Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности развития и воспитания младших школьников



Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое раз­витие. К этому времени в основном заканчивается окостенение че­репа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных услови­ях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. anomalia – отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжитель­ное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная по­садка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной особенностью младших школьников является уси­ленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования пока­зывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обу­словливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжи­тельное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весь­ма важно практиковать на занятиях различные виды учебной рабо­ты (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объ­яснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы («физ­культминутки»), в теплое время заниматься при открытых форточ­ках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреацион­ные (от лат. recreatio – восстановление сил) помещения и коридо­ры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую пого­ду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем возду­хе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учеб­ную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изу­чаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество ус­певаемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связа­ны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клет­ками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400–1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого челове­ка, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для раз­вития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможе­ния: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему пре­обладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное раз­витие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психоло­гии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая осо­бенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом от­ношении определяющее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьни­ков имеет правильная организация и совершенствование их позна­вательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психи­ческие процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их воспри­ятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в оп­ределении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных призна­ков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на форми­рование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсив­но развивается вторая сигнальная система, связанная с абстракт­ным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представле­ний, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60-70-е гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвое­нии изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выво­ды и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опы­тами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способно­сти к восприятию и определению существенных признаков изучае­мых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее ко­личество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающе­го характера качественные сдвиги происходят в совершенствова­нии памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обыч­но преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвое­ние знаний требует значительной аналитико-синтетической позна­вательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание ма­териала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвра­тить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубо­кому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внима­ния и формировании волевых усилий в преодолении встречающих­ся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возра­стной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» мате­риала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю заниматель­ность и что у детей нужно формировать понимание своих школь­ных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не боять­ся наскучить детям, но помните, что не все может быть заниматель­ным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обя­занность»[54].

Важными особенностями характеризуется организация практи­ческой деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облека­ются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занима­ет заметное место, они начинают осознавать значение произво­дительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрос­лым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудо­вой деятельности младших школьников, особенно ее коллектив­ных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятель­ность у них формируется осознание своих общественных обязан­ностей, складывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие млад­ших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливае­мые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стре­мятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически отно­сятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей вни­мания и специальной педагогической работы.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недо­статочный уровень развития самосознания имеют своим следстви­ем то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникаю­щими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процес­се воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представле­ниями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следу­ет умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражне­ниями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрос­лых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовы­вать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяет успех воспитания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.