Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К ВОПРОСУ О ПРАВОПОНИМАНИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

А. В. Корне

 

Интерпретация права и закона в трудах выда­ющихся русских юристов конца XIX - начала XX в. представляет собой богатую гамму различ­ных точек зрения на эти социальные феномены. Сущность права, его генезис, социальная цен­ность и его всемирное предназначение - разра­ботка этих и других вопросов общей теории права стали достоянием мировой юриспруденции.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

Право, констатирует Н.И. Палиенко, относит­ся к наиболее сложным явлениям социального мира, и поэтому "общие законы общественной жизни действуют и в области права. Право, сле­довательно, не может быть понято вне связи с фактами и условиями действительной жизни' . При этом право не следует отождествлять ни с фактическими отношениями, ни с законами в на­учном смысле этого слова. Право является прави­лами, нормами, выражающими идею о должном порядке общественных связей. Однако не следует забывать, что действительная жизнь, фактичес­кие отношения во всем их разнообразии служат необходимыми предпосылками этих норм, поч­вой, на которой право развивается, черпает свое

содержание и к которой оно применяется . Уче­ный считает, что право не выходит за пределы за­кономерностей явлений. В этом смысле был прав Г. Еллинек, когда писал, что право ведет как бы двойную жизнь: оно сочетает сущее и должное. Право — не отвлеченная идея, но реальная обще­ственная сила, проявления которой люди чувст­вуют в процессе общения. Эти обстоятельства позволили, в свою очередь, Б.Н. Чичерину ут­верждать, что "как факт, право есть явление об­щественной жизни .

Отстаивая самостоятельное значение права среди других социальных норм, Б.Н. Чичерин ви­дел "ошибку JI.Толстого" в том, что писатель

не признавал ничего кроме нравственности. Точно так же заблуждался B.C. Соловьев относительно подчиненного положения права по отношению к нравственности.

Б.А. Кистяковский, в свою очередь, утверж­дал, что "изучение права как социального явле­ния нужно не только для осуществления теорети­ческой цели - достичь наиболее полного знания права. Оно является насущной потребностью для того, чтобы право не расходилось со справедли­востью и чтобы само право было справедли­вым". С точки зрения П.М. Новгородцева, силы, движущие право, скрываются внутри, действуют медленно и нигде не выступают явственно. Но при этом "право образуется, если и закономерно, то через людей и при посредстве их воли".

Приведенный обзор точек зрения дореволюци­онных русских юристов показывает, что изучение права и всего того, что с ним связано, дает различ­ные сведения. Эти сведения, пишет Б.А. Кистяков­ский, согласно правилам формальной логики можно сводить в определения, т.е. образовывать из них понятия. Последние выражают в концент­рированном виде то, что мы знаем о предмете. Другой функции они не имеют. "Поэтому научно правомерно не одно, а несколько понятий права" . Сам Кистяковский, причисляя себя к нео­кантианскому направлению в философии, счи­тал, что поиски устойчивого представления о праве могут увенчаться успехом, если обратиться к философии.

Н.И. Палиенко исходил из того, что право можно определить, как совокупность своеобраз­ных положительных и объективных норм или правил должного, вырабатываемых в общест­венном союзе и имеющих характер властных внешних приказов, направленных на регулиро­вание человеческих отношений . По отношению к людям право выступает как бы в двух ипостасях:

во-первых, служит авторитетным мерилом взаи­моотношений лиц, уполномочивающим и обязы­вающим их к известному поведению; во-вторых, для субъектов права характерно сознание его властности, внешней авторитетности и принуди­тельности.

Таким образом, Н.И. Палиенко к отличитель­ным признакам правовой нормы относил ее стро­гую внешнюю императивность . Иначе говоря, норма права диктует свою волю, требует подчи­нения ей независимо от убеждений и внутреннего авторитета совести. Помимо чисто внешнего при­нуждения право "воздействует и на духовную сто­рону людей, но уже не как приказы, не в силу со­знания людьми их подчиненности другой воле, а как мысль, идея, проникшая в сознание людей и ставшая психическим фактором их жизни".

