Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первичные исследования: цели и виды



Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

 

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

 

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

 

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

 

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

 

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

 

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

 

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

 

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Социализация — это процесс формирования человека посредствомобучения, воспитания, образования, защиты и адаптации.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего родавершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки,акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организациимакроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организациймикроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — этомеханизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть является начальным. В это время происходит интериоризацияценностей и норм, способов общения (язык). Во время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную - «взрослую» - жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Теперь мало что принимается на веру, в основном индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

В повседневной жизни, нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями "опережающая" и "запаздывающая" социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии).

Виды девиантного поведения
Девиантное поведение условно можно разделить на несколько видов: 1. Нарушения дисциплины (деструктивное и ассоциальное поведение). Девиацией считается отклонение от норм, регулирующих поведение на неформальном уровне (например, поведение ученика в школе. Конфликт поколений – одна из форм девиации: дети бросающие вызов родителям и их образу жизни (хиппи, другие молодежные неформальные организации до момента, пока они не переступают закона). Конфликт с начальником на работе и т.д.). 2. Большие преступления и малые правонарушения (деликвентное поведение). Преступление – совершенное виновно общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Уголовный закон выделяет основные следующие виды преступлений: 1. Преступления против личности; 2. Преступления против собственности; 3. Преступления против порядка управления. В социологии выделяются несколько иные виды преступлений: А) Наиболее тяжкими считаются преступления против личности: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений и т.д. Б) Беловоротничковая преступность. Совершается людьми, которые занимают особое социальное положение. Это преступления медиков, политиков, корпоративные преступления (неуплата налогов, опасное производство, опасные лекарственные препараты, недоброкачественность пищевой продукции, взятки, вымогательство, шантаж). Это опасный вид преступлений, поскольку люди, их совершающие, занимают особое социальное положение, которое предписывает им защищать закон и порядок и способствовать сохранению социальной гармонии. В) Организованная преступность. Ей свойственны интенсивные контакты с правоохранительными органами и с правительством. Такие организации чаще всего носят феодальный характер. Человек, стоящий во главе организации, никогда не контактирует с непосредственными исполнителями. Связана организованная преступность с теневой экономикой (игорный бизнес, проституция, наркотики, оружие, кража и перепродажа автомобилей, строительные подряды, дорожные работы, мошенничество с предоставлением ссуд и т.д.). Теневая экономика – это сектор в экономике, который не учитывается при подсчете ВНП (необлагаемый налогом доход). Например, в США размер теневой экономики составляет от 5 до 15% объема официального ВНП. Еще одной особенностью организованной преступности является то, что она существует только в демократических странах, поскольку в демократических странах преследование осуществляется согласно букве закона, а собрать доказательства – это сложно. В тоталитарных государствах нет организованной преступности – там государственная преступность – властные группы контролируют рынок. Избавиться от организованной преступности невозможно - ее можно только ограничивать (возможна легализация игорного бизнеса, некоторых видов наркотиков). Г) Государственные преступления. Это преступления против государства (терроризм, шпионаж) и преступления самого государства против граждан (депортация народов, террор, этнические преследования). Д) Преступления без жертвы. Это нарушения законодательства, при которых очень трудно определить, кто является жертвой. Это проституция, порнография, самоубийства, наркомания, аборты. 3. Третий вид девиантного поведения – психические заболевания. Чтобы избежать непредвиденных поступков со стороны психически больных людей, общество определяет их как девиантных и предпочитает изолировать.
5. Функции девиантов в обществе
Считается, что не существует обществ с полным отсутствием девиантного поведения. Девиация является признаком нормального развития общества. Общество состоит из людей, а человек глубоко индивидуальное существо и в определенные моменты не всегда действует в согласии с общепринятыми нормами. Если в нормально развивающемся обществе девиация всегда имеет место, то можно сделать вывод о том, что она должна нести определенную функциональную нагрузку. Таким образом, девиантное поведение в обществе имеет определенные функции: 1. Девиантное поведение способствует сплочению социальных групп и помогает людям более глубоко осознать себя как личность и понять свои собственные ценности (например, в рамках молодежных неформальных организаций подросток адаптируется к внешним условиям существования, обучается поведению в группе, выявляет свои личностные особенности). 2. Девиация определяет границы допустимости некоторых форм поведения (определяется до какой степени общество может терпеть поведение некоторых людей). 3. Определенные виды девиантов являются предохранительным клапаном в обществе, который может снять социальную напряженность в определенные кризисные моменты (например, спекулянты в СССР снимали проблему снабжения общества дефицитными и пользующимися спросом товарами; а торговцы наркотиками зачастую помогают снять психологический кризис). 4. Наличие большого количества девиантов указывает на то, что в обществе есть какой-то дефект, с которым необходимо бороться (например, увеличение масштабов взяточничества в среде государственных чиновников, способствует принятию закона по борьбе с коррупцией).
Тема 9. Теория социального контроля
1. Понятие социального контроля. 2. Формальный и неформальный социальный контроль. 3. Понятие социальных санкций. 4. Стили социального контроля. 5. Формы социального контроля. 6. Уровни эффективности социального контроля.  

