Шри Намамрита – Нектар святого имени
Мы должны повторять мантру Харе Кришна, чтобы очистить свое сердце от вожделения и жадности.
Сейчас миром движут кама и лобха. Кама значит «вожделение», а лобха – «жадность». Люди помешаны на
сексе и деньгах, в результате чего в их сердцах скопилась грязь, которую необходимо удалить.
Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы избавиться от грязи в сердце, но где тот университет или
колледж, в котором бы учили науке очищения сознания? Научиться этому можно только в Обществе сознания
Кришны. Кришна находится в нашем сердце, которое покрыто слоем грязи, и Он Сам помогает нам очистить его.
Нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа. («Шримад-Бхагаватам» 1.2.18). Для этого мы должны
регулярно слушать «Шримад-Бхагаватам» и повторять мантру Харе Кришна – эти два вида деятельности реко-
мендовал Шри Чайтанья Махапрабху.
«Учение Господа Капилы, сына Девахути». 9 глава
Текст для обсуждения
Бедняк тоже может быть материалистом, а богатый – очень духовным. Духовная жизнь не зависит ни от
бедности, ни от богатства. Духовная жизнь трансцендентна. Возьмем, к примеру, Арджуну. Он принадлежал к
царскому роду, но тем не менее был чистым преданным Бога. И в «Бхагавад-гите» (4.2) Шри Кришна говорит:
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух – «Эта высшая наука передавалась по цепи ученической пре-
емственности – так постигали ее святые цари». В прошлом все цари, которые были святыми, были сведущими
в духовной науке. Таким образом, духовная жизнь не зависит от материального положения человека. В каком
бы материальном положении человек ни находился – будь он царь или нищий – он способен понять, что такое
духовная жизнь. Как правило, люди не знают, что такое духовная жизнь.
Духовная жизнь начинается с того момента, когда вы понимаете, что вы не тело. Это знаменует начало духов-
ной жизни. Увидев различие между собой и своим телом, вы начинаете понимать, что вы – духовная душа.
Сначала нужно объяснить людям, кто они такие: тело или нечто другое? С этого начинается образование.
Сейчас каждого приучают к мысли, что он – тело. Только потому что кто-то случайно получает тело американца,
он думает: «Я американец». С таким же успехом можно думать: «Я красная рубашка», только на том основании,
что вы носите красную рубашку. Вы не красная рубашка, вы – человек. Так и это тело – нечто вроде рубашки
или пальто на истинной личности – духовной душе. Если мы отличаем себя только по своей телесной «рубашке»
или «пальто», это значит, что у нас нет духовного образования.
В «Бхагавад-гите» указывается, что в этом и состоит истинное образование. Его мы получаем, когда задаем-
ся вопросом, почему смерть приходит, несмотря на наше нежелание умирать. Это настоящие вопросы. Мы не
хотим стареть. Почему же старость настигает нас? У нас много проблем, но эта проблема – квинтэссенция всех
остальных.
Чтобы разрешить эту проблему, Господь Чайтанья Махапрабху рекомендует повторять и петь мантру Харе
Кришна. Как только благодаря повторению этой мантры Харе Кришна наше сердце очистится, пылающее пламя
нашего материального существования, изобилующего проблемами, угаснет. Как это происходит? Очистив свое
сердце, мы поймем, что не принадлежим материальному миру. Люди отождествляют себя с этим материальным
миром, поэтому они думают: «Я – индиец, я – англичанин, я – то, я – это». Но, если человек повторяет мантру
Харе Кришна, он осознает, что не является материальным телом. «Я не принадлежу этому материальному телу
или этому материальному миру. Я – духовная душа, неотъемлемая частица Всевышнего. Я вечно связан с Ним и
не имею ничего общего с материальным миром». Это называется освобождением, знанием.
Человеческая форма жизни дается для познания, а не для того, чтобы тратить драгоценное время, как это
делают животные, на еду, сон, совокупление и оборону. Это не является достижением цивилизации. В «Бхагава-
там» говорится, что это тело создано не для того, чтобы в поте лица своего трудиться только ради удовлетворе-
ния чувств.
Заниматься тяжелым трудом и получать удовлетворение от чувственных наслаждений – удел свиней, а не лю-
дей. Человек должен учиться тапасье. Столько великих мудрецов, столько великих царей и столько брахмачари
и санньяси, особенно в Индии, посвятили свою жизнь великой тапасье, чтобы очнуться ото сна.
Жизнь дана человеку не для того, чтобы умножать искусственные потребности. Мы должны довольство-
ваться только тем, что необходимо для поддержания души в теле, а в оставшееся время развивать свое сознание
Кришны, чтобы после ухода из этого тела нам не пришлось получать другое материальное тело, и мы могли бы
вернуться домой, к Богу. Это должно стать девизом человеческой жизни.
Под материальной жизнью подразумевается только еда, сон, совокупление и оборона, но духовная жизнь –
это нечто большее. В этом еще одно различие между жизнью животного и человеческой жизнью. Жизнь живот-
ного состоит только из еды, сна, совокупления и обороны. Собака ест, и человек тоже ест. Человек спит, и собака
спит. Человек занимается сексом, и собака занимается сексом. У собаки свои средства защиты, а у человека – свои
(например, атомные бомбы). Эти четыре принципа одинаковы для людей и животных, и их совершенствование
не является признаком человеческой цивилизации. Это цивилизация зверей.
Человеческая культура – это атхато брахма-джигьяса. Первый афоризм «Веданта-сутры»: атхато брахма-джигьяаса – «Теперь пришло время вопрошать о Брахмане». В этом и заключается человеческая жизнь. До техпор пока человек не задает вопросов о духовном, джигьясух шрейа уттамам, он – животное, так как его жизньпостроена только на этих четырех принципах. Он должен задумываться над тем, кто он такой, и почему вы-нужден страдать от рождения, смерти, старости и болезней. Есть ли средство избавления от этого? Вот вопросы, которые мы должны задавать. В этом состоит человеческая жизнь, духовная жизнь. Пока человек не вырвется из тисков этих трех гун материальной природы, он не в состоянии понять Бога.«Наука самосознания».
Знакомство с текстом:
1) Обязательно ли быть бедными, чтобы быть духовными?
2) Какие примеры из «Бхагавад-гиты» иллюстрируют это?
3) Что является началом духовной жизни?
Осмысление:
1) Почему неверно считать себя этим телом?
2) Что такое настоящее образование, которое мы должны получить?
3) Как Господь Чайтанья помогает нам в решении наших проблем?
4) Какова цель человеческой жизни?
5) Почему мы должны вопрошать о Брахмане?
Применение:
1) Насколько важна для Вас духовная жизнь?
Проповедь – это сущность
Кришна забирает проповедника домой, обратно к Богу
Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служе-
ния и в конце жизни вернется ко Мне. В этом мире для Меня нет и никогда не будет слуги дороже, чем он.
Однако тот, кто искренне старается объяснить суть «Бхагавад-гиты», не искажая смысла, будет прогрессиро-
вать в преданном служении и в конце концов станет чистым преданным Господа. A чистое преданное служение
наверняка приведет его домой, к Богу.
«Бхагавад-гита» 18.68-69
Неделя 11
Шри Намамрита – Нектар святого имени
В этот век санкиртана-ягья, воспевание святого имени Господа, более важно, чем ведические ритуальные жертвоприношения.
Резонно спросить: если, повторяя святое имя, можно легко обрести величайшее благо, тогда зачем нужны многочисленные ведические обряды и почему они так привлекают людей? Ответ дается в этом стихе. Как сказано в «Бхагавад-гите» (15.15), Веды надо изучать для того, чтобы приблизиться к лотосным стопам Господа Кришны (ведаш ча сарваир ахам эва ведйах).
