К ВОПРОСУ О ПРАВОПОНИМАНИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
А. В. Корне
Интерпретация права и закона в трудах выдающихся русских юристов конца XIX - начала XX в. представляет собой богатую гамму различных точек зрения на эти социальные феномены. Сущность права, его генезис, социальная ценность и его всемирное предназначение - разработка этих и других вопросов общей теории права стали достоянием мировой юриспруденции.
Право, констатирует Н.И. Палиенко, относится к наиболее сложным явлениям социального мира, и поэтому "общие законы общественной жизни действуют и в области права. Право, следовательно, не может быть понято вне связи с фактами и условиями действительной жизни' . При этом право не следует отождествлять ни с фактическими отношениями, ни с законами в научном смысле этого слова. Право является правилами, нормами, выражающими идею о должном порядке общественных связей. Однако не следует забывать, что действительная жизнь, фактические отношения во всем их разнообразии служат необходимыми предпосылками этих норм, почвой, на которой право развивается, черпает свое
содержание и к которой оно применяется . Ученый считает, что право не выходит за пределы закономерностей явлений. В этом смысле был прав Г. Еллинек, когда писал, что право ведет как бы двойную жизнь: оно сочетает сущее и должное. Право — не отвлеченная идея, но реальная общественная сила, проявления которой люди чувствуют в процессе общения. Эти обстоятельства позволили, в свою очередь, Б.Н. Чичерину утверждать, что "как факт, право есть явление общественной жизни .
Отстаивая самостоятельное значение права среди других социальных норм, Б.Н. Чичерин видел "ошибку JI.Толстого" в том, что писатель
не признавал ничего кроме нравственности. Точно так же заблуждался B.C. Соловьев относительно подчиненного положения права по отношению к нравственности.
Б.А. Кистяковский, в свою очередь, утверждал, что "изучение права как социального явления нужно не только для осуществления теоретической цели - достичь наиболее полного знания права. Оно является насущной потребностью для того, чтобы право не расходилось со справедливостью и чтобы само право было справедливым". С точки зрения П.М. Новгородцева, силы, движущие право, скрываются внутри, действуют медленно и нигде не выступают явственно. Но при этом "право образуется, если и закономерно, то через людей и при посредстве их воли".
Приведенный обзор точек зрения дореволюционных русских юристов показывает, что изучение права и всего того, что с ним связано, дает различные сведения. Эти сведения, пишет Б.А. Кистяковский, согласно правилам формальной логики можно сводить в определения, т.е. образовывать из них понятия. Последние выражают в концентрированном виде то, что мы знаем о предмете. Другой функции они не имеют. "Поэтому научно правомерно не одно, а несколько понятий права" . Сам Кистяковский, причисляя себя к неокантианскому направлению в философии, считал, что поиски устойчивого представления о праве могут увенчаться успехом, если обратиться к философии.
Н.И. Палиенко исходил из того, что право можно определить, как совокупность своеобразных положительных и объективных норм или правил должного, вырабатываемых в общественном союзе и имеющих характер властных внешних приказов, направленных на регулирование человеческих отношений . По отношению к людям право выступает как бы в двух ипостасях:
во-первых, служит авторитетным мерилом взаимоотношений лиц, уполномочивающим и обязывающим их к известному поведению; во-вторых, для субъектов права характерно сознание его властности, внешней авторитетности и принудительности.
Таким образом, Н.И. Палиенко к отличительным признакам правовой нормы относил ее строгую внешнюю императивность . Иначе говоря, норма права диктует свою волю, требует подчинения ей независимо от убеждений и внутреннего авторитета совести. Помимо чисто внешнего принуждения право "воздействует и на духовную сторону людей, но уже не как приказы, не в силу сознания людьми их подчиненности другой воле, а как мысль, идея, проникшая в сознание людей и ставшая психическим фактором их жизни".