Е.Н. Трубецкой трактовал право прежде всего как правила поведения. Поэтому право в его по­нимании представляет собой совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Праву имманентно присущи два элемента: личный и общественный, следовательно, право есть: 1) объективный поря­док, регулирующий отношения людей в общест­ве, 2) субъективный порядок, заключающий в се­бе индивидуальные права, признаваемые и предо­ставляемые юридическими нормами .

А.С. Ященко видел в праве совокупность дейст­вующих в обществе, психически переживаемых людьми и нашедших свое выражение в объектив­ных социальных формах норм, которые устанавли­вают путем охраны или разграничения принуди­тельное равновесие между интересами внешней

свободы лица и интересами общественного блага.

Довольно часто дореволюционные теорети­ки выражали категорию права через категорию свободы. Так, ошибка Ж.Ж. Руссо, по мнению Б.Н. Чичерина, состояла в том, что он свободу гражданскую смешивал с естественной. Между тем истинная человеческая свобода не есть сво­бода животного, находящегося на воле, это сво­бода гражданская, которая подчинена общему за­кону. В силу этого она становится правом, поэто­му "право есть явление свободы, а свобода в юридической области есть начало совершенно положительное. Ибо из нее вытекает и собствен­ность, и обязательства". Причем свобода, как и право, имеют своим основанием Человека, который по природе своей, в интерпретации Б.Н. Чи­черина есть метафизическое существо, метафи­зические начала руководят его действиями, они входят как основной элемент во все обществен­ные отношения. Исходя из этого, он заключает, что "духовная природа личности... состоит в свобо­де; общественное начало, как ограничение свобо­ды, выражается в законе, поэтому основной вопрос заключается в отношении закона и свободы" . Продолжая свою мысль, ученый утверждает, что право есть идеальное требование во имя идеаль­ного принципа. Лишь в силу метафизической сво­ей сущности, человек признается свободным, только в силу своей сверхчувственной природы он имеет права и требует к себе уважения. Из это­го вытекает юридическое равенство людей, кото­рые равны между собою единственно в отноше­нии своей метафизической сущности; во всем ос­тальном они не равны.

Источник права, как и нравственности, лежит в свободе, но свобода имеет несколько другую сущность. Это свобода внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях. "Отсюда, - пишет Чичерин, - рожда­ется потребность взаимного ограничения свобо­ды; необходимо установление общего закона, оп­ределяющего область каждого лица. Право есть совместное существование свободы под общим законом" . Только свобода, подчиняющаяся за­кону, может установить прочный правопорядок. Критикуя Р. Иеринга, Чичерин отмечает, что он менее, чем кто-либо, склонен считать право вы­ражением интереса. Напротив, он видит в нем осуществление вечных начал правды: "... Основ­ное же начало права есть правда, или справедли­вость, которая в приложении к общественным со­юзам, состоит в равномерном распределении как общественных тягостей, так и выгод..."

Достаточно распространенным в дореволюци­онной юриспруденции было мнение о том, что в праве присутствует принудительное начало. Но одни ученые полагали, что оно составляет сущ­ность права, и тем отличается от других регулято­ров. Другие же, и их было, пожалуй, большинст­во, считали, что принуждение всего лишь одно из черт права, но не его суть. И тем не менее при­нуждение является таким признаком права, "ко­торый не подлежит сомнению" .

Н.И. Палиенко писал, что принудительность права видится только в формальном значении, а не в принудительных средствах, служащих защи­той нормы. По мысли В.М. Гессена, всякий импе­ратив, диктуемый силой, имеет гипотетический характер. Ему подчиняются не потому, что обяза­ны, а потому, что вынуждены повиноваться. Им­перативы права имеют категорический характер. Повинуясь нормам права, мы повинуемся не "за страх", а "за совесть", не потому, что мы вынуж­дены, а потому что мы обязаны им повиноваться. Право и нравственность - ветви одного ствола, корень того и другого - этническое сознание дол­га. "Категоричность императивов права, - пишет В.М. Гессен, - сознается не всеми. Карательные санкции его норм существуют для тех, кто пови­нуется праву как силе. Для тех, кто повинуется

праву как праву, никакая угроза не нужна" .

