Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Информационный поиск



ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Преподаватель: Романова.

Литература: Булатова и Зиновьева «Информационная культура личности».

Информационная культура личностиэто часть общей культуры человека, которую составляют совокупность информационного мировоззрения и система знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей, с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

 

Тема: Информационная культура личности: понятие и теоретические основы.

Литература: Учебник Булатовой и Зиновьевой стр. 44-101.

Вопросы:

  1. Причины возникновения информационной культуры, как научного направления и учебной дисциплины.

Информационная культура, как научное направление и учебная дисциплина получает развитие во 2ой половине 20ого века, в связи со следующими изменениями:

· Возникновение «нового» общества – общества «умственного труда». Основная черта этого общества – стремительное сокращение временных рамок обновления информации, при одновременном росте её объёма.

· Возникновение нового типа экономики, базирующейся на информации и знаниях (экономики знаний).

· Изменение соотношение «учеба/профессиональная деятельность». Ранее специалист мог только периодически пополнять свои знания. Этот тип образования назывался «поддерживающим». В новом обществе требовался новый тип образования – «опережающий», при котором учёба превращается в непрерывное пожизненное занятие, а специалисту необходимо постоянно обновлять свои знания.

 

Эти причины приводят к необходимости постоянного обновления знаний и получения информации. В условиях возросших объёмов информации становится трудной ориентация в этих объёмах, переработка и получение нужной информации.

Поэтому стоит задача с помощью информационной культуры подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в информационной среде.

 

Основными факторами, которые обусловили возникновение информационной культуры, являются следующие:

· Переход информации в разряд важнейших условий развития общества. С точки зрения Тоффлера, в ходе социально-технических революций сложились 3 основных типа цивилизаций, каждой из которых присущи особые технологические системы, в основе которых лежат определённые виды ресурсов. Это определяет первостепенное внимание цивилизаций того или иного типа к присузим для неё ресурсам:

o Аграрно-ремесленная цивилизация, основу которой составляют вещественные (материальные) ресурсы.

o Индустриальная цивилизация, основу которой составляют энергетические ресурсы.

o Информационно-компьютерная цивилизация (постиндустриальная), основа которой – информационные ресурсы.

Информационные ресурсы понимаются как стратегические ресурсы в развитии общества и государства.

Информационные ресурсыэто знания, подготовленные людьми для использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В состав информационных ресурсов входят:

o Первичные документы на любых носителях.

o Вторичные документы.

o Фактографические документы.

ИР обладают рядом специфических свойств:

o Неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многократного и многоцелевого их использования.

o Невозможность отчуждения при обмене и продаже.

o Постоянный рост объёмов.

И др.

· Возрастание объёмов информации. Для второй половины 20ого века характерно явление, получившее название «информационный взрыв» - резкое увеличение объёма и скорости обращения информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей деятельности. Этому «взрыву» способствовали:

o НТР.

o Новые технологии в полиграфии, благодаря которым появились многомиллионные тиражи периодических и непериодических изданий.

o Развитие радио, телевидения и интернета.

o Массовое образование, поставляющее производителей и потребителей научной и массовой информации.

Следствием информационного взрыва стал «информационный кризис» - т.е. противоречие между быстро растущими объёмами информации и ограниченными возможностями восприятия информации человеком. Информационный кризис привёл к необходимости изменения традиционных технологий сбора/обработки/поиска/хранения и передачи информации.

· Информатизация общества, развитие информационной техники и технологий. В развитии цивилизаций произошло несколько информационных революций в сфере обработки информации:

o Изобретение письменности.

o Изобретение книгопечатания.

o Изобретение электричества.

o Изобретение микропроцессорной техники и ПК.

Информатизация – организованный социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан на использование информационных ресурсов с применением новых информационных технологий. Информатизация общества основывается на соответствующей законодательной базе. В РБ нормативно-правовые основы информатизации определяются следующими законами:

o Закон об информации, информатизации и защите информации.

o Закон об электронном документе и электронной цифровой подписи.

o Закон об авторском праве и смежных правах.

Разрабатываются целевые программы информатизации:

o Программа «Электронная Беларусь».

o Стратегия развития информационного общества в Беларуси до 2015 года.