Е.Н. Трубецкой трактовал право прежде всего как правила поведения. Поэтому право в его понимании представляет собой совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Праву имманентно присущи два элемента: личный и общественный, следовательно, право есть: 1) объективный порядок, регулирующий отношения людей в обществе, 2) субъективный порядок, заключающий в себе индивидуальные права, признаваемые и предоставляемые юридическими нормами .
А.С. Ященко видел в праве совокупность действующих в обществе, психически переживаемых людьми и нашедших свое выражение в объективных социальных формах норм, которые устанавливают путем охраны или разграничения принудительное равновесие между интересами внешней
свободы лица и интересами общественного блага.
Довольно часто дореволюционные теоретики выражали категорию права через категорию свободы. Так, ошибка Ж.Ж. Руссо, по мнению Б.Н. Чичерина, состояла в том, что он свободу гражданскую смешивал с естественной. Между тем истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, это свобода гражданская, которая подчинена общему закону. В силу этого она становится правом, поэтому "право есть явление свободы, а свобода в юридической области есть начало совершенно положительное. Ибо из нее вытекает и собственность, и обязательства". Причем свобода, как и право, имеют своим основанием Человека, который по природе своей, в интерпретации Б.Н. Чичерина есть метафизическое существо, метафизические начала руководят его действиями, они входят как основной элемент во все общественные отношения. Исходя из этого, он заключает, что "духовная природа личности... состоит в свободе; общественное начало, как ограничение свободы, выражается в законе, поэтому основной вопрос заключается в отношении закона и свободы" . Продолжая свою мысль, ученый утверждает, что право есть идеальное требование во имя идеального принципа. Лишь в силу метафизической своей сущности, человек признается свободным, только в силу своей сверхчувственной природы он имеет права и требует к себе уважения. Из этого вытекает юридическое равенство людей, которые равны между собою единственно в отношении своей метафизической сущности; во всем остальном они не равны.
Источник права, как и нравственности, лежит в свободе, но свобода имеет несколько другую сущность. Это свобода внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях. "Отсюда, - пишет Чичерин, - рождается потребность взаимного ограничения свободы; необходимо установление общего закона, определяющего область каждого лица. Право есть совместное существование свободы под общим законом" . Только свобода, подчиняющаяся закону, может установить прочный правопорядок. Критикуя Р. Иеринга, Чичерин отмечает, что он менее, чем кто-либо, склонен считать право выражением интереса. Напротив, он видит в нем осуществление вечных начал правды: "... Основное же начало права есть правда, или справедливость, которая в приложении к общественным союзам, состоит в равномерном распределении как общественных тягостей, так и выгод..."
Достаточно распространенным в дореволюционной юриспруденции было мнение о том, что в праве присутствует принудительное начало. Но одни ученые полагали, что оно составляет сущность права, и тем отличается от других регуляторов. Другие же, и их было, пожалуй, большинство, считали, что принуждение всего лишь одно из черт права, но не его суть. И тем не менее принуждение является таким признаком права, "который не подлежит сомнению" .
Н.И. Палиенко писал, что принудительность права видится только в формальном значении, а не в принудительных средствах, служащих защитой нормы. По мысли В.М. Гессена, всякий императив, диктуемый силой, имеет гипотетический характер. Ему подчиняются не потому, что обязаны, а потому, что вынуждены повиноваться. Императивы права имеют категорический характер. Повинуясь нормам права, мы повинуемся не "за страх", а "за совесть", не потому, что мы вынуждены, а потому что мы обязаны им повиноваться. Право и нравственность - ветви одного ствола, корень того и другого - этническое сознание долга. "Категоричность императивов права, - пишет В.М. Гессен, - сознается не всеми. Карательные санкции его норм существуют для тех, кто повинуется праву как силе. Для тех, кто повинуется
праву как праву, никакая угроза не нужна" .
