С комментариями можно ознакомиться в работе Скибской гр. 201
Русская философия
1. Русская философия— феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философииявляются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философиисоставляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
•период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
• философия XVIII в.;
• философия XIX в.;
• русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Русиотносится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философиибыли:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
• государство;
• право;
• природа.
Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются:
• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы разума, познания);
• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии,являлись:
• сохранение русской духовности;
• христианство;
• борьба за освобождение;
• устройство государства;
• познание.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский ( XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий ( XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосифлян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич ( XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
4.Русская философияXVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
• философию эпохи петровских реформ;
• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностьюих философии была социально-политическая:
• вопросы устройства монархии;
• императорской власти, ее божественности и нерушимости;
• прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
• войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направлениябыли М.В. Ломоносов, АН. Радищев.
М.В. Ломоносов(1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 — 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую идуховную свободу, торжество права.
5.Русская философияXIX в.включала в себя ряд направлений:
• декабристское;
• монархическое;
• западническое и славянофильское;
• революционно-демократическое;
• атеистическое;
• теологическое;
• философию космизма.
6.Русская (и советская) философияXX в.представлена, главным образом:
• философией марксизма-ленинизма;
• философией космизма;
• естественно-научной философией;
• философией "русского зарубежья".
С комментариями можно ознакомиться в работе Скибской гр. 201
2. Белорусская философская мысль.
Своеобразие белорусской философии определяется, с одной стороны, историческими условиями формирования этнической ментальности, тем сложным переплетением мировоззренческих оснований близких по духу и крови братских славянских народов, которые соединились в жизненных корнях белорусского философствования, и, с другой, влиянием лучших образцов философской мысли, отразивших становление классической философской культуры в европейском самосознании.
Главной особенностью белорусского философского знания является самораскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. В противоположность рационалистическому устремлению к смысловой отвлеченности, белорусское философствование всегда конкретно, целостно; оно руководствуется мистической наследственностью культурного исторического самосознания и требует понимания себя из господствующих интересов народного и частного быта. Ее онтологическая конкретность проявляется в следующем: с одной стороны, она достигает мировых всечеловеческих вершин в глубоко философском творчестве Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой и отражает
особенность их философствования - отсутствие систем как таковых. С другой стороны, жизненная конкретность белорусского сознания (здравый смысл) оберегает принципиальный онтологизм метафизического сознания от рассудочного ratio самобытностью красок художественного слова, живыми образами художественного творчества, и в этом плане ее можно считать и философией Слова, религией Слова, религией Логоса.
Отсюда вытекает вторая особенность белорусского философствования - его глубокая и коренная религиозность. Речь идет об идее христианского подвига в форме личностного подвижничества, утверждении и раскрытии всех творческих и существенных сторон личности. Усвоение Логоса сопряжено с внутренней борьбой, духовным подвигом, приведением в движение скрытых сил и резервов духа. Отсюда понятна третья черта белорусской философии - ее персонализм как подчеркнутая значительность личности ее творцов и создателей и экзистенциальность как остро-эмоциональное переживание жизни, настоящего момента существования, ее антиэлитаризм и неэсхатологический характер.
Четвертой особенностью белорусской философской мысли является ее терпимость, уважительное отношение к различным проявлениям несогласия с ее принципиальными идеями, стремление вести с ними корректную дискуссию. Четыре черты, оригинально характеризующие целостность белорусского сознания: онтологизм как направленность в бытийность, религиозность как обращенность и к божественному и трансцендентному, персонализм как выразимость личности в типе философствования, "памяркоўнасць" как толерантность и диалогичность.
Особенности, исторические этапы, основные проблемы белорусского философского сознания проявляют не только драматизм духовной истории белорусского народа, но и отражают его ментальное своеобразие, самобытность национальной культуры.
Зарождение белорусской философии относится к X - XI вв., когда появились первые оригинальные памятники философской мысли фларигелии" - "Супрасльская летопись", "Туровское Евангелие", "Диоптра". В частности, "Диоптра" включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В "Диоптре" утверждается идея изменения Вселенной, все связано со временем: то, что прошло, уже не существует, то, что есть - мгновенно, а будущее - непредсказуемо и неизвестно.