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологиидля получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.

Содержание

[убрать]

· 1Виды социологических исследований

o 1.1По целям

o 1.2По продолжительности

o 1.3По глубине анализа

· 2Методы социологического исследования

· 3Направления исследований

· 4Примечания

· 5Литература

Виды социологических исследований[править | править вики-текст]

По целям[править | править вики-текст]

В целях социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные направлены на установление и анализ социальных тенденций, закономерностей развития и связаны с решением сложных проблем общества. Прикладные нацелены на изучение конкретных объектов, решение определенных социальных проблем.

По продолжительности[править | править вики-текст]

· Долгосрочные — от 3 лет и более;

· Среднесрочные — от 6 месяцев до 3 лет;

· Краткосрочные — от 2 до 6 месяцев;

· Экспресс-исследования — от 1-2 недель до 1-2 месяцев[1]

По глубине анализа[править | править вики-текст]

· Поисковые исследования — по своим параметрам являются простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относится к малоизученным или вообще не изученным. Охватывают небольшие совокупности, имеют упрощенные программу и инструментарий. Чаще всего используются как предварительный этап более глубокого масштабного исследования, ориентируя их на сбор информации по объекту и предмету исследования, уточнения гипотез и т. д.

· Описательные исследования — призваны создать относительно целостное представление об исследуемых явлениях, процессы. Проводят в соответствии с полной программы, применяя четкий, детально проработанный инструментарий, в основном тогда, когда объектом анализа является относительно большая общность людей, с определенными социальными, профессиональными и демографическими характеристиками. По структуре, набором процедур значительно сложнее от поисковых исследований.

· Аналитические — заключаются не только в описании социальных явлений и их компонентов, но и в установлении причин их возникновения, механизмов функционирования, выделении факторов, обеспечивающих их. Подготовка аналитического социологического исследования требует значительных усилий, профессионального мастерства исследователя — аналитических способностей, умение интерпретировать и анализировать сложную социологическую информацию, делать взвешенные выводы[1].

Методы социологического исследования[править | править вики-текст]

Методология и методы социологического исследования — сфера социологической науки, которая изучает способы методологического обоснования социологического исследования, принципы формирования программы исследования, содержание и характеристики методов сбора первичной социологической информации, а также специфику применения методов и компьютерных технологий для сбора и анализа социологических данных[1].

По методам, применяемым в социологическом исследовании, выделяют метод опроса, метод анализа информации, метод эксперимента, социологическое наблюдение, метод экспертной оценки.

Направления исследований[править | править вики-текст]

Направления исследований:

· Уровни социологического знания и специфика методологии эмпирического исследования

· Структура и функции программы социологического исследования

· Специфика социальной квалиметрии

· Выборочный метод в социологии

· Классификация методов сбора социологической информации

· Технология сбора первичной социологической информации

· Специфика применения методов математического анализа по социологическим данным

· Технологии обработки социологической информации

· Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

· Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

· Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

· Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

· Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

· В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

· Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

· В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

· 1) разработка программы и приемов исследования;

· 2) проведение эмпирического исследования;

· 3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

· Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

· Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

· Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

· Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

· Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

· Наблюдение

· Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

· По степени формализованное™ выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В первом случае исследователь пользуется общим принципиальным планом; во втором события регистрируются по детально разработанной схеме: есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино– и фотодокументы (примером может служить наблюдение за участниками деловой игры, совещания, митинга и т. п.).

