«Помощь ребенку сироте, которая реально меняет его жизнь»
Докладчик:
Иордан Татьяна,
менеджер проекта наставничества сирот «Одна надежда»
г. Киев
План:
I. Введение
II. Статистика. Потребности сироты. Информация.
III. Помощь сиротам. Виды. Ошибки волонтеров.
IV. Проект наставничества «Одна надежда» + Ролик.
V. Список полезной литературы.
VI. Список полезных фильмов.
VII. Анкета проекта наставничества.
Введение:
Приветствие. Пару слов о себе.
Здравствуйте!
Меня зовут Татьяна Иордан, более 4 лет я занимаюсь детьми сиротами.
Имела команду волонтеров в 25 постоянных человек и около 20 время от времени помогающих. Заведовала фондом на сирот, который насчитывал до 40 000 грн.
Сейчас являюсь наставником для девочки сироты 15 лет.
Имею свой небольшой бизнес в сфере проф. косметики.
На данный момент мое служение детям соединилось с работой, и я являюсь официальным представителем проекта наставничества сирот среди церквей АСД в Украине.
Сироты стали неотъемлемой частью моей жизни, и я не представляю себя без служения обездоленным и ни в чем не виноватым детям. Бог открыл мое сердце к этим детям, и я считаю это своим призванием в жизни.
Молитва (почувствовать Бога, услышать Его, чего Он ожидает от нас)
Отключите пожалуйста свои мобильные телефоны ;)
Выясняем уровень аудитории:
Какие города у нас присутствуют?
Кто никогда не работал с сиротами, Кто работал, Кто имеет представление о сиротской душе и жизни?
Статистика. Потребности сироты. Информация.
Сирота – ребенок до 18 лет, который утратил обоих родителей или хотя бы одного из них.
Никто не может дать четких цифр по статистике сиротства и детей, проживающих в интернатах и других детских учреждениях, но все же примерные данные у нас имеются:
В Украине – 96 000 детей;
в России – 650 000 детей.
в Африке – 100 000 000 детей.
Всего в мире – 250 млн детей. (Диаграмма статистика)
Социальный сирота – ребенок, который имеет родителей, но они не могут о нем заботиться.
Только третья часть всех детей подлежит усыновлению 96 000 /3 = 32 000 детей. А что делать с остальными 64 000 детей, лишенными какого либо участия взрослого в их жизни?
Последние данные на 2014 год говорят о том, что сирот в Украине – 20 000. Можно сказать, что около 10-12000 детей усыновили. Но остальная часть детей остается без внимания.
Карта сиротства:
- Николаевская область – самая сиротская – я оттуда родом – 2,2 % сирот от всех детей (Карта сиротства)
- На западе 0,5% всех детей – сироты, на востоке – 2% - о чем это говорит? Как вы думаете какова причина такой картины?
Основные причины сиротства:
1) Смерть родителей – можно усыновить
2) Лишение род. прав через суд – можно усыновить
3) Социальные сироты 1/3 всех детей, – нельзя усыновить.
Планы относительно сирот в Украине:
До 2020 года расформировать все интернаты и перевести детей в ДДСТ и приемные семьи.
ДДСТ – семья или отдельное лицо, не состоящее в браке, добровольно, за плату взяла на воспитание и совместное проживание не менее 5 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 10 человек, учитывая родных. Родители – это воспитатели, которые получают зп. Государство выделяет финансы на детей.
Приемная семья – берет к себе от 1 до 4 детей. Получает финансы на детей от государства.
Почему ребенку сироте будет лучше жить в ДДСТ и приемной семье, а не в интернате?
- сохраняется статус сироты и все льготы и выплаты
- меньше детей, больше внимания
- взрослые заботятся о нем, как о своем дитя
- чувствуют себя личностью
- улучшается самооценка
- лучшие условия проживания
- лучший досуг…
Почему так медленно организовываются ДДСТ? – плохое финансирование. На содержание ребенка в интернате 5-7000 грн/мес выделяют, а на ребенка в ДДСТ - 3000 грн! Для ребенка до 3 лет – 10000 грн, так как на него 2 сотрудника. Причем деньги идут на оплату ЗП сотрудникам.
В Украине 850 ДДСТ.
Потребности сирот:
Пирамида Маслоу: основа – физиологические потребности, далее – БЕЗОПАСНОСТЬ, далее – принадлежность к группе, далее – признание, далее – самореализация, духовность.
Физиологические потребности – покушать, поспать, крыша над головой – удовлетворяются в интернатах и других детских учреждениях. Не полностью удовлетворялись в семье возможно. Не удовлетворялись с рождения возможно.
Когда формируется доверие у детей? –от 0 до 1 года, когда ребенок хотел кушать, он плакал и просил еды, но никто не кормил его тогда, когда он хотел, а только тогда, когда могли. Если мама реагирует на каждый крик ребенка, то он понимает с рождения, что если ему плохо или он чего-то хочет, он может сказать об этом – плачем, криком и мама все исправит. Т.е. взрослым можно доверять. У отказников такого нет!
Безопасность. Дети сироты не чувствуют ее с детства. Их родители ими не занимались, они не были нужны никому. Над ними часто совершали насилие – физическое или моральное, они не чувствуют себя в безопасности. 90% сирот дальше этой ступени не поднимаются по пирамиде. Они не могут этого сделать, пока не удовлетворят эту потребность.
