Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава I Карьера как объект психологического исследования

§1.1. Понятие карьеры

Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т.п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадии развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;

горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);

центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:

достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;

обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;

обеспечение открытости процесса управления карьерой;

устранение "карьерных тупиков", в которых практически нет возможностей для развития сотрудника; повышение качества процесса планирования карьеры; формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

изучение карьерного потенциала сотрудников; обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную - потребность в персонале в нужный: момент времени и в нужном месте.

Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера - процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.

Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

 

Таким образом, карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

 

§1.2 Этапы карьеры

Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное-специфику индивидуальной мотивации.

На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, акции, облигации).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовиться к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (Живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода и о здоровье.

Иногда, несмотря на самое строгое планирование, на энергичные меры по привлечению, отбору и обучению рабочей силы, человек покидает работу, на которую его наняли. Он может счесть, что эта работа его не удовлетворяет, или узнать, что открылась возможность получить более выгодную работу. Случается, что сама компания проявляет инициативу в такой перемене, либо переводя его на другую работу, либо увольняя. В нашем курсовом исследовании мы указывали на причины, по которым люди покидают работу. Но какова бы, ни была причина, потеря работника обычно означает для фирмы дополнительные хлопоты и расходы, связанные с подысканием ему замены либо извне, либо внутри компании.

Отчасти чтобы избежать расходов, связанных с подбором новых работников, компании часто заполняют открывающиеся вакансии работниками, уже имеющимися в их распоряжении. Во всяком случае, эти кандидаты уже прониклись господствующим в компании общим настроем, им уже известны ее задачи и методы деятельности. Моральный дух в компании обычно лучше, когда продвижение работников на новые должности производится из уже работающего персонала, так как в этом случае все сотрудники видят, что и у них есть шансы на повышение.

Потенциальная ошибка при повышении в должности заключается в том, что человеку могут дать работу, для которой у него нет способностей. В жизни нередки случаи, когда на работника, хорошо проявившего себя в каком-то деле, возлагают обязанности менеджера, то есть назначают на должность, требующую совсем иного рода способностей. Например, служащий отдела сбыта, которому систематически удается продать больше продукции фирмы, чем другим сотрудникам отдела, вовсе не обязательно является тем человеком, которого следует выдвинуть на должность руководителя отдела сбыта. Когда обнаруживается, что такое повышение в должности ошибочно, компания не только лишается своего нынешнего управляющего сбытом, но рискует потерять и бывшего удачливого служащего. Неспособность хорошо справляться с порученным делом обычно деморализует работника, и он теряет уверенность даже в тех способностях, какими действительно обладает.

 

Итак, карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей. Все вышеперечисленное способствует тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

§ 1.4 Активность личности и её жизненный путь.

Рассматривая феномен карьеры с точки зрения психологического подхода нужно обратить внимание, прежде всего на особенности жизненного пути и профессионального самоопределения личности.

Активность личности – это «способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела». [1]

Одним из первых к проблеме жизненного пути личности обращается С.Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» в которой он рассматривает жизненный путь как индивидуальную историю, как проект того, что заложено в детстве. С его точки зрения жизненный путь предстает с двух сторон: с одной стороны как некое целое, с другой стороны – как ряд этапов, каждый из которых может стать поворотным, т.е. радикально изменить жизненный путь благодаря активности личности. Особая роль при этом отводится самосознанию личности. Самосознание отражает реальное бытие не пассивно, поэтому представления человека о самом себе, о собственных психических свойствах и качествах не всегда адекватно, оно преломляется через активность личности, через её самооценку. А так как самооценка обусловлена мировоззрением, то самосознание включает в себя моральное сознание и своими корнями уходит в общественное бытие личности.

Личность имеет свою историю, в которой не просто повторяются циклы развития представителя определенного вида живых существ. В отличие от животных, человек является существом общественным и поэтому включается в историю человечества как её участник и субъект. Кроме того, он имеет и свою собственную историю, так как развитие личности опосредованно результатами её деятельности и зависит от её внутренних возможностей и потенций. Именно в деятельности проявляется и совершается психическое развитие человека.

«Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [2]

Таким образом, в жизненном пути человека находит своё отражение развитие его личности, где её психические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом ее поступков и действий. В индивидуальной истории бывают поворотные этапы, когда принятием того или иного решения определяется дальнейший жизненный путь человека.

 

§1.5 Профессиональная карьера в контексте личностного и профессионального самоопределения.

Планирование своего профессионального будущего отражает специфику процессов самоопределения (Божович Л.И. , Кон И.С., Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. и др.)

Л.И. Божович отмечает, что самоопределение является особым личностным образованием, которое « с точки зрения самосознания субъекта характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции».[3]

Отличительной чертой самоопределения является его «двуплановость»: с одной стороны оно связано с выбором профессии, с другой – с поиском смысла жизни. Формирование самоопределения происходит во второй фазе подросткового возраста, когда возникает необходимость решить проблему своего будущего.

Подлинное самоопределение как системное образование возникает на завершающем этапе онтогенетического развития ребёнка и связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, а также самосознания в собственном смысле слова. Это вызывает стремление к самоутверждению и самореализации.

