Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Черты и свойства организаций

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Общество состоит из множества организаций, с которыми связа­ны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, на­ука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория ор­ганизации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены ор­ганизаций действуют именно так, а не иначе.

Черты и свойства организаций

Организация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или це­лей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управ­ление, под «социальным образованием» — то, что организация состо­ит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между со­бой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, явля­ются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Орга­низация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установ­ленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает инте­грированные, кооперативные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость фор­мального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные коор­динирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация определенное соотноше­ние централизации и децентрализации. Комплексность рассматрива­ет степень дифференциации в рамках организации. Она включает уро­вень специализации или разделения труда, количество уровней в ие­рархии организации и степень территориального распределения под­разделений организации. Под формализацией понимаются заранее раз­работанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально опери­руют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать. Соотношение централизации и децентрализа­цииопределяется уровнями, на которых вырабатываются и принима­ются управленческие решения в организации. В некоторых организа­циях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях приня­тие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и де­централизации определяет характер и тип устанавливаемой органи­зационной структуры управления.

Отметим, что организации заранее проектируются, моделируют­ся с тем, чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам до­стижения установленных целей. При проектировании организации ис­пользуется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в совре­менных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью уп­равления организациями, необходимостью применения научно обос­нованных методов для выполнения функций управления и специали­зацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций, таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководи­телей, замена руководителей, улучшение тех или иных организаци­онных процедур.

Следует различать теорию организации и организационное пове­дение. Макроуровень (организация в целом и ее основные части) яв­ляется объектом анализа в теории организации, которая изучает усло­вия и предпосылки поведения организации, ее общую эффективность, возможности для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина име­ет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее опти­мальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирова­ние.Организационное поведение как научная дисциплина имеет объек­том анализа микроуровень - поведение индивидуумов и групп. Пове­дение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценно­стей, профессионального образования, мотивации и личных особен­ностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой.

Необходимо подчеркнуть, что теория организации и организаци­онное поведение — смежные дисциплины, имеют много точек сопри­косновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Исследуя конфликты, организационное поведение со­средоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновени­ях, которые происходят из-за разнообразия личностных особеннос­тей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучает­ся теорией организации, связан преимущественно с проблемами вну­тренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми. В другом - как столкнове­ние в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организации и организационное поведение охватывают раз­личные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

Каждая организация имеет свое предназначение - миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии ор­ганизации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых ре­шений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация преследует непротиворе­чивые, ясные, сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном на­правлении, объединяет их действия;

4) вызывает понимание и поддержку внешних участников орга­низации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).

Примерная характеристика предназначения организации в обоб­щенном виде включает:

· предлагаемые продукты или услуги;

· место и роль в системе рыночных отношений;

· цели организации (выживание, рост, доходность);

· технологию (процессы, инновации);

· философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

· внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурен­тоспособности, факторы выживания);

· внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, по­требителями, обществом в целом).

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация доби­вается достижения определенных целей — выживания, роста, доход­ности . Она выпускает определенную продукцию и оказы­вает услуги, использует различные технологии и т. д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.