Martin Roemers. The eyes of war : Каталог. - Ostfildern : Hatje Cantz Verlag, 2012. - 128 с
Фотография войны
Выставка нидерландского фотографа Мартина Румерса «Глаза войны» впервые проходит в России в нижегородском Арсенале. На сайте фотографа[1] упоминается еще о двух выставках в России: одна в 2010 году в Красноярском музейном центре, другая в 2004 в Государственном музее политической истории в Санкт-Петербурге. Последняя – это выставка документальных фотографий голландских фоторепортеров «Зона войны - немецкие фотографы и международные конфликты». Из сообщения с сайта «Деловой Петербург»: «После посещения фотовыставки остается впечатление, что мир как в XX , так и в XXI в. представляет собой одну большую горячую точку с небольшими вкраплениями мирных территорий. Израиль и Палестина, Югославия, Афганистан, Румыния, Венгрия - Европа и Азия сливаются в одну большую войну. Ад ван Дендерен, Кадир ван Лохейзен, Даниель Конинг, Лео Эрнен, Тейн Вутен, Мартин Румерс и другие фоторепортеры лезли со своими камерами прямо под пули и жили в лагерях беженцев. Потрясает снимок Мартина Румерса - голландский солдат помогает патологоанатому искать следы военных преступлений на трупах из общей могилы 36 албанцев»[2]. Прошло более 10 лет, и теперь выставка Мартина Румерса «Глаза войны» напоминает нам о бедствиях войны, о ее цене – страшных страданиях и горе. Может быть, такая выставка в год 70-летия окончания войны сможет потрясти и разбудить зрителя.
Так как Мартин Румерс дважды лауреат премии «World Press Photo Award», предлагаю вам ознакомиться в каталогом Joop Swart Masterclass «Enough» (Amsterdam : World Press Photo, 2003) - мастер-класс организует World Press Photo каждый год, начиная с 1994. Его цель заключается в передаче опыта и мастерства самых влиятельных фотожурналистов молодым начинающим фотографам. И как показало первое десятилетие, участники мастер-классов в дальнейшем становятся лучшими из лучших. В данном каталоге 2003 года под названием «Enough» можно увидеть работы, посвященные очень разным темам, начиная от личных переживаний и заканчивая арабско-израильским конфликтом.
Martin Roemers. The eyes of war : Каталог. - Ostfildern : Hatje Cantz Verlag, 2012. - 128 с.
Каталог «Глаза войны» является частью экспозиции.
Посвящение. Вторая мировая война. Фотопроект : Каталог выставки / под общ. ред. О. Свибловой ; сост.: А. Доброхотова, Л. Рогова. – М. : Алмаз-Пресс. – 2000. – 142 с.
«Каталог выставки, приуроченной к 55-й годовщине окончания второй мировой войны, впервые в истории послевоенного периода представляет вместе фотодокументы, отражающие трагические события второй мировой войны, происходившие в Европе, Азии, Африке и Океании. Спустя более 50 лет после окончания боевых действий, вступая в Третье тысячелетие, весь мир пытается переосмыслить уроки уходящего ХХ века. Символично, что проект "Посвящение", объединивший российские, французские, американские, польские, норвежские, немецкие, чешские и другие фотоархивы, стартовал в России, стране, наиболее пострадавшей во второй мировой войне, в которой участвовали 72 государства - 80% населения Земли… На уникальных фотографиях, выполненных в разных частях света, - удивительно сходные ситуации и сюжеты: жизнь и смерть на оккупированных территориях, разрушенные города, концентрационные лагеря, осиротевшие дети, женщины на фронте и в тылу, народное сопротивление, всеобщее ликование в День Победы, горе невосполнимых утрат. Война в разных частях света имеет одно лицо. Цена победы и поражения – одна и та же. Фотохроника второй мировой войны – это драгоценное завещание «армии спасения истории» - армии самоотверженных фоторепортеров, которые рисковали жизнью, веря, что «остановленные» мгновения трагедии ХХ века больше не повторятся». (Из вступительного слова О. Свибловой)
Репортерам было очень непросто в это тяжелое время. Например, Роберт Капа в своей книге «Скрытая перспектива» (СПб. : Клаудберри, 2011) рассказывает, как провел в Англии около недели в Челвестоне, где «располагался английский военный аэродром, на котором стояла 301-я бомбардировочная группа молодого военно-воздушного флота США». Молодым летчикам предстояло стать первыми, кто пролетит над Европой в знаменитых «Летающих крепостях». После того, как из 24 самолетов вернулось 17, и Капа хотел сфотографировать раненого пилота, он услышал: «Вот таких снимков ты и ждал? Фотограф!». Капа убрал камеру и уехал. Он ехал в поезде и ненавидел себя и свою профессию.
