Методика изучения знаний в связи с понятием «глина»
Диагностика знаний детей о неживой природе. Вода.
Схема изучения знаний детей о неживой природе. Вода.
Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость).
Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране).
Знают ли , дети для чего мы ее используем?
Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки).
Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она "превращается" из одного состояния в другое (путешествует по кругу).
Знают ли дети свойства воды?
Знают ли дети, что ратете в воде?
Знают ли дети, кто живет в воде?
Кому нужна вода?
Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики
Беседа с детьми по слайдам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые - вода, белые - льды, снега).
Предложить рассмотреть слайды водоемов и водных растений - что растет в воде. Игра "Что лишнее".
Предложить рассмотреть слайды с изображением животных, которые обитают в водной среде. Игра "Что лишнее".
Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему?
(Чем меньше мы будем тратить воду, тем боьше ее останется в реках и озерах.) Прочитать детям стихотворение Б.Заходера "Течет река..."
Мониторинг знаний детей среднего дошкольного возраста в связи с понятиями неживой природы.
Исследование начнем с определения задач предложенной работы и с подбора заданий, в ходе которых выявим уровни сформированности познавательного интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, определим следующие задачи:
Узнать, что такое природа в понимании ребенка.
Выявить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.
Выявить знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы (о воде; о песке; о камнях; о глине; о воздухе).
Методика изучения уровня сформированности познавательного интереса к природе и знаний об объектах неживой природы.
При непосредственном общении с ребенком задавался вопрос «Что такое природа?»
Экспериментатор предлагает дошкольнику разложить картинки – в одну сторону с изображением объектов неживой природы, в другую – с изображением объектов живой природы.
Методика изучения знаний в связи с понятием «песок».
Задание №1.
Процедура и инструкции.
Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) песок. Объяснить, как он догадался.
Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства песка, а затем и вычленить его среди других.
Задание №2.
Процедура и инструкции.
Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать песок, зачем он нужен.
Задание №3.
Процедура и инструкции.
Дошкольнику предлагается ответить на ряд вопросов:
Какого цвета песок?
Где можно увидеть песок?
Когда песок сухой, а когда мокрый?
Сыпучий или несыпучий?
Методика изучения знаний в связи с понятием «камень».
Задание №1.
Процедура и инструкции.
Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) камень. Объяснить, как он догадался.
Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства камней и вычленить их среди других.
Задание №2.
Процедура и инструкции.
Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать камни, зачем и кому они нужны.
Задание №3.
Процедура и инструкции.
Дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы:
Какого цвета камни?
Мягкие или твердые?
Тонут или нет?
Методика изучения знаний в связи с понятием «глина».
Задание №1.
Процедура и инструкции.
Дошкольнику дается задание найти среди предложенных природных даров (глина, песок, камни) глину. Объяснить, как он догадался.
Если у ребенка возникают затруднения при выполнении данного задания, то экспериментатор позволяет подействовать с природными материалами, с помощью наводящих вопросов выясняет свойства глины и вычленить ее среди других.
Задание №2.
Процедура и инструкции.
Экспериментатор просит ребенка рассказать, как можно использовать глину, зачем и кому она нужна.
Задание №3.
Процедура и инструкции.
Дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы: