Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 2. История психологической науки и практики

Оглавление

 

 

Тема 1. Житейская, научная и практическая психология 2

Тема 2. История психологической науки и практики 3

Тема 3. Направления деятельности практического психолога 8

Тема 4. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов 9

Тема 5. Личностные качества психолога 10

Тема 6. Профессиональная этика психолога 10

Список литературы 12

Тема 1. Житейская, научная и практическая психология

Проанализируйте и запишите в виде сравнительной таблицы характеристики житейской, научной и практической психологии

 

  Житейская психология Практическая психология Научная психология
Цель оптимальное функционирование человека в структурах и процессах природно-социального мира изучение индивидуальности человека и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей
Методы наблюдения и размышления психологический тренинг рациональны, осознанны и целенаправленны
Источник знаний собственный опыт человека и опыт других людей произведения науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей опыт, эксперимент
Недостатки житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. Также ей свойственны расплывчатость и многозначность направлена не на изучение, а только на психологическую помощь стремится к обобщениям

Подберите афоризмы и изречения философов, представителей искусства и других известных личностей, касающиеся психологии человека и человеческих отношений.

«Если тебе скучно одному, женись и скучай вдвоем.» Алан Прайс-Джонс

«Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого.» Сенека

«Праздный человек — точно часы без стрелок.» Купер Ф.

«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.» Б. Паскаль

Тема 2. История психологической науки и практики

Познакомиться с творческими биографиями отечественных и зарубежных психологов, определивших развитие психологической науки и практики. Необходимо обозначить научное направление, к которому принадлежал ученый, назвать его основные труды и кратко охарактеризовать его теории, исследования.

Персоналии:

 

Адлер А. - индивидуальная психология.

Основой характера является врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

Труды: «О нервном характере», «Практика и теория индивидуальной психологии», «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

 

Айзенк Г. – биологическая психология.

Трёхфакторная теория личности - есть три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсия (E) и нейротизм (N), они генетически обусловлены активностью ЦНС.

Труды: «Биологические основы индивидуальности», «Проверьте свои способности», «Как измерить личность»

 

Вундт В. - экспериментальная психология.

Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.

Труды: «Принципы физиологической психологии», «Лекции о психологии человека и животных», «Эссе», «Этика: исследование фактов и законов моральной жизни», «Гипнотизм и внушение», «Введение в психологию».

 

Уотсон Дж. – бихевиоризм.

Отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать, какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Есть 4 крупных класса реакций: видимые, скрытые, видимые наследственные реакции, скрытые наследственные реакции. С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель — предсказание поведения и его контроль.

Труды: «Обучение животных», «Поведение», «Психология с точки зрения бихевиориста», «Бихевиоризм», «Психологический уход за ребенком»

 

В. М. Бехтерев - рефлексология и патопсихологическое направление.

Утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Труды: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», «Проводящие пути спинного и головного мозга», «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология»

 

Л. С. Выготский - культурно-историческая школа.

По Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества). Натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Труды: «История развития высших психических функций», «Психология искусства», «Сознание как проблема психологии поведения», «Исторический смысл психологического кризиса», «Проблема культурного развития ребенка», «Конкретная психология человека», «Орудие и знак в развитии ребенка», «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок», «История развития высших психических функций», «Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли)», «Проблема развития и распада высших психических функций», «Мышление и речь».

 

И. П. Павлов – физиология.

Учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом» стереотипе" как устойчивом комплексе реакций на раздражители.

Труды: «Лекции о работе главных пищеварительных желез»

 

С. Л. Рубинштейн - деятельностный подход.

Принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии: человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической; принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»); концепция психического как процесса.

Труды: «Основы общей психологии», «Принцип творческой самодеятельности», «Бытие и сознание», «О мышлении и путях его познания», «Принципы и пути развития психологии», «Проблемы общей психологии», «Человек и мир»

 

А. Н. Леонтьев - теория деятельности.

Психика формируется в основном внешними факторами.

«Деятельность, сознание, личность», «К вопросу о сознательности учения», «Потребности, мотивы и эмоции.», «Лекции по общей психологии: Учебное пособие для вузов»

З. Фрейд – психоанализ.

Источником большинства неврозов являются подавленные сексуальные желания. Сновидение есть зашифрованное сообщение. Работал в основном методами свободных ассоциаций и расшифровки сновидений.

Труды: «Толкование сновидений», «По ту сторону принципа удовольствия», «Недовольство культурой»

Фромм Э. - неофрейдизм, фрейдомарксизм.

Любовь — ответ на проблему человеческого существования. Любовь это абстракция, и «в действительности же существует лишь акт любви». Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку.

Труды: «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Анатомия человеческой деструктивности», «Величие и ограниченность теории Фрейда», «Психоанализ и этика», «Ради любви к жизни», «Душа человека», «Мужчина и женщина», «Фрейд»

 

Юнг К. - аналитическая психология.

Некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. Лечение идет по пути интеграции психологических составляющих личности.

Труды: «Символы трансформации», «Очерки по психологии бессознательного», «Символическая жизнь», «Синхрония», «Человек и его символы»

 

Б. Г. Ананьев - онтопсихология.

В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества.

Труды: «Психология и проблемы человекознания», «О проблемах современного человекознания», «Человек как предмет познания»

 

Маслоу А. - гуманистическая психология.

5 уровней потребностей:

Физиологические

Экзистенциальные

Социальные

Престижные

Духовные

Труды: «Мотивация и личность», «Психология Бытия», «Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья»

 

Роджерс К. - гуманистическая психология.

Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения.

Труды: «О становлении личностью»

 

Проанализировать и кратко законспектировать понятие – индивид в

концепции: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна

 

Ананьев Б.Г. - биологическое существо Homo Sapiens, проходящее личный неповторимый жизненный путь.

 

Выготский Л.С. - индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы.

 

Леонтьев А.Н. - неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

 

Рубинштейн С.Л. - индивид — не только «производитель» пред­метов и «выразитель» общественных отношений, но и их активный пре­образователь.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.