· Наблюдение бывает включенным и невключенным. Преимущество включенных наблюдений заключается в том, что они обеспечивают исследователю наиболее яркие и непосредственные впечатления от наблюдаемой ситуации. В этом же состоит и основной недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Важно, чтобы своим присутствием исследователь не вносил флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса к происходящему, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.

· Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

· Как самостоятельный способ исследования наблюдение может использоваться во время митингов, демонстраций. Работа с документальными источниками

· Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного.

· Целевые документы – документы, специально подготовленные для данного исследования.

· По степени персонификации документы делятся на личные и безличные: личные документы – карточки индивидуального учета, личные дела, дневники, мемуары; безличные документы – это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.

· В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы: официальные документы – правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т. п.;неофициальные документы – частные письма, материалы СМИ и т. п.

· По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные: первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса; вторичные документыпредставляют собой обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.

· Контент-анализ

· Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. Например, частота цитирования того или иного ученого – официальный показатель его научного авторитета.

· Опросы

· Опросы – незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Самое важное – знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два опросных метода: интервью и анкетные опросы.

· Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем интервьюером или его ассистентом производится запись ответов, возможно на пленку.

· По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью. Свободные интервью – это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и построение вопросов, варианты возможных ответов. Фокусированное (клиническое) интервью – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого (с помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу; причем информацию предварительно обрабатывают методом контент-анализа).

· Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом список опрашиваемых лиц может использоваться многократно. В рамках избирательных кампаний активно используется техника фокус-группы: интервьюер выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (обсуждаются личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий).

· Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов предусмотрены заранее.

· Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные анкеты. Почтовое анкетирование в 10–20 раз дешевле анкетирования на месте, однако процент возврата анкет весьма невысок.

· В процессе анализа собранной социологической информации проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы.

· Элементарные процедуры упорядочения собранной информации – группировка и классификация. Простая группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка – это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки – поиск устойчивых связей изучаемых объектов.

· Возможна эмпирическая типологизация – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а по нескольким измерениям одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов – таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы – таксоны и затем анализируется их миграционное поведение.

· В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение. Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.

· Разведывательные исследования. Формирование и развитие социальной работы как теоретической и практической деятельности постоянно расширяет проблемное поле исследований в этой сфере: изучение социальных групп риска в изменяющемся мире, создание социальной документации, отражающей основные характеристики объекта, получение информации для прогнозирования и проектирования в социальной работе. Масштабы исследований, уровень их методической оснащенности, объемы знаний, в которых закрепляются результаты социологических исследований этих и других проблем, предопределяют необходимость проведения разнообразных поисковых социологических исследований. Исследования такого типа, проводимые в условиях дефицита знаний об изучаемых объектах или проблемах, называются разведывательными. В таких исследованиях относительно больше возможностей для использования качественных методов в сравнении с исследованиями других типов.Разведывательное исследование применяется по отношению к мало изученным социальным объектам в целях их предварительного изучения и описания, с использованием минимума методических средств и материальных ресурсов. К таким исследованиям относятся всякого рода экспресс-анализы социальных проблем, оперативные исследования, «пилотажные пробы» и т. д.

· Описательное исследование. Решает более широкий круг аналитических задач, ориентированных на получение целостной, системной информации о структуре, функционировании, модели социального объекта, его типологических свойствах и характеристиках.

· Описательные исследования основаны на более высоком уровне осведомленности об изучаемой стороне или проблеме социальной работы. В отличие от разведывательного этот тип исследования предполагает, что при изучении, например, обслуживания инвалидов или деятельности социального работника в школе бóльшая часть информации об этих явлениях известна. Качественно-количественное описание социальной работы в школе, выявление удовлетворенности клиентов социальной работой, структура досуговой деятельности молодежи, социальной составляющей обслуживания кадров – все это предполагает необходимую строгость в эмпирической интерпретации понятий, регистрации и анализе данных. Описательные исследования используются при изучении мнений клиентов по поводу качества обслуживания социальными работниками школьников и студентов, проведения учебных занятий, удовлетворенности различными видами услуг, содержания и структуры социальной работы, а также для других целей.