· Становление информационного общества. Информационное обществопостиндустриальное общество, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные признаки информационного общества:

o Увеличение роли информации и знаний в жизни общества.

o Возрастание доли информационных коммуникаций в ВВП.

o Большинство работающих в информационном обществе занято в сфере производства информации и информационных услуг (офисный планктон).

o Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любого члена общества к нужной ему информации.

 

Преимущества информационного общества:

· Решена проблема информационного кризиса.

· Обеспечен приоритет информации.

· Информационная технология охватывает все сферы деятельности человека.

· С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к мировым информационным ресурсам.

И др.

Негативные тенденции развития информационного общества:

· Проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния СМИ.

· Проблема отбора качественной и достоверной информации, угроза дезинформации.

· Проблема адаптации людей к среде информационного общества.

 

В 2005 году, на всемирном саммите по информационному обществу была провозглашена «новая» концепция постиндустриального общества: Общество знаний. Информационное общество строится на технологических инновациях, а в обществе знаний основное внимание уделяется социальным, культурным, экономическим, правовым преобразованиям.

 

В основе концепции «общества знаний» лежат 4 базовых принципа:

· Всеобщий доступ к информации.

· Свобода выражения мнений.

· Уважение культурного многообразия.

· Равный доступ к качественному образованию.

 

Для реализации этих принципов в международном масштабе ЮНЕСКО разработало межправительственную программу «Информация для всех».

Приоритеты этой программы:

· Способствовать развитию образования для всех.

· Свободный обмен информацией и знаниями.

· Увеличение средств коммуникации между людьми.

 

Основные задачи программы:

· Обеспечение доступа к информации, путём перевода её в электронную форму и защита информации.

· Развитие исследований по этническим, правовым и социальным проблемам информационного общества.

· Содействие непрерывному образованию и обучению на основе использования новых информационных технологий.

И др.

 

Разделы программы:

· Развитие информационной программы на национальном, региональном и международном уровнях.

· Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации.

· Усиление роли организаций и учреждений в обеспечении доступа к информации.

· Развитие способов, средств и систем информационного менеджмента.

· Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

 

  1. Эволюция и соотношение понятий «информационная грамотность» и «информационная культура».

В связи с увеличением роли информации в жизни человека, возникла необходимость информационного просвещения граждан. Возникли и стали параллельно развиваться 2 концепции информационного просвещения: «Концепция информационной грамотности» и «Концепция ИК».

Концепция информационной грамотности.

Возникла в 90ые года 20ого века в США и странах Западной Европы. Под информационной грамотностью понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать, способность выражать свою информационную потребность и умение формулировать свои информационные запросы, знание информационных ресурсов, знание возможностей библиотеки, как информационной системы и умение пользоваться ею, способность самостоятельно вести информационный поиск, способность творчески использовать информацию, умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями.

 

Не смотря на то, что термин «информационная грамотность» получил распространение в международной практике, его использование менее предпочтительно, чем использование термина «информационная культура», т.к.:

· Термин «информационная грамотность» не соответствует объёму и содержанию понятия, которое он отражает.

· Информационная грамотность ассоциируется исключительно с информационными технологиями, поэтому во многих обучающих программах по информационной грамотности акцент делается только на обучение компьютерной грамотности.

· В содержание понятия «информационная грамотность» не входит информационное мировоззрение.

 

В развитие концепции информационной грамотности внесли вклад Американская Библиотечная Ассоциация и ИФЛА. В 2002 году в структуре ИФЛА была создана «секция по информационной грамотности. Задачи этой секции:

· Выявление и анализ стандартов информационной грамотности, разработанных в разных странах и создание на их основе международного стандарта «по международной информационной грамотности».

В 2006 году председателем этой секции, Хесусам Лау было подготовлено «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни».

(спал)

Информация, как таковая, не делает людей информационно грамотными, для этого необходима система знаний, умений и навыков.

· Глава 2. Информационная грамотность и образование на протяжении всей жизни. Говорится о взаимозависимости понятий «информационная грамотность» и «образование на протяжении всей жизни» и если они осваиваются в комплексе, то способствуют улучшению качества и повышению полезности образования и профессиональной подготовки, как во время учёбы так и во время профессиональной деятельности; более широким возможностям поиска работы; быстрому карьерному росту; эффективному участию в общественной и политической жизни на разных уровнях.

