Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Валидность и прогностическая ценность методики



 

Для сокращения возможных вариантов искажений при использовании шкалы диагностики КСВ мы провели проверку данной методики на внешнюю и конструктную валидность.

Для установления внешней валидностинами использовала экспертный опросник, экспертами в котором выступали сокурсники тестируемых студентов при взаимодействии в формальной сфере человеческих отношений.

Пример экспертного опросника

1.Руководство Вашего института решило предоставить возможность студентам организовать мероприятия по празднованию Дня студенчества в одном из институтских корпусов. Предложения по празднованию принимают от каждой группы отдельно. Кого из студентов своей группы Вы выбрали бы в состав «инициативной группы» для переговоров с руководством Вашего вуза по вопросам организации празднования?

2.Одному из студентов Вашей группы грозит исключение из института вследствие инцидента, в котором, как Вы считаете, он не виноват. Кто из студентов Вашей группы смог бы пойти в деканат и попытаться защитить его права перед руководством факультета?

 

Для получения сведений о валидности шкалы диагностики КСВ по внутреннему критерию дополнительно было проведено анкетирова­ние. Респонденты, отвечая на вопросы анкеты, осуществляли само­оценку своего коммуникативного потенциала.

Расчет внешней валидности шкалы диагностики КСВ прово­дился методом ранговой корреляции Спирмена. Величина коэффи­циента корреляции рангов Спирмена по результатам опросника со­ставила 0,68 (N=80; р<0,01).

При расчете валидности шкалы диагностики КСВ по внутреннему критерию (по результатам анкетирования) коэффициент корреляции рангов Спирмена составил 0,71 (N=80; р<0,01). Совпадение результа­тов трех разработанных нами методик, оценивающих одну и ту же пси­хическую реальность, позволяет судить о достаточно высокой валидно­сти и эффективности шкалы диагностики КСВ.

Конструктная валидностьметодики была установлена путем соот­ношения результатов шкалы диагностики КСВ и российского варианта адаптации теста измерения социального интеллекта Дж. Гилфорда (под редакцией Е.