К сожалению, неразумных людей привлекают пышные ведические жертвоприношения. Им нравится наблюдать помпезные церемонии, на которые тратится много денег, или слушать, как исполняются ведические гимны. Порой в угоду таким людям нам тоже приходится совершать подобные ведические ритуалы, как это было на недавнем открытии храма Кришны-Баларамы во Вриндаване. Для этой церемонии нам пришлось нанимать местных брахманов, так как жители Вриндавана, и особенно смарта-брахманы, не считают европейскихи американских преданных истинными брахманами. Пока брахманы совершали эту дорогостоящую ягью, преданные из нашего Общества под бой мриданг проводили санкиртану, и я уверен, что это было гораздо важнее всех ведических ритуалов. И ведические ритуалы, и санкиртана совершались одновременно. Ритуалы предназначались для тех, кто хочет после смерти вознестись на райские планеты (джади-крта-матир мадху-пушпитайам), а санкиртана проводилась для чистых преданных, желающих доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Мы бы могли ограничиться одной санкиртаной, но жители Вриндавана не признали бы это настоящей церемонией открытия храма.
Как сказано в этом стихе, ведические обряды предназначены для тех, чей разум пленен цветистым языком Вед, превозносящих кармические обряды и ритуалы, которые помогают подняться на высшие планеты.
Сейчас, в век Кали, вполне достаточно проводить санкиртану. Пока преданные, живущие в наших храмах, проводят санкиртану перед Божеством – особенно перед Божеством Шри Чайтаньи Махапрабху, - они будут оставаться совершенными. Им не нужны никакие другие обряды и ритуалы.
«Шримад-Бхагаватам» 6.3.25
Текст для обсуждения
Шри Чайтанья Махапрабху, золотая аватара, явился в Индии около пятисот лет назад. В Индии существует обычай – когда рождается ребенок, приглашают астролога. Когда пять тысяч лет назад явился Господь Кришна, Верховная Личность Бога, Его отец пригласил Гаргамуни, и тот сказал: «Это дитя воплощалось раньше в телах трех цветов, Его тело было красного и золотистого цвета, а теперь оно темного цвета». В шастрах говорится, что тело Кришны темного цвета, напоминающего цвет тучи. А о Господе Чайтанье говорят, что это Кришна, приходящий в теле золотистого цвета.
В ведической литературе есть много свидетельств, указывающих на то, что Чайтанья Махапрабху – воплощение Кришны, это подтверждают и ученые, и преданные. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что воплощение Кришны (Бога) в нынешний век – Кали-югу – будет постоянно рассказывать о Кришне. Это воплощение – Сам Кришна, но, как преданный Кришны, Он говорит о Самом Себе. И в этом веке цвет Его тела будет не темным.
Другая особенность этой аватары в том, что Его постоянно сопровождают Его спутники. Кришна, или Бог, приходит с двумя миссиями: защитить преданных и уничтожить демонов. В этот век миссия Чайтаньи Махапрабху остается той же – освободить преданных и уничтожить непреданных, демонов. Но в этот век у Него другое оружие: ни палица, ни диск, ни какое-либо смертоносное оружие, а Движение санкиртаны. Положив начало этому Движению санкиртаны, Он уничтожал демонический образ мысли людей.
Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Чайтанья – воплощение Бога в наш век. И кто же поклоняется Ему? Метод очень прост. Нужно только иметь изображение Господа Чайтаньи и Его спутников. Господь Чайтанья стоит в середине, в окружении Своих главных спутников: Нитьянанды, Адвайты, Гададхары и Шривасы.
Любой может держать это изображение у себя дома, повторять мантру Харе Кришна и тем самым поклоняться Господу Чайтанье. Метод прост. Но кто может следовать этому простому методу? Тот, у кого светлая голова. Тот, кто просто держит дома изображение Шри Чайтаньи Махапрабху и повторяет Харе Кришна, без особого труда сможет понять Бога.
В наш век те, у кого достаточно разума, присоединяются к Движению санкиртаны и очень быстро прогрессируют.
Господа Чайтанью называют «золотой аватарой». Аватара значит «тот, кто низошел, спустился». Человек может спуститься с пятого или с сотого этажа здания, так и аватара спускается с духовных планет, находящихся в духовном небе.
Господь Чайтанья, аватара этого века, описан в ведической литературе. Того, кто не имеет признаков, указанных в писаниях, нельзя считать аватарой.
Кришна Сам пришел научить нас тому, как предаться Ему. Последнее Его наставление в «Бхагавад-гите»: «Предайся Мне». Но мудхи – негодяи – ответили: «Чего ради я должен предаваться?» Поэтому, хотя Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, на этот раз Он учит нас на практике, как осуществить миссию «Бхагавад-гиты».
Чайтанья Махапрабху указывает нам прямой путь достижения Бога. Рупа Госвами, главный ученик Господа Чайтаньи, служил министром в правительстве Бенгалии, но, увидев Чайтанью Махапрабху, захотел присоединиться к Его Движению. Он оставил пост министра, присоединился к этому Движению и, предавшись Господу Чайтанье, вознес Ему прекрасную молитву. В ней говорится:
намо маха-ваданйайакришна-према-прадайа текришнайа кришна-чайтанйа-намне гаура-твише намах
«Мой дорогой Господь, Ты – самое великодушное из всех воплощений». Почему? Кришна-према-прадайа те: «Ты непосредственно даешь любовь к Богу. У Тебя нет иной цели. Твой метод столь чудесен, что человек может сразу же полюбить Бога. Поэтому Ты – самое великодушное из всех воплощений. Никто, кроме Самого Кришны, не способен даровать такое благословение. Поэтому я говорю, что Ты – Кришна». Кришнайа кришна-чайтанйа-намне: «Ты – Сам Кришна, но Ты принял имя Кришны Чайтаньи. Я предаюсь Тебе».
Таков наш метод. Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, и Он учит, как с помощью очень простого метода развить в себе любовь к Богу. Он говорит, что нужно просто повторять Харе Кришна.
харер нама харер намахарер намаива кеваламкалау настй эва настй эванастй эва гатир анйатха
«В этот век нужно все время повторять мантру Харе Кришна. Иного пути нет».
Метод повторения и пения мантры Харе Кришна, предложенный Господом Чайтаньей и позволяющий достичь любви к Богу, называется санкиртаной. Санкиртана – санскритское слово. Сам означает самйак – «полный, завершенный», а киртана – «прославление» или «описание». Таким образом, полное описание подразумевает полное прославление Всевышнего, Высшего Полного Целого. Это не значит, что человек может описывать что угодно или славить кого угодно, и это будет киртаном. С точки зрения грамматики, это, может быть, и киртан, но в соответствии с ведической системой, киртан означает описание высшего авторитета, Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Вот что такое киртан.
«Наука самоосознания» 5 глава
Выделение:
1) В чем сходство и какова разница между Господом Кришной и Шри Чайтаньей Махапрабху?
Осмысление:
1) Как можно поклоняться Господу Чайтанье дома? Почему для того, чтобы принять этот метод поклонения, нужно быть достаточно разумным?
2) Почему Господь Чайтанья – лучшее из всех воплощений?
3) Что такое санкиртана? Что она нам дает?
Применение:
1) Обсудите, что привлекает вас в процессе, который дал Чайтанья Махапрабху? Чем он отличается от стандартного процесса поклонения Богу?
Проповедь – это сущность
Проповедник очень дорог Господу.
Поэтому, мои дорогие юные друзья, будьте доброжелательны и сострадательны ко всем живым существам: проливайте на них милость, уча их преданно служить Господу.