· Глава 3. Международные стандарты. Структура стандартов по информационной грамотности, состоящая из 3 компонентов:

o Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально теме).

o Оценивание информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно).

o Использование информации (пользователь применяет информацию точно и творчески).

· Глава 4. Участие образовательных учреждений в образовании информационной грамотности.

· Глава 5. План действий. Каждый преподаватель информационной грамотности разрабатывает план, состоящий из следующих элементов:

o Определяются цели.

o Формулируются перспективы (ожидаемые результаты).

o Сильные и слабые стороны.

o Анализ среды.

o Цели и задачи.

o Ресурсы и потребности. Перечень мероприятий, ресурсы (людские, технические).

o График работы.

· Глава 6. Управление учебным процессом. Здесь анализируются возможности использования различных форм обучения информационной грамотности. Называются следующие формы:

o Программа, включённая в учебный план (идеальный вариант).

o Отдельные курсы, включённые в учебный план.

o Факультативные курсы.

o Отдельные краткие курсы.

o Курсы для преподавателей.

o Дополнительные мероприятия (отдельные занятия, лекции, посещения библиотеки, тренинги).

· Глава 7. Повышение квалификации библиотечных работников. Указывается что библиотекари – лучшие преподаватели информационной грамотности. Они должны не только оказывать помощь в нахождении и выборе источников информации но и учить как её искать и использовать. Библиотекари должны постоянно развивать свои навыки информационной грамотности, а так же приобретать педагогические навыки.

· Глава 8. Теория обучения. Библиотечным работникам необходимо знать современные теории обучения, основанные на когнитивной психологии и исследовательских подходах. Например: эвристическое обучение; личностно-ориентированное обучение; совместное обучение; содержательное обучение. Мотивация, различие интеллектов.

· Глава 9. Оценка учебной деятельности. Преподаватели информационной грамотности должны применять современные методы оценивания учащихся, при которых оценивается не работа, а сам учащийся и его достижения.

· Глава 10. Определение основных понятий. Глоссарий. Даны определения понятий таких понятий как информация, информационная грамотность, информационная компетенция, информационные умения и т.д.

Таким образом, это руководство – концепция построения программ по информационной грамотности в образовательных учреждениях и библиотеках. Главное, на что обращается внимание в этой концепции, это необходимость научить человека не просто искать и использовать информацию, но и критически её оценивать, анализировать и на этой основе строить собственные умозаключения.

 

  1. Понятие «информационная культура(ИК)», компоненты и уровни ИК.

Информационная культураэто совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умении, обеспечивающих сбор, нахождение, анализ, интерпретацию и использование информации.

Термин «информационная культура» появился в 70ых годах 20ого века. Автор его советский учёный Воробъёв. По его определению, информационная культура – это умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными.

 

В дальнейшем, концепция информационной культуры получила развитие в статьях библиографов Войханской и Смирновой: «Библиотекари и читатели об информационной культуре»; и статья библиографа Шапиро «О статьях уменьшение неопределённости информационных запросов.

 

Значительный вклад в развитие этого направления внесли: Зубов, Сляднева, Вохрышева, Гендина, Гречихин, Соколов, Моргеншетрн и др.

 

Объектом информационной культуры является система информационных взаимоотношений общества и личности.

Предметом информационной культуры является процесс гармонизации внутреннего мира человека, в процессе создания и использования информации.

 

Информационная культура является так же и учебной дисциплиной. Её изучение обязательно для студентов ВУЗов культуры и искусств.

Сложилось несколько школ преподавания информационной культуры:

· Московская школа.

· Краснодарская школа.

· Самарская школа.

И др.

 

Информационная культура взаимодействует с рядом наук:

· Гносеологией, теорией информации и социальной коммуникации, теорией культуры.

· С психологией, социологией и физиологией.

· С педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографоведением, документологией, архивоведением, музееведением.

 

Понятие «информационной культуры» базируется на 2ух фундаментальных понятиях: «культура» и «информация».

С точки зрения культуры, информационная культура – часть общей культуры человека, которая включает:

· Культуру поиска информации.

· Культуру чтения и восприятия информации.

· Культуру переработки информации.

· Умение создавать и вести свои личные поисковые системы.

· Стремление повышение уровня коммуникативной компетентности (т.е. общения во время поиска).

