Принцип – это руководящая идея, основное правило действия, а так же основание системы, центральное понятие системы. Журналистика предполагает наличие рядов принципов, основными из которых являются: объективность и гуманизм. Принцип не отделим от метода. Метод - не отделим от цели, следовательно, в принципах заложена и будущая цель действия. Принципы журналистики возникли вместе с появлением СМИ и неизменно сопровождали их развитие изменяясь вместе с основными функциями прессы каждой общественной системы. Главные принципы объективности и гуманизма. Они охватывают все остальные, которые включены в них, как неотъемлемая часть. Оба они равноценны.
Объективность – требует от журналиста предельно точно изображать жизнь во всем ее многообразии и сложности, этот принцип противоположен субъективности, и предполагает, что журналист и журналистика в целом, работая с СЗИ, принимает как основные правила действия следующие:
1. Научность – т.е. строгую достоверность фактов, неопровержимость выводов, логичность рассуждений. Иначе говоря, журналистика берет от науки ее данные, ее методы поиска истины и ее выводы.
2. Правдивость – как невозможность лгать, преднамеренно искажать факты, либо утверждать то, в чем полностью не уверен.
3. Диалектичность – т.е. отображение жизни в ее развитии, в реальной борьбе.
4. Историзм – непременное изучение истории вопроса.
5. Прагностичность - каковы будут результаты факта явления в будущем.
6. Достоверность и точность – использовать на работе информацию подтверждаемую личными впечатлениями, документами, либо другими авторитетными источниками.
1) Гуманизм– как принцип прессы вытекает из ее основных социальных функций: содействовать развитию социального процесса, но путь свойственный прессе – это путь через человеческое сознание, и именно это заставляет журналистику следовать таким правилам как:
1. Приверженность общечеловеческим ценностям, преданность идеям сохранения мира, укрепления здоровья, гармоничного сочетания технологического прогресса и роста благосостояния с экологической безопасностью.
2. Справедливость – отводится роль «сторожевого пса», который если не должен восстановить справедливость и наказать нарушителей, но, по крайней мере, должен поднять шум.
3. Демократизм – руководящий принцип всей социально политической жизни.
4. Народность – понимается, как признание роли трудящихся в развитии прогресса, забота о нуждах простого народа, уважение в его традициям, и опора на них в развитии общественной морали.
5. Реализм – журналистика строго привержена к правде жизни совершенно не приемлет романтизма, сюрреализма, сентиментализма и тд. Требование к объективности и правдивости в искусстве, что и означает реализм, органично присуще прессе.
6. Прогрессивность – пресса призвана быть противником всего отжившего, устаревшего и быть проводником нарождающегося перспективного участником реформ.
7. Равноправие – всех граждан, их равенство перед законом в правах и обязанностях.
8. Наследование гуманистических традиций прошлого – от античности, возрождения, эпохи просвещения, до великих гуманистов 15-20 веков.
9. Использование гуманистического потенциала религий – которые изложены в священных текстах (Библия, Коран).
10. Принцип этичности – Именно эту позицию во многих СМИ нарушают особенно легко и свободно. Обращаясь к изображению насилия, демонстрируя аудитории свою раскованность, эмансипированность.
Вопрос 10. Объективность – требует от журналиста предельно точно изображать жизнь во всем ее многообразии и сложности, этот принцип противоположен субъективности, и предполагает, что журналист и журналистика в целом, работая с СЗИ, принимает как основные правила действия следующие:
1. Научность – т.е. строгую достоверность фактов, неопровержимость выводов, логичность рассуждений. Иначе говоря, журналистика берет от науки ее данные, ее методы поиска истины и ее выводы.
2. Правдивость – как невозможность лгать, преднамеренно искажать факты, либо утверждать то, в чем полностью не уверен.
3. Диалектичность – т.е. отображение жизни в ее развитии, в реальной борьбе.
4. Историзм – непременное изучение истории вопроса.
5. Прагностичность - каковы будут результаты факта явления в будущем.
6. Достоверность и точность – использовать на работе информацию подтверждаемую личными впечатлениями, документами, либо другими авторитетными источниками.
Вопрос 11. Гуманизм– как принцип прессы вытекает из ее основных социальных функций: содействовать развитию социального процесса, но путь свойственный прессе – это путь через человеческое сознание, и именно это заставляет журналистику следовать таким правилам как:
11. Приверженность общечеловеческим ценностям, преданность идеям сохранения мира, укрепления здоровья, гармоничного сочетания технологического прогресса и роста благосостояния с экологической безопасностью.
12. Справедливость – отводится роль «сторожевого пса», который если не должен восстановить справедливость и наказать нарушителей, но, по крайней мере, должен поднять шум.
13. Демократизм – руководящий принцип всей социально политической жизни.
14. Народность – понимается, как признание роли трудящихся в развитии прогресса, забота о нуждах простого народа, уважение в его традициям, и опора на них в развитии общественной морали.
15. Реализм – журналистика строго привержена к правде жизни совершенно не приемлет романтизма, сюрреализма, сентиментализма и тд. Требование к объективности и правдивости в искусстве, что и означает реализм, органично присуще прессе.
