куранты» (от франц. courant – «текущий»), а также «Вести», «Столбцы».
Культурно-образовательные предпосылки связаны с формированием будущей аудитории газет и журналов. Сменяющие друг друга эпохи Возрождения, Реформации, Просвещения сыграли значительную роль в распространении грамотности, просвещения, культуры не только в сфере привилегированных, знатных сословий, но и в средних слоях населения, порождая тем самым потенциальную аудиторию для будущей журналистики. Этот процесс сопровождался совершенствованием (упрощением) письменных шрифтов, языка, стиля письма и поиском новых форм деловых, эпистолярных и художественно-публицистических текстов.
Для культурно-образовательного развития России определяющее значение имело создание на рубеже IХ-Х вв. славянско-русской азбуки и системы письма – кириллицы, связанное с легендарными братьями Кириллом и Мефодием.
Для зарождающейся российской журналистики важен был процесс эволюции письменности из церковно-славянской к общедоступной. Петровская реформа по введению гражданской азбуки вместо архаичного полуустава (1708 г.) стала основой русского шрифта для последующей газетно-журнальной периодики и светского книгопечатания.
К материально-техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико-технологическую базу для будущих носителей информации: материалы для фиксации текста (гипсовые, глиняные, деревянно-восковые дощечки, береста, папирус, пергамент, бумага); возникновение техники печати на Востоке; печатный станок Гутенберга и развитие типографского дела, первые книги.
Первыми европейскими печатными периодическими изданиями считаются сохранившиеся немецкие газеты «Relation: Aller Furnetmen» (Страсбург) и «Avviso Relation, oder Zeitung» (Аугсбург), датированные 1609 годом. Именно с этих пор и отмечается рождение прессы.
Итак, журналистика в «утробном состоянии» или пражурналистика уже заявила о своей информационно-коммуникативной природе как главной генетической функции. Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:
- социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);
- идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);
- экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);
- материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);
- культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).
При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.

 

2 Общение. Коммуникация. Речевая деятельность

Изучая социальную коммуникацию, приходится оперировать понятиями "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность", которые иногда взаимозаменяются, а слова, выражающие эти понятия, зачастую употребляются как синонимы, особенно "общение" и "коммуникация".
Слово "общение" часто используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение прежде всего как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты - как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина " общение" используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельностис целью обмена информацией.
Термин "коммуникация'' (лат. communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе в начале XX века;. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение - передача) информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Для социокоммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с проблемами межличностной коммуникации; третье - с проблемами массовой коммуникации. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения.
Термин "речевая деятельность" понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - "языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания" (Щерба. 1974)1. Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Такое понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания (иностранного) языка.
В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции (Выготский. 1960; Леонтьев А.Н. 1965), согласно которой речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в "речевых действиях", представляющих собой множество речевых операции (ориентировку, планирование, контроль и др.)- Начиная с 70-х годов речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике (Леонтьев АЛ. 1968). Это - вид деятельности (скорее даже система речевых действий), основной мотив которой связан с производством самой речи. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социо-коммуникации .
Таким образом, понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или даже в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий.
В социокоммуникативном контексте эти понятия могут быть уточнены следующим образом:
Общение - социально обусловенный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуе-
___________
*См. литературу в конце главы.
мый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.
Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).
Речевая деятельность - система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе.
Коммуникация является центральным понятием для социо-коммуникации. Суть его в том, что это - целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.

Первые газеты

Первая российская печатная газета была учреждена Указом Петра I. Первые номера вышли 16 и 17 декабря 1702 г. и сохранились лишь в рукописных копиях. Первый сохранившийся до наших дней номер газеты датируется 2 января 1703 г.До 1710 г. Газета печаталась славянским шрифтом, затем — гражданским, но славянский шрифт сохранился для особо важных известий. Стоила первая газета от двух до восьми денег (одна деньга равнялась половине копейки).Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации —прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».Годом рождения европейской газетной периодики считается 1605 год. Первое издание появилось в Страсбурге. Его редактором-издателем стал типограф Иоганн Каролус, ранее занимавшийся составлением рукописных газет. В январе 1609 года в городе Вольфенбюттель опубликована первая, сохранившаяся до наших дней газета. Она начиналась словами «Relation: Aller Furnemmen». В ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги[2].В том же 1609 году в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi.Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

 

4 материально-технические предпосылки возникновения журналистики

К числу материально-технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной областях,расширявший материальную базу образования и культуры. Сменяют друг друга,становясь все более удобными, орудия и материалы для письма. Вместо громоздких свитков появляются первые книги, вместо дорогостоящего пергамента — бумага. В Германии Иоганн Гутенберг из Майнца (XV в.) применил наборный шрифт — отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно составить любой текст, и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Его считают изобретателем книгопечатания, ознаменовавшего начало новой эры в истории мировой культуры. В судьбе каждого народа есть подобные памятные страницы. В России высоко ценится дело первопечатника Ивана Федорова, который вместе с Петром Мстиславцем выпустил русскую книгу «Апостол» (XVI в.). На территории Америки печатный пресс был впервые использован для издания восьмистраничной брошюры, повествовавшей о землетрясении, в 1541 г. Благодаря совершенствованию полиграфического производства расширялись возможности для тиражирования актуальной информации и ее оценки,для появления массовой читательской аудитории.Забегая на пути истории вперед, упомянем здесь и другие великие технические новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации и, значит, сказавшиеся на развитии журналистики:изобретение телеграфа (1832), фотографии (1839), телефона (1876), звукозаписи(1877), телевидения (1884), радио (1895) и т.д. Непосредственно в полиграфии революционные перевороты совершили ротационная печатная машина (1846),заменившая плоскую печать отдельных листов на работу с рулоном бумаги, и строкоотливная машина линотип, изобретенная американцем О. Мергенталером(1884), которая пришла на смену ручному набору отдельных литер. Процесс совершенствования средств фиксации и доставки информации, разумеется,продолжился в XX в., он не останавливается и в наши дни.

Билет 5 свобода слова и печати

Свобо́да сло́ва — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее время включает свободу выражения, как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (агитации). Это право упомянуто в ряде международных и российских документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29).

Свобода слова иногда вступает в противоречие с правами и свободами других лиц. Правовые нормы государств обычно регулируют ограничения на свободу слова на своей территории. Согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Так, Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. Временные или частные ограничения также могут вводиться по решению суда.\Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты.Исторически она возникла как инструмент для обеспечения информированности и поддержания высокого уровня компетентности государственных органов власти. Так, английский Билль о правах 1689 г. гарантировал членам Парламента полную свободу обсуждения дел королевства и чиновников, без чего его работа была бы неэффективной. Это свойство свободы слова до сих пор ценится даже некоторыми авторитарными режимами, которые оставляют небольшие и безопасные для своей стабильности «островки свободы» (например, лишённые цензуры малотиражные газеты), чтобы иметь объективное представление о том, что же реально происходит в регионе и за его пределами. Более широко, эта свобода стала считаться одним из важнейших условий для поиска и установления истины. Как писал Дж. Милль, «особое зло подавления мнений в том, что обездоливается всё человечество, и те, кто против данной мысли, ещё больше, чем её сторонники. Если мысль верна, они лишены возможности заменить ложь истиной; если неверна, теряют… ясный облик и живое впечатление истины, оттенённой ложью… Полная свобода выражений — необходимое условие, чтобы оправдать претензии на истину»[1].

Другим аспектом «Билля о правах» 1689 года было то, что в нём Парламент рассматривается как высший представительный орган национального самоуправления, и следовательно, что право на информацию о работе правительства исходит от народа. По мере развития демократии, последнее приобрело особую актуальность.

С точки зрения этой политической системы, наиболее важной стороной свободы слова является свобода распространения такой информации, которая может повлиять на исход выборов или на работу правительства. Здесь в большинстве современных либеральных демократий законодательные ограничения низки и вводятся только на срок избирательных кампаний: публикации в СМИ должны чётко давать понять, является ли их целью оказание воздействия на выборы и кто реально несёт за них ответственность. Для того, чтобы люди были достаточно осведомлены накануне выборов, они должны ознакомиться с различными точками зрения. Это в первую очередь относится к основным для избирателей источникам информации (на сегодняшний день это телевидение) и обеспечивается либо доступом к широкому ряду свободных от цензуры и независимых друг от друга источников, либо политикой плюрализма на занимающих монопольное положение СМИ. Отметим, что правило «нейтральной точки зрения», установленное в Википедии, также позволяет достичь плюралистичного и беспристрастного освещения событий и выражения мнений.В сочетании с демократическими процедурами, обеспечивающими подотчётность правительства перед избирателями, свобода слова становится одним из важнейших инструментов защиты всех прав человека. Как отмечал Карл Поппер, она также играет ключевую роль в обеспечении стабильности либеральной демократии, поскольку делает возможным подстройку работы правительства и даже политической системы в целом под объективные потребности общества[2].Либерализм раскрыл этическую сторону свободы слова, которая на эмоциональном уровне стала доминировать над изложенным выше утилитарным взглядом. Здесь на первый план выступают человеческое достоинство и объективные потребности (естественные права), данные человеку от рождения. Эта концепция имеет христианские корни, и её ранние популяризаторы (начиная с Гуго Гроция) часто ссылались на цитату из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Однако позже она была переформулирована Кантом в терминах светской теории, что принципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную природу. Такой подход, впервые отражённый в американском «Билле о правах» и французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 года.), означает, что допустимы только такие ограничения на свободу слова, которые носят вынужденный и нравственно оправданный характер[3][4]:

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. («Декларация прав человека и гражданина», ст. 11)

На сегодняшний день среди легитимных ограничений числятся защита национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности, репутации и прав других лиц (в том числе, авторского права), конфиденциальной информации, правосудия[3].