· Готовность не только получать, но и отдавать знания.

· Умение чётко и доказательно излагать результаты собственной деятельности.

С точки зрение информации информационная культура это – систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности. Данная совокупность знаний, умений и навыков включает следующее:

· Наличие информационного мировоззрения (представление о понятиях: информационное общество, информационные потоки, массивы, мотивация на самостоятельное обучение).

· Умение формулировать свои информационные запросы.

· Умение осуществлять самостоятельный информационные поиск.

· Обладание навыками анализа и синтеза информации.

· Умение использовать полученную информацию в учебной или познавательной деятельности.

 

В содержание информационной культуры входят 9 компонентов:

· Мировоззренческий – подразумевает формирование информационного мировоззрения личности.

· Нравственно-правовой компонент – предполагает изучение и соблюдение законов, норм информационного права, а так же этических правил поведения личности в процессе информационной деятельности.

· Психологический – заключается в формировании оптимальной реакции человека на поступающую информацию, её адекватном восприятии, понимании, оценки, формировании умений продуктивно действовать в условиях избытка или недостатка знаний.

· Коммуникативный компонент – это совершенствование культуры информационных взаимоотношений. Т.е. взаимоотношений при передаче и обмене информацией.

· Лексический компонент – совершенствование культуры речи и письма, формирование информационного тезауруса личности.

· Социальный компонент – формирование социально необходимого уровня информированности для успешной социализации личности.

· Библиотечно-библиографический компонент – изучение информационных ресурсов библиотек, формирование культуры чтения.

· Интеллектуальный компонент – развитие мышления, познавательных особенностей личности, способности применять знания в жизни, формирование культуры научного исследования и умственного труда.

· Информационно-технологический компонент – это культура использования современных информационных технологий.

 

Структура информационной культуры личности:

· Культура информационного поведения.

Информационное поведение – система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Результатом информационного поведения является информированность, т.е. степень осведомлённости о явлениях действительности. Информированность зависит от того, является ли информационное поведение активным или пассивным.

Активное информационное поведение – выражается в настойчивых действиях субъекта, направленных на поиск нужной информации в различных источниках.

Пассивное информационное поведение – возникает, когда субъект не предпринимает активных действий по поиску информации, но находится в состоянии готовности к восприятию информации.

В рамках информационного поведения важное значение имеет культура восприятия информации: возможность управлять собственным вниманием, способность к отсеиванию информации и т.д.

 

· Культура информационной деятельности.

Она представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска и использования информации.

При сборе информации важно формировать культуру чтения и библиографическую культуру.

Обработка информации – умение анализировать источники (текст), критически осмысливать, выделять информационно значимые фрагменты, оформлять их в виде тезисов, делать выписки и определения. Т.е. развивать культуру умственного труда.

Культура передачи и использования информации – передавать информацию полно, без искажений, адресно, использовать научную, достоверную информацию, применяя нормы информационного права и информационной этики.

 

· Культура потребления информации.

Сюда входит скорость осуществления процессов сбора и обработки информации, информационная активность, результативность и эффективность информационной деятельности.

 

· Культура информационного мировоззрения.

Информационное мировоззрение формируется самостоятельно, на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, даёт человеку ориентир. Создаёт условия для творческого и самостоятельного подхода к решению проблем.

 

  1. Уровни сформированности информационной культуры.

Выделяют 3 уровня сформированности информационной культуры личности:

· Низкий.

Человеку свойственны: формальное принятие знаний, стереотипность мышления, произведение действий по образцу, низкий познавательный интерес и пассивное информационное поведение.

· Средний.

Характерны: осознанное освоение знаний, самостоятельность суждений, решение задач различными способами, заинтересованность в получении информационных знаний и умений.

· Высокий.

Характерны: способность анализировать полученные знания, гибкость мышления, творческий стиль информационной деятельности, высокий познавательный интерес, активное информационное поведение.

Тема: Информационный поиск.

Вопросы:

  1. Понятие информационного поиска.

Информационный поископределённая последовательность операций, выполняемых с целью нахождения документов, содержащих определённую информацию или с целью розыска фактических данных, представляющих ответы на поставленные вопросы.

 

Объекты информационного поиска – документы, сведения об их наличии и/или местонахождении, фактографическая информация.