П.И. Новгородцев обращал внимание на то, что ни мораль, ни право не существуют в "чистом виде", и если бы мы стали настаивать на безус­ловно принудительном характере права, то тот­час же убедились в невозможности провести этот признак до конца. "Мы нашли бы, - пишет он, - что одно принуждение не может служить доста­точной опорой права и что в некоторых случаях оно совершенно отсутствует, не отнимая, однако, у права свойственного ему значения, и именно по­тому, что в действительности право существует лишь в союзе с другими силами жизни" . Право свои высшие руководящие начала заимствует от нравственности. Следовательно, считает Новго­родцев, юридические законы могут исполняться не только в силу внешних соображений, но и на основании нравственных мотивов.

С.А. Муромцев подчеркивал, что юридичес­кие нормы подкрепляются авторитетом власти. В то же время "эта сила ее, будучи всегда более или менее значительна, никогда не бывает абсолют­на. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые также оказывают влияние на образование правового порядка и могут расхо­диться с нею в своем направлении"19. По словам проф. П.Г. Виноградова, право не может быть оторвано от морали, поскольку оно содержит в качестве одного из своих элементов понятие пра­вильности, которому соответствует моральное начало - справедливость. Поэтому "в каждой си­стеме права должно существовать известное рав­новесие между справедливостью и силой. А из этого следует, что определение права не может быть основано исключительно на понятии государственного принуждения" .

Уточняя понимание сущности принуждения, В.М. Гессен отмечает, что в области явлений физического мира сила, безусловно, господствует, но она бессильна и ничтожна в социальной дейст­вительности, т.е. в ней нет ничего кроме психиче­ских переживаний индивида. Действия человека управляются императивами его духа, и из всех стимулов человеческого поведения самое могу­щественное - этическое сознание долга. Именно в борьбе с убеждениями человека, с этой несокру­шимой силой бессилия — внешнему принуждению никогда не принадлежит последнее слово. Сле­довательно, "превращая факт в право, время не­редко легитимирует силу; сила как таковая, не может определять длительных социальных от­ношений.

B.C. Соловьев понимал право, как принуди­тельное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Принудительное на­чало привносится в право идеей общего блага или общественного интереса. В итоге "право есть ис­торически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага" . Закон, по существу своему, подчеркивает фило­соф, есть общепризнанное и безличное равнове­сие между частной свободой и благом целого. B.C. Соловьев разделял позиции многих россий­ских правоведов относительно того, что в основе всех правовых отношений лежит свобода. Одна­ко не она составляет ключевой принцип права, поскольку право определяется справедливостью, т.е. нравственным началом. Конечно, признает Соловьев, понятие справедливости изменчиво, но неизменным остается принцип, согласно которо­му нравственность составляет внутреннюю обус­ловленность права. Если предположить, что за­коны выражают высшую правду и исходят от Бо­жественного совершенства, то подчинение им есть высшая добродетель. Следовательно, ко всем правовым предписаниям следует предъяв­лять требования, соответствующие этой правде. Данное положение есть не что иное как воспроиз­ведение концепции различения права и закона, известной юридической мысли с древних времен.

Б.П. Вышеславцев разделял эту точку зрения. В частности, отстаивая автономию личности, ко­торая приобретает у него некоторое самодовлею­щее начало, он писал, что по идее "закон должен предстать на суд самости, ибо самость выше зако­на. И, только если я сам признаю закон и склоня­юсь перед ним, только тогда закон начинает дей­ствовать для меня и налагать обязанности" . "Самость", по утверждению Б.П. Вышеславцева, всегда выступает в двух аспектах нераздельно и неслиянно существующих: "Я сам", и "Мы все". Нельзя сказать, чтобы это мнение разделялось всеми. Б.Н. Чичерин, выступая против подобных воззрений, пришел к выводу, что "если бы всякий стал исполнять только те законы, которые он считает хорошими, то было бы полное господст­во анархии".

Право объективируется в нормативно-правовых актах, среди которых главенствующее место занимает закон. В.М. Гессен определял закон как норму, исходящую от верховной законодатель­ной власти, "совершенно независимо от ее содер­жания и характера" .