Комментарий: В «Бхагавад-гите» (18.55) Сам Господь говорит: бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах – «Постичь Верховного Господа таким, какой Он есть, можно, только занимаясь преданным служением». Заключительное наставление, которое Махараджа Прахлада дал своим школьным друзьям, сыновьям демонов, состояло в том, что они должны посвятить себя преданному служению, проповедуя всем науку сознания Кришны. Проповедь – лучшее служение Господу. Господь чрезвычайно доволен теми, кто служит Ему, проповедуя Его послание. Он Сам подтверждает это в «Бхагавад-гите» (18.69): на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах – «Нет для Меня в этом мире слуги дороже, чем он, и никогда не будет». Если человек искренне старается распространять сознание Кришны, если он объясняет другим величие Господа и прославляет Его, то, будь этот человек даже недостаточно образован, он становится очень дорог Верховной Личности Бога. Это и есть бхакти. Тот, кто на благо всех людей, не разделяя их на друзей и врагов, проповедует сознание Кришны, доставляет Господу удовольствие и тем самым исполняет свое предназначение. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху призывал всех становиться преданными-гуру и проповедовать сознание Кришны (йаре декха, таре каха кришна-упадеша). Это самый простой способ постичь Верховную Личность Бога.
«Шримад-Бхагаватам» 7.6.24
Неделя 12
Шри Намамрита – Нектар святого имени
Преданное служение начинается со слушания святого имени, которое повторяет чистый вайшнав.
Поскольку живые существа являются маленькими, атомарными частичками Господа, преданное служение уже живет в них, в дремлющем состоянии. Преданное служение начинается со шраванам киртанам («Шримад-Бхагаватам» 7.5.23) - слушания и повторения. Когда человек спит, его можно разбудить громким звуком, поэтому каждая обусловленная душа должна иметь возможность услышать мантру Харе Кришна, которую повторяет чистый вайшнав. В том, кто слушает мантру Харе Кришна, пробуждается духовное сознание, или сознание Кришны. Таким образом, ум человека постепенно очищается, как утверждает Шри Чайтанья Махапрабху: чето-дарпана-марджанам («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила 20.12).
Когда ум чист, то и чувства тоже чисты, и, вместо того, чтобы заниматься удовлетворением собственных чувств, «пробудившийся» преданный занимает чувства трансцендентным любовным служением Господу. Таков метод, позволяющий пробудить дремлющую любовь к Кришне.
«Шри Чайтанйа-чаритамрита», Мадхйа-лила 22.105
Текст для обсуждения
Законы природы очень тонки и действуют совершенным образом, обойти их невозможно, хотя люди и не понимают этого. Принцип «жизнь за жизнь» провозглашается в «Ману-самхите», и ему следуют во всем мире. Подобно этому, существуют и другие законы, гласящие, что человек несет ответственность даже за убийство муравья. Поскольку мы не способны никого создать, у нас нет права лишать жизни кого бы то ни было, и, следовательно, придуманные людьми законы, которые проводят различие между убийством человека и убийством животного, весьма далеки от совершенства.
Законы, создаваемые людьми, всегда несовершенны, чего нельзя сказать о законах Бога. В соответствии с законами Бога, убийство животного так же греховно, как и убийство человека. Те, кто говорит, что убийство животного менее греховно, пытаются выдумать свои собственные законы. Одна из десяти библейских заповедей гласит: «Не убий». Этот закон совершенен, но, интерпретируя его по-своему, люди искажают его смысл: «Я не стану убивать людей, зато буду убивать животных». Так люди обманывают самих себя и обрекают на страдания как себя, так и других. Но какое бы оправдание они ни придумали, законы Бога вынесут им приговор.
Все живые существа созданы Богом, хотя их тело, или одежда, могут быть разными. Бог – это Верховный Отец каждого. У отца может быть много детей, одни из которых более разумны, другие – менее. Но если какой-нибудь сын скажет отцу: «Мой брат не очень умен, поэтому позволь мне убить его», разве отец согласится с ним? Отец никогда не позволит более разумному сыну убить менее разумного, даже если последний является обузой для всей семьи. Подобно этому, почему Бог, Высший Отец всех живых существ, должен разрешать людям убивать животных, которые также являются Его детьми? В «Бхагавад-гите» Бог называет всех их Своими детьми. Господь говорит Арджуне: «Я – отец, дающий семя». Подобно тому, как при обычном зачатии отец дает семя, а мать вынашивает ребенка, снабжая его тело кровью и всеми остальными необходимыми веществами, Господь тоже оплодотворяет материальную природу, помещая в ее лоно живые существа, Свои неотъемлемые частицы.
Размеры духовной души очень и очень малы: в священных писаниях ее называют словом кешагра, «равная по размеру одной десятитысячной кончика волоса». Мы едва ли способны представить себе одну десятитысячную часть маленькой точки; другими словами, душа настолько мала, что ее нельзя различить даже с помощью самого мощного микроскопа. Размеры духовной искорки так малы, что она остается невидимой для материальных глаз. Все эти сведения содержатся в богооткровенных писаниях, но, поскольку наше зрение несовершенно, мы не в состоянии увидеть душу. Наши материальные глаза не способны различить ее, но, тем не менее, она пребывает в теле. А покидая его, она входит в другое тело в соответствии с результатами деятельности живого существа.
Духовная жизнь не сводится к одному вегетарианству: ее суть в обретении высшего знания. Когда человек развивает в себе знание, он естественным образом становится вегетарианцем. Пандитах сама-даршинах: по-настоящему образованный человек не видит различий между образованным брахманом, слоном, собакой и коровой. Он – сама дарши: обретенное им видение позволяет ему одинаково относиться ко всем живым существам. Как это возможно? Он не обращает внимания на тело, но видит лишь душу, духовную искорку (Брахман). Он думает: «Собака – это тоже живое существо, хотя и попавшее из-за своей кармы в тело собаки. И этот брахман также является духовной искоркой. Благодаря своей карме он получил возможность родиться в хорошей семье». Когда человек развивает в себе духовное видение, он не обращает внимания на внешние оболочки живых существ, а видит только духовную искру, не делая различий между одним живым существом и другим.
В сущности, мы не утверждаем, что убивать растения лучше, чем убивать животных, поскольку трава – это такое же живое существо, как и корова или ягненок. Но мы руководствуемся указанием Вед, которое приводится в «Шри Ишопанишад»:
ишавасйам идам сарвамйат кинча джагатйам джагаттена тйактена бхунджитхама гридхах касйа свид дханам
«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен принимать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не брать ничего сверх того, хорошо понимая, кому все принадлежит» («Ишопанишад», мантра 1).
Поскольку все сущее является собственностью Верховного Господа, человек может пользоваться только тем, что выделено ему Богом, и не имеет права посягать на чужую собственность. В соответствии с ведической традицией и наставлениями всех ведических писаний, человек должен жить, питаясь лишь фруктами и овощами, так как его организм и зубы приспособлены именно для такой пищи и позволяют хорошо переваривать и усваивать ее. Хотя законы природы вынуждают одно живое существо поедать другое (дживо дживасйа дживанам), человеку следует придерживаться определенных ограничений.
Людям предназначены в пищу фрукты, цветы, овощи, рис, злаки и молоко. Молоко, к примеру, является животным продуктом, это видоизмененная кровь коровы, но, поскольку оно предназначено в пищу человеку, корова дает его больше, чем может выпить ее теленок. Человек должен довольствоваться молоком коровы, а не убивать ее. Таким образом, живя в соответствии с законами природы, он сделает свою жизнь счастливой. Тена тйактена бхунджитха: каждый должен брать только то, что выделено ему Богом, и тогда он сможет жить, не зная бед.