 

Виды информационного поиска:

· В зависимости от цели выделяют:

o Адресный – где находится.

o Семантический – источники по теме.

· В зависимости от объекта:

o Документный.

o Фактографический.

· В зависимости от степени использования технических средств выделяют:

o Ручной.

o Автоматизированный.

Информационный поиск производится в определённом массиве элементов информации, т.е. в информационном массиве.

Осуществляется информационный поиск при помощи информационно-поисковых систем (ИПС).

ИПСкомплекс связанных друг с другом отдельных информационных массивов, предназначенный для выявления информации, отвечающей на определённый информационный запрос.

 

ИПС подразделяются на документальные и фактографические.

Документальные ИПС – в ответ на запрос выдают оригиналы, или адреса хранения документов или библиографические описания документов (последние иногда называют «Библиографические ИПС»).

Фактографические ИПС – выдают непосредственно требуемую информацию.

 

Любая документальная ИПС включает следующие элементы:

· ИПЯ – информационно-поисковый язык.

· Правила перевода текстов документов и запросов с естественного языка на ИПЯ.

· Правила поиска информации в ИПС.

· Технические устройства, реализующие алгоритмы/правила поиска.

· Фонд документов или их адресов, записанный на любом носителе информации.

 

Процедура информационного поиска состоит из 4 этапов:

· Уточнение информационных потребностей и формулировка запроса.

· Определение информационных массивов, в которых возможно осуществить информационный поиск.

· Извлечение информации из информационных массивов.

· Ознакомление пользователя с полученной информацией, оценка результатов поиска.

 

Информационный поиск в информационных массивах производится не по самим текстам документов, а по кратким характеристикам их содержания. Для этого каждый документ снабжается ПОД (это заглавие, БЗ, аннотация, реферат, ключевые слова, предметные рубрики, классификационные индексы). Так же для информационного поиска кратко формулируется и содержание поискового образа запроса, создаётся ПОЗ. Благодаря этому в самом общем виде информационный поиск может сводиться к сопоставлению информационного образа запроса с информационным образом документа.

 

  1. Библиотека, как информационно-поисковая система.

Информационный поиск в библиотеках осуществляется при помощи СБА, который раскрывает содержание фонда библиотеки.

В состав СБА входят:

· Система каталогов, картотек и БД.

· Справочно-библиографический фонд.

· Фонд выполненных библиографических справок.

 

Библиотечный каталог – это совокупность расположенных по определённым правилам библиографических записей на документ, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки.

 

Различают алфавитный, систематический, предметный и электронный каталоги.

Алфавитный – ИПС, в которой БЗ располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документа. С помощью алфавитного каталога можно проводить поиск по следующим запросам:

· Определить, имеется ли в библиотеке конкретное произведение данного автора и, если да, то каков его полочный индекс.

· Выяснить, какие произведения данного автора имеются в библиотеке.

· Какие переиздания данного произведения имеются в библиотеке.

· В каких изданиях то, или иное лицо участвовало в качестве соавтора, редактора, составителя и т.д.

· Какие выпуски входят в ту или иную серию.

· Уточнить элементы библиографической записи.

Таким образом, по алфавитному каталогу можно осуществлять адресный и уточняющий поиск.

 

Систематический – ИПС, в которой библиографические записи располагаются по отраслям знания, в соответствии с определённой классификации. Карточки внутри разделов расставлены в алфавитном порядке, по фамилиям автора и названия документа. Состоит каталог из собственно систематического каталога и АПУ к нему.

АПУ – картотека предметных рубрик, отражающих понятия или предметы, которые содержатся в систематическом каталоге. Предметные рубрики располагаются в алфавитном порядке.

На карточке АПУ рядом с понятием проставлены индексы соответствующих отделов систематического каталога.

По систематическому каталогу производят тематический поиск.

Методика поиска документов в систематическом каталоге:

· Обозначить тему поиска словом или кратким словосочетанием.

· Найти соответствующую предметную рубрику в алфавитно-предметном указателе. Если такая рубрика есть, то по указанному в АПУ индексу находим соответствующий раздел СК, в котором можно отыскать описание необходимой книги. Если необходимой рубрики в АПУ нет (слово или словосочетание отсутствует), то следует изменить формулировку темы и повторить поиск.

