Фюзеляж самолета служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также является базой для крепления крыла, оперения и передней стойки шасси.
Фюзеляж самолета Ил-18 стрингерной конструкции, для него характерно наличие большого количества стрингеров, шпангоутов и относительно толстой обшивки.
Нагрузки, действующие на фюзеляж
На фюзеляж действуют нагрузки от крыла, горизонтального и вертикального оперения, передней стойки шасси, а также усилия от избыточного давления воздуха в гермокабине и инерциальные силы, создаваемые размещенными в фюзеляже грузами и оборудованием.
Основные нагрузки на хвостовую часть фюзеляжа создают в полете аэродинамические силы горизонтального и вертикального оперения, на носовую часть - от передней стойки шасси.
Аэродинамическая сила горизонтального оперения (рис. 1) во всех сечениях хвостовой части фюзеляжа вызывает изгибающий момент 1= l и поперечную силу Q1 = , действующие в вертикальной плоскости.
Аэродинамическая сила вертикального оперения , направленная в сторону, противоположную отклонению руля, вызывает изгибающий момент 2= l и поперечную силу Q2 = , действующие в горизонтальной плоскости. Кроме того, сила вызывает крутящий момент = .
Усилия от изгибающего момента воспринимаются и передаются на крыло обшивкой и стрингерами, которые при этом работают на растяжение или сжатие. Поперечная сила Q1 воспринимается боковыми участками обшивки фюзеляжа, а поперечная сила Q2 – верхним и нижним.
Рис.1 – Нагрузки, действующие на фюзеляж в полете
Каркас и обшивка фюзеляжа
Каркас фюзеляжа (рис. 2) образован элементами продольного и поперечного набора.
Поперечный набор фюзеляжа состоит из 78 шпангоутов. Шпангоуты придают фюзеляжу форму и обеспечивают жесткость его поперечного сечения, а также подкрепляют стрингеры и обшивку.
По назначению и конструкции шпангоуты делятся на нормальные и силовые. Силовые шпангоуты, кроме выполнения функций указанных выше, воспринимают усилия от других частей самолета или при наличии герметичных стенок несут нагрузки от избыточного давления в герметической кабине.
Рис. 3 – Нормальный шпангоут
Нормальный шпангоут (рис. 3) состоит из обода 1 Z-образного сечения, балки пола 3 и нижней балки 5, служащей опорой для пола багажно-грузовых отделений. Между балками установлены две стойки 4. Обод шпангоута склепан из нескольких дуг с помощью накладок 2, по внешнему контуру имеет вырезы для стрингеров. Балка пола состоит из стенки 7, подкрепленной верхним 6 и нижним 8 профилями, а также стойками. Концы балки пола прикреплены к ободу шпангоута. Нижняя балка представляет собой расширенную и усиленную профилями 9 часть обода шпангоута.
Силовой шпангоут №2 (рис. 4) является таковым потому, что воспринимает нагрузки от передней стойки шасси и наклонного днища. Обод шпангоута выполнен из стенки 2, подкрепленной поясами 1 и профилями 3. Поперечная балка 4 воспринимает нагрузки от передней стойки шасси и от наклонного днища.
Рис. 4 – Силовой шпангоут №2
Продольный набор фюзеляжа составляют стрингеры равномерно расположенные по контуру шпангоутов. Стрингеры вместе с обшивкой воспринимают усилия от изгибающего момента, работая при этом на растяжение или сжатие, а также усилия от воздушных нагрузок, которые передаются на них с обшивки. Кроме того они подкрепляют обшивку при работе ее на сжатие. Номеруются стрингеры сверху вниз влево и вправо от верхнего (нулевого) стрингера (рис. 5).
Рис. 5 – Расположение стрингеров фюзеляжа
Стрингеры изготовлены из прессованных профилей уголкового, местами таврового сечения. У вырезов под окна, двери и люки поставлены усиленные стрингеры, компенсирующие ослабление фюзеляжа в этих местах. Усиленные стрингеры имеют переменное сечение, полученное путем механической обработки.
Между собой стрингеры состыкованы накладками. В отдельных случаях применяется соединение внахлестку. Непосредственно к шпангоутам стрингеры не крепятся, их связь осуществляется через обшивку.
Обшивка является основным силовым элементом фюзеляжа. Вместе со стрингерами она воспринимает усилия от изгибающего момента, а также полностью воспринимает нагрузки от поперечной силы, крутящего момента и избыточного давления в герметической кабине. Обшивка воспринимает также воздушные нагрузки, передавая их на стрингеры и шпангоуты.