Нам следует поднять свое сознание на более высокий уровень, изучая науку о Кришне.
«Бесценный дар» 3-4
Выделение:
1) Чем законы Бога отличаются от законов, созданных человеком? Объясните на примере с наказанием за лишение жизни любого живого существа.
Осмысление:
1) Почему в разных ситуациях действуют разные законы Бога?
2) Опишите размеры духовной души. Когда мы начинаем понимать, что душа присутствует в каждом живом существе?
3) Почему мы вегетарианцы?
Применение:
1) Обсудите, почему люди едят мясо. Какие аргументы вы выдвинете или какие найдете причины, чтобы убедить их стать вегетарианцами?
Проповедь – это сущность
Все преданные должны стать проповедниками.
Когда милостью Шри Чайтаньи Махапрабху к человеку, который постоянно думает о Кришне, возвращается его истинное сознание, он возрождается к духовной жизни и уже не мыслит себя вне служения Господу. Именно тогда он начинает действовать как ачарья. Иначе говоря, каждый преданный должен заниматься проповедью, следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Тогда Господь Кришна, по достоинству оценив его усилия, признает его Своим преданным. В сущности, преданный Шри Чайтаньи Махапрабху обязан проповедовать, чтобы увеличить число последователей Господа Чайтаньи. Распространяя истинное ведическое знание, он принесет благо всему человечеству.
«Шри Чайтанйа-чаритамрита», Мадхйа-лила 22.105
Неделя 14
Шри Намамрита – Нектар святого имени
Господь Чайтанья ввел воспевание маха-мантры, чтобы противостоять философии имперсонализма:
/Господь Чайтанья, обращаясь к Пракашананде Сарасвати/: «Учение майавады настолько извращенное, что ставит ничтожно малые живые существа на один уровень с Господом, Верховной Личностью. Своей идеей монизма это учение скрывает величие и превосходство Абсолютной Истины».
Шрипада Шанкарачарья намеренно провозгласил равенство джива-таттвы и Всевышнего Господа, поэтому все его учение основано на недоразумении. Оно лишь сбивает людей с толку, превращая их в атеистов, не способных достичь цели человеческой жизни. Смысл жизни, по определению «Бхагавад-гиты», заключается в том, чтобы предаться Верховному Господу и стать Его слугой, но майавада побуждает людей отвергнуть существование Бога и поставить себя на Его место. Это сбивает с толку сотни тысяч невинных людей.
Философия майавады сбила людей с толку, провозгласив их равными Богу, и это привело к хаосу во всем мире и почти всех сделало атеистами. Сокрыв величие Верховного Господа, майавади нанесли огромный ущерб всему человечеству. Чтобы противостоять распространению этой пагубной философии, Господь Чайтанья принес людям в дар маха-мантру Харе Кришна:
харер нама харер намахарер намаива кеваламкалау настй эва настй эванастй эва гатир анйатха(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 17.21)
«В этот век вражды и лицемерия спастись можно, лишь повторяя святое имя Господа. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».
Нужно просто повторять маха-мантру Харе Кришна, и благодаря этому мы поймем, что не являемся Верховной Личностью Бога, как этому учат майавади; мы - Его вечные слуги. Как только человек посвящает себя трансцендентному служению Господу, он обретает свободу.
мам ча йо вйабхичаренабхакти-йогена севатеса гунан саматитйаитанбрахма-бхуйайа калпате
«Тот, кто полностью отдает себя преданному служению и ни при каких обстоятельствах не сходит с этого пути, очень скоро преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана» («Бхагавад-гита» 14.26).
Поэтому Движение сознания Кришны – единственное спасение для глупых живых существ, которые считают, что Бога нет или что Он – безличен и сами они тоже Бог. Все эти заблуждения очень опасны, и противостоять им можно, только расширяя Движение сознания Кришны.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 7.120
Текст для обсуждения
Шрилу Прабхупаду сопровождают д-р Сингх, Брахмананда Свами, Карандхара дас адхикари и другие ученики
Записано 19 апреля 1973 года
В парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес
Отживший дарвинизм
Шрила Прабхупада: Материальный мир представляет собой сочетание трех качеств – саттвы, раджаса и тамаса (благости, страсти и невежества), - которые проявляются повсюду. Эти качества в разных соотношениях есть во всех формах жизни. Например, одни деревья приносят замечательные плоды, тогда как другие годятся только на дрова. Это результат того, что они связаны с разными качествами природы. Животным также присущи эти три качества. Корова находится под влиянием гуны благости, лев – страсти, а обезьяна – невежества. По Дарвину выходит, что его отцом была обезьяна. (Смех). Его теория абсурдна.
Д-р Сингх: Дарвин говорил, что некоторые живые существа вымирают в борьбе за существование. Способные выжить остаются, а неспособные вымирают. Таким образом, он утверждает, что выживание и вымирание идут рука об руку.
Шрила Прабхупада: Никто не вымирает. Обезьяны не вымерли. Непосредственные предки Дарвина, обезьяны, все еще существуют.
Карандхара: Дарвин постулировал существование естественного отбора. Но отбор подразумевает выбор. Кто же выбирает?
Шрила Прабхупада: Выбирать должна личность. Кто позволяет одному выжить, а другому погибнуть? Должна существовать некая личность, обладающая разумом и властью отдавать такие распоряжения. Это наше первое утверждение. Кто эта личность, объясняется в «Бхагавад-гите». Кришна говорит: майадхйакшена пракритих – «природа действует под Моим контролем» («Бхагавад-гита» 9.10).
Д-р Сингх: Кроме того, Дарвин говорит, что различные живые существа не были созданы одновременно, они постепенно эволюционировали.
Шрила Прабхупада: Тогда как же он объяснит, каким образом начался эволюционный процесс?
Карандхара: Современные сторонники дарвинизма утверждают, что первый живой организм появился в результате взаимодействия химических веществ.
Шрила Прабхупада: А я говорю им: «Если жизнь возникла из химических веществ и ваша наука достигла такого высокого уровня развития, то почему же вы не можете создать жизнь биохимическим путем в своих лабораториях?»
В будущем…
Карандхара: Они говорят, что создадут жизнь в будущем.
Шрила Прабхупада:Как скоро? Когда им задают этот принципиальный вопрос, они отвечают: «Мы сделаем это в будущем». Почему в будущем? Это чепуха. «Не верьте завтрашнему дню, чего бы он вам ни сулил». Если они достигли такого прогресса, то уже сейчас, не откладывая в долгий ящик, должны продемонстрировать, как жизнь может быть создана из химических веществ. В противном случае, что толку в их прогрессе? Они несут вздор.
Карандхара: Они утверждают, что стоят буквально на пороге создания жизни.
Шрила Прабхупада:Это то же самое, что сказать: «в будущем», но другими словами. Ученые должны признать, что до сих пор не понимают, как возникла жизнь. Они утверждают, что скоро докажут химическое происхождение жизни, но это все равно, что расплачиваться чеком, который оплатят только в будущем. Допустим, я даю вам чек на десять тысяч долларов и говорю вам, что вы сможете получить по нему деньги в будущем, а сейчас у меня на счету ничего нет. Много ли стоит такой чек? Ученые превозносят до небес свою науку, но когда дело доходит до того, чтобы продемонстрировать что-то на практике, то они заверяют, что сделают это в будущем. Предположим, я утверждаю, что я миллионер, но когда вы просите у меня немного денег, я отвечаю: «Хорошо. Сейчас я выпишу вам чек на большую сумму, по которому вы сможете получить деньги только в будущем. Это вас устроит?» Если вы в здравом уме, то возразите: «Дайте мне сейчас хотя бы пять долларов наличными, чтобы у меня в руках было нечто осязаемое». Так и ученые: в своих лабораториях они не могут с помощью биохимии создать даже травинку, но тем не менее заявляют, что жизнь возникла из химических веществ. Какой вздор! Неужели никто не ставит это под сомнение?