Стремясь отстоять прерогативы высшего за­конодательного органа, большинство российских правоведов, особенно либеральной ориентации, отрицали господствовавшее в германской науке государственного права деление признаков зако­на на формальные (т.е. исходящий от высших ор­ганов государственной власти), и материальные (его содержанием являются нормы права), так как это расширяло бы компетенцию правитель­ства в сфере нормотворчества. Обеспокоенность тем, чтобы закон не "расходился с жизнью", при­водила юристов к своеобразным взглядам на за­конотворческий процесс. А.С. Алексеев, напри­мер, полагал, что в обществе живут юридические идеи, но в нем нет готовых формул. Однако зако­нодатель в своей лаборатории применяет к ним правила юридической техники и конструирует логическую систему правовых предписаний (оп­ределений). "Эти определения становятся живы­ми законами лишь постольку, поскольку в них живы принципы и требования, подсказанные за­конодателю тем правовым сознанием, органом которого он является. И мы называем правовым государством лишь то, в котором законодатель является действительно таким органом".

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ

Правопонимание в дореволюционной юриди­ческой науке представлено различными теория­ми и школами. Среди них в России доминировали следующие школы права:

1) Государственно-организационная (государ­ственно-повелительная) теория, которая понима­ла под правом то, что государство "приказывало" считать таковым. Современная российская доктри­на именует такой подход нормативным. Наиболее ярким ее представителем был Г.Ф. Шершеневич.

2) Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий и др.) трактовала право как совокупность императивно-атрибутивных душевных пережива­ний, которые путем психического взаимодействия членов какой-либо группы приобретают общее значение и объективируются в правовых нормах.

3) Социологическая теория (С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский) рассматривала право как со­вокупность осуществляющихся в жизни право­вых отношений, в которых вырабатываются и выкристаллизовываются правовые нормы.

4) Нормативная школа, или нормативизм в праве, был наиболее широко представлен в доре­волюционной юриспруденции. При этом разли­чались нормативизм этический (П.И. Новгород­цев), логический (И.А. Ильин) и юридический (Н.И. Палиенко). Б.А. Кистяковский полагал, что нормы: а) устанавливают или ограничивают свободу (школа естественного права, немецкий философский идеализм); б) защищают интерес (Р. Иеринг); в) создают компромисс между раз­личными группами (А. Меркель). Сам Кистяков­ский придерживался третьего варианта.

По мнению П.И. Новгородцева, право должно быть понято не только как факт социальной жиз­ни, то также как "норма и принцип личности". Именно так изучала его "старая философия пра­ва". "Новая" же философия (Л.И. Петражицкий) пытается освободить себя от гипноза со стороны положительного закона и практического оборота. Пока мы находимся в пределах психологических наблюдений, мы не выходим из области существу­ющего. А чтобы быть регулятором, право должно переходить к этике, к учению о должном, и "толь­ко здесь совершается необходимое завершение по­нимания права как нормативного требования"27.

Другой крупный представитель нормативной школы И.А. Ильин определял норму права как "суждение, устанавливающее известный порядок как должный... Его суть - выраженное в словах

правило лучшего" . Прав был Б.А. Кистяков­ский, когда писал, что нельзя создать единого на­учного понятия права, ибо таких понятий несколь­ко, поэтому невозможно отказаться от стремле­ния иметь общую теорию права.

Каждая из названных школ, опровергая оппо­нентов, прибегала к различным аргументам дока­зательства своей правоты. Но как бы парадоксально это ни выглядело, многие юристы призна­вали, что право в основе своей едино, хотя оно одновременно является и государственно-органи­зационным, и социологическим, и психологичес­ким, и нормативным явлением. По поводу того, что считать правом, юристы спорят много, но, как подчеркивал Б.А. Кистяковский, "ни один юрист не станет отрицать того, что право или со­стоит из норм, или по крайней мере получает од­но из своих выражений в нормах".