П.И. Новгородцев обращал внимание на то, что ни мораль, ни право не существуют в "чистом виде", и если бы мы стали настаивать на безусловно принудительном характере права, то тотчас же убедились в невозможности провести этот признак до конца. "Мы нашли бы, - пишет он, - что одно принуждение не может служить достаточной опорой права и что в некоторых случаях оно совершенно отсутствует, не отнимая, однако, у права свойственного ему значения, и именно потому, что в действительности право существует лишь в союзе с другими силами жизни" . Право свои высшие руководящие начала заимствует от нравственности. Следовательно, считает Новгородцев, юридические законы могут исполняться не только в силу внешних соображений, но и на основании нравственных мотивов.
С.А. Муромцев подчеркивал, что юридические нормы подкрепляются авторитетом власти. В то же время "эта сила ее, будучи всегда более или менее значительна, никогда не бывает абсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые также оказывают влияние на образование правового порядка и могут расходиться с нею в своем направлении"19. По словам проф. П.Г. Виноградова, право не может быть оторвано от морали, поскольку оно содержит в качестве одного из своих элементов понятие правильности, которому соответствует моральное начало - справедливость. Поэтому "в каждой системе права должно существовать известное равновесие между справедливостью и силой. А из этого следует, что определение права не может быть основано исключительно на понятии государственного принуждения" .
Уточняя понимание сущности принуждения, В.М. Гессен отмечает, что в области явлений физического мира сила, безусловно, господствует, но она бессильна и ничтожна в социальной действительности, т.е. в ней нет ничего кроме психических переживаний индивида. Действия человека управляются императивами его духа, и из всех стимулов человеческого поведения самое могущественное - этическое сознание долга. Именно в борьбе с убеждениями человека, с этой несокрушимой силой бессилия — внешнему принуждению никогда не принадлежит последнее слово. Следовательно, "превращая факт в право, время нередко легитимирует силу; сила как таковая, не может определять длительных социальных отношений.
B.C. Соловьев понимал право, как принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Принудительное начало привносится в право идеей общего блага или общественного интереса. В итоге "право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага" . Закон, по существу своему, подчеркивает философ, есть общепризнанное и безличное равновесие между частной свободой и благом целого. B.C. Соловьев разделял позиции многих российских правоведов относительно того, что в основе всех правовых отношений лежит свобода. Однако не она составляет ключевой принцип права, поскольку право определяется справедливостью, т.е. нравственным началом. Конечно, признает Соловьев, понятие справедливости изменчиво, но неизменным остается принцип, согласно которому нравственность составляет внутреннюю обусловленность права. Если предположить, что законы выражают высшую правду и исходят от Божественного совершенства, то подчинение им есть высшая добродетель. Следовательно, ко всем правовым предписаниям следует предъявлять требования, соответствующие этой правде. Данное положение есть не что иное как воспроизведение концепции различения права и закона, известной юридической мысли с древних времен.
Б.П. Вышеславцев разделял эту точку зрения. В частности, отстаивая автономию личности, которая приобретает у него некоторое самодовлеющее начало, он писал, что по идее "закон должен предстать на суд самости, ибо самость выше закона. И, только если я сам признаю закон и склоняюсь перед ним, только тогда закон начинает действовать для меня и налагать обязанности" . "Самость", по утверждению Б.П. Вышеславцева, всегда выступает в двух аспектах нераздельно и неслиянно существующих: "Я сам", и "Мы все". Нельзя сказать, чтобы это мнение разделялось всеми. Б.Н. Чичерин, выступая против подобных воззрений, пришел к выводу, что "если бы всякий стал исполнять только те законы, которые он считает хорошими, то было бы полное господство анархии".
Право объективируется в нормативно-правовых актах, среди которых главенствующее место занимает закон. В.М. Гессен определял закон как норму, исходящую от верховной законодательной власти, "совершенно независимо от ее содержания и характера" .