16. Прогрессивность – пресса призвана быть противником всего отжившего, устаревшего и быть проводником нарождающегося перспективного участником реформ.
17. Равноправие – всех граждан, их равенство перед законом в правах и обязанностях.
18. Наследование гуманистических традиций прошлого – от античности, возрождения, эпохи просвещения, до великих гуманистов 15-20 веков.
19. Использование гуманистического потенциала религий – которые изложены в священных текстах (Библия, Коран).
20. Принцип этичности – Именно эту позицию во многих СМИ нарушают особенно легко и свободно. Обращаясь к изображению насилия, демонстрируя аудитории свою раскованность, эмансипированность.
Вопрос 13. Социально-политические предпосылки связаны с возникновением государственных форм общественной жизни. Появилась потребность в директивной, управленческой информации более массового свойства, нежели информация межличностного или коллективного (публичного) общения. Представители государственной власти рассылали для оповещения своих подданных гонцов, глашатаев, герольдов, дьяков. С развитием политических форм управления государством возникла потребность не только в оповещении о действиях правителей, но и в формировании общественного мнения. В древних империях появляются своеобразные прообразы газет. Некоторые исследователи называют это явление «газет» в древнем мире пражурналистикой или протожурналистикой.
Идейные предпосылки были связаны с внутренней политической борьбой, социальными и религиозными движениями. Ораторская публицистика становится одной из самых распространенных и мощных форм воздействия на общественное сознание. Примером этому служит политическая деятельность великих ораторов древности (Демосфен в Греции, Цицерон в Риме и др.)
Экономические предпосылки - в главных торговых центрах обнаружилась большая потребность знать важнейшие события европейской жизни. Стали появляться лица, занимающиеся собиранием известий, которые получались по почте и с заходивших кораблей. Эти известия записывались на особых листках, которые затем раздавались на ярмарке или рассылались в форме писем по почте.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ - образование и культура общества являются одной из ключевых предпосылок зарождения журналистики. Рукописные «газеты » не были массовыми изданиями и не могли быть таковыми в силу неграмотности и культурной неразвитости населения. Поэтому распространяемая в них информация носила замкнутый, элитарный характер. «Газеты» доставлялись определенному кругу образованных лиц.
К материально-техническим предпосылкам возникновения журналистики относятся достижения в научной и производственных областях, составлявших технико-техноло-гическую базу для будущих носителей информации.
Вопрос 14. Функции прессы. Объектные ф-ии прессы это основные задачи решения которых общ-вом как объект воздействия прессы ожидает от прессы.
Всеобщ функция прессы – информационная, главная задача.
1.Социально-педагогическая функция. Реализуя её, пресса стремится удовлетворить потребности тех, кто ищет в ней учителя, дающего совет как поступать в определённых жизненных обстоятельствах. Её неизменно выполняет журналистика, когда даёт аудитории поучительных примеры успешного решения проблем. Обнаруживает причины их возникновения и результаты продвижения вперёд по пути социального прогресса.
2. Социального контроля и коррекции. Эта функция осуществляется в публикациях, где речь идёт об отрицательных явлениях в жизни общества. Пресса как бы извлекает для аудитории поучительные уроки из событий негативного характера, освещает и исследует застойные явления, провалы в экономике и политике, критикует безответственных работников и руководителей.
Прессе мало вскрыть недостатки, правильно поступают те органы прессы, которые настойчиво добиваются их устранения.
3. Функция промоушна ( функция продвижения в журналистике). Иногда эту функцию называют саморекламой прессы. В основе этой функции лежит естественная для коллег стремление усилить позиции журналистов прессы в жизни современного общества, освещать нелёгкий труд журналистов, разъяснять их проблемы, получать понимание и поддержку.
Деятельность в направлении промоушн вобрала в себя многое из того, что прежде называлось функцией организации масс – проведение профессиональных праздников журналистов, юбилеев и ежегодных дней газет, каналов, информационное спонсорство редакциями различных акций, то есть всё то, что способствует упрочению авторитета редакции и прессы в целом.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕССЫ заключаются в том, что при массовом характере распространения информации, её потребление носит сугубо индивидуальный характер. Специальные функции прессы направляют усилия СМИ таким образом к отдельному человеку.
1. Воспитательная функция.
2. Популяризаторская функция. Массового распространения через прессу научных знаний, произведений искусства, опыта и проблем образования и просвещения.
3. Рекреативно-едонистическая функция позволяет прессе прийти к читателю, зрителю, слушателю как к союзнику на отдыхе, при получении наслаждения от музыки, от великих образцов изобразительного искусства, архитектуры. Эта функция осуществляется так же, предоставляя на своих полосах кроссворды и анекдоты, на телевидении и радио различные развлекательные передачи.
4. Массово-эмоциональная функция. Чрезвычайно распространена в журналистике, однако не всегда находит должного признания в теории, люди воспринимают информацию. В особенности если она задевает их интересы, со страстью, огорчением, облегчением, негодованием, надеждой. Реакция на информацию безгранична и не всегда предсказуема.