Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Martin Roemers. The eyes of war : Каталог. - Ostfildern : Hatje Cantz Verlag, 2012. - 128 с

Фотография войны

Выставка нидерландского фотографа Мартина Румерса «Глаза войны» впервые проходит в России в нижегородском Арсенале. На сайте фотографа[1] упоминается еще о двух выставках в России: одна в 2010 году в Красноярском музейном центре, другая в 2004 в Государственном музее политической истории в Санкт-Петербурге. Последняя – это выставка документальных фотографий голландских фоторепортеров «Зона войны - немецкие фотографы и международные конфликты». Из сообщения с сайта «Деловой Петербург»: «После посещения фотовыставки остается впечатление, что мир как в XX , так и в XXI в. представляет собой одну большую горячую точку с небольшими вкраплениями мирных территорий. Израиль и Палестина, Югославия, Афганистан, Румыния, Венгрия - Европа и Азия сливаются в одну большую войну. Ад ван Дендерен, Кадир ван Лохейзен, Даниель Конинг, Лео Эрнен, Тейн Вутен, Мартин Румерс и другие фоторепортеры лезли со своими камерами прямо под пули и жили в лагерях беженцев. Потрясает снимок Мартина Румерса - голландский солдат помогает патологоанатому искать следы военных преступлений на трупах из общей могилы 36 албанцев»[2]. Прошло более 10 лет, и теперь выставка Мартина Румерса «Глаза войны» напоминает нам о бедствиях войны, о ее цене – страшных страданиях и горе. Может быть, такая выставка в год 70-летия окончания войны сможет потрясти и разбудить зрителя.

Так как Мартин Румерс дважды лауреат премии «World Press Photo Award», предлагаю вам ознакомиться в каталогом Joop Swart Masterclass «Enough» (Amsterdam : World Press Photo, 2003) - мастер-класс организует World Press Photo каждый год, начиная с 1994. Его цель заключается в передаче опыта и мастерства самых влиятельных фотожурналистов молодым начинающим фотографам. И как показало первое десятилетие, участники мастер-классов в дальнейшем становятся лучшими из лучших. В данном каталоге 2003 года под названием «Enough» можно увидеть работы, посвященные очень разным темам, начиная от личных переживаний и заканчивая арабско-израильским конфликтом.

Martin Roemers. The eyes of war : Каталог. - Ostfildern : Hatje Cantz Verlag, 2012. - 128 с.

Каталог «Глаза войны» является частью экспозиции.

Посвящение. Вторая мировая война. Фотопроект : Каталог выставки / под общ. ред. О. Свибловой ; сост.: А. Доброхотова, Л. Рогова. – М. : Алмаз-Пресс. – 2000. – 142 с.

«Каталог выставки, приуроченной к 55-й годовщине окончания второй мировой войны, впервые в истории послевоенного периода представляет вместе фотодокументы, отражающие трагические события второй мировой войны, происходившие в Европе, Азии, Африке и Океании. Спустя более 50 лет после окончания боевых действий, вступая в Третье тысячелетие, весь мир пытается переосмыслить уроки уходящего ХХ века. Символично, что проект "Посвящение", объединивший российские, французские, американские, польские, норвежские, немецкие, чешские и другие фотоархивы, стартовал в России, стране, наиболее пострадавшей во второй мировой войне, в которой участвовали 72 государства - 80% населения Земли… На уникальных фотографиях, выполненных в разных частях света, - удивительно сходные ситуации и сюжеты: жизнь и смерть на оккупированных территориях, разрушенные города, концентрационные лагеря, осиротевшие дети, женщины на фронте и в тылу, народное сопротивление, всеобщее ликование в День Победы, горе невосполнимых утрат. Война в разных частях света имеет одно лицо. Цена победы и поражения – одна и та же. Фотохроника второй мировой войны – это драгоценное завещание «армии спасения истории» - армии самоотверженных фоторепортеров, которые рисковали жизнью, веря, что «остановленные» мгновения трагедии ХХ века больше не повторятся». (Из вступительного слова О. Свибловой)

Репортерам было очень непросто в это тяжелое время. Например, Роберт Капа в своей книге «Скрытая перспектива» (СПб. : Клаудберри, 2011) рассказывает, как провел в Англии около недели в Челвестоне, где «располагался английский военный аэродром, на котором стояла 301-я бомбардировочная группа молодого военно-воздушного флота США». Молодым летчикам предстояло стать первыми, кто пролетит над Европой в знаменитых «Летающих крепостях». После того, как из 24 самолетов вернулось 17, и Капа хотел сфотографировать раненого пилота, он услышал: «Вот таких снимков ты и ждал? Фотограф!». Капа убрал камеру и уехал. Он ехал в поезде и ненавидел себя и свою профессию.