 

Предметный каталог – это ИПС, в которой библиографические записи расположены в алфавитном порядке предметных рубрик.

Методика поиска документов в предметном каталоге:

· Сформулировать предмет поиска.

· По АПУ к этому каталогу найти раздел каталога, в котором отражается этот предмет.

· Найти соответствующий раздел предметного каталога и разыскать в нём нужные документы.

Так же тут можно вести тематический поиск.

 

Электронный каталог – машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном времени, и предоставленный в пользование читателям.

Обеспечивает одновременный, много аспектный, оперативный поиск.

В ЭК информацию можно искать по: автору (коллективному, индивидуальному, с инициалами и без), составителю, редактору, заглавию, месту издания, издательству, году издания, ключевым словам, предметным рубрикам, серии, месту хранения (сиглам), по номеру ISBN, ISSN.

Наиболее удобен поиск по ключевым словам. Основная трудность – правильное выделение ключевых слов.

Методика поиска:

· Никогда не следует вводить полную формулировку темы, только основные слова или словосочетания, отражающие содержание темы.

· Не следует ожидать полного отражения содержания темы в названии документа. Выбираются документы, название которых в наибольшей степени отражает тематику запроса.

· При отсутствии релевантных документов, или малом их количестве необходимо выделить иные ключевые слова/словосочетания и повторить запрос.

· Что бы информационный поиск был эффективным нужно ориентироваться в теме запроса, знать основные понятия, на основании чего и выделять ключевые слова. Для этого предварительно нужно ознакомиться с темой по словарям/справочникам/интернету.

 

Во всех электронных каталогах существует как базовый, так и расширенный поиск.

Базовый поиск – используют когда хорошо знакома тема, правильно выделены ключевые слова, известен автор или точное название документа.

Расширенный поиск – прибегают, когда неизвестно то, что надо для базового поиска. Так же года документов по теме очень много и необходимо ограничить их количество. Ограничение возможно по хронологическим рамкам, по видам документов и др.

 

Качество, точность и полнота ответа на запрос в ЭК зависят от 2ух факторов:

· От того, насколько правильно сформулирована тема и выделены ключевые слова.

· От компетентности библиотекаря, от его умения адекватно отразить содержание документа в ключевых словах.

Если ответ на запрос в ЭК неудовлетворителен следует обратится к систематическому каталогу.

 

Картотека – ИПС, в которой собраны сведения о документах по какой-либо проблеме, теме, отрасли. В отличии от каталогов, картотеки отражают сведения о документах, которых может и не быть в библиотеке, но которые можно получить через МБА, или электронную доставку документов.

 

Базы данных – совокупность относящихся к определённой области знания, теме, проблеме, взаимосвязанных данных, представленных в определённом формате на машинном носителе.

 

Справочно-библиографический фонд – СБФ, это часть СБА, включающая справочные издания, фонд библиографических пособий, фонд выполненных справок, официальные и правовые документы.

· Справочное издание издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания и не предназначенные для сплошного чтения. К таким документам относят энциклопедии, справочники, словари.

В состав любого СБФ обычно входят:

o Универсальные энциклопедии (Большая Советская энциклопедия).

o Специальные энциклопедические издания (отраслевые энциклопедии (Популярная медицинская энциклопедии, большая медицинская энциклопедия)).

o Статистические научные производственные справочники, популярные справочные издания.

o Словари.

Эта часть СБФ используется при фактографическом поиске.

· Фонд библиографических изданий: ядро этого фонда составляют универсальные библиографические указатели: Летопись печати Беларуси; Новые книги: по страницам белоруской печати. Так же в СБФ входят отраслевые, тематические, жанровые, персональные, краеведческие, страноведческие библиографические указатели. Они бывают научно-вспомогательными или рекомендательными, текущими и ретроспективными.

Эта часть СБФ используется при тематическом поиске.

· Фонд выполненных справок: это часть СБФ, представляющая собой собрание копий ранее выполненных тематических библиографических справок. Сейчас – преимущественно электронная форма. Используется при выполнении схожих запросов и при подготовке массовых мероприятий в библиотеке.

 

  1. Методика информационного поиска.

Главная задача информационного поиска – удовлетворение информационных потребностей. Информационные потребности формулируются в виде информационных запросов (наборов ключевых слов или предложений, в которых выражается основное содержание информационных потребностей).

