Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава III. Реформы в области искусства



Именно потому, что в России XVIII века накладывались друг на друга процессы, которые на Западе развертывались на протяжении трех-четырех столетии, ведя культуру от Возрождения к Просвещению, художественное развитие Петербурга не знало той четкой динамики соотношения видов и жанров искусства, какая на Западе выразилась в смене иерархических структур художественной культуры – от безусловного господства живописи в эпоху Возрождения к возвышению словесных прозаических жанров в эпоху Просвещения, через сценическую доминанту в культуре XVII столетия. В Петербурге же шло параллельное развитие всех областей искусства, не столько споривших за свои права на вершине Парнаса, сколько догонявших друг друга в художественном самоопределении.

 

3.1 Архитектура

 

Прежде всего, утверждала свои права архитектура, потому что Петербург – единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения (другой однотипный город – Вашингтон – строился за океаном, и потому европейцы не ощущали такой близости к нему, какую они чувствовали к российской столице). Оттого так сильно было стремление выдающихся европейских зодчих участвовать в этом уникальном градостроительном эксперименте.

 

3.2 Живопись и скульптура

 

Вместе с тем, следуя ренессансной логике взаимоотношения искусств, с самого начала века в художественной культуре новой российской столицы все более видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны. Во второй половине века это привело к появлению замечательной плеяды портретистов в станковой живописи, а за ней и в скульптуре – Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.И. Шубина. И в творчестве иностранных мастеров, приезжавших в Петербург на более или менее длительное время, портретный жанр занял центральное место – достаточно вспомнить «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло, обозначивший появление в Петербурге неизвестного русскому искусству жанра монументальной портретной скульптуры; второй конный памятник основателю Петербурга (созданный Б.-К. Растрелли раньше, но поставленный лишь Павлом I) подтвердил принципиальность развития этого жанра пластического искусства, непосредственно связывающего его с архитектурой. Примечательно, что портрет приобрел широкое общественное признание и в третьей форме – в миниатюрной живописи и миниатюрной барельефной скульптуре: медалях и камеях. Укоренилась и введенная Петром практика награждения наряду с орденом Андрея Первозванного портретами царя; получившие такой докатив носили миниатюру на груди, приколотой к банту или висящей на ленте. Первыми мастерами портретной миниатюры были Г.С. Мусикийский, А.Г. Овсов (имена ряда мастеров остались неизвестными). Начиная с Екатерины II, русские правители в знак особого расположения стали дарить свои миниатюрные портреты гораздо более широко, и уже в конце XVIII века искусство портретной миниатюры достигло расцвета.

Положение портретного жанра свидетельствовало о том, что в центре внимания формировавшейся в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно – как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся смысл самого слова образ – из иконного изображения, из образа Божьего он превращался в изображение конкретного человека. (В этом свете кажется совсем не случайным, что одним из первых образов художника в русской литературе стал образ художника-портретиста в повести «Портрет» Н.В. Гоголя).

Такая оценка личности в искусстве согласуется с новым отношением к человеку в русской философии и педагогике XVIII века, осваивавших, как уже отмечалось, опыт просветительских идей западных мыслителей и искавших самостоятельное решение проблемы; наиболее значительное явление – упоминавшийся трактат А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Но если в философско-педагогических концепциях речь шла о человеке вообще, о его родовых качествах, то художественный портрет преломлял общее в особенном и единичном, вплотную подходя к познанию и образному воплощению личности.

 

3.3 Литература и музыка

 

Структура духовной жизни Петербурга обусловила и переход от преимущественного развития в первой половине века драматургии и основанного на ней сценического искусства к активному развитию в конце столетия прозаических Жанров. Все же время господства прозы еще не настало – А.И. Галич зафиксирует его наступление лишь в 1825 г., а В.Г. Белинский в 1840-е гг. назовет роман и повесть «формами нашего времени». Первые шаги в развитии романа, предвосхищавшие расцвет этого жанра в следующем столетии, были сделаны в Петербурге С.А. Порошиным и Ф.А. Эминым в 1760-е гг.

Характерным для петербургской культуры оказалось и разнообразие жанрового репертуара прозы – от лирико-трагедийного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева до «малых форм» в сатирических журналах, которые стали выходить в столице с 1769 .. Первым среди них был основанный самой императрицей еженедельник «Всякая всячина», и следующие пять лет стали временем самого энергичного развития сатиры. В Москве подобных изданий долгое время не было, что вызвало ехидное замечание редактора журнала «Трутень»: «Москва так же, как престарелая кокетка, сатир на свои нравы читать не любит».

Соответственно и становление новой музыкальной культуры в Петербурге, явно отстававшей от успехов словесности и от нее зависевшей, осуществлялось поначалу в сценической и лишь затем в инструментальной оркестровой форме, дотоле на Руси неизвестной; именно в Петербурге в 1730-х гг. появляется опера и возникают новые формы инструментальной музыки. Однако Россия подтверждала закономерность, со всей определенностью раскрывшуюся в истории западноевропейской культуры: музыка – романтическое искусство, и просветительский рационализм сдерживает ее развитие; даже сентиментализм создавал лишь предпосылки для того простора выражения душевных процессов, которые раскроет перед музыкой романтический эмотивизм.

На рубеже XVIII и XIX столетий множество факторов – экономических, политических и, особенно, культурных – выводило страну на новый уровень развития. Культура Петербурга, храня верность некоторым принципам Просвещения, приобретала существенно иной облик.

 

 


4. Быт Петровского времени

Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника – велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак – своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Не желавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) – огромные по тому времени деньги.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» состоялось шуточное освящение Лефортова дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно неудобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь – сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного – старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Подлинным пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость – подготовка к службе, а счастье – следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь, только защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены ассамблеи, которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев – ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиций пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи – великого государства европейского типа.

 

 


Заключение

 

В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений.

Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр 1 не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.

Реформы первой четверти ХVIII в. неотделимы от личности Петра I – выдающегося полководца, политического и государственного деятеля, поставившего свой талант и способности на службу дворянскому классу. Это «действительно великий человек», – сказал о Петре I Ф. Энгельс. Противоречивая, во многом объясняемая особенностями своего времени фигура Петра постоянно привлекала и привлекает внимание писателей, художников, деятелей театра и кино, композиторов.

Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

 

 


Список литературы

 

Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989

Баггер Х. Реформы Петра Великого. М., 1985

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. Спб., 2006

Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993

Князьков С. Из прошлого Русской земли – Время Петра Великого. М., 1991

Лебедев И.В. Реформы Петра I. М., 1937

Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.