Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера



Согласно данной теории конкурентоспособность страны, региона или муниципалитета зависит от способности фирм, расположенных на соответствующей территории, вводить новшества и модернизироваться.

Различия в системе ценностей, культуре, структуре экономики, действующих организациях – все эти элементы вносят вклад в процесс создания и развития конкурентных преимуществ территории. Ни одна страна, регион или муниципальное образование не могут быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В общем случае те или иные территории достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в данный момент времени наиболее благоприятными, динамичными и перспективными [3].

Третьим аспектом конкурентоспособности стран, регионов и муниципалитетов является уровень производительности фирм, расположенных на соответствующей территории. Основная цель государственной и муниципальной власти состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Уровень жизни населения зависит от способности компаний достигать высокого уровня производительности и повышать производительность с течением времени.

М. Портер выделяет четыре детерминанты конкурентных преимуществ стран, регионов и муниципалитетов:

1) условия для факторов – наличие на соответствующей территории производственных ресурсов, их цена и качество, а также степень развития экономической инфраструктуры;

2) состояние спроса – уровень и динамика изменения спроса на местном, региональном или национальном рынке на производимые фирмами товары или оказываемые услуги;

3) позиции родственных и поддерживающих отраслей;

4) эффективность используемых стратегий, конфигураций организационных структур и характер внутренней конкуренции [3].

Эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления является пятым фактором, определяющим конкурентоспособность страны, региона или муниципального образования.

Еще одним аспектом концепции М. Портера является смещение в результате развития территорий основы конкурентной борьбы от вышеуказанных детерминант в сторону создания и освоения знаний. Данное положение коррелирует с концепцией обучающейся экономики (экономики, основанной на знаниях).

Как и теория страновой, региональной и муниципальной конкуренции М. Портера концепция экономики, основанной на знаниях, является видением современных ученых на процессы конкурентной борьбы территорий.

Согласно Б. Лундволу и Б. Джонсону глобализация экономических процессов создает предпосылки для изменения роли ресурсов в современной конкурентной борьбе: ведущая роль с матери­ально-вещественных и энергетических ресурсов переходит к информаци­онным и интеллектуальным ресурсам. Развитие современных территориальных хозяйственных систем происходит в тесной взаимосвязи с развитием информационных технологий, появлением электронных денег и бурным ростом виртуальной экономики. Кроме этого, повышается информационная прозрачность бизнеса, а современными лозунгами компаний являются слияние, создание альянсов, стратегическое партнерство, совместная работа и наднациональная глобализация деятельности [12]. Таким образом, на современном этапе появляется и развивается новый тип экономики – экономика, основанная на знании, при которой содержание конкурентной борьбы территорий существенно изменяется. Согласно концепции обучающейся экономики город может развивать свои конкурентные преимущества на основе использования следующих инструментов:

а) развития информационной инфраструктуры города;

б) содействия фирмам в получении так называемых «создаваемых» ресурсов, к которым относятся навыки, умения, квалификации, а также методы достижения поставленных целей;

в) содействие местным жителям в развитии своей собственной компетенции, формировании системы знаний, на основании которой индивиды могут быть успешными и востребованными локальной, региональной, национальной и мировой экономикой;

г) создание уникальной компетенции города в определенной отрасли знания, технологий и специализации;

д) развитие системы многоуровнего диалогового взаимодействия, в результате которого может быть повышен уровень компетенции индивидов, фирм, органов местного самоуправления [13].

Еще одним эффектом диалогового взаимодействия может быть получение нового знания. Кроме этого, на основе вышеуказанной системы возможно создание «развивающих коалиций», в рамках которых их участники поддерживают и повышают конкурентные преимущества друг друга [14].

Таким образом, конкуренция муниципальных образований (а в большей степени этот процесс развивается на уровне городов) является новой гранью современной действительности и актуальным направлением научного исследования.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.