Проблемами личностного самоопределения занимались также М.Р. Гинзбург и Т.В. Снегирева. Т.В. Снегирева пишет, что «личностное самоопределение» - это попытка ответить самому себе на вопрос, какой я, что я за человек, встающий в связи с наступающей взрослостью и новыми требованиями, которые предъявляет она молодым людям». Главный признак самоопределения – «стремление субъекта определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности, наряду с пониманием своего места и назначения в жизни».[4] Она выделяет в личностном самоопределении три аспекта:

-)прошлое, настоящее, будущее, я,

-) идеальный план (я, каким хотелось бы быть),

-) я глазами других

Рассмотренные типы самоопределения не охватывают всех сторон этого процесса. Очень важное место занимает также и процесс профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – длительный и динамический процесс, включающий в себя:

- выбор жизненного пути (развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидуальных особенностей и черт личности);

-творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности.

В процессе профессионального самоопределения можно выделить несколько фаз: выбор профессии, профессиональное обучение, овладение профессиональным мастерством и самореализация в ней, творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. Эти фазы зависят от содержания профессии, индивидуальных и личностных качеств человека, внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. На каждой стадии личностью формулируются и осознаются определенные цели и задачи. [5]

Процесс профессионального самоопределения непосредственно связан с формированием психологической готовности к нему. «Под психологической готовностью к профессиональному самоопределению понимается устойчивое образование, имеющее определенную структуру и включающее такие компоненты как положительное отношение к трудовой деятельности, потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей, умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения, сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений, адекватная самооценка профессионально значимых качеств личности».

Профессиональное самоопределение является одним из наиболее значимых компонентов профессионального развития личности.[6] Этот процесс включает в себя четыре стадии:

1.Возникновение и формирование профессиональных намерений. На этой стадии в основном находятся старшеклассники и абитуриенты. Выбор профессии – это стадия формирования профессиональных намерений, показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Происходит формирование самооценки профессионально пригодности, готовности личности к труду вообще. Противоречия между представлениями об идеале профессионала и представлениями о себе решается формирование образа-Я как субъекта предполагаемой профессиональной деятельности. Эта стадия способствует развитию представлений о профессии.

2.Профессиональное обучение – процесс целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности в ходе систематического обучения. Для этой стадии характерно формирование у личности отношения к себе как к субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности, в которой отражается установка на развитие профессионально-значимых качеств. На этой стадии находятся студенты ВУЗа. Эта стадия способствует развитию представлений о себе как профессионале и готовности к конкретной профессиональной деятельности.

3.Профессиональная адаптация или профессиональный старт - активное усвоение профессии и нахождение своего места в системе коллектива. На этой стадии находятся выпускники ВУЗа. Хотя стадия профадаптации начинается ещё в ВУЗе. Можно выделить два адаптационных периода: начальный период обучения в ВУЗе, отражающий переход от ученика в студента, и период профессионального старта, связанный с вхождением в профессию и отражающий переход студента к трудовой деятельности в различных её формах.

4. Частичная или полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде – характеризуется степенью овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровнем сформированности отношения к делу, мерой творчества и мастерства.

 

В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профессионального самоопределения.

Т.В. Кудрявцев указывает также, что на процессы правильного выбора профессии и профессионального самоопределения существенное влияние оказывает определенный баланс факторов: жизненные перспективы, реализуемые в представлениях о будущих трудовых достижениях, прошлый опыт личности, объективные потребности в различных видах труда, содержание образования и престижность специальности. [7]

Объективным показателем динамики профессионального самоопределения является образ-Я. В литературе подчеркивается, что изменения в его структуре характеризует изменение отношения личности к себе как профессионалу (будущему и настоящему) на всех психологических уровнях: когнитивном, эмоционально-мотивационном и поведенческом.

 

Таким образом, период обучения в ВУЗе является сенситивным для формирования стратегии профессиональной жизни, образа профессионального будущего, психологическим выражением которого являются представления о профессиональной карьере.

 

Выводы

1)Карьера - это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

2)Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей. Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

3)Ценности и ценностные ориентации рассматриваются как осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни, где личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Данный процесс находит содержательное выражение в ценностном самоопределении будущего профессионала. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные, являясь источником мотивации поведения. Для личностных ценностей характерна осознанность: они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Личностные ценности связаны с направленностью личности и являются стержневой характеристикой ее внутреннего мира и ориентирами в деятельности и поведении. Механизмом формирования личностных ценностей является включение человека вместе с группой, имеющей групповые ценности, в практическую реализацию конкретной ценности.

4)В жизненном пути человека находит своё отражение развитие его личности, где её психические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом ее поступков и действий. В индивидуальной истории бывают поворотные этапы, когда принятием того или иного решения определяется дальнейший жизненный путь человека.

5)Период обучения в ВУЗе является сенситивным для формирования стратегии профессиональной жизни, образа профессионального будущего, психологическим выражением которого являются представления о профессиональной карьере.

 

 

 


[1] Психология. Словарь./ Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Политиздат,1990. – 494 с.

[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. – М., Педагогика, 1989.-328 с.

 

[3] Божович Л.И. Проблемы формирования личности./ Под.ред. Фельдштейна Д.И. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995. – 352 с.

[4] Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте.// Вопросы психологии. – 1989. - № 2 – с. 27-35.

 

[5] Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. Док. Дис. – М. – 1995. – 46 с.

[6] Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы.// Вопросы психологии.-1981.-№ 2 – с.20-30.

[7] Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.// Вопросы психологии. – 1983. - № 2. – с. 51-59.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.