Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура, функции и типы политических систем



В литературе отмечается, что «политическая система пред­ставляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партий,
социально-экономические и другие организации, образующие в
совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­
которые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология)»1.

Поддерживая такой подход к представлению состава политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политической структуры, политических и правовых норм, политической деятельности, политического
сознания и политической культуры.

Политическая структурасовокупность политических организаций, институтов, учреждений и отмщений между ними Организационные отношения в сфере политики обладают неко­торыми специфическими признаками:

— общая цель для всех участников организации; иерархичность структуры отношений внутри организа­ции;

— различение норм для руководителей и руководимых, что
содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в поли­
тике возможность увеличения дистанции между руководителя­
ми и основной массой участников организации и ведет к олигархизации — появлению у руководителей интересов, никак не со­
ответствующих и даже противоположных интересам последователей1.

Организация рационализирует политику, вносит в нее эле­мент управляемости, целенаправленности.

Среди основных типов политических организаций обычно выделяют государства, партии, движения и группы давления

Политические и правовые нормысложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие ввиде конституций, уставов, программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политичес­ким институтом. Это достаточно широкое понятие, вклю­чающее все многообразие политических организаций, стро­ящихся на основе определенной системы принципов, правил со­вместного поведения, зафиксированных в программах, уставах, конституциях, декларациях.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политических организаций называется институционализацией. Так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порожда­ют обратный процесс — деинституционализацию, разрушение Политической организации, нарастание дистанции между пове­дением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органи­ческая связь политики и институционализации: все многообра­зие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобра­зование и защиту системы осуществления политической-власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается в не­приятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.

Политическая пассивность — это такой вид политического поведения, в рамках которого субъект, а им может быть как ин­дивид, так и социальная группа, не реализует своих собственных интересов, а находится под политическим влиянием другой со­циальной группы, не действует в качестве самостоятельной по­литической силы.,

Критерием политически активной деятельности служит стремление и возможность, влияя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Ста­новление политической активности означает формирование способности действовать, исходя из объективной связи пробле­мы существования любой группы с противоречиями, характер­ными для всего общества в целом.

Политическое сознание и политическая культура. Под по­литическим сознанием имеются в виду многообразные проявле­ния духовности, отражающие деятельность механизмов полити­ческой власти и направляющие поведение людей в сфере политичес­ких отношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный — политические теории, доктри­ны, программы, учения; обыденный — несистематизированные обобщенные представления о политике, традициях, нормах поведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.