Стремясь отстоять прерогативы высшего законодательного органа, большинство российских правоведов, особенно либеральной ориентации, отрицали господствовавшее в германской науке государственного права деление признаков закона на формальные (т.е. исходящий от высших органов государственной власти), и материальные (его содержанием являются нормы права), так как это расширяло бы компетенцию правительства в сфере нормотворчества. Обеспокоенность тем, чтобы закон не "расходился с жизнью", приводила юристов к своеобразным взглядам на законотворческий процесс. А.С. Алексеев, например, полагал, что в обществе живут юридические идеи, но в нем нет готовых формул. Однако законодатель в своей лаборатории применяет к ним правила юридической техники и конструирует логическую систему правовых предписаний (определений). "Эти определения становятся живыми законами лишь постольку, поскольку в них живы принципы и требования, подсказанные законодателю тем правовым сознанием, органом которого он является. И мы называем правовым государством лишь то, в котором законодатель является действительно таким органом".
ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ
Правопонимание в дореволюционной юридической науке представлено различными теориями и школами. Среди них в России доминировали следующие школы права:
1) Государственно-организационная (государственно-повелительная) теория, которая понимала под правом то, что государство "приказывало" считать таковым. Современная российская доктрина именует такой подход нормативным. Наиболее ярким ее представителем был Г.Ф. Шершеневич.
2) Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий и др.) трактовала право как совокупность императивно-атрибутивных душевных переживаний, которые путем психического взаимодействия членов какой-либо группы приобретают общее значение и объективируются в правовых нормах.
3) Социологическая теория (С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский) рассматривала право как совокупность осуществляющихся в жизни правовых отношений, в которых вырабатываются и выкристаллизовываются правовые нормы.
4) Нормативная школа, или нормативизм в праве, был наиболее широко представлен в дореволюционной юриспруденции. При этом различались нормативизм этический (П.И. Новгородцев), логический (И.А. Ильин) и юридический (Н.И. Палиенко). Б.А. Кистяковский полагал, что нормы: а) устанавливают или ограничивают свободу (школа естественного права, немецкий философский идеализм); б) защищают интерес (Р. Иеринг); в) создают компромисс между различными группами (А. Меркель). Сам Кистяковский придерживался третьего варианта.
По мнению П.И. Новгородцева, право должно быть понято не только как факт социальной жизни, то также как "норма и принцип личности". Именно так изучала его "старая философия права". "Новая" же философия (Л.И. Петражицкий) пытается освободить себя от гипноза со стороны положительного закона и практического оборота. Пока мы находимся в пределах психологических наблюдений, мы не выходим из области существующего. А чтобы быть регулятором, право должно переходить к этике, к учению о должном, и "только здесь совершается необходимое завершение понимания права как нормативного требования"27.
Другой крупный представитель нормативной школы И.А. Ильин определял норму права как "суждение, устанавливающее известный порядок как должный... Его суть - выраженное в словах
правило лучшего" . Прав был Б.А. Кистяковский, когда писал, что нельзя создать единого научного понятия права, ибо таких понятий несколько, поэтому невозможно отказаться от стремления иметь общую теорию права.
Каждая из названных школ, опровергая оппонентов, прибегала к различным аргументам доказательства своей правоты. Но как бы парадоксально это ни выглядело, многие юристы признавали, что право в основе своей едино, хотя оно одновременно является и государственно-организационным, и социологическим, и психологическим, и нормативным явлением. По поводу того, что считать правом, юристы спорят много, но, как подчеркивал Б.А. Кистяковский, "ни один юрист не станет отрицать того, что право или состоит из норм, или по крайней мере получает одно из своих выражений в нормах".