Карандхара: Они говорят, что возникновение жизни объясняется законами химии.
Шрила Прабхупада: Говоря о законе, нужно учитывать, что кто-то должен был его принять. Несмотря на весь так называемый прогресс, ученые в своих лабораториях не могут создать даже травинку. Какие же они тогда ученые?
Д-р Сингх: Они говорят, что в конечном счете все возникло из материи. Живая материя возникла из неживой.
Шрила Прабхупада: Тогда из чего возникает эта живая материя сейчас? Или ученые утверждают, что жизнь возникла из материи в прошлом и не возникает теперь? Откуда сейчас появляется муравей – из грязи?
Недостающее звено
Д-р Сингх: Есть несколько теорий, объясняющих, как жизнь возникла из материи, то есть как живая материя возникла из неживой.
Шрила Прабхупада:(отводя д-ру Сингху роль ученого-материалиста): Хорошо, господин ученый, почему жизнь не возникает из материи сейчас?
На самом деле эти ученые – мошенники. Они, словно дети, твердят, что жизнь возникла из материи, хотя совершенно неспособны доказать это. Наше Движение сознания Кришны должно разоблачить всех этих обманщиков. Они всего-навсего блефуют. Почему они не создадут жизнь прямо сейчас? Они говорят, что в прошлом жизнь возникла из материи, и утверждают, что это снова произойдет в будущем. Они даже говорят, что создадут жизнь из материи. Что это за теория? Они уже заявили, что жизнь возникла из материи. Это относится к прошлому – «возникла». Тогда почему теперь они говорят о будущем? Разве это не противоречие? Они ждут, что прошлое совершится в будущем. Это детский лепет.
Карандхара: Они утверждают, что жизнь возникла из материи в прошлом, и таким же способом они создадут ее в будущем.
Шрила Прабхупада:Что за вздор? Если они не в состоянии доказать, что жизнь возникает из материи сейчас, откуда им известно, что жизнь возникла этим способом в прошлом?
Д-р Сингх: Они предполагают…
Шрила Прабхупада:Предполагать может всякий, но это не наука. Предположения может делать кто угодно: вы, я. Но нужны доказательства. Мы можем доказать, что жизнь возникает из жизни. Допустим, у отца рождается ребенок. Отец живой, и ребенок живой. Но где доказательство того, что отцом ребенка может стать мертвый камень? Где их доказательство? Мы легко можем доказать, что жизнь берет начало от жизни. А источник жизни – Кришна. Это тоже можно доказать. Но где доказательство того, что ребенок может родиться из камня? Они фактически не могут доказать, что жизнь возникает из материи. Они откладывают это на будущее. (Смех).
Карандхара:Ученые говорят, что теперь могут написать формулы кислот, аминокислот, которые в чем-то подобны одноклеточным живым организмам. Они утверждают, что поскольку эти кислоты очень напоминают живых существ, то им недостает только какого-то одного звена, чтобы создать жизнь.
Шрила Прабхупада:Чепуха! Недостающее звено. Я готов бросить им вызов в лицо! (Смех). Им не хватает этого вызова. Недостающее звено – это вызов, брошенный им в лицо.
Нобелевская премия – ослу
Д-р Сингх:Некоторые ученые надеются, что в будущем смогут выращивать детей в пробирках.
Шрила Прабхупада:В пробирках?
Д-р Сингх:Да, они намерены соединять мужские и женские клетки в биологических лабораториях.
Шрила Прабхупада:Если они начинают с живых существ, то для чего им пробирки? Это не более, чем место для соединения, такое же, как материнская утроба. В чем тут заслуга ученых, если это и так происходит в пробирке, созданной природой?
Карандхара:Природа уже делает это, но если какой-нибудь ученый сделает то же самое, его удостоят Нобелевской премии.
Шрила Прабхупада:Да, об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам»: шва-вид-варахоштра-кхараих пурушах пашух. В этом стихе говорится, что те, кто восхваляет людей, подобных животным, сами не лучше собак, свиней, верблюдов и ослов. Шва значит «собака», вид-вараха – «питающаяся экскрементами свинья», уштра – это верблюд, а кхара – осел. Если Нобелевскую премию дают ученому, являющемуся мошенником, то заседающие в комитете люди, которые дают ему эту премию, не лучше собак, свиней, верблюдов и ослов. Мы вообще не считаем их людьми. Одно животное превозносит другое. Чему тут завидовать? Если люди в Нобелевском комитете сами не лучше животных, то каждый, кто получает Нобелевскую премию по науке, является первым из глупцов, потому что удостоился похвалы не людей, а животных.
Д-р Сингх:Для некоторых ученых Нобелевская премия – высшая цель жизни.
Шрила Прабхупада:Они мошенники. Они несут сущий вздор, но поскольку умеют играть словами, то вводят в заблуждение других.
Брахмананда:Нобель – это тот, кто изобрел динамит.
Шрила Прабхупада:Он принес великое несчастье, а своим капиталом субсидирует новые несчастья.
Брахмананда:В «Гите» говорится, что демонические люди совершают поступки, цель которых – разрушить мир.
Шрила Прабхупада:Да. Угра-карманах кшайайа джагато ‘хитах («Бхагавад-гита» 16.9). Они совершают поступки, которые несут несчастья и приведут мир к гибели.
«Жизнь происходит из жизни», 2 утренняя прогулка
Выделение:
1) В каких моментах Шрила Прабхупада расходится с Дарвином?
Осмысление:
1) Почему предположение, что человек произошел от обезьяны, в корне неверно?
2) Как Дарвин объясняет происхождение жизни? Исходя из данного отрывка, объясните его теорию «выживают наиболее приспособленные».
3) Как Шрила Прабхупада отвечает на такие утверждения?
4) Как ученые объясняют свою неспособность создать жизнь из материи?
5) Почему Шрила Прабхупада не принимает их объяснений?
6) Почему на Шрилу Прабхупаду не произвело впечатления то, что ученые создают детей в пробирке?
7) Каково мнение Шрилы Прабхупады по поводу Нобелевской премии?
8) Как вы думаете, почему Шрила Прабхупада так строго критикует ученых? Какой вред приносят человечеству их теории?
Применение:
1) Считаете ли вы, что ученые ограничены? Да или нет? Почему?
Проповедь – это сущность
Преданный должен проповедовать, чтобы Господь Чайтанья не тревожился за судьбу падших душ.
«Как же освободить этих яванов? К великому сожалению, Я не вижу никакого выхода».
Харидас Тхакур отвечал: «О Господь, не тревожься. Не огорчайся, видя в каком плачевном состоянии пребывают яваны в материальном мире».
Слова Харидаса Тхакура как нельзя более подходят преданному, который посвятил свою жизнь служению Господу. Когда Господь печалится, видя, в каком состоянии находятся падшие души, преданный утешает Его, говоря: «О Господь, не тревожься». Вот что такое преданное служение. Каждый должен понять причину скорби Господа Чайтаньи и постараться избавить Его от беспокойства. Это воистину служение Господу. Для Шри Чайтаньи Махапрабху, без сомнения, нет преданного дороже и ближе того, кто старается успокоить Его, избавив от тревоги.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антйа-лила 3.51-52
Неделя 15
Шри Намамрита – Нектар святого имени
Объяснение стиха «харер нама» в «Брихан-нарадия-пуране».
