Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Калифорнийский психологический опросник (CPI)

1. Калифорнийский психологический опросник California Psychological Inventory (CPI). Оригинальный (новый) вариант CPI-462 (Gough, 1987)

2. Автор - американский социолог и психолог
Harrison G. Gough, Professor of Psychology,
Emeritus, University of Calofornia, Berkeley, California

Авторы русскоязычной версии -
Тарабрина Н.В., к.п.н.(Институт психологии РАН)
Графинина Н.А. (Центр психологии и психотерапии)

3. Контингент испытуемых: CPI применяется от 14 лет и старше

4. Предмет тестирования: совокупность определенных особенностей или свойств личности, проявляемых ею в реальных ситуациях межличностного взаимодействия

5. Задачи тестирования:

- определение личностного типа и стиля межличностного взаимодействия;
- прогнозирование поведения в реальных ситуациях межличностного взаимодействия.

6. Сопряженные практические задачи:

- профессионально-психологический отбор (особенно для профессий субъект-субъектного типа);
- подбор руководителей различного ранга и управленческого резерва;
- прогнозирование успешности овладения различными сферами профессиональной деятельности;
- оценка творческого потенциала в креативных сферах деятельности;

Экспертная оценка по результатам оценочных процедур.

/Компонент оценки интересов, образа жизни или стиля жизни личности./
Оценка высокая:
Говорит о любопытстве и любознательности, восприимчивости к окружению.

/Общий интеллектуальный уровень и ориентированность на достижения./
Выражена направленность и стремление к достижениям, обладает высокими достижениями (свершениями) в интеллектуальном и профессиональном плане( или возможны высокие достижения при благоприятных условиях среды).

/Зрелость личности, личностные ценности, самоконтроль и чувство ответственности./
Личности присущи: внимательность, прямолинейность, заботливость, осторожность, контроль над поведением, чувство долга, несклонность к риску.

/Самоуверенность, уравновешенность, влиятельность, общий социальный опыт, эффективность в межличностном взаимодействии./
Характерно влиятельность, некоторое превосходство, ориентированность личности на межличностное взаимодействие, общая компетентность в социальных взаимоотношениях.

Личность уверена в себе, уравновешена, умеет отстаивать свои убеждения, пользоваться влиянием. Характерна стабильность, зрелость, стремление не причинять вред другим, внешний контроль над эмоциональной сферой, принимает решения, основанные скорее на разуме, чем на эмоциях. Социальные нормы не определяют поведение. Получает удовольствие от разнообразия ,свободы, автономии в своей жизни и работе.

В целом личность умеренно доминантна и сильна, обычно принимает на себя лидерские функции, когда в этом возникает необходимость.

Направлена на организацию чего-либо, представляющего ее точку зрения как первостепенную и важную (и для работы, и в целом). Обладает разносторонними интересами, адаптирована к стрессу.

В целом направлена во вне и социабельна, но не обязательно чрезмерно общительна. Нравится участвовать в групповой деятельности. Чувствует комфортно на различных сборищах и в компаниях других людей.

Личность энергичная и активная, демонстрирующая

Надежная, принимающая себя, выражает уверенность, обладает хорошей регуляцией потребностной сферы, обычно свободна от значимых внутренних конфликтов. Способна принимать на себя ответственность и позволяет другим работать рядом с собой.

Ориентирована на цель, дисциплинирована и уверена. Возможна некоторая независимость мыслей и поступков. Обладает даром убеждения и обычно эффективно взаимодействует с другими.

Дружелюбна, адаптивна, воспринимается другими как благоразумная и наблюдательная. Не слишком способна выполнять рутинную работу, любит перемены, не скрывает своих чувств, доверяет интуиции и идеям, способна к начинаниям.

Отзывчива, ценит взаимоотношения, связи и контакты. Заинтересована во мнении окружающих. Не стереотипна, воспринимает себя как отличную от других. Может быть артистичной.

Обычно ощущает себя комфортно и в целом удовлетворена собой и своей жизнью, обладает хорошим самочувствием.

Дипломатична, не стремится осуждать кого-либо, терпима и доверчива к людям, способна завоевать их доверие.

Самодостаточная, независимо мыслящая личность, способна работать независимо и быть новатором.

Обладает познавательными способностями, проницательна, изобретательна и хорошо информирована. Организована, эффективна, способна к установлению приоритетов. Ориентирована на задачу, предпочитает иметь дело с реальными и конкретными проблемами.

Осмотрительна, практична, настойчива в реализации планов, но не склонна искать новые подходы. Чувствует себя некомфортно перед лицом неопределенности.

