Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поэтому тщательный отбор экспертов — это самый важный аспект организации экспертной оценки

Метод Дельфи

Метод Дельфи —выработка согласованных мнений путем многократного повторения индивидуального письменного опроса одних и тех же экспертов.

Его название происходит от древнегреческого города Дельфы, известного в античные времена своим оракулом (место, где предсказывалось будущее).

Методика:

После первого тура опроса и обобщения его результатов последние сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится второй тур опроса, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную на предыдущем этапе, либо изменяют оценку в соответствии с мнением большинства. Так повторяется 3—4 раза. В ходе подобной процедуры вырабатывается согласованная оценка. При этом исследователь, естественно, не должен игнорировать мнение тех, кто после нескольких туров опроса остался на своей позиции.

Используется:

1. изучение и прогнозирование рынка;

2. оценка идей новых товаров.

Мозговая атака —метод коллективной генерации идей с их оценкой и выводами в ходе обсуждения.

Методика:

Отбирается группа высококвалифицированных специалистов. Основной принцип метода — неконтролируемая генерация и спонтанное переплетение идей участников группового обсуждения. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнение следующих положений:

– в заседании принимают участие 7—12 человек;

– оптимальная продолжительность заседания — 15—30 мин;

– количество предложений важнее, чем их качество;

– нет никаких авторских прав на идеи; любой участник может перенять и развить идеи другого;

– критика в любом виде запрещена; логика, опыт, аргументы против идеи только мешают;

– принятое решение является результатом совместных усилий;

– иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.

Используется:

- генерация новых идей.

1. Метод «6.3.5» —метод коллективной генерации идей: 6 человек по 3 идей за 5 минут.

Методика:

6 специалистов за 5 мин предлагают как минимум 3 собственных предложения, позволяющих решить проблему. Свои предложения эксперты пишут на специально раздаваемых для этой цели бланках. Через пять минут для той же процедуры приглашаются следующие шесть специалистов. Таким образом, за полчаса предприятие получает 108 новых предложений! Накопленные за короткое время многочисленные предложения затем тщательно анализируются и обсуждаются.

Используется:

- поиска идей новых товаров;

- получения случайных результатов.

 

Метод Гордона —метод коллективной генерации идей, с очерченной проблемой.

Методика:

Перед участниками мозговой атаки отсутствует конкретная задача (например, «Что нужно сделать для увеличения объема продаж товаров нашего предприятия?»). Нужно лишь очертить суть проблемы («Какие пути увеличения объемов продаж товаров нашего предприятия применялись ранее и применяются сейчас?»). После обсуждения проблемы в общем эксперты делают конкретные выводы уже по конкретной задаче.

Используется:

- пути развития предприятия;

- решение проблем, возникших на предприятии.

- изучение и прогнозирование рыночной ситуации

Метод групповой дискуссии — дискуссия среди участников, слабо знающих проблему или вообще ее не знающих, с обсуждением ее результатов со специалистами.

Методика:

В групповой дискуссии может принять участие каждый желающий. В результате можно получить много новой, интересной информации, нестандартных и оригинальных идей. Спустя некоторое время приглашенные специалисты знакомятся с выдвинутыми идеями и выбираютиз нихте, которые можно реализовать. Считается нормальным, если специалисты отклоняют 90 % идей, предложенных участниками групповой дискуссии.

Используется:

- оценка идей новых товаров.

 

Метод синектики(соединения различных и заведомо не соответствующих друг другу элементов) — дискуссия между специалистами из разных сфер деятельности.

Методика:

В практике маркетинговых исследований используется также. Суть метода состоит в том, что для экспертной оценки приглашаются специалисты из разных сфер деятельности. Каждый из них вносит заранее продуманную идею. В дальнейшем происходит селекция и отсев идей, не выдержавших критику (метод синектики в отличие от классической мозговой атаки допускает критические высказывания). Принимается наиболее реальная идея, получившая поддержку большинства.

Используется:

- изучение и прогнозирование рыночной ситуации

- обоснование принятия оптимальных маркетинговых решений в условиях рыночной неопределенности (совместно с другими методами).

 

Положительные и отрицательные черты экспертных методов:

« + » « – »
- относительная простота - применимость для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации - возможность прогнозирования качественных характеристик рынка. - отсутствие гарантии достоверности данных, полученных в результате опроса экспертов, - определенные трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных результатов.  

Поэтому тщательный отбор экспертов — это самый важный аспект организации экспертной оценки.


Тезаурус.

 

1. Экспертная оценка — средняя, или модальная, характеристика из высказанных группой компетентных специалистов мнений о каком-либо явлении и процессе при условии, что удалось достичь согласованности или близости взглядов.

2. Профессиональная компетентность —знание различных аспектов работы фирмы, состояния и перспектив развития рынка, требований потребителей, условий и характера приобретения товара и т.д.

3. Квалиметрическая —четкое и однозначное понимание специалистом принципов и методов экспертной оценки, практическое умение пользоваться ими.

4. Нонконформизм —способность противостоять мнению большинства при уверенности в своей правоте

5. Надежность — относительная доля верно предсказанных экспертом событий

6. Объективность— адекватность решений вынесенных экспертом реальному состоянию существующей проблемы.

7. Метод Дельфи —выработка согласованных мнений путем многократного повторения индивидуального письменного опроса одних и тех же экспертов.

8. Мозговая атака —метод коллективной генерации идей с их оценкой и выводами в ходе обсуждения.

9. Метод «6.3.5» —метод коллективной генерации идей: 6 человек по 3 идей за 5 минут.

10. Метод Гордона —метод коллективной генерации идей, с очерченной проблемой.

11. Метод групповой дискуссии — дискуссия среди участников, слабо знающих проблему или вообще ее не знающих, с обсуждением ее результатов со специалистами.

12. Метод синектики— дискуссия между специалистами из разных сфер деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.