 

Билет 15 отношения журналиста и аудитории

Выяснено, что за пределами непосредственного действия СМИ остается настолько незначительная доля населения (городского — менее 1%, сельского — около 5%), что можно утверждать: практически все население включено в аудиторию в системы средств массовой информации. Здесь действует общий для данной системы информации фактор — объективная потребность общества в информации, которая обеспечивала бы возможность социальной ориентации.
Аудитория может быть задействована как пассивно («получение информации и ее восприятие»), так и активно («участие в акциях, переписка с изданием и т.п.») Кроме того, среди аудитории газеты наверняка есть люди, которые в различных статьях выступали в качестве интервьюируемых (хотя бы, для рубрики «опрос»).
Влияние массовой аудитории на результативность журналистики
Выполнение или невыполнение функций журналистики напрямую зависит от массовой аудитории. Например, коммуникативная функция реализуется лишь при установлении контакта между журналистом и аудиторией; непосредственно-организаторская функция считается выполненной, если журналисту удалось добиться конкретных поступков от той же аудитории; идеологическая функция рассматривает влияние журналиста на мировоззрение аудитории; культуроформирующая, рекламно-справочная и рекреативная функции также опираются на массовую аудиторию.
От аудитории полностью зависят эффективность и действенность, которые определяются результативностью выполнения того или иного набора функций.
Определение эффективности зависит от того, реализация каких функций становится предметом изучения. Большинство исследователей массовой коммуникации различают два основных уровня функционирования СМИ: на первом изучается реализация функций, связанных с удовлетворением потребностей личности в развлечении (оцениваются различные эффекты восприятия конкретной личностью конкретных сообщений); на втором уровне изучается реализация собственно социальных функций, связанных с удовлетворением потребностей социальных субъектов в управлении и воспитании, формировании и выражении социальной активности. Читатель, слушатель, зритель выступают не как конкретная и единственная в своем роде личность, а как персонифицированный социальный тип, коммуникатор — не как конкретный журналист, а как социальный институт. Социальные функции-цели СМИ при этом выступают в качестве терминальных (цели-ценности) и могут быть определены как социально-стратегические, а социально-психологические и психологические функции-цели выступают в качестве инструментальных (цели-средства) и определяются как социально-прагматические, имеющие подчиненный по отношению к первым характер.
При этом, реализация социально-стратегических целей осуществляется коммуникатором посредством моделирования социальной действительности в сообщениях СМИ через различные характеристики их содержания, а социально-прагматических целей — посредством коммуникативного выражения избранной модели, «картины мира», через различные характеристики их формы
Зависимость журналистского материала от аудитории
Единственным средством, которым располагает журналистика для выполнения своей социальной роли, является информация. Информация становится посредником между журналистом и массовой аудиторией, в результате чего решаются те задачи, которые стоят перед журналистикой как перед социальным институтом.
Важное свойство информации – массовость. Это понятие включает в себя направленность на массу (общество, народ, слой, класс, регион, профессию) вне зависимости от ее величины и местонахождения, соответствие нуждам этой массы в информации, доступность информации для массы, стабильность получения аудиторией информации и т.п. Таким образом, слово «информация» для журналиста означает совокупность сведений, которую журналистика несёт аудитории.
Более того, любой журналистский материал можно рассматривать и характеризовать только в системе отношений «журналист - аудитория», потому что только аудитория может оценить его – то есть, «принять» или «отвергнуть».
Разумеется, любой журналист стремиться к тому, чтобы его информация была принята и оценена аудиторией. Соответственно, журналисты будут создавать материалы, ориентируясь на интересы аудитории, образование людей, их тезаурус (язык), эмоциональный опыт, менталитет и т.п.
Отношения аудитории к журналистике как к власти
Способность журналистов управлять мировоззрениями людей позволило назвать журналистику четвертой властью. Однако определение журналистики как власти весьма неоднозначно. С одной стороны, СМИ может подчинить людей своей воле, заставить их принять какое-либо решение, убедить или разубедить в чем-либо (вспомним информационные войны[4]), - то есть, СМИ управляет аудиторией (при этом степень власти журналистики сильно зависит от степени доверия аудитории к СМИ). С другой стороны, аудитория управляет СМИ, так как, во-первых, издания ориентируются на аудиторию, а во-вторых, каждое издание выражает мнение какой-либо социальной группы, значит, совокупность СМИ должна выражать и реализовывать интересы народа, иначе, аудитории.
Журналистика как социальный институт является активным фактором становления общества – ей принадлежит огромная роль в информационном обеспечении демократии (власти народа). При этом журналистика опирается на народ, то есть, обязана действовать в соответствии с потребностями аудитории. Если так и происходит в действительности, то доверие к СМИ возрастает, следовательно, возрастает влияние СМИ на аудиторию и власть СМИ.
По закону
Закон о СМИ регулирует отношения между изданиями и массовой аудиторией. Согласно IV главе («Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями»), граждане имеют право на получение «достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, … должностных лиц», а также информации, которая касается угрозы жизни и здоровью людей. Однако, обязательства СМИ перед аудиторией весьма ограничены: так, у журналистов есть законная возможность не обращать внимания на почту, отказываться от публикации поступивших в редакцию сообщений, не отвечать на письма.
Некоторые аналитики считают, что необходимо переработка закона об этих отношениях с точки зрения информативности, так как формулировки, присутствующие в законе, слишком расплывчаты и трудны для понимания. Также со стороны журналистов существуют пожелания создания законодательно закрепленных характеристик журналистики как социального института.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.