Задание 1. Используя пейзажную живопись (репродукции отечественной живописи), составить художественный текст по теме « Времена года – часы природы» - сочинения-миниатюры по временам года «Зима», Весна », «Лето», «Осень» с целью передачи языка живописи средствами художественной выразительности. Использовать литературу с профессиональным разбором критиков.
Задание 2.Используя портретную живопись (репродукции), составить к произведению художественный текст, передающий содержание картины с целью активного использования описательной лексики и средств художественной выразительности. Для выполнения работы желательно
использовать профессиональный разбор искусствоведов.
Тема 4. Народное красноречие. Лексические нормы.
Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Лексика русского языка очень разнообразна с точки зрения своего происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической окраски. По своему происхождению выделяется исконно-русская лексика. Среди заимствованной лексики важное место занимают заимствования из старославянского языка – первого языка всех славянских народов. Старославянизмы – это высокие книжные слова, придающие тексту оттенок торжественности.
Задание для контрольной работы
Задание 1. На основе литературного источника 16 века – книги «Домострой» составить правила семейной жизни, принятые на Руси. Правила выделить из текста самостоятельно с целью общего знакомства с нравственными устоями русской жизни и усвоения языковых традиций русского языка.
Задание 2. Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов, называется фразеологией. Выделить из учебников и фразеологических словарей некоторые выражения-фразеологизмы, дать толкование их переносного значения, историю возникновения или происхождения. В русском языке сохранен богатейший запас фразеологизмов. Только в словарь под редакцией А.Н. Молоткова включено около 4 тысяч статей. Практическая цель выполнения этого задания состоит в формировании собственной образной речи, расширении возможностей связной речи.
Тема 5. Раздел Риторика.
Научный термин «Риторика» восходит к греческому образцу. В развитие риторики внесли свой вклад многие выдающиеся философы, политики, литераторы, полководцы, адвокаты, учителя-софисты, мудрецы, крупные теоретики искусства. Известна риторика церковных ораторов, русские риторики М.Ломоносова, М.Сперанского, Н. Кашанского,
А.Галича. Блестящими ораторами были выдающиеся историки, юристы, политики. Выделяются следующие роды красноречия:
Социально-политическое красноречие – парламентские и митинговые речи, военно-патриотические, дипломатические и агитаторские выступления на социально-политические и экономические темы.
Академическое красноречие – вузовская и школьная лекция, научный доклад, научный обзор, научно-популярная лекция.
Судебное красноречие – прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь.
Социально-бытовое красноречие – юбилейная речь, приветственная речь, Застольная речь, поминальная, речь на приеме и др.
Задание 1. Найти и привести фрагменты речей- образцов риторического искусства из исторических источников, учебной и мемуарной литературы, примеры речей видных общественных и государственных деятелей, которые могут быть отнесены к высоким образцам риторического искусства, избегая посредственных популистских речей современных политиков. Необходимо остановить свой выбор на тех публичных выступлениях, которые имели важное значение в различные периоды истории в России.
Задание 2. Возможности красноречия удачно реализованы в древнерусской литературе и жанре «Жития святых». Привести в пример красноречия некоторые фрагменты из названных источников.