При обследовании звукопроизношения предметные и сюжетные картинки подбирать так, чтобы звук находился в разных позициях: в начале, середине, конце слова (кроме звонких согласных), звуки предъявлять изолированно, в слогах (обратных, прямых, между гласными, со стечением согласных), в словах и фразовой речи.
Обследование проводить с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Ребенок должен произносить звук самостоятельно, так и отраженно (следом за логопедом). В протоколе обследования звукопроизношения фиксировать: звук, оптический раздражитель (предметная картинка), речевая реакция ребенка на оптический раздражитель, употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке), произношение звука изолированно, в слогах, словах, характер нарушения звука.
Предметные картинки /смотри «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирновой и «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирновой/:
· АЙ, ЕЙ – Айболит, попугай, чайник, воробей, лейка
· ЬЯ, ЬЕ – яблоки, свинья, ружье, платье
Предложения по сюжетным картинкам /смотри «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения» И. А. Смирновой и «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» И. А. Смирновой/
· А – «В вазе арбуз, апельсины, абрикосы»
· О - «В доме окно. Около дома конь. Облако»
· И – «Мальчики играют в кубики»
· Э – «На экране телевизора белое пятно»
· У – «Паук в паутине. Муха»
· Ы – «Мышь ест сыр и смотрит на весы».
· П – «Почтальон принес посылку»
· П* - «Петух нашел копейку»
· Б – «В банке букет»
· Б* - «Белый бинт»
· М – «Мальчик покупает в магазине молоко и масло»
· М* - «На скамейке мишка и пирамидка»
· Ф – «В шкафу фуфайка, кофта, шарф, туфли»
Ф*– «В кухне буфет, салфетки, морковь, кофе, конфеты и фикус»
· В – «На диване вагон». «Волк в ванне. Корова поливает его водой»