Как-то раз, вскоре после этого, Господь съел невареный рис, который дал Ему Шукламбара Брахмачари, Он подробно объяснил значение стиха со словами харер нама из «Брихан-нарадия-пураны». В век Кали нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к постижению себя, кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени. В век Кали воплощением Господа Кришны является святое имя Господа, маха-мантра Харе Кришна. Просто благодаря повторению святого имени человек получает возможность непосредственно общаться с Господом. Любой, кто следует этим путем, несомненно обретет освобождение.
В этом стихе для усиления смысла, чтобы было понятно обычным людям, трижды повторено слово эва («поистине») и с той же целью трижды повторяются слова харер нама («святое имя»). Слово кевала («исключительно») накладывает запрет на все другие методы совершенствования, такие как путь знания, мистическая йога, аскеза и деятельность во имя плодов.
В этом стихе ясно сказано, что тот, кто изберет иной путь, не обретет освобождения. По этой причине в нем трижды повторяется: «ничто другое, ничто другое, ничто другое». Эти слова указывают на то, что существует только один истинный путь самоосознания.
Комментарий: Чтобы донести нечто важное до недалекого человека, нужно повторить это трижды, например: «Ты должен сделать это! Ты должен сделать это! Ты должен сделать это!». Поэтому, чтобы мы серьезно отнеслись к этому и смогли освободиться от оков майи, «Брихан-нарадия-пурана» настойчиво подчеркивает важность повторения святого имени.
В нашем Движении сознания Кришны подчеркивается исключительная важность повторения мантры Харе Кришна, тогда как те, кто не знает, как достичь совершенства в Кали-югу, пытаются идти путем знания (гьяна-йоги), мистической йоги, карма-йоги или совершают бесполезную аскезу. Такие люди лишь понапрасну теряют время и сбивают с толку своих последователей. Когда, выступая на публике, мы откровенно указываем на это, наши оппоненты негодуют на нас. Но, следуя наставлениям шастр, мы не можем идти на компромисс с так называемыми гьяни, йогами, карми и тапасви. Когда они пытаются доказать, что их практика столь же благотворна, как и наша, мы вынуждены им возражать, говоря, что наша деятельность хороша, а их – нет. И это не проявление нашей ограниченности, а указание шастр. Мы не должны отклоняться от указаний священных писаний.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 17.20-25
Текст для обсуждения
Учения ачарьев
Ачарья – это учитель ведического знания. Он передает учение шастр и сам живет в соответствии с ним. На их плечи всегда ложилась забота о парампаре (нисходящем ведическом знании); поэтому они являются истинными представителями этого знания.
Шанкара
Шанкара (788-820 н.э.) был шиваитом (последователем Шивы), он родился в Южной Индии, в ортодоксальной семье брахманов. Еще юношей он принял отречение от мира и написал две свои основные работы («Вивека-Чинтамани» и «Шарирака-бхашья»). Он много путешествовал по Индии и умер в Гималаях, в возрасте 32 лет.
В те времена буддизм получил поддержку индийского императора Ашоки и был широко распространен на территории Индии. Шанкара стремился реформировать и очистить религиозную жизнь, восстановив авторитет ведических писаний, которые Будда полностью отверг.
Интерпретация Шанкарой ведических писаний известна как адвайта-веданта. Его учение состоит в том, что дживы, живые существа, сами являются Абсолютной Истиной (Парабрахманом) и в конечном счете в духовном бытии не существует разнообразия, индивидуальности или личности. Он учил тому, что предполагаемая индивидуальность, как Верховной Личности так и дживы, ложны. Философию Шанкары иногда считают компромиссом между теизмом и атеизмом, т.к. невозможно было бы восстановить теистическую концепцию ведической литературы сразу после полного атеизма буддистов.
Рамануджа
Рамануджа (1017-1137 н.э.) был южно-индийским брахманом. Он много проповедовал и путешествовал. Какое-то время он возглавлял Шри Рангам (храм Вишну в Южной Индии). Он написал 3 основных комментария: «Ведартха Санграха» (на Веды) «Шри бхашья» (на «Веданта-сутру») и «Бхагавад-гита бхашья» (на «Бхагавад-гиту»).
Он стал широко известен благодаря сильной проповеди вайшнавизма и своей оппозиции монизму Шанкары.
Учение Рамануджи называлось вишиштадвайта, или концепция качественного единства. Он учил тому, что между Парабрахманом (Верховным Брахманом) и дживами существует различие, а Всевышнего и джив связывают любовные взаимоотношения. Вишишта-двайта учит тому, что Абсолют включает в Себя и изменчивое (материальный мир и дживы), и неизменное (трансцендентного Господа). Рамануджа учил, что по милости Бога джива может пересечь материальный мир и достичь вечной обители Вишну.
Мадхва
Как и Рамануджа, Мадхва (1239-1319 н.э.) принадлежал к вайшнавской традиции и посвятил свою жизнь борьбе с имперсональной философией Шанкары.
«Пурнапрагья-бхашья» Мадхвачарьи положила основу философии, известной как шудха-двайта (чистый дуализм).
В своем учении он описывает три истины – Верховного Господа, дживу и материальный мир. Еще более настойчиво, чем Рамануджа, он утверждал, что Бог и дживы вечно отличны друг от друга. Он говорил, что Господь трансцендентен к материальному миру, который является порождением его низшей энергии. Дживы также отличны от материи, т.к. являются высшей духовной энергией Господа. Мадхва утверждал, что, хотя дживы выше материи, они отличны от Господа и являются Его слугами, что Господь независим, а дживы полностью зависят от Него. Мадхва учил, что Господь создает, поддерживает и уничтожает космическое проявление, но в то же время в своей изначальной форме Кришны Бхагавана, всегда находится выше проявленной и непроявленной материи. Помимо этого, Мадхва объяснил, что каждый человек сам создает собственную карму. И посредством бхакти можно избавиться от всей кармы и вернуться в изначальное положение слуги Господа в вечном духовном мире.
Чайтанья
Теистическая философия вайшнавизма (поклонения Вишну или Бхагавану) Рамануджи и Мадхвы достигла кульминации с приходом в Бенгалии в конце 16-го века Кришна Чайтаньи. Философия Чайтаньи Махапрабху, ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, завершила развитие философии преданного служения. Рамануджа был согласен с Шанкарой в том, что Абсолют един, но, в отличие от него, говорил о разнообразии в рамках такого единства. Мадхва подчеркивал вечное различие Всевышнего и дживы: он утверждал, что различие это сохраняется и после освобождения.
Чайтанья Махапрабху, в свою очередь, подчеркнул, что Верховная Личность и джива непостижимо едины и различны одновременно (ачинтья бхедабхеда). Они равны качественно, но не количественно.
Чайтанья Махапрабху (1486-1534 н.э.) родился в Навадвипе, в Бенгалии. Он принял отречение от мира в возрасте 24 лет. Его духовный учитель, Ишвара Пури, был учеником Мадхавендры Пури, принадлежащего к школе Мадхвы. Его непосредственные последователи (шесть Госвами: Рупа, Санатана, Джива, Гопала Бхатта, Рагхунатха Бхатта и Рагхунатха Даса) составили обширную литературу и документально закрепили философскую систему Господа Чайтаньи в соответствии со свидетельством Вед. Сам Господь Чайтанья написал всего 8 стихов, посвященных преданности Кришне. Его последователи считают Господа Чайтанью Махапрабху Самим Кришной, который взял на себя роль преданного.
«Очерки ведической литературы»
Выделение:
1) Кто такой ачарья? Назовите имена ачарьев, о которых рассказывалось выше, а также расскажите о времени, когда они жили.
2) Каков литературный вклад каждого из этих ачарьев?