Антология советской фотографии. 1941-1945 : Фотоальбом, Том 2 / сост.: Л. Ухтомская, А. Фомин. Вступ. ст.: Г. Чудакова. - М. : Планета, 1987. - 264 с.

Второй том уникальной Антологии Советской Фотографии включает в себя фотоработы периода Великой Отечественной войны. Фотографы запечатлели эпизоды от 22-го июня 1941-го до парада победы на Красной площади. При всей своей репортажности, несомненно, фотографии являются произведением фотоискусства. Многие из них стали символами, а их узнаваемость, есть залог мастерства фотохудожника. Помимо фотографий, издание включает и информацию о 52 фотографах, 7 из которых погибло на войне.

 

Последней книгой Сьюзен Сонтаг, опубликованной при жизни, стала «Смотрим на чужие страдания» («Ад Маргинем Пресс», 2014). В ней в центре внимания – военная фотография, документальные и постановочные снимки чужих страданий, их смысл и назначение.

Сонтаг пишет о страданиях, которые мы ежедневно видим в СМИ, от чего они уже превратились для нас в банальность. Перенасыщенность такими изображениями ослабляет их воздействие.

Сьюзен Сонтаг много говорит и о зрителе. «Всякий раз ужасное ставит нас перед выбором: быть либо зрителями, либо трусами, отводящими взгляд. Те, кто в состоянии смотреть, и составляют публику, которой адресованы эти картины. Муки, канонический сюжет в искусстве, зачастую представлены в живописи как зрелище, спектакль, который наблюдают (или игнорируют) другие люди. Подразумевается вот что: нет, происходящего нельзя остановить. И то, что внимательные зрители перемешаны с незаинтересованными, служит только лишним подтверждением его неизбежности».

«Кто вечно удивляется человеческой испорченности, кто продолжает испытывать разочарование (и даже не хочет верить своим глазам), столкнувшись с примерами того, какие отвратительные жестокости способны творить люди над другими людьми, - тот в моральном и психологическом отношении еще не стал взрослым. После определенного возраста никто не имеет права на такую наивность, на такое легкомыслие, невежество или беспамятство».

Размышляя о зрителе, Джон Бёрджер в книге «Фотография и ее предназначения» («Ад Маргинем Пресс», 2014), в эссе «Страдания в кадре» пишет: «Они (снимки) заставляют нас резко остановиться. Наиболее буквальное из прилагательных, которое можно к ним применить, - захватывающие. Мы накрепко схвачены ими. (Мне известно, что есть люди, проскакивающие мимо подобных снимков, но о таких и говорить не стоит.) Когда мы смотрим на эти снимки, нас на миг охватывает чужое страдание. Нас переполняет отчаяние или возмущение. Отчаяние позволяет частично принять чужое страдание – впустую. Возмущение требует действия. Мы пытаемся выбраться из мгновения, запечатленного на снимке, выбраться обратно, в собственную жизнь. Когда мы это делаем, контраст столь велик, что возобновление собственной жизни представляется безнадежно неуместным откликом на только что увиденное».

В теме войны всегда поднимается речь о памяти. Поэтому хочется привести еще две цитаты из Сонтаг. «Всякая память индивидуальна и не копируема – она умирает вместе с человеком. То, что называется коллективной памятью, - не воспоминание, а договоренность: вот что важно, вот история того, как все происходило, и фотографии закрепляют эту историю в нашем сознании… Фотографии страданий и мученичества народа напоминают не только о смерти, жертвах и несчастье. Они говорят о чуде спасения. Если речь идет об увековечении памяти, это означает, что кто-то взял на себя задачу постоянно возобновлять, создавать воспоминания – и прежде всего с помощью впечатляющих фотографий». «Память – наша единственная и окрашенная болью связь с умершими. Для нас, людей, воспоминание – этический акт, ибо мы знаем, что умрем, и скорбим о тех, кто умирает до нас – наши деды, родители и старшие друзья. Бессердечие и потеря памяти, по-видимому, сопутствуют одно другому. Но история шлет противоречивые сигналы насчет ценности воспоминания в более долгой своей перспективе. Просто слишком много в мире несправедливостей. И если воспоминаний слишком много (о старинных обидах: сербов, ирландцев), это озлобляет. Помириться – значит забыть. Для примирения нужно, чтобы память была ограниченной, с пробелами. Если цель в том, чтобы найти пространство, где можно жить своей жизнью, то, столкнувшись с сообщением о конкретных несправедливостях, желательно не упускать из виду более общую картину: люди повсюду творят друг над другом ужасное».

 

Научный сотрудник информационного отдела Е. Корыгина


[1] http://www.martinroemers.com/exhibitions.php

[2] http://www.dp.ru/a/2003/12/19/V_muzee_ustroili_Zonu_Vo/

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.