Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником



Устное изложение знаний учителем связано с первич­ным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятель­ного мышления и деятельности учащихся»[86]. Об этом же писал из­вестный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что науч­ные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактичес­ким материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы. Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию и более глубокому осмыслению) изложенного ма­териала. Какие же методы используются в этом случае?

Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его усвоения достаточно использовать приемы воспроизведе­ния (повторения). Суть метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает уча­щихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления, и усвоения (запоминания). Например, при изу­чении в VIII классе по химии темы «Атомно-молекулярное учение» учитель сначала сам объясняет материал, а затем сразу же перехо­дит к его закреплению. Он ставит учащимся по этому материалу вопросы: в чем состоит сущность основных положений атомно-молекулярного учения, какие явления подтверждают движение моле­кул и наличие между молекулами промежутков, чем отличается дви­жение молекул в газах, жидкостях, твердых веществах, как объяс­нить физические и химические явления в точки зрения атомно-молекулярного учения?

Ответы учащихся на поставленные вопросы способствуют вос­произведению изучаемого материала и его осмысленному усвоению. Однако воспроизведение должно носить творческий характер. Это значит, что учителю необходимо делать свои вопросы разнообраз­ными и побуждать учащихся к размышлению, поискам собственных доводов, стимулирующих развитие мышления.

Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником. По каждому предмету есть темы достаточно сложные, усвоение которых вызывает определенные трудности у учащихся. В таких случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового материала проводить беседу по его ус­воению (запоминанию). Лучше всего дать возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже проводить бе­седу. Так, например, может быть организована учебная работа по физике в VIII классе над темой «Способы измерения внутренней энергии тела». Вначале учитель сам объясняет этот материал, де­монстрируя простейшие опыты, описанные в учебнике (увеличение внутренней энергии эфира с помощью натирания трубки веревкой; выталкивание пробки из сосуда с помощью образовавшегося сжато­го воздуха; нагревание металлической ложки, опущенной в горячую воду). Однако, несмотря на внешнюю простоту, осмысление этой темы представляет известную трудность. Поэтому при ее закрепле­нии учитель сначала предлагает учащимся внимательно прочитать материал по учебнику, а затем проводит по нему беседу.

В принципе следовало бы на каждом уроке после объяснения учителя предоставить учащимся возможность поработать самостоя­тельно с учебником. Это обусловливается закономерностями позна­вательной деятельности. Как отмечалось в предыдущей главе, чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к его изучению. Всякая последующая работа, если она пра­вильно организована, не только способствует лучшему запомина­нию знаний, но и позволяет находить в них новые детали и оттен­ки, глубже подходить к их осмыслению. К сожалению, на это не всегда хватает времени.

Однако нужно правильно организовать работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. В этом плане поучи­тельным был урок истории по теме «Особенности развития Спарты и Афин», проведенный в одной из школ. Тема эта довольно слож­ная, поэтому учительница после своего содержательного объясне­ния предложила учащимся достать учебники и еще раз самостоя­тельно проработать по ним изучаемую тему. Чтобы сделать работу с учебником более осмысленной, она поставила несколько вопросов, на которые должны были обратить внимание пятиклассники: поче­му положение периэков можно считать привилегированным по сравнению с положением илотов? По каким отличиям разделяли людей афинская знать и Солон? Кто осуществлял наивысшую власть в Спарте и Афинах?

Учащиеся уже не могли механически читать учебник. Они долж­ны были думать, чтобы найти ответы на поставленные вопросы. В процессе самостоятельной работы учительница внимательно на­блюдала за классом, подходила к отдельным ученикам, спрашивала у них, находят ли они в учебнике ответы на вопросы, которые она поставила. После этого была проведена беседа по закреплению изу­чаемого материала. Все пятиклассники хорошо отвечали на вопро­сы учительницы. Оно и понятно: они осуществили все необходи­мые познавательные действия: первичное восприятие и осмысление изу­чаемого материала, когда его объясняла учительница, последующее более глу­бокое его осмысление и усвоение в процессе работы с учебником и, наконец, проделали, работу по его запоминанию, участвуя в беседе по закреплению.

Другой учитель истории практикует такой прием. Нередко, предлагая учащимся самостоятельно поработать с учебником в по­рядке дальнейшего осмысления и усвоения (запоминания) изучаемого материала, он дает им задание найти в учебнике те места, кото­рые подкрепляют важнейшие положения урока. Так, при изучении в VI классе по истории средних веков темы «Борьба за создание единой Руси» он предложил шестиклассникам, пользуясь учебни­ком, аргументировать фактическим материалом вывод о том, что в конце XV в. на землях центральной Руси было создано новое госу­дарство – Россия. Задание заставляло школьников глубже вникать в содержание учебника и способствовало более активному усвоению новой темы.

Приведенные примеры позволяют заключить, что важнейшими приемами при использовании этого метода являются следующие: а) четкая постановка цели работы с учебником, б) указание вопро­сов, которые должны быть усвоены учащимися, в) определение по­рядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля, г) наблю­дение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдель­ным учащимся, д) беседа по закреплению нового материала.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.