Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чудо и промысел в фотографиях Михаила Масленникова

Предисловие

..: «…Свои мысли, чувства, ощущения иногда бывает трудно выразить словами. Именно поэтому так хороши «молчаливые», визуальные формы искусства, и в частности-фотография. Она не фальшивит…

Современный темп жизни не предполагает пристальности. Журналы мы просматриваем, художественную литературу пролистываем, радио слушаем вполуха. Чтобы задержать нас на бегу, наверное, и нужны такие «цепляющие» фотокартины.., которые приковывают наше внимание…» (журнал «Фома» №5, 2008 г., стр. 86, статья «Увидеть чудо»)

..: «…Сначала ты просто живёшь этой жизнью, в этой жизни что-то происходит, ты понимаешь, что это хочется запечатлеть, ты достаёшь камеру, осмысливаешь, продумываешь, в конце концов, ты делаешь этот снимок и после проявки можешь увидеть, что ты в этом процессе совершенно посторонний…» (интернет, фрагмент одного из интервью Масленникова Михаила)

Чудо и промысел в фотографиях Михаила Масленникова

Когда-то Михаил Масленников не считал фотографию искусством высокого порядка (ведь кажется, что снимок почти не зависит от автора). Около трёх лет назад взял камеру в руки, поддавшись на уговоры друзей, мечтавших наконец увидеть героев увлекательных Мишиных паломнических рассказов.

Он не учился фотографии в академическом понимании этого слова. Да и к чему, ведь образование архитектора-конструктора и долгая практика дизайнера-графика приучает самому постигать новое. «Зачем тебе учиться, ты и так хорошо снимаешь, не ломай своего видения, не теряй собственного ощущения кадра», — посоветовал ему в приватной беседе Георгий Колосов, когда увидел первые снимки Михаила. А как только Масленников начал снимать, быстро понял, что без хорошего плёночного аппарата, ему уже не прожить. Теперь, как фокусник, достаёт из кофра тяжёлый среднеформатный «Пентакс». Он смотрит на мир через огромную выпуклую линзу, заглядывая глубоко в шахту этой снятой с производства камеры, и делает это сознательно.

«Плёнка — очень живой и пластичный материал, который передаёт массу нюансов, состояние человека, эмоции, настроение, — говорит Масленников. — Она умеет фиксировать, кажется, всё: состав воздуха и преломление света, озоновый слой и атмосферу. И если мы едем в Карелию или на Чукотку — там всё другое: цвета, флора, фауна, иные закаты и восходы, там даже солнце движется по особой траектории. И тех, кого вы там увидите, вы не увидите нигде и никогда».



«Монах и колокол».
Серия: Бухта Провидения. Посёлок Провидения, Чукотка. Сентябрь, 2007.

 



«На лавочке».
Из цикла «Однажды на Севере».
Портрет скитоначальника пустыни во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в деревне Родионово. Отец Пётр Тимофеевич — удивительной судьбы человек. Трудолюбивый, энергичный, считающий главным деланием своей жизни непрестанное творение Иисусовой молитвы, отец Пётр принял монашеский постриг, когда ему было далеко за семьдесят. Август 2006.


«Плёнка — это всегда загадка, — продолжает Михаил, — и результат моей работы в руках окажется не раньше, чем через месяц или два, когда я вернусь домой, и она проявится. Что ещё там выйдет? Я живу ожиданием. Для меня самого смотреть собственные снимки — это чудо и удивление».



«После дождя».
Из цикла «Однажды на Севере». На берегу озера Юксовского стоит сарайчик из распиленного пополам железнодорожного вагона старого образца. Теперь в виде ангара он служит пристанищем рыбацкой лодке.
Деревня Родионово, Подпорожский район Ленинградской области. Октябрь 2006.


«Урок рисования в Воскресной школе».
Из цикла «Срединная полоса». Село Каменники, Юрьевецкий район Ивановской области. Июль 2007.

 

Иногда понимаешь, что пересказывать биографию фотографа — лишнее. Масленников в своих фотографиях давно рассказал всё: и о своем художественном образовании, и о работе в полиграфии (его композиции безупречны). И о том, что учился на богословском факультете Свято-Тихоновского университета. Ведь каждый раз его фотоистория — это ёмкий, лаконичный и вместе с тем содержательный рассказ о людях из глубинки, о тихих подвижниках духа, о православных.

 



«По-русски».
Серия «Кенозеро». Деревня Вершинино, Плесецкий район Архангельской области. Август 2006.


«Купание в радоновом источнике».
Серия «Залив св. Лаврентия». Близ посёлка Лорино, Чукотка. В 12 километрах от посёлка Лорино находятся горячие ключи, температура которых на выходе около 70-80° С. На снимке отец Леонид Цапок. Сентябрь, 2007.

 

Посвятив себя жанровому портрету, Масленников задался, кажется, совершенно невозможной целью: «Я апеллирую к внутренней жизни христианина и подаче именно этой внутренней реальности. Через внешнее хочу показать внутреннее. И пытаюсь по-своему, может быть, иначе, чем обычно, что-то сказать о Православии. Привнося в фотографию эти прикровенные сюжеты, стараюсь показать жизнь, которая ускользает от глаз обывателя, рассказать о тех трудностях и радостях, которые переживает современное христианство. В этом, кажется, и состоит миссионерский аспект моего творчества».