Осмысление:
1) Чем философия Шанкары отличается от других? Почему он проповедовал такую философию?
2) Как Рамануджачарья изменил теорию Шанкары?
3) Что подчеркивал Мадхва в отношении Бхагавана и дживы?
4) Как Шри Чайтанья Махапрабху объединил заключения Рамануджачарьи и Мадхвы?
Применение:
1) Какая из упомянутых философий вам наиболее близка? Почему?
Проповедь – это сущность
Во время проповеди преданные должны смиренно и терпеливо выслушивать возражения оппонентов.
Распространяя славу Господа, вайшнав нередко сталкивается с недоброжелателями, однако Шри Чайтанья Махапрабху советует проповеднику никогда не гневаться. Он учил: «Повторять имя Господа нужно очень смиренно, считая себя ниже соломы, лежащей на дороге. Надо стать терпеливей дерева, избавиться от гордыни и ко всем относиться почтительно. Лишь с таким умонастроением можно повторять святое имя постоянно». Проповедник должен быть смиреннее травы и терпеливее дерева, тогда на его пути не будет преград.
«Шримад-Бхагаватам» 6.4.5
Неделя 16
Шри Намамрита – Нектар святого имени
Махараджа Парикшит спас подданных из тисков Кали, проповедуя славу святого имени.
Хотя сейчас олицетворение Кали вершит гнусные дела, этот век имеет одно большое преимущество: человек может обрести спасение, просто воспевая святое имя Господа. Поэтому Махараджа Парикшит направил организованные усилия на распространение воспевания святого имени Господа и тем самым вырвал своих подданных из тисков века Кали. За одно только это преимущество великие мудрецы иногда благословляют век Кали.
«Шримад-Бхагаватам» 1.18.7
Постоянное повторение святого имени изгонит с Земли олицетворение Кали.
Личность Бога и Его святое имя, качества и все, что связано с Ним, неотличны друг от друга. Из-за того, что на Земле пребывала Личность Бога, олицетворение Кали не мог обосноваться на ней. Соответственно, если на Земле будут созданы условия для постоянного воспевания святых имен Верховной Личности Бога, Его качеств и т.д., олицетворение Кали никуда не сможет проникнуть. Это способ, которым можно изгнать с Земли олицетворение Кали. В современном человеческом обществе материальная наука достигла больших успехов: люди изобрели радио, которое может передавать звуки в эфир. Но если, вместо того, чтобы передавать какие-то раздражающие звуки, предназначенные для услаждения чувств, правительство создаст условия для распространения трансцендентных звуков святого имени и повествований о величии и деяниях Господа, авторитетно описанных в «Бхагавад-гите» или «Шримад-Бхагаватам», то будут созданы благоприятные условия жизни, принципы религии будут восстановлены и главы правительств, жаждущие остановить моральную деградацию, достигнут успеха.
«Шримад-Бхагаватам» 1.18.6
Текст для обсуждения
Кришна, Верховная Личность Бога, говорит, что никто не знает Его. Как же тогда Его постичь? Верховного Господа можно постичь лишь в том случае, если Он Сам предстанет перед вами и откроется вам. Тогда вы Его постигнете. Наши чувства несовершенны, поэтому с их помощью невозможно постичь Высшую Истину. Чтобы постичь Верховную Личность Бога, надо стать смиренным и начать повторять мантру Харе Кришна. Постижение истины начинается с языка. Функции языка – принимать пищу и произносить звуки. Если вам удастся обуздать язык, принимая только одухотворенную пищу (прасад) и произнося святые имена, то вы сможете обуздать и все остальные органы чувств. Если же вы не сумеете подчинить язык своей власти, то и остальные органы чувств не будут вам подчиняться. Принимайте прасад и продвигайтесь по пути духовной жизни. Это можно делать прямо у себя дома. Предлагайте Кришне вегетарианскую пищу, повторяйте мантру Харе Кришна и выражайте Господу почтение:
намо брахманйа-девайаго-брахмана-хитайа чаджагат-хитайа кришнайаговиндайа намо намах
Любой человек может предлагать пищу Кришне, а затем вместе со своими близкими принимать ее. Пойте имена Кришны перед Его изображением, ведите чистый образ жизни, и вы увидите: весь мир превратится в Вайкунтху – место, где нет тревог. Сейчас мы постоянно охвачены тревогой, потому что ведем материалистический образ жизни. В духовном мире все обстоит совершенно иначе, однако, находясь здесь, люди не знают, как избавиться от проблем материального существования. Одурманивающие средства вам не помогут, потому что, когда опьянение пройдет, на вас снова обрушатся те же тревоги. Если вы хотите обрести свободу, хотите обрести вечную жизнь, полную блаженства и знания, постарайтесь постичь Кришну. Постичь Бога невозможно, но есть все же один способ: нужно встать на путь сознания Кришны.
В «Шримад-Бхагаватам» сказано, что, хотя никто не в силах покорить Бога или приблизиться к Нему, Сам Он иногда позволяет Себя покорить. Что же для этого требуется? Пусть каждый человек остается на своем месте – надо только, чтобы люди отказались от бесполезных мудрствований, которыми заполнено великое множество книг. Тысячи книг выходят в свет, люди читают их и через полгода выбрасывают. Как бы вы ни старались, разве сможете вы постичь Всевышнего, просто размышляя над тем, что воспринимают ваши грубые чувства? Бросьте свои исследования, полностью откажитесь от них и просто станьте смиренными. Признайте, что вы ограниченны и подвластны материальной природе и Богу. Нет никого, кто был бы равен Богу или в чем-то Его превосходил. Поэтому будьте смиренными. Старайтесь слушать о Величии Верховного Господа из уст авторитетных наставников. Такие наставники получают знание по цепи духовных учителей. Если учитель передает нам то же знание, которое получил Арджуна, его нужно считать истинно авторитетным учителем. Бог всегда готов открыться Вам: обретите только сознание Кришны. Следуйте путем, который проложили великие ачарьи – святые учителя, посвятившие себя служению Кришне, – и вы познаете все. Хотя Кришна непобедим и непостижим, вы сможете постичь Его, не покидая даже собственного дома.
Чего же вы достигнете, приняв эти принципы и встав на путь сознания Кришны? Как только вы познаете Верховного Господа, вам станет ясно, что Он – причина всех причин и что нет иной причины Его существования, кроме Него Самого. К тому же Он властитель всех планет. Это не следует принимать слепо. Бог дал вам способность рассуждать, способность спорить – только не спорьте попусту. Если вы хотите постичь духовную науку, вручите себя авторитетному наставнику. Узнать такого наставника можно по определенным признакам. Не вручайте себя глупцам и негодяям. Найдите человека, который принадлежит к цепи духовных учителей и знает Высшую Абсолютную Истину. Найдите такого человека и предайтесь ему. Старайтесь удовлетворить его, служите ему и задавайте ему вопросы. Предаться такому учителю – значит предаться Богу. Задавайте вопросы ради того, чтобы обрести знание, а не просто, чтобы потратить время.
Итак, существует метод, позволяющий постичь Бога, однако, если вы попусту будете тратить время, принимая, например, одурманивающие вещества, вы никогда не увидите Его, непобедимого Господа. Следуйте нашим принципам и духовное знание медленно, но будет открываться вам. Вы непременно почувствуете: «Да, я продвигаюсь по духовному пути». Идти этим путем совсем нетрудно, и, делая это, вы всегда будете счастливы. Изучайте науку о Кришне, пойте и танцуйте, ешьте прасад. Если вы будете заниматься этим, никто не сможет вас обмануть. Но если вы хотите, чтобы вас обманывали, – идите к обманщикам.
