В направленных на предупреждение социального сиротства, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и молодым семьям - это базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.
Решение проблемы социального сиротства должно включать различные направления социально-педагогической дейтельности, осуществляемых на различных етапах.
Объектами социально-педагогической деятельности по решению проблемы социального сиротства - подростки, молодежь, которая не находится в браке и семье; одинокие матери и семьи групп риска по социальному сиротству с момента беременности и рождения ребенка, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей и приемные семьи, в которых воспитываются дети-сироты; бывшие воспитанники интернатных учреждений и приемных семей в возрасте до 23 лет.
Субъекты социально-педагогической дейтельности - социальные педагоги, социальные работники, учителя, воспитатели, психологи и другие специалисты учреждений социально-педагогической поддержки семей и детей; органы исполнительной власти, государственные и неправительственные организации; центры социальных служб для семьи, детей и молодежи; центры социально-психологической помощи детям, кризисные центры, центры матери и ребенка, женские консультации; центры занятости, общественные объединения, группы специализированной помощи; высшие учебные заведения разных уровней аккредитации; профессионально-технические и общеобразовательные учреждения; волонтеры и др. .
Основная цель социально-педагогической деятельности состоит в предупреждении и преодолении явления социального сиротства.
Организация социально-педагогической деятельности по решению проблемы социального сиротства предусматривает пять направлений, а именно:
1) предупреждение социального сиротства
Цель создания условий, сокращающих возможности возникновения ситуаций с риском возникновения социального сиротства путем воспитания в подростков и молодежи отцовских чувств и обязанностей; планирования семьи, половое воспитание, разъяснительная и просветительская работа среди молодежи по предотвращению нежелательной беременности.
Обьекты: подростки, молодежь, которая не находится в браке и семье. Данное направление социально-педагогической деятельности предусматривает повышение уровня социализации подростков и молодежи и обеспечения условий для эффективного выполнения семьей своих функций (репродуктивной, педагогической, функции социализации и др.)., а также предотвращения появления асоциальных семей.
2) докризисное - целью предотвращение социального сиротства в семье.
Целевая группа: одинокие матери и семьи групп риска по социальному сиротству с момента беременности и рождения ребенка. Таким образом, объектами докризисного направления является асоциальное семья и семья в сложных жизненных обстоятельствах, беременные женщины и одинокие матери;
3) кризисное – цель - преодоление кризисной ситуации. Целевая группа: дети и их семьи, нуждающееся в социально-педагогической, правовой, психологической защите. Таким образом, объектом социально-педагогического деятельности есть дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их семьи. Предотвращения отказа от детей и отправке их в государственные учреждения, поддержка и подготовка молодых родителей, материальная поддержка родителей, поведения работы по борьбе со злоупотреблением алкоголем, просвещение, направленное на принятие детей с особым потребностям и услуги детям с физическими и психическими недостатками.
4) Реинтеграция кровной / биологической семьи - предоставление услуг по воссоединению и реабилитации семьи. Важным в работе социального педагога является не лишение родителей родительских прав и отобранием у них ребенка, а создание возможностей для поддержки семьи, нормализации отношений в ней и сохранения семьи для ребенка.
5) опекунское - цель которого опека и воспитание детей-сирот. Объектом опекунского направления являются дети, оставшиеся без попечения родителей и приемные семьи, в которых воспитываются дети-сироты. Важным направлением социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является участие социального педагога в поддержке семейных форм опеки, в частности, привлечение потенциальных приемных родителей, их подготовка и обучение, помощь в оформлении документов, социальный-педагогическое сопровождение приемных семей, а также детских домов семейного типа. Таких сопровождение может включать: методическую поддержку в воспитании детей, психологическую поддержку приемных родителей и родителей-воспитателей, содействие в создании групп взаимопомощи таких родителей, в некоторых случаях - обеспечение юридического консультирования, организацией удовлетворения бытовых нужд и т.п.
Социальный педагог должен также подготовить ребенка к переходу в новую семью, наблюдать ее адаптацию к новой семьи, в крайнем случае - ставить вопрос об изъятии ребенка из такой семьи, где она подвергается насилию или небрежного отношения, находится в постоянном конфликте с приемными родителями.
5) постопекунское направление - его цель - социальная адаптация, предотвращения воспроизведению социального сиротства социально-педагогическими методами. Целевая группа: бывшие воспитанники интернатных учреждений и приемных семей в возрасте до 23 лет.
Список использованной литературы
1. Діти «групи ризику»: психологічні, соціальні та правові аспекти. – К.,2001. – 192 с.
2. Комарова Н.В., Мельничук Л.М., Пєша І.В. Питання формування ефективності родинних форм влаштування дітей, позбавлених батьківського піклування – К.: ДІПСМ, 2004 –18 с., 6-7
3. Галатир І. А. Щодо причин виникнення явища соціального сирітства у сучасному українському суспільстві [Електронний ресурс] / І. А. Галатир.
4. Митяев Л. Л. Детская деревня БОБ как развивающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Л. Митяев. - М., 2005. - 98 с
5. Безпалько О. В. Соціальна педагогіка в схемах і таблицях : навч. посіб. / О. В. Безпалько ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - К. : Логос, 2003. - 134 с.
6. Енциклопедія освіти / В. Г. Кремень (голов.ред.). - К. : Юрінком Інтер, 2008. - 1040 с.
7. Аристотель. Політика / Аристотель ; пер. з давн. та передм. О. Кис- люка. - К. : Основи, 2000. - 246 с.