Вот почему для них семинары о вредности курения или рассказы о правильном ведении финансов, об отношениях в семье, о Боге и историях из Библии или как найти работу не приносят результата. Они не чувствуют себя в безопасности, они не верят в свои силы, им это не то, что не интересно, это просто не для их уровня. Они не могут вместить в себя и понять простые вещи только по причине того, что не чувствуют себя в безопасности. Вот почему в семье ребенок может нормально развиваться, а без семьи сразу проблемы в развитии, психологическом состоянии и т.д.
Многие дети уписываются до 8 класса именно по этой причине.
Принадлежность к группе, признание, и тем более самореализация – чужды для них, далеки. Лишь малый процент детей доходит до этих уровней. Не многое кол-во людей вообще доходит до самореализации и познания духовного.
Самая большая потребность сироты – чувствовать себя кому-то нужным, знать, что есть кто-то более опытный, кто заинтересован в тебе и твоих начинаниях, что кто-то может поддержать тебя, что кто-то может подсказать, как поступить или сделать в той или иной ситуации. В принципе, это необходимо всем людям.
Представьте себе на минутку кроху-птенца (Фото птенчика мокрого)
без заботливого родительского крыла, тепла и защиты… Без гнезда, без малышей-собратьев, без пищи и надежды выжить… На асфальте, в пыли, среди торопящихся прохожих, в зное или холоде, под беспощадными каплями дождя или в порывах сухого ветра… Лежит маленькая жизнь, моля о спасении и хоть каком-нибудь участии в ее крошечной, никому незаметной жизни…
Истории сирот (Прошу выйти 3 человека для прочтения жизней сирот. Бумага не зря так скомкана, это символ их травмированной жизни)
Практическое задание:
На отдельных листиках бумаги написать эмоции, которые испытывают дети-сироты при травмирующих ситуациях.
1) Два брата
Мы с братом были еще малыми, когда все это началось. Постоянные скандалы, ссоры, ночные побои. Мы часто попадали под горячую руку, ходили в синяках. Нас били одинаково, хотя младшему было только 5. В свои 8 лет я видел только разъяренного отца, вечно пьяную мать, от которой был ужасный запах перегара. Грязные одежды, голод, бардак в доме, грязь. Мы с братом старались часто убегать из дома в поле, или на ферму. Один раз были такими голодными, что пробовали разные травы, корешки, иногда воровали у соседей, в магазине. Как-то зашли на ферму и украли у свиней немного дерти, сырой, залитой водой и ели ее. О нас никто не заботился. Мы никому не были нужны. Отец часто кричал на мать, что мы не его дети, что не похожи. В один ужасный день папа бил маму, мы убежали, но все слышали. В ярости он убил ее и затащил в подвал, мы все слышали и видели… Мы жили изо дня в день, зная, что наша мама лежит там…в подвале…холодная, мертвая…Потом приехала милиция, служба, нас забрали в интернат. Я чувствую, что это мы виноваты, хотя в чем?
2) Илья
Мне было 6, когда мама уехала. Я знал, что у меня нет папы… я никогда его не видел. Меня оставили на бабушку, какая же она добрая, заботилась обо мне. А мама… уехала с новым мужиком. Зачем ей я? У нее новая жизнь. Я слышал, как бабушка кричала ей в трубку, чтобы она перестала пить и таскаться, наверное ей там плохо. Как-то она приехала, привезла конфеты, обняла, ничего не объясняла, плакала, забрала какие-то вещи и уехала. Мама, почему? Я же твой! Почему я тебе не нужен? Я хожу в школу, у меня есть друзья, но они относятся ко мне плохо. Бьют и отбирают деньги. Почему у меня такая судьба?
3) Демковы
Мы с сестрой попали в интернат, потому что у мамы 10 детей. Она не может нас кормить всех, поэтому и отдает. Мы учимся в одном классе, хотя у нас разница 2 года. Я старше. А Яна младше. У нас есть братья и сестры, они учатся в этом же интернате. Сережа во втором классе, мы в четвертом, Антон в 6, Богдан в 8, Женя сестра еще в 5. Есть и старшие. Димка и Стас в тюрьме за кражу. Света живет с парнем каким-то, мы давно ее не видели. Мама к нам не приезжает. Мы звоним ей, но часто у нее отключен телефон. Она родила еще Лёню, ему сейчас 5, когда будет 6 придет к нам в 1 класс. Папы у нас разные. Я не знаю, почему у нее нет денег. Очень хочу домой….
Портрет ребенка сироты:
1. Психические травмы, психосоматические заболевания (могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрации внимания.)
2. Агрессивность(является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер)
3. Избыточная гиперсексуальность (в повышенном интересе ко всему, что связано с половой жизнью, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной, повышающей половую возбудимость детей, является недостаточная общая способность детей к торможению своих первичных чувственных влечений. По мнению исследователей, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях)
4. Бездейственны, без ценностей (нестабильность жизни, постоянная адаптация и потребность каждый раз прикладывать усилия для того, чтобы к тебе хорошо относились)
5. Конформность (зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному)
6. Заниженная самооценка (часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей, вместо «Я» - «Мы»)
7. Потребительское отношение к взрослым (формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств)
ВЫВОД: формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующая с ним.