Постарайтесь понять эту науку, слушая авторитетных учителей, и применяйте ее в своей жизни. Все обитатели этого мира смертны, но вы станете самыми разумными из них, поскольку прекратите свою греховную деятельность. Если вы будете действовать только ради Кришны, вам не придется испытывать последствия ваших поступков. Вам уже не надо будет думать, что для вас хорошо, а что плохо, поскольку вы будете связаны с высшим благом. В этом суть. В конце концов вы установите связь с Кришной, и ваша жизнь увенчается успехом. Это доступно любому и совсем нетрудно.
«Сознание Кришны: высшая система йоги»
Выделение:
1) Каким образом мы можем познать Верховную Истину при помощи языка?
Осмысление:
1) Почему в материальном мире люди находятся в таком беспокойстве? Как они пытаются избавиться от страданий? Почему у них не получается?
2) С помощью чего можно стать счастливым?
3) По отношению к кому мы должны быть смиренны? Почему мы должны быть смиренны?
4) Как можно применять принципы сознания Кришны в повседневной жизни?
5) Каков будет результат этого? Как это поможет нам стать счастливыми?
Применение:
1) Расскажите, какими видами духовной деятельности вы заняты. Что вы чувствуете, выполняя эту деятельность?
Проповедь – это сущность
Господь Чайтанья на собственном примере показал, как важно проповедовать.
Чтобы спасти падшие души, Господь обошел много земель. Он наслаждался трансцендентным вкусом преданного служения и повсюду распространял философию сознания Кришны.
Шри Чайтанья Сам побывал в различных областях Индии, чтобы распространить учение бхакти по всей стране. Его поведение является примером, которому должны следовать все преданные. Иначе говоря, они должны повсюду проповедовать философию преданного служения Господу. Вайшнав особенно стремится к пара-упакаре, к тому, чтобы делать добро другим живым существам. Этого хотел и Прахлада Махараджа. Не желая освобождаться в одиночку, он хотел спасти все падшие души, которые ничего не знают о бхакти и неверно используют данный им разум, заботясь о преходящих материальных благах. Шри Чайтанья Махапрабху также хотел, чтобы начатое Им Движение распространялось по всему миру.
притхивите ачхе йата нагаради-грамасарватра прачара хаибе мора нама
«Мое имя будут повторять в каждом городе и деревне».
Следуя по стопам Чайтаньи Махапрабху, мы пытаемся принести Его послание в каждый уголок земли. По Его милости люди относятся к этому Движению очень серьезно. И действительно, наши книги широко распространяются в странах Запада. В Европе и Америке… Со всей серьезностью относясь к этому Движению, последователи Шри Чайтаньи Махапрабху должны распространять его по всему миру, переходя из деревни в деревню, из города в город, как это делал Сам Шри Чайтанья Махапрабху.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 25.264
Неделя 17
Шри Намамрита – Нектар святого имени
Харидас Тхакур мог победить майю потому, что был поглощен мыслями о Кришне, постоянно воспевая Его святое имя
/Майя Харидасу Тхакуру/Поклонившись Харидасу Тхакуру, женщина сказала: «Я – иллюзорная энергия Верховной Личности Бога. Я пришла, чтобы испытать тебя».
Комментарий: В «Бхагавад-гите» (7.14) Кришна говорит:
даиви хй эша гуна-майимама майа дуратйайамам эва йе прападйантемайам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти».
Харидас Тхакур своим поведением доказал это. Майя очаровывает весь мир. Ослепленные внешним блеском материального мира, люди забыли конечную цель жизни. Но этот блеск, в особенности же – красота женщины, рассчитаны на тех, кто не предан Верховной Личности Бога. Господь говорит: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те - «тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под власти иллюзорной энергии». Иллюзорная энергия сама пришла к Харидасу, чтобы его испытать, но здесь она признает свое поражение, т.к. ей не удалось покорить его. Как же это возможно? Это случилось потому, что Харидас Тхакур, полностью предавшись лотосным стопам Кришны, всегда был поглощен мыслями о Нем, воспевая святые имена Господа 300 000 раз в день.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила 3.250
Текст для обсуждения
В «Бхагавад-гите» (3.27) Господь Кришна говорит:
пракритех крийамананигунаих кармани сарвашахаханкара-вимудхатмакартахам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».
Успех любой деятельности зависит от пяти факторов: места, исполнителя, орудия, или органа чувств, усилия и, наконец, санкции Верховного Господа. Из всего этого благословение Верховного Господа важнее всего. Эта санкция осуществляется через благосклонный надзор Верховного Господа над материальной энергией, т.к. материальная природа действует по Его воле. Материальная энергия действует в соответствии с сознанием индивидуума: когда живое существо находится под влиянием трех гун природы, его действиями управляет внешняя энергия Господа, материальная природа. Но когда его сознание духовно (шуддха-саттва), его действия находятся под управлением внутренней, духовной энергии Господа. Живое существо может выбирать, будут его действия находиться под контролем внешней энергии Господа или Его внутренней энергии. Такова крошечная независимость дживы.
В тот момент, когда духовная душа полностью предается лотосным стопам Верховного Господа и молит Его занять ее в преданном служении, она освобождается от пут кармы. На этой стадии доказывается утверждение дживера сварупа хайа кришнера нитья-даса: «В своем изначальном духовном положении душа является вечным слугой Кришны». Это положение приносит душе высшее блаженство. Неверно сравнивать положение вечного слуги Кришны с положением раба майи, иллюзорной энергии Кришны. Другими словами, ощущения силы и блаженства, получаемые от управления материей, несравнимы с экстазом, который испытывает живое существо в служении Господу. Даже восемь видов мистических совершенств ничтожны в сравнении с блаженством вечного слуги Кришны. И вручение себя Господу является единственным способом достижения такого положения, никакой искусственный метод не сработает. Пробуждение дремлющего сознания Кришны, являющегося совершенством для живого существа, достижимо лишь путем предания себя Господу. Склонность к этому является врожденным качеством дживы. Господь Чайтанья говорит в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила 22.107):
нитья шуддха кришнера према садхйа кабху найашраванади шуддха читте карайе удайа
«Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах живых существ. Она не может быть получена из другого источника. Когда сердце очищается благодаря слушанию и воспеванию, живое существо естественным образом пробуждается».
«Меч знания» («Отречение через мудрость»)
Выделение:
1) Какие пять факторов определяют успех деятельности?
2) Какой из них наиболее важен? Почему?
Осмысление:
1) Что подразумевает «независимость» дживы?
2) Почему живое существо стремится стать слугой Кришны? Как можно достичь этого положения?
3) Что происходит с кармой человека, когда он становится слугой Кришны?
Применение:
1) Что вы чувствуете, когда заняты преданным служением Господу и Его чистым преданным?
Проповедь – это сущность
Смысл Движения сознания Кришны – в том, чтобы самим стать сознающими Кришну и сделать сознающими Кришну других:
«Дорогое дитя, продолжай танцевать и петь, занимаясь санкиртаной в обществе преданных. Кроме того, иди и проповедуй ценность повторения Кришна-намы – так Ты принесешь освобождение всем падшим душам».
Комментарий: Духовный учитель хочет, чтобы его ученики не только пели, танцевали и следовали предписаниям, но и проповедовали Движение санкиртаны, давая другим возможность обрести освобождение. Ведь в основе Движения сознания Кришны лежит принцип: самому достичь совершенства в преданном служении и проповедовать это учение на благо другим.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 7.92
Неделя 18
Шри Намамрита – Нектар святого имени
Все процессы преданного служения должны начинаться и заканчиваться киртаном, который является наиболее важным из них:
/Господь Чайтанья Сатьяраджу/: «… можно совершить все девять процессов п