 



«Вечерний шторм».
Серия «Залив св. Лаврентия». Посёлок Лорино, Чукотка. Сентябрь, 2007.


Масленников не выдумывает своих героев — ведь они интересны такие, какие есть, — но и не навязывает им собственное представление о них. Оттого серии его художественных снимков из циклов «Однажды на Севере», «Срединная полоса », «Чукотка», «Фрагменты богослужебного цикла» приобретают документальность. Его взгляд отчасти осторожный и деликатный. Да и как преодолеть неловкость, когда снимаешь в храме венчающихся? Как заглянуть через плечо читающему Евангелие священнику и передать то, что он испытывает в этот момент? Как, заслушавшись 80-летнего монаха отца Петра, сказать ему вдруг: «Всё, стоп, теперь мы будем сниматься?». «Бывает, я внутренне плачу, когда что-то не получается, срывается, — рассказывает Михаил, — так было с отцом Петром. Как-то вечером сидели с ним в его низкой избушке, пили чай, и он рассказывал о своей жизни. Монах, скитоначальник храма в Юксовичах (древнее этого 500-летнего храма и нет в округе), он и при советской власти молился здесь Богу, терпел непонимание и насмешки односельчан, нашествия сектантов и притеснения областного начальства. Вдруг я понял, что именно сейчас его нужно фотографировать, в этом состоянии внутри его рассказа».

«Я поставил на штатив камеру, измерил выдержку и попросил батюшку замереть… на 10 секунд! — вспоминает Михаил. — Как же я внутренне переживал, понимая, что выдержка в 10 секунд — это невероятно долго, бесконечно. Что не всякий молодой человек сможет без движения просидеть и половины этого времени. А батюшка… какой силы это человек. Духом крепкий, терпеливый. И вот он сидел передо мной в полумраке, освещённый тусклой электрической лампочкой, не шевелясь, ждал, когда же закроются шторки. А я считал: один, два, три… Мне хочется, чтобы зритель видел в фотографиях, что мои герои — люди верующие. Чтобы это угадывалось по их глазам, улыбкам, чтобы не нужны были никакие подсказки в виде атрибутики».

 


«Весёлый охотник».
Серия «Залив св. Лаврентия». Посёлок Нунямо, Чукотка.
Дедушка О’ноль рассказывает: «Путин — один и чукча — один...» Сентябрь, 2007.


«В ожидании подруг».
Серия «Залив св. Лаврентия». Посёлок Лорино, Чукотка. Марина идёт ужинать в гости к бабушке, по дороге её окликнули подруги. Сентябрь, 2007.


Михаил пришёл в храм в 2001 году и тогда же отправился по поручению духовника отвезти в далёкий монастырь благотворительную помощь. С тех пор начались его одиночные паломничества в самые далёкие и труднодоступные уголки страны. Он водил паломнические группы по северу, по далёким от туристических троп маршрутам. Путешествовал по архангельской тайге, ездил вместе с коллегой по творческому объединению «ноГа» в экспедиции по северу Ленинградской области, Карелии, летал на Чукотку. И, привозя из поездок новые и новые метры отснятой плёнки, из разряда фотолюбителей перекочевал в фотопрофессионалы. Сам же он искренне желает оставаться Любителем, так же, как считал себя любителем Анри Картье-Б рессон, так же, как говорит о себе Георгий Пинхасов. «Для меня быть Любителем, — поясняет Михаил, — означает оставаться свободным в своём видении, в отличие от каких бы то ни было профессиональных установок, обусловленных выполнением «заказа» или требованиями «редакций». Именно это обстоятельство позволяет мне, в частности, делая портреты, видеть в людях, которых я запечатлеваю, прежде душу, а не моделей, в пейзажах — гармонию, а не сочетание живописных составляющих, в антураже — знаковую атрибутацию, а не продуманный и выверенный план».

Работы Масленникова не эстетствующие и гламурные, они узнаваемые по манере и языку. И везде героем его серий выступает человек. «Человек как носитель Божественного образа в кадре для меня первостепенен. Его подлинное содержание несёт в себе Божественную реальность. Я допускаю в своих съёмках и работе прежде всего элемент промысла и чуда. Ведь не просто так мне встречаются именно эти люди, не просто так Господь привёл меня именно сюда. Часто, приезжая освещать какую-то историю, я понимаю, что и не готов к ней, как не готов к завтрашнему дню. Я знаю, на что нужно ориентироваться в жизни, но сама реальность, практика жизни преподносит всегда сюрпризы. Как бы пафосно это ни звучало, но я фотографирую сюрпризы жизни. Эти люди, эти чудесные персонажи — для меня те самые сюрпризы, которым я не перестаю внутренне удивляться. И удивляясь, продолжаю снимать, но не механически отрабатывая материал, а с превеликим трепетом. И всегда ловлю себя на мысли: какой же необыкновенный человек мне встретился! Почему мне?» (интернет: http://www.foma.ru/chudo-i-promyisel-v-fotografiyax-mixaila-maslennikova.html)

