Содержание предмета учебного курса органично связано и вытекает из фундаментальной потребности социально-политической и социально-экономической модернизации страны. Именно это обстоятельство и определяет основные цели и задачи учебного курса.
Современные правовые системы существуют в динамическом равновесии с окружающей политической, экономической и социальной средой. Логика и основные тенденции их развития определяются степенью интегрированности в общее европейское и международное правовое пространство, взаимообогащением, обменом опытом, специалистами и научно-образовательными программами.
Отсюда проистекает и главная целевая функция курса, а именно:
с самого начала профессиональной подготовки будущих специалистов в различных отраслях юридической деятельности постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста;
последовательно вырабатывать в их сознании устойчивые стереотипы ответственного гражданского поведения в исполнении своих профессиональных обязанностей, безотносительно от характера их будущей деятельности – на государственной службе или частной юридической практике.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» является подготовка компетентных специалистов в рамках избранной юридической специальности.
Важнейшей составной частью общего образовательного процесса являются: 1) постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии; 2) системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности; 3) ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.
Освоение научного и практического материала учебной дисциплины имеет и сугубо прагматическую цель: сориентировать будущих юристов на правильный выбор юридической специальности, отвечающей внутренней (культурной, психологической и социальной) предрасположенности к определенным видам и формам деятельности.
Данный аспект профессионализации получил развернутое определение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция».
Основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются:
нормотворческая деятельность, связанная с участием в подготовке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность, предусматривающая разработку и принятие в пределах должностных обязанностей юридических решений, обязательных к выполнению;
правоохранительная деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности и государства, предупреждение правонарушений;
экспертно-консультационная деятельность, обслуживающая различные сферы общественной жизни, обеспечивающая юридическое сопровождение решения тех или иных практических задач;
педагогическая деятельность, непосредственно связанная с подготов-кой юридических кадров, совершенствованием правовой системы в целом.
Сосуществование относительно автономных сфер профессиональной юридической деятельности и специализаций в рамках общей юридической подготовки актуализирует проблему выбора конкретной специальности. В этом отношении учебный курс и призван помочь студентам найти правильное решение данной проблемы.
Основное образовательное назначение курса заключается в формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, имеющих универсальное значение для всех категорий юридических специальностей.
Общекультурная компетенция предполагает:
владение навыками аналитического мышления;
развитие культуры профессионального поведения;
способность работы с современными информационными ресурсами;
выявление ориентации на конструктивное взаимодействие с коллегами, коллективные и индивидуальные формы работы;
расширение границ профессионального общения за рамками полученной специализации.
Профессиональная компетенция, в свою очередь, выстроена по формуле «знание–умения–навыки». Представленная конструкция позволяет достаточно полно и предметно выявить готовность к профессиональной юридической деятельности.
Разумеется, это качество складывается в результате последовательного освоения всего цикла юридических дисциплин, преподаваемых в высшей школе. В учебном курсе «Введение в юридическую профессию» непосредственно решаются более узкие задачи, а именно: развитие интереса к выбранной профессии с точки зрения ее социального смысла и принадлежности к профессиональному сообществу юристов.
В результате освоения учебного курса студент должен,
во-первых, знать место учебного курса в системе юридических дисциплин; иметь представление об основных сферах приложения юридического труда, в том числе юридической практике, юридическом образовании, юридической науке и содержании своей будущей профессии; знать историю ее возникновения и развития; понимать профессиональные требования, основные права и обязанности юриста;
во-вторых, уметь работать с юридическими конструкциями и определениями; правильно ставить, формулировать юридические проблемы, квалифицировать юридические ситуации; анализировать юридические тексты; готовить резюме или обобщения собственного представления о предмете своей профессиональной деятельности;
в-третьих, владеть практическими навыками работы с юридическими документами, их оценки и анализа; активно использовать приемы юридической техники в процессе подготовки рабочих материалов по отдельным вопросам реализации и применения права.
Все это и многое другое – культура профессиональной речи, открытый стиль общения с коллегами и клиентами, умение соблюдать этикет и хранить профессиональную тайну – в конечном итоге дадут необходимый результат как в профессиональной среде, так и в общественном мнении.
Вопрос 4: Структура и содержание учебной дисциплины «Введение в профессию».
Структура учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» определяется ее основной целевой функцией – формированием общего представления о содержании профессии юриста, основных сферах профессиональной юридической деятельности, требованиях, характеризую-щих особое место и статус профессии юриста в обществе.
Содержание учебного курса, как отмечалось, отражает требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Предметное освоение материала учебного курса «Введение в юридическую профессию» – предварительный, но очень важный шаг на пути к фундаментальной подготовке студентов-первокурсников к будущей деятельности.
Структура и содержание учебного курса органично корреспондируют системе теоретико-исторических и отраслевых юридических дисциплин по специальности «Юриспруденция». В его рамках четко прослеживается разграничение рассматриваемого учебного курса на общую и особенную части.
Общая часть включает вопросы, касающиеся предмета и методологии учебного курса, понятия юридической науки, исторического экскурса в развитии профессии юриста.
Особенная часть посвящена отдельным аспектам профессиональной юридической деятельности. Ее содержание затрагивает вопросы, связанные с определением общих оснований и условий юридической профессии; системным изложением специфики работы юристов на государственной службе и в частной сфере; юридической логистикой, представленной системой необходимых технологий профессиональной работы в различных сферах юридической деятельности; со стандартами профессионального поведения.
Завершающая часть учебного курса дает общее представление о конкретных юридико-технических приемах работы с юридическими текстами и правилах работы с юридическими документами.
Полученные при изучении дисциплины знания должны способствовать выработке у студентов значимых для их будущей практической работы представлений и установок на глубокое и систематическое освоение всего комплекса юридических дисциплин, необходимых для получения квалификации бакалавра права.
Содержание учебного курса отвечает компетентностному подходу в профессиональном образовании и ориентирует обучающихся на активное и самостоятельное овладение различными методами и формами профессиональной юридической деятельности.
Логика построения учебного материала отвечает современным запросам на подготовку специалистов, обладающих широким объемом правовых знаний и владеющих навыками практической работы в выбранной сфере профессиональной юридической деятельности.
В целом структура и содержание учебного курса подчинены общей логике образовательного процесса и призваны обеспечить решение главное задачи: дать фундаментальное представление о социальном назначении профессии юриста; раскрыть содержание основных определений и понятий юридической специальности; познакомить с научными подходами, используемыми в юриспруденции, с основными техническими и этическими стандартами профессиональной юридической деятельности.
Учебный курс построен по тематическому принципу. В соответствии с внутренней логикой изложения материала в качестве трех первых тем предложена проблематика, касающаяся методологии изучения курса, определения его места в системе юридических дисциплин; понятия юридической науки и социального назначения юриспруденции; истории становления и развития юридической профессии, начиная с древнейших времен и современного состояния. Данные темы в совокупности составляют общую часть учебного курса.
Другая группа из пяти тем учебного курса охватывает проблематику, касающуюся общих положений о профессии юриста; отдельных сфер и направлений профессиональной юридической деятельности; системы и содержания профессиональных качеств, необходимых современному юристу; содержания профессиональной правовой культуры и профессиональной этики юриста; юридических приемов и средств работы с юридическими документами. Данные темы в совокупности образуют особенную часть учебного курса.
В целом структура учебного курса «Введение в юридическую профессию» систематизирует накопленные в этой сфере научные знания и практическую информацию. Она создает логическую последовательность в изучении тематики данного курса.