По вопросу о соотношении субъективного и объективного права среди ученых не было единодушия. Право, с позиции Б.А. Кистяковского, есть нечто безусловно рациональное: подобно понятиям оно создается разумом, без которого нормы не могли быть ни осознаны, ни сформулированы. В то время как объективное право - есть совокупность рациональных продуктов духовной деятельности человека, субъективное право - совокупность жизненных фактов, имеющих правовое значение. Каждый такой факт в своей индивидуальности, своеобразии есть, безусловно, явление иррациональное. Первым, по мнению Кистяковского, на это обратил внимание Гегель, условно назвав это явление "элементом случайности в праве". Социологическая школа, к которой относил себя Б.А. Кистяковский, пожалуй, одна признавала наличие рационального и иррационального в праве и настаивала на индивидуализации процесса применения права. Но многие юристы, в отличие от Б.А. Кистяковского, полагали, что субъективное право вытекает из объективного и не имеет самостоятельного значения. Хотя оно, как писал Н.И. Палиенко, обладает историческим приоритетом, поскольку правообразование шло от конкретных отношений к их абстрактному выражению в объективных нормах. Но тем не менее субъективное право носит производный характер. Взаимоотношение субъективного и объективного права Б.Н. Чичерин выражал через призму общего понятия права: "Субъективное право определяется как нравственная возможность, или иначе как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов дает нам общее определение: право есть свобода, определенная законом" .
СООТНОШЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Либеральные теоретики в предреволюционной России делили право на естественное и положительное (позитивное). Но своеобразие их позиции заключалось в том, что они не возводили "китайской стены" между ними в отличие от некоторых современных авторов, которых называют позитивное правопонимание не иначе как "тоталитарным"31. Правда, Н.И. Палиенко, Б.Н. Чичерин и некоторые другие видные юристы признавали только положительное право, а естественному отводили роль идейной оценки существующего законодательства.
Вместе с тем необходимо иметь в виду следующее. А.С. Ященко соглашался в Вл. Соловьевым, который считал естественным или рациональным правом общий разум и видел в этом смысл всякого права. Однако, по его мнению, теория естественного права есть философия действительного права, излагающего его принципы, постигаемые разумом. Таким образом, критика естественно-правовой теории в смысле философского рассмотрения положительного права остается в его пределах и не покидает его почвы. Если же возникает конфликт существующего права с тем, что нашло отражение в умах и сердцах людей, с их пониманием справедливости, то это "указание на то, что данная норма права не осуществляет
общей идеи положительного права" .
Право естественное и право положительное всего лишь две различные точки зрения на один и тот же объект — действительное право. Нет "двух прав", утверждал А.С. Ященко, а есть одно, единое право. Можно различать положительное право в узком смысле слова (как совокупность исторически действующих юридических норм) и естественное право (как общую идею, как основной смысл всех действующих правовых предписаний). Но и эта основная идея принадлежит к сфере положительного права, а не права вымышленного, "она, так сказать, естественно положительна". При этом ученый предостерегал, во-первых, от смешения положительного права с позитивной философией, отрицающей метафизику, а, во-вторых, против знака равенства между положительным правом в узком смысле слова и правом, исходящим от государственной власти.
В развитие этой темы И.А. Покровский отмечал, что если всякое позитивное право есть некоторая социальная воля, то, с другой стороны, оно есть не просто воля, а воля к разумному и справедливому. Не нужно отделять право позитивное от естественного, «напротив, одно дано вместе с другим, дано со всей психологической неизбежностью: право положительное непременно хочет быть разумным правом, а "право разума" стремится стать положительным» . По мнению П.Г. Виноградова, "существенно важные нормы имеют за собой двойное оправдание: они одновременно являются и приказаниями закона и положениями разума".
Даже П.И. Новгородцев признавал, что нормативное рассмотрение всегда было скрытым предположением естественно-правовой школы. Когда последняя говорила о первобытном договоре и естественных правах человека, она понимала под ними прежде всего нормы долженствующего, а не существующие законы . Н.Н. Алексеев также считал, что теория естественного права уязвима с научной точки зрения, но все-таки можно без преувеличения сказать, что жизнь современного демократического государства есть реализованная теория естественного права .
Представленный аналитический обзор русской дореволюционной общетеоретической правовой мысли является поучительным прежде всего как свидетельство творчески-самобытных начал российской юриспруденции в общем контексте мировой философии права.