 

 

Дополнение

 

 

Арина серия: Оять // из цикла: Однажды на Севере

 

Девушка и гуси Из серии: Потерянный мир / село Потеряевка, Мамонтовский район, Алтайский край, Россия / июль 2008

 

Детвора серия: Колодозеро // деревня Погост, Пудожский район, Карелия, Россия / август 2007 / из цикла: Однажды на Севере

 

Друг на друга серия: Венчание в Путинках // Успенский переулок, Центральный округ, Москва, Россия / сентябрь 2009

 

Дщерь Из серии: Потерянный мир / село Потеряевка, Мамонтовский район, Алтайский край, Россия / июль 2008

 

Ещё не зима серия: Залив Лаврентия // посёлок Лорино, Чукотка, Россия.

 

За плечами серия: Важеозеро

 

За столом серия: Юксовичи

 

Забота серия: Каменники // село Каменники, Юрьевецкий район, Ивановская область, Россия // Община при Храме Рождества Христова. Послушница Юля и её питомцы.

 

Колодец серия: Подмосковье // село Большое Свинорье, Нарофоминский район, Московская область, Россия // из цикла: Русская зима

 

Колодозеро. Мостки на север серия: Колодозеро // деревня Погост, Пудожский район, Карелия, Россия. // Хочу туда на Новый год и Рождество! Всех с наступающими праздниками.

 

Кристина серия: Мещовское детство / Мещовск, Калужская область, Россия / апрель 2010

 

Лахта серия: Колодозеро // деревня Хлыстовская Лахта, Пудожский район, Карелия, Россия

 

На Ломоносовском мосту серия: Северная Пальмира / набережная реки Фонтанки, Центральный район, Санкт-Петербург, Россия / весна 2008

 

На руках серия: Мещовское детство / Мещовск, Калужская область, Россия / апрель 2010

 

Обход владений Из цикла: Донская степь (серия: Всё получится! / летний сезон) / хутор Сеньшин, Обливский район, Ростовская область, Россия / июль 2010

 

Переправа серия: Не зная брод / село Павловская Слобода, Истринский район, Московская область, Россия / июль 2010

 

Пётр Тимофеевич серия: Юксовичи // деревня Соболевщина, Подпорожский район, Ленинградская область, Россия // Отец Пётр съездил на своём стареньком москвичонке в лес за лапником, вернулся с полным багажником еловых веток — дом к зиме утеплять. Короб по цоколю соорудил, опилками присыпал, а веток накидал от крыс, эти звери уж больно носами колются, в общем какая-то защита. Хотя, какое там, их цоканье когтями по рубероиду на крыше ничем не унять, всю ночь прислушиваешься, что в императорских покоях, не пробираются ли "ниндзя"?

 

Племянник невесты серия: Венчание в Путинках // Успенский переулок, Центральный округ, Москва, Россия / сентябрь 2009

 

По воду серия: Колодозеро // деревня Погост, Пудожский район, Карелия, Россия

 

После службы
Из серии: Потерянный мир / село Потеряевка, Мамонтовский район, Алтайский край, Россия / июль 2008

 

Послушник серия: Спасо-Преображенский скит / близ деревни Ланьшино, Серпуховский район, Московская область, Россия / июль 2010

 

Приготовились. Из серии: Потерянный мир / село Потеряевка, Мамонтовский район, Алтайский край, Россия / июль 2008

 

Проблеск серия: Онего // деревня Щелейки, Подпорожский район, Ленинградская область, Россия

 

Разговор во дворе Из цикла: Донская степь (серия: Всё получится! / летний сезон) / хутор Секретёв, Обливский район, Ростовская область, Россия / июль 2010

 

Сами по себе серия: Юксовичи // деревня Родионово, Подпорожский район, Ленинградская область, Россия // Аня Патракова и кошка в траве, видимо на охоту вышла, по тропинке к озеру крадётся.

 

Сборы на вечерний футбол Из цикла: Однажды на Севере / деревня Погост, Пудожский район, Карелия, Россия / август 2007

 

Стрекоза Из серии: Потерянный мир / село Потеряевка, Мамонтовский район, Алтайский край, Россия / июль 2008

 

Таня серия: залив св. Лаврентия // поселок Лорино, Чукотка, Россия / сентябрь 2007 / из цикла: Чукотка

 

Уткнуться носом серия: Спасо-Преображенский скит / близ деревни Ланьшино, Серпуховский район, Московская область, Россия / июль 2010

 

Утро в скиту серия: Юксовичи // Скит во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша". Храм св. Георгия Победоносца (1493 г.)

 

Чукотские забавы Из цикла: На краю земли / посёлок Лорино, Чукотка, Россия / сентябрь 2007 (интернет: http://nnm.me/blogs/Robbi_TT/fotograf_mihail_maslennikov_100_foto/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.