Антология советской фотографии. 1941-1945 : Фотоальбом, Том 2 / сост.: Л. Ухтомская, А. Фомин. Вступ. ст.: Г. Чудакова. - М. : Планета, 1987. - 264 с.
Второй том уникальной Антологии Советской Фотографии включает в себя фотоработы периода Великой Отечественной войны. Фотографы запечатлели эпизоды от 22-го июня 1941-го до парада победы на Красной площади. При всей своей репортажности, несомненно, фотографии являются произведением фотоискусства. Многие из них стали символами, а их узнаваемость, есть залог мастерства фотохудожника. Помимо фотографий, издание включает и информацию о 52 фотографах, 7 из которых погибло на войне.
Последней книгой Сьюзен Сонтаг, опубликованной при жизни, стала «Смотрим на чужие страдания» («Ад Маргинем Пресс», 2014). В ней в центре внимания – военная фотография, документальные и постановочные снимки чужих страданий, их смысл и назначение.
Сонтаг пишет о страданиях, которые мы ежедневно видим в СМИ, от чего они уже превратились для нас в банальность. Перенасыщенность такими изображениями ослабляет их воздействие.
Сьюзен Сонтаг много говорит и о зрителе. «Всякий раз ужасное ставит нас перед выбором: быть либо зрителями, либо трусами, отводящими взгляд. Те, кто в состоянии смотреть, и составляют публику, которой адресованы эти картины. Муки, канонический сюжет в искусстве, зачастую представлены в живописи как зрелище, спектакль, который наблюдают (или игнорируют) другие люди. Подразумевается вот что: нет, происходящего нельзя остановить. И то, что внимательные зрители перемешаны с незаинтересованными, служит только лишним подтверждением его неизбежности».
«Кто вечно удивляется человеческой испорченности, кто продолжает испытывать разочарование (и даже не хочет верить своим глазам), столкнувшись с примерами того, какие отвратительные жестокости способны творить люди над другими людьми, - тот в моральном и психологическом отношении еще не стал взрослым. После определенного возраста никто не имеет права на такую наивность, на такое легкомыслие, невежество или беспамятство».
Размышляя о зрителе, Джон Бёрджер в книге «Фотография и ее предназначения» («Ад Маргинем Пресс», 2014), в эссе «Страдания в кадре» пишет: «Они (снимки) заставляют нас резко остановиться. Наиболее буквальное из прилагательных, которое можно к ним применить, - захватывающие. Мы накрепко схвачены ими. (Мне известно, что есть люди, проскакивающие мимо подобных снимков, но о таких и говорить не стоит.) Когда мы смотрим на эти снимки, нас на миг охватывает чужое страдание. Нас переполняет отчаяние или возмущение. Отчаяние позволяет частично принять чужое страдание – впустую. Возмущение требует действия. Мы пытаемся выбраться из мгновения, запечатленного на снимке, выбраться обратно, в собственную жизнь. Когда мы это делаем, контраст столь велик, что возобновление собственной жизни представляется безнадежно неуместным откликом на только что увиденное».
В теме войны всегда поднимается речь о памяти. Поэтому хочется привести еще две цитаты из Сонтаг. «Всякая память индивидуальна и не копируема – она умирает вместе с человеком. То, что называется коллективной памятью, - не воспоминание, а договоренность: вот что важно, вот история того, как все происходило, и фотографии закрепляют эту историю в нашем сознании… Фотографии страданий и мученичества народа напоминают не только о смерти, жертвах и несчастье. Они говорят о чуде спасения. Если речь идет об увековечении памяти, это означает, что кто-то взял на себя задачу постоянно возобновлять, создавать воспоминания – и прежде всего с помощью впечатляющих фотографий». «Память – наша единственная и окрашенная болью связь с умершими. Для нас, людей, воспоминание – этический акт, ибо мы знаем, что умрем, и скорбим о тех, кто умирает до нас – наши деды, родители и старшие друзья. Бессердечие и потеря памяти, по-видимому, сопутствуют одно другому. Но история шлет противоречивые сигналы насчет ценности воспоминания в более долгой своей перспективе. Просто слишком много в мире несправедливостей. И если воспоминаний слишком много (о старинных обидах: сербов, ирландцев), это озлобляет. Помириться – значит забыть. Для примирения нужно, чтобы память была ограниченной, с пробелами. Если цель в том, чтобы найти пространство, где можно жить своей жизнью, то, столкнувшись с сообщением о конкретных несправедливостях, желательно не упускать из виду более общую картину: люди повсюду творят друг над другом ужасное».
Научный сотрудник информационного отдела Е. Корыгина