 

Универсальный алгоритм информационного поиска:

· Информационная подготовка поиска. На этом этапе уточняется запрос, дополняются исходные данные о предмете поиска. Определяется тип поисковой задачи. Уточняются цели поиска информации. Это всё определяет круг источников поиска. Уточняется за какой отрезок времени нужны документы. Какие виды документов требуются. Уточняется географический признак. Устанавливаются аспекты темы.

· Моделирование источников поиска. Определяются потенциальные поисковые массивы, в которых можно осуществлять поиск информации.

· Выбор оптимального пути поиска. Исследуются все, определённые на предыдущем этапе, источники и определяются наиболее близкие к характеру поисковой задачи.

· Реализация поиска. Просмотр источников, выявленных на предыдущем этапе, выявление и отбор нужной информации из этих источников.

· Оценка результатов поиска. Проверяются качество и точность поиска.

Виды информационного поиска:

Вид поиска определятся видом информационного запроса.

· По характеру информации запросы подразделяются на:

o Адресные.

o Тематические.

o Уточняющие.

o Фактографические.

Соответственно осуществляется:

o Адресный

o Тематический

o Уточняющий

o Фактографический

виды поиска.

 

Методика осуществления разных видов информационного поиска:

· Адресный – поиск данных о наличии или местонахождении конкретного документа. Главным источником адресного поиска является алфавитный/электронный каталог.

· Уточняющий – восполнение или уточнение не полной или искажённой информации в библиографическом описании. Может проводится по алфавитному каталогу, по систематическому каталогу, отраслевым или универсальным справочникам/энциклопедиям.

· Тематический – поиск документов по какой-либо теме. Проводится по систематическому/предметному каталогу, различным базам и банкам данных.

· Фактографический – конкретно поиск адресов, фактов, дат. Ответом на запрос является сам факт. Источники его – энциклопедии, справочники, словари, фактографические картотеки и базы данных.

 

  1. Информационный поиск в Интернет.

Основные этапы поиска информации в Интернет:

· Формулировка и уточнение информационного запроса.

· Планирование поискового процесса.

· Реализация поиска.

 

Традиционно, для получения ответа на информационный запрос в Интернет используются каталоги сайтов и поисковые машины.

Каталоги сайтов (справочники) – систематизированный перечень Интернет ресурсов, группированных по темам и снабженных краткими описаниями. Описания ресурсов включают название сайта, его адрес и аннотацию.

Каталоги делятся на универсальные и специализированные, глобальные и национальные.

Достоинства справочников:

· Объём информации – чем он больше, тем «лучше» справочник.

· Оперативность отражение новых или изменившихся ресурсов.

· Логичность и последовательность иерархической системы классификации, которая применяется при выделении разделов.

· Наличие системы перекрёстных ссылок.

Справочники предназначены для решения 3 типов поисковых задач:

· Ориентация в незнакомой отрасли знания.

· Розыск крупных объектов.

· Получение готового перечня ресурсов, имеющих размытый поисковый образ.

Яха – научность, логичность, объём; англоязычные ресурсы.

Апорт – российский справочник. Единственный, профессионально поддерживаемый справочник.

 

Поисковые машины – обычно состоят из 2ух частей: программа-робот и индексный файл:

Программа-робот: сканирует файлы интернета и формирует индекс файл.

Параметры качества:

· Объём индексных файлов.

· Степень оперативности обновления базы данных.

· Возможности для составления запросов.

· Система ранжирования результатов поиска.

· Наличие дополнительных сервисных функций, облегчающих работу пользователя.

 

При поиске в Интернет учитывают:

· Поиск материалов по широкой и узкой тематики.

· Получение результатов по сложному запросу поиск проводят отдельно в каждой поисковой машине.

· При разыскании документов об отдельной стране или на конкретном языке отдают предпочтение национальным или региональным средствам.

· Формулировка запроса должна быть максимально точной.

 

Справочные ресурсы Интернет: это электронные энциклопедии, справочники и словари. Из российских – «Рубикон»; «Литературная энциклопедия». Так же «Энциклопедия Британии».

Библиографические ресурсы Интернет – электронные каталоги библиотек и базы данных.

Базы данных нашего универа: Эпска, Интегрум.

