Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Русское искусство в средневековье определялось христианским мировоззрением. Еще в языческое время на Руси была развита архитектура, в основном древесная: долгое время славились наши «древодели».
Летописцы оставили нам свидетельство того, что до каменной новогородской Софии на месте Новгородского кремля располагался "тринадцатиглавый деревянный Софийский собор", возведённый новгородцами в конце Х в. Живопись и музыка древней Руси У восточных славян, вполне возможно, были свои деревянные храмы и что они были многоголовыми. Многоглавие, таким образом, было исконно русской чертой зодчества, переняты в дальнейшем искусствоведами Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храмов, типичная для православных греко-восточных стран. Крестово-купольный формы храмы, прямоугольные в плане, с 4 или более столбами, интерьер делится на продольные (по оси запад-восток) части - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба объединяются арками, которые поддерживают через паруса барабан купола. Пространство под куполом, благодаря окнам барабана, залито светом. Это центр храма. Алтарные помещения - апсиды располагаются на восточной стороне интерьера, обычно какими-то округлыми частями выступающие на внешней стороне; площадь в западной части обычно называют "притвором", "нартексом". В этой же части на втором ярусе размещены хоры, где были князь и его приближенные во время богослужения. Ячейки, которые примыкают к пространству под куполом, перекрыты сводами цилиндрической формы. Живопись и музыка древней Руси. Все пространство в центре храма в плане образует крест, откуда и пошло название системы подобного храма крестово-купольный. В домонгольском храме отличительной чертой было разделение фасада вертикальными плоскими пиастрами (по-древнерусски - лопатками) на "прясла". Овальное завершение прясла называется "закомарой" (их форма определяется посводным покрытием). История искусства древней Руси. В интерьере Древней Руси использовалась роспись стен насыщенных ярких цветов (синего, зелёного, красного... - "расписной терем"), болдахины на кроватях, витражи на окнах, своды на потолках, израсцовые печи... Искусство Киевской Руси имело огромное значение для дальнейшего развития художественной культуры русского народа и братских народов - белорусского и украинского.
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
Архитектура и живопись. Музыка.
Киевская Русь славилась многочисленными городами. Строители Киевской Руси создавали замечательные сооружения из дерева, камня и кирпича. Основным строительным материалом служило дерево. Из него возводили жилье, оборонительные сооружения, мосты и церкви. Жилища преимущественно были одноэтажными, в больших городах встречались двухэтажные постройки. Их стены представляли собой срубную или каркасно-столбовую конструкцию. Развитие каменного строительство ускорилось после внедрения христианства. В течение 989 - 996 гг. по приказу князя Владимира была построена каменная церковь Богородицы, на содержание которой князь дарил десятую часть своих доходов, отсюда и ее название - Десятинная.
Новый этап в развитии зодчества Киевской Руси связан со строительством во времена Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В 1037 г. началось строительство самого величественного и знаменитого из всех руських храмов - собора Святой Софии. Наряду с богослужениями в соборе проходили торжественные государственные церемонии.
В 30-х гг. XI в. сооружается также главный въезд в Киев - Золотые ворота, а в 1073 - 1089 гг. - Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Этот собор стал образцом церковной архитектуры.
Величественные каменные сооружения, сохранившиеся до наших дней, создавались и в других городах Киевской Руси. В Чернигове и Владимире-Волынском были возведены Успенские соборы, в Галиче- церковь Св. Пантелеймона. В Переяславе построена Михайловская церковь, а в Перемышле - дворец.
Украшением монументальных сооружений была фресковая живопись (роспись минеральными красками по сырой штукатурке).
Лучше всего сохранилась она в киевском Софийском соборе. Высокохудожественные реалистичные фрески этого и других соборов являются ценным источником изучения мировоззрения, быта, обычаев наших далеких предков.
На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом инструменте, напоминающем скрипку. На другой фреске двое музыкантов трубят в трубы, третий играет на флейте, четвертый бьет в тарелки, пятый перебирает струны лютни, шестой играет на инструменте, напоминающем арфу. Изображения музыкантов и музыкальных инструментов (гусли, свирели, бубны и пр.) встречаются среди археологических находок. Все это, как и церковное хоровое пение, указывает на развитие и распространение музыкального искусства в Киевской Руси.
Наряду с музыкой и пением наших предков с детства окружали изделия прикладного искусства. Это были деревянные миски и ложки, вырезанные из кости пуговицы, гребешки, ручки ножей, керамическая посуда с художественной росписью, недорогие украшения и т. п. Русичи любили красоту и умели ее ценить.