В целом рациональна, ориентирована на межличностное взаимодействие, продуктивна и сосредоточена на задаче (цели). Склонна к честолюбивым устремлениям, охотно принимает ответственность за руководство или управление другими. Эмоционально независима от других. Но при этом находится в эмоциональной зависимости от своего поведения (поступков). Получают удовольствие от общественной деятельности, может быть предприимчива."

Коэффициенты надежности шкал CPI высоки, по этому показателю опросник заметно превосходит другие личностные тесты. То же можно сказать и о его валидности.

В опроснике 480 заданий. Тестируемый субъект должен ответить на каждый из них либо "верно", либо "неверно". Ошибки – вопросы, на которые приведены оба ответа, оцениваются отдельно. Если таких ответов более 30, то тест считается невалидным. В этом случае, как показывают исследования, испытуемый, возможно, амбивалентен, импульсивен или слишком добросовестен.

Среднее время выполнения теста – 45–60 минут. По времени, которое потребовалось конкретному тестируемому на выполнение заданий, можно судить о некоторых его личностных особенностях. Так, если у него ушло на ответы время, гораздо меньше среднего, появляются основания заподозрить его в небрежности и невнимательности. Если же на заполнение теста у него ушло больше 1 часа, возможно, он обладает интеллектом ниже среднего уровня, плохо владеет навыками чтения на том языке, на котором ему предъявлялся тест, страдает от депрессии или склонен к излишней детализации.

В тесте California Psychological Inventory имеется три шкалы валидности. Первая называется "чувство благополучия" (Wb). Она основана на ответах людей, которых просили представить себя плохими. Вторая – "благоприятное впечатление" (Gi) – базируется на ответах испытуемых, представивших себя хорошими. Третья шкала – "обычность" (Cm). В ее основе лежат наиболее популярные ответы.

Эти шкалы служат для проверки достоверности результатов. Так, если по шкале "чувство благополучия" получено ниже 20 "сырых" баллов, результаты всего испытания считаются невалидными. Очевидно, тестируемый либо обладает заниженной самооценкой, либо он заведомо старался показать низкие результаты.

Оценка выше 30 "сырых" баллов по шкале "хорошего впечатления" также делает результаты недостоверными. В этом случае человек явно старался произвести более благоприятное впечатление, чем есть на самом деле.

"Сырые" баллы ниже 27 по шкале "обычности" свидетельствуют либо о замкнутости тестируемого и его сознательном искажении результатов, либо о случайном характере ответов. В этом случае результаты также считаются невалидными.

В целом, по результатам теста выявляется 20 показателей (характеристик), которые разбиты на 4 категории.

В первую категорию входят вопросы, ответы на которые свидетельствуют о степени уравновешенности, уверенности в себе, авторитетности (убедительность, общительность, способность занять высокое общественное положение, влияние в обществе, принятие самого себя, чувство благополучия, способность вести себя независимо).
Вторая категория включает задания, выявляющие такие качества, как приспособляемость, зрелость, социальная ответственность (чувство ответственности, умение контролировать себя, социальная зрелость, терпимость, способность производить хорошее впечатление, тактичность, поиск внимания).

С помощью вопросов третьей категории определяется интеллектуальность и способность к реализации (самореализация посредством приспособления к условиям или посредством независимости, интеллект).

Задания четвертой категории предназначены для выявления типа мышления и интересов (интуиция, сочувствие, степень уступчивости, мужские и женские составляющие интересов и поведенческих стереотипов).

Общий характер профиля сам по себе является источником информации. Так, профили с баллами, которые значительно выше среднего уровня (50 по шкальной оценке), свидетельствуют об общей позитивной адаптированности личности.

Профили с баллами, значительно ниже среднего уровня, наоборот, показывают наличие у испытуемого определенных трудностей адаптации. Преобладание "среднего" профиля характеризует людей осторожных, серьезных, честных и надежных. Хотя, безусловно, интерпретация результатов зависит от конкретной ситуации. Например, для некоторых типов управленцев шкальная оценка от 40 до 50 по шкале "способность к статусу" является желательной.

Интересно, что динамика изменения профиля к концу тестирования также является значимой характеристикой. Если профиль к концу поднимается, можно предположить, что данная личность имеет все шансы на благоприятное развитие в будущем. Она обладает всеми необходимыми для этого ресурсами (интеллект, гибкость, стремление к достижениям и др.). Если же профиль опускается, то прогноз развития данной личности не столь благоприятен.