Развитие философской мысли в Беларуси в XI - XIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей, которые нашли отражение в "Полоцком Евангелие", "Послании Климента Смолятича", "Сочинениях" К. Туровского, К. Смолятич, Е. Полоцкой. На этом этапе белорусской философии были присущи три особенности: а) преобладание в круге философских вопросов проблем, связанных с сущностью и природой человека. Все, что попадало в орбиту философского осмысления, соотносится с космическим конфликтом добра и зла и оказывается включенным во всемирную историю спасения чел овечества; б) неразрывная связь с религией и всей культурой в целом, поскольку в этот период философия еще не обособилась в относительно самостоятельную сферу теоретического освоения действительности; в) распространение христианства происходило в борьбе с ересью, особое развитие которой имело место в XIV - XV вв. в связи с критикой идеологии церкви, выступлениями против духовного гнетения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое
влияние оказывали общекультурные явления в Европе (Возрождение и Реформация). С XVI столетием связано формирование плодотворных гносеологических и методологических идей (индивидуального осмыслени Священного писания, непознаваемости Бога и познаваемости реального мира, разграничения компетенции веры и разума, сферы богословия и сферы философии и научного знания, плюрализма истины и т.п.), которые подрывали и видоизменяли традиционное религиозно-теологическое мировоззрение и оказали существенное влияние на последующее развитие философской культуры Беларуси.
Становление этнического философского самосознания связано с просветительской деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490 - ок. 1541 гг.), проповедником идей раннего христианства. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, которые утверждали достоинство человека. В этике Ф. Скорины сильно выражено понятие "пожитку посполитого", общественного интереса, тесно связанного с общественным долгом. Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял первое светское издание Библии (в то время право на ее издания монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представители духовенства имели право на чтение священных текстов и их интерпретацию). В духовной культуре Беларуси XVI в. - время активного осмысления интеллектуальных и философских достижений западноевропейской культуры, формирования социально-философских и гуманистических идей (Симон Будный, Василий Тяпинский).
Если для XVI в. характерен преимущественно светский тип национального самосознания белоруссов, то на рубеже XVI - XVII вв. в связи с активизацией феодально-католической реакции, насильственным введением унии в нем резко возрастает религиозный компонент (борьба за свободу вероисповедования служила формой защиты национально-культурного и политического суверенитета белорусского народа). Это, однако не означало, что ослабилась светская
направленность национального самосознания и связанная с ним деятельность. Так, ренессанская философия послужила одним из источников атеистическо-материалистических взглядов выдающегося белорусского мыслителя Казимира Лыщинского (1634 - 1689).
К середине XVII в. процесс развития отечественной ренессансно-гуманистической мысли практически был приостановлен, философствование в Речи Посполитой осуществлялось преимущественно в русле схоластики. Философствование вне схоластики трактовалось деологами католицизма не только как свободомыслие, но и как преступление ротив господствующей религии и светской власти.
Если в течение XVII - начала XVIII в. в схоластику проникают лишь отдельные идеи новой философии и науки, которые чаще отвергались, чем принимались, то уже во второй половине XVIII в. в философской мысли оформляются антисхоластические и естественнонаучные тенденции, выразителями которых стали С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут. Они протестовали против церковного угнетения схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. Сама философия становится мировоззренческим центром знания и формирует собственную концептуальность как способ познания человека и природы.
К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры. Вначале 60-х гг. в общественно-политической мысли утверждается революционно-демократическое направление. Отстаивание прав трудового белорусского народа как самостоятельного субъекта общественной жизнисоставило основу политической программы революционера-демократа Кастуся Калиновского (1838 - 1864). Его мировоззрение формировалось под влиянием идей русских революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Этот этап формирования национальной философии характеризуется решающей ролью и влиянием романтизма, постановкой проблемы "человек - нация" и формированием философии национальной идеи, преобладанием художественно-образного способа философствования над научно-теоретическим (достижениями философской культуры этого периода можно считать творчество поэтов и писателей Яна Чачота, Яна Борщевского, Михаила Бобровского и др.), тесной связью философии не только с религией, но и с социально-политической мыслью.
Развиваясь в неразрывной связи с потребностью общественной рактики, науки и культуры Беларуси и являясь своего рода духовным стержнем практически-преобразовательных и научно-познавательных процессов, белорусская философия прошла сложный, противоречивый путь своего становления и развития.
А где 19-20 век. Что же стало с белорусской философией в этот период???