· Аналитическое исследование. Представляет собой наиболее масштабный, сложный вид социологического познания того или иного объекта. Имеет своей целью не только общее описание объекта, но и выявление причин возникновения противоречий в его структуре и функционировании, определение путей и перспектив его развития, проектирование инновационных преобразований. Разновидностями аналитических исследований являются диагностические, прогностические исследования, социальные эксперименты. Социологический эксперимент представляет собой такой метод получения информации об объекте, который предусматривает аналитическую работу социолога в контролируемых, сознательно изменяемых условиях. Аналитические исследования предполагают наличие значительного объема знаний об изучаемой проблеме, накопленных по результатам предыдущих исследований, достаточно разработанные методические основания и исследовательский инструментарий. В данном случае социолог должен быть достаточно осведомлен о состоянии исследований по конкретной проблеме.

· Главное отличие аналитического исследования от описательного заключается в том, что оно имеет объяснительные функции. Последние требуют от социолога тщательного обдумывания и выдвижения объяснительных гипотез. Для этого недостаточно знакомства только с литературой. Дополнительная информация может быть получена из бесед или интервью с практиками: заказчиком, специалистами по профилю изучаемой проблемы, клиентами. Собственно аналитическое содержание исследований такого типа реализуется в анализе эмпирических данных и сопоставлении его результатов с объяснительными гипотезами.

· Сравнительные исследования проводятся в тех случаях, когда необходимо сравнить характеристики изучаемого объекта или проблемы во времени или различные объекты по одному и тому же интересующему качеству в одно и то же время. Наиболее часто исследование изменений во времени проводятся в режиме мониторинга с установленной периодичностью опросов. В этом случае предмет оценивания остается неизменным, а состав оценивающих (респондентов) меняется. Другой формой сравнительного исследования является формирование постоянной группы оценивающих так называемой «панели», фиксирующей изменения изучаемого явления (например, качество обслуживания в социальной работе) по более или менее изменяющемуся составу признаков.

Количественные методы

 

Количественные исследования подразумевают проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Главной задачей количественных исследований является получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на некое событие. Такие исследования применяются, когда необходимы точные, статистически надежные численные данные. В зависимости от поставленных задач исследования, предлагаются методики:

 

• Квартирные, уличные и телефонные опросы;

• Экспертный опрос – опрос специалистов определённых профессиональных областей;

• Холл-тест – тестирование и оценка концепции продукта, продукта, упаковки, рекламной концепции, т.д.;

• Хоум-тест - тестирование продуктов в обстановке, приближенной к реальности;

• Desk Research – сбор и анализ вторичной информации;

• Аудит розничных точек (Retail-audit) - анализ ассортимента, цен, дистрибуции и мерчендайзинговых материалов в розничных точках.


Качественные исследования

 

Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова. Другими словами, они отвечают не на вопрос «сколько», а не «что», «как» и «почему». В зависимости от поставленных задач исследования, предлагаются методики:

 

  • Глубинные интервью - интервью в свободной форме на определенную тему;
  • Полуформализованные интервью - сочетание формализованного и свободного интервью;
  • Фокус - группы – групповая дискуссия с представителями целевой аудитории;
  • Сопровождение покупки - позволяет увидеть торговую точку глазами покупателя. Исследование направлено на анализ восприятия характеристик торговых точек и обслуживания.

Первичные исследования: цели и виды

 

Первичное иссле­дованиевключает в себя сбор необходимой для описания поставленной задачи оригинальной информации с помощью определенной формы опро­са, целевой аудитории или наблюдения за ней. Некоторые виды потребностей в информации могут быть удовлетворены лишь с помощью проведения первичного исследования. К ним можно отнести, например, опре­деление самого эффективного из творческих подходов или описание реакции на кон­кретную концепцию нового товара.

Существует два типа взаимодополняющих первичных исследований: качественные и количественные.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.