 

Научный интернет поиск.

Один из проектов «Академия Google». Тут представлена информация из научных, научно-популярных изданий, материалы конференций, книги, разделы книг по тематике запросов. Тут индексируются ресурсы открытого доступа, интернет сайты, издательские сервера. Так же иногда есть доступ к ресурсам различных научных библиотек. Варианты поиска: базовый и расширенный. При расширенном возможен поиск по фразе, по именам авторов, по публикациям определённых журналов.

Каждая ссылка снабжается:

· Описанием (с использованием зарубежных стандартов),

· Счётчиком цитирования.

· Ссылкой для поиска похожих материалов.

 

Так же «Школяр.ру». Осуществляется поиск русскоязычной учебной и научной информации. Представлены статьи, монографии и авторефераты диссертаций. Так же возможны простой и расширенный поиск. При помощи расширенного можно указать тематический раздел, даты публикаций, название журнала, адрес сайта публикации. Кроме этого можно искать работы определённого автора, или работы, выполненные в определённом учреждении. Ссылка на публикацию включает полный заголовок статей, имя автора, сведения об издании, в котором была опубликована статья и первую фразу аннотации. Есть возможность скачивания полных текстов. Часто есть правильные библиографические описания.

Есть раздел «Каталог научных публикаций». Тут представлен широкий спектр статей. Так же есть вкладка «Авторефераты и диссертации». Хорошие источники поиска информации, но по библиотечной тематике информации весьма немного.

 

Так же сервис «Google книги» - позволяет осуществлять поиск электронных книг. Представленная информация – чаще полнотекстовая. Поиск: простой и расширенный. В расширенном дополнительные поля: «заголовок», «автор», «издатель».

 

Более полная информация: Кутовенко, А.А. «Профессиональный поиск в интернете».

 

  1. Web-сайты библиотек, как источник информации.

В настоящее время большинство библиотек стремится представить информацию о себе в Интернет.

 

Существуют 4 категории сложности сайтов:

· Интернет-визитка. Краткие сведения о учреждении (библиотеке), адрес, схема проезда, контактная информация.

· Light сайт. Кроме сведений интернет визитки добавляют сведения о фондах, структуре библиотеки, услугах, мероприятиях и проектах.

· Standart сайт. Ко всему вышеперечисленному добавляется электронный каталог, базы данных, обновляемый календарь событий, справочник региональных интернет ресурсов, перечень периодических электронных изданий.

· Corporate сайт. К тем возможностям, что уже есть, становится возможным заказ документов, доступ удалённых пользователей библиотеки к внешним информационным ресурсам, в т.ч. – к коммерческим полнотекстовым базам данных. Каждый читатель может открыть на сайте персональное рабочее место, осуществлять поиск информации при помощи специалистов.

 

Основные требования к сайтам библиотек:

· Глубина содержания – обеспечивается объёмом информации, её детализацией и ценностью. Т.е. – наличие информативных источников (электронный каталог, БД библиотеки, бюллетени новых поступлений, сведения о составе фонда и расписания работы отделов библиотеки, порядок записи, календарь текущих и планируемых событий). Так же фонд выполненных справок, полнотекстовые сборники докладов проводимых библиотекой конференций, тексты выпускаемых библиотекой библиографических указателей. Кроме этого важно предоставление перечня ссылок на источники с других серверов (электронные версии изданий). Возможно размещение информации краеведческого характера. Хорошо если есть достаточно полная иностранно язычная версия сайта.

· Простота навигации – т.е. пользователь должен иметь возможность легко передвигаться от раздела к разделу. Обязательные разделы сайта библиотеки:

o Новости (календарь событий).

o Общие сведения о библиотеке.

o Информационно-библиографические ресурсы.

o Сведения о фондах.

o Перечень предоставляемых услуг.

· Стабильность информационных ресурсов – определяется постоянством предоставленной информации. Пользователь должен быть уверен, что он может найти те материалы, которые размещены на сайте.

· Оперативность обновления данных – регулярное пополнение электронного каталога, регулярные публикации бюллетеней новых поступлений, своевременное размещение информации о тех или иных событиях библиотеки. Регулярное обновление ссылок на внешние ресурсы.

· Доступность для пользователей – скорость доступа к информации,

· Единство дизайна всех разделов.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.