По вопросу о соотношении субъективного и объективного права среди ученых не было едино­душия. Право, с позиции Б.А. Кистяковского, есть нечто безусловно рациональное: подобно понятиям оно создается разумом, без которого нормы не могли быть ни осознаны, ни сформули­рованы. В то время как объективное право - есть совокупность рациональных продуктов духовной деятельности человека, субъективное право - со­вокупность жизненных фактов, имеющих право­вое значение. Каждый такой факт в своей индиви­дуальности, своеобразии есть, безусловно, явление иррациональное. Первым, по мнению Кистяков­ского, на это обратил внимание Гегель, условно назвав это явление "элементом случайности в праве". Социологическая школа, к которой отно­сил себя Б.А. Кистяковский, пожалуй, одна при­знавала наличие рационального и иррациональ­ного в праве и настаивала на индивидуализации процесса применения права. Но многие юристы, в отличие от Б.А. Кистяковского, полагали, что субъективное право вытекает из объективного и не имеет самостоятельного значения. Хотя оно, как писал Н.И. Палиенко, обладает историчес­ким приоритетом, поскольку правообразование шло от конкретных отношений к их абстрактно­му выражению в объективных нормах. Но тем не менее субъективное право носит производ­ный характер. Взаимоотношение субъективно­го и объективного права Б.Н. Чичерин выражал через призму общего понятия права: "Субъек­тивное право определяется как нравственная возможность, или иначе как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту сво­боду. Соединение обоих смыслов дает нам об­щее определение: право есть свобода, определенная законом" .

СООТНОШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Либеральные теоретики в предреволюцион­ной России делили право на естественное и поло­жительное (позитивное). Но своеобразие их по­зиции заключалось в том, что они не возводили "китайской стены" между ними в отличие от неко­торых современных авторов, которых называют позитивное правопонимание не иначе как "тотали­тарным"31. Правда, Н.И. Палиенко, Б.Н. Чичерин и некоторые другие видные юристы признавали только положительное право, а естественному отводили роль идейной оценки существующего законодательства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду следую­щее. А.С. Ященко соглашался в Вл. Соловьевым, который считал естественным или рациональ­ным правом общий разум и видел в этом смысл всякого права. Однако, по его мнению, теория ес­тественного права есть философия действитель­ного права, излагающего его принципы, постига­емые разумом. Таким образом, критика естественно-правовой теории в смысле философского рассмотрения положительного права остается в его пределах и не покидает его почвы. Если же возникает конфликт существующего права с тем, что нашло отражение в умах и сердцах людей, с их пониманием справедливости, то это "указание на то, что данная норма права не осуществляет

общей идеи положительного права" .

Право естественное и право положительное всего лишь две различные точки зрения на один и тот же объект — действительное право. Нет "двух прав", утверждал А.С. Ященко, а есть одно, еди­ное право. Можно различать положительное пра­во в узком смысле слова (как совокупность исто­рически действующих юридических норм) и есте­ственное право (как общую идею, как основной смысл всех действующих правовых предписаний). Но и эта основная идея принадлежит к сфере по­ложительного права, а не права вымышленного, "она, так сказать, естественно положительна". При этом ученый предостерегал, во-первых, от смешения положительного права с позитивной философией, отрицающей метафизику, а, во-вторых, против знака равенства между положитель­ным правом в узком смысле слова и правом, исхо­дящим от государственной власти.

В развитие этой темы И.А. Покровский от­мечал, что если всякое позитивное право есть некоторая социальная воля, то, с другой стороны, оно есть не просто воля, а воля к разумному и справедливому. Не нужно отделять право пози­тивное от естественного, «напротив, одно дано вместе с другим, дано со всей психологической неизбежностью: право положительное непре­менно хочет быть разумным правом, а "право ра­зума" стремится стать положительным» . По мнению П.Г. Виноградова, "существенно важные нормы имеют за собой двойное оправдание: они одновременно являются и приказаниями закона и положениями разума".

Даже П.И. Новгородцев признавал, что нор­мативное рассмотрение всегда было скрытым предположением естественно-правовой школы. Когда последняя говорила о первобытном догово­ре и естественных правах человека, она понимала под ними прежде всего нормы долженствующего, а не существующие законы . Н.Н. Алексеев так­же считал, что теория естественного права уязви­ма с научной точки зрения, но все-таки можно без преувеличения сказать, что жизнь современного демократического государства есть реализованная теория естественного права .

Представленный аналитический обзор русской дореволюционной общетеоретической правовой мысли является поучительным прежде всего как свидетельство творчески-самобытных начал рос­сийской юриспруденции в общем контексте миро­вой философии права.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.