Интерпретация каждой отдельной шкалы может дать ценную информацию для целей профотбора. Например, для определения качеств руководителя информативными могут быть следующие шкалы: доминирования, способности к статусу, ответственности и т.д.

Но самым плодотворным в интерпретации результатов CPI является анализ конфигурации всего полученного профиля и взаимосвязей шкал. Например, по высоким показателям (больше 60) шкал доминирования и общительности можно сделать вывод, что человек проявляет достаточно развитые лидерские качества, инициативен, способен оказывать влияние на людей, направлять и координировать действия коллег. А высокие показатели (больше 60) по шкалам доминирования, способности к статусу и социального присутствия свидетельствуют о том, что этот человек – исполнитель, которому необходимо внимание со стороны других через принятие на себя ответственности за какое-то дело.

По результатам теста (по отдельным вопросам) проводится оценка специальных шкал и индексов. Одна из таких шкал – Шкала менеджерского потенциала. Она позволяет идентифицировать талантливых руководителей. Другая – Шкала направленности на работу – измеряет чувство посвящения человека работе, признания рабочей этики, долга и ответственности.

Кроме этого измеряется Индекс лидерского потенциала (который оценивает предусмотрительность человека, его способность принимать решения), Индекс социальной зрелости (определяет уровень самодисциплины, рассудительности, чувствительности к нормам морали, способности жить в согласии с окружающими, адекватно реагировать на различные ситуации) и Индекс творческого потенциала (оценивает уровень креативности).
По результатам теста можно также определить, к какому индивидуальному типу (из четырех) принадлежит тестируемая личность:

Альфа– активные личности, ориентированные на межличностное взаимодействие, продуктивные, сосредоточенные на жизненных целях. Они честолюбивы, любят руководить, не боятся ответственности, придерживаются социальных норм.
Бета– индивиды, придерживающиеся внешне заданных норм и ценностей. Им комфортно в роли подчиненных, они не стремятся к лидерству и руководству. Они склонны ставить интересы других выше собственных.
Гамма– личности, сосредоточенные на межличностном взаимодействии. Они имеют собственное мнение и могут принимать самостоятельные решения. Он скептически относятся к нормам и ценностям.
Дельта – интернально ориентированные личности, склонные к уединению и независимости от окружающих. Они рефлексивны. Способны принимать собственные решения.

Для каждого типа личности определены уровни интеграции и самореализации. Эти уровни оцениваются по шкале от 1 до 7. Уровни с 1-го по 3-ий характеризуют низкий уровень реализации и интеграции какого-то типа личности. Уровень 4 свидетельствует о средней степени интеграции и реализации. Уровни от 5-го до 7-го определяют высшую степень интеграции и реализации данного типа личности.

Так, личности типа "Альфа" при высшем уровне развития могут быть харизматическими лидерами или творческими исполнителями. При минимальном уровне они становятся эгоцентристами, манипуляторами, стремящимися к достижению только собственных целей.
Личности типа "Бета" при оптимальном развитии становятся "тихими" вдохновителями, мудрецами, "мозговыми центрами". При минимальном уровне самореализации они сверхконформны, ригидны, неотзывчивы.

"Гаммы", достигшие высшего уровня развития, могут быть источниками новых идей, творческими лидерами. При минимальном уровне развития своего типа личности они становятся бунтарями, эгоистически направленными неординарными личностями и раскольниками.
Личности типа "Дельта" на высшем уровне развития обладают хорошим воображением, артистизмом, творческими способностями, которые могут быть не замечены другими. На минимальном уровне развития они производят впечатление, уязвимых, саморазрушающихся личностей, склонных к декомпенсации.

В целом, анализ результатов CPI является довольно многоплановым. Они дают сведения не только, к примеру, о том, обладает ли человек лидерскими качествами, но и о специфике его лидерства, о его сильных и слабых сторонах.

В заключение, подводя итог всему вышесказанному о тесте CPI, можно сделать вывод, что этот метод является хорошим психодиагностическим инструментом при проведении профотбора и мониторинге кадровых ресурсов.


Рекомендуемая литература:

· Тарабрина Н. В., Графинина Н. А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника. В сб.: Методики анализа контроля трудовой деятельности и функционального состояния. М., 1993 г.

· Gough H.G. The California Psychological Inventory. N.Y., 1987.

· Harrison G. Cough. Managerial Potential Scale for California Psychological Inventory. Journal of Applied Psychology. 1984. Vol. 2.

· McAllister R. W. A practical guide to CPI interpretation. CA. 1986.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.