Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психодраматический блок



Цель – коррекция дисфункциональных, не эффективных способов переживания-преодоления критических ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоления трудных, критических ситуаций – не нарушающих личностное развитие подростков.

В качестве тем ролевых игр выступающих в качестве основного содержания психодраматических сессий, предлагаем использовать критические ситуации, выявленные нами в экспериментальном исследовании. Их можно разделить на три группы:

1. «Одногодки, друзья».

Конфликты, споры – любые «неудачные» отношения с друзьями, сотрудниками, после которых возникали неприятные переживания, а так же необдуманные поступки и действия.

Конфликтные отношения друзей Я(подруг) с вашими родителями, вызывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, одиночества, злости, безысходности (безвыходности).

2. «Семья».

Конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками.

Напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой).

Напряженные, плохие отношения с родителями.

 

3. «Работа».

Конфликты с начальством и коллективом.

Плохие взаимоотношения с сослуживцами.

Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней возникают состояния, свидетельствующие о наличии психотравмирующего переживания, а так же то, что в качестве «выхода» из ситуации сотрудники подразделений МЧС выбирают определенный тип отклоняющегося поведения. Это могут быть уход из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто- и гетероагрессия.

При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение сотрудников является следствием не эффективного переживания-преодоления критических ситуаций, их псевдопреодоление, а так же на поиск новых альтернативных, стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития.

Необходимо отметить, что сценарий для ролевых игр не является жестко детерминированным психологом. Иногда он определяется самой личностью, выступающей в качестве протагониста, по ходу психодраматической сессии.

В качестве упражнений для «разогрева» - как начального этапа психодраматической сессии, предлагаем следующие:

«Встретились два существа» - участники получают здание придумать и показать сцену, как встретились два существа, и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие – они должны представить каждое существо без слов. То есть надо жестами, мимикой, возможно типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно так же показать реакцию этих существ, друг на друга.

«Матрёшка» - используется для облегчения самопрезентации личности и стимуляции у неё стремления к самопознанию, самораскрытию.

Инструкция: упражнение, которое вы сейчас будете выполнять, дает возможность лучше узнать, кто вы такой и что скрывается за вашей внешней оболочкой … Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний - это тот образ, то лицо, которое человек демонстрирует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посторонних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними…

Я хочу, чтобы вы на время представили себя такой матрёшкой, как бы стали ею. Сначала нужно описать себя таким, каким вас видят другие люди. Затем – открыть матрёшку и найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нём. Потом вы снимете с матрёшки ещё одну оболочку и откроете следующий более глубокий пласт … Пожалуйста, рассказывайте о себе до тех пор, пока не дойдете до таких частей своего «Я», которые вы никому не хотите показывать.

Этот приём помогает избежать дискомфорта и обеспечивает личности, выполняющей упражнение психологическую безопасность.

«Граница» - участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Необходимо медленно продвигаться на встречу, друг другу и постараться уловить момент, когда будет неприятно дальнейшее приближение партнёра, одновременно следя за тем, когда этот момент возникает у него.

«Психологическая дистанция» - изображение ближайшего окружения личности (протагониста) через расстояние. При этом психологическая дистанция определяется как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках.

Инструкция: степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость-дальность отношений друг с другом через расстояние в пространстве. Доброволец должен встать лицом к стене, а все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет близость их отношений с ним. При этом необходимо учитывать взаимное расположение относительно друг друга. Затем, стоящие за спиной должны разойтись, запомнив при этом свои места.

После этого доброволец поворачивается и расставляет участников так, как, по его мнению, они должны были встать.

В заключении, проводя обсуждение возникших переживаний, следует подумать над такими вопросами: Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали вы себя уверенно, когда расставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами? Или, напротив, вас это обрадовало? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?

«Волшебный магазин» - участникам необходимо представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются чудесные вещи – любовь, мужество, мудрость, уважение и т.п. Добровольцев просят выйти вперёд и попробовать выменять какой-либо товар.

Режиссёр, играющий роль хозяина лавки, уточняет, сколько нужно; от кого; в связи с чем. Потом он просит что-нибудь взамен, по бартеру.

Разработка этой темы приводит к тому, что добровольный покупатель начинает лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий.

В качестве психодраматических техник используются следующие:

Обмен ролями – протагонист (подросток) играет в психодраме роль, какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток из группы) берёт на себя роль протагониста.

В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при обмене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скрытые мотивы.

Техника используется для того, чтобы из другой роли личность получила необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар.

С её помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия.

Зеркало – подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», должен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусственно создаётся проекция для того, что бы подросток обнаружил те аспекты поведения, а через них желания и чувства, которые ранее отвергал.

Проекция на будущее – позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники даёт возможность апробировать новые поведенческие стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.

Моделирование – демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действий для того, чтобы протагонист нашёл приемлемый для себя образец. Происходит обучение личности новым поведенческим стратегиям.

Разговоры за спиной – протагонист садиться спиной к группе и слушает, как его обсуждают.

Таким образом, можно наметить следующие пути психологической помощи в критических ситуациях, с использованием психологического времени личности:

· Перенос потенциального будущего в актуальное настоящее, то есть, чтобы мотивы и цели, ценимые сознанием, вынесенные в некоторую временную перспективу, в то же время вошли в феноменологическое «теперь» и стали актуальной и действенной данностью.

· Перенос актуального настоящего в психологическое прошлое; в аффективном плане это представляется как отстранение эмоции, её устранение из момента «теперь».

· Уменьшение степени актуальности событий и отношений прошлого в настоящем.

Это связано с увеличением реализованности и потенциальности событий прошлого и будущего в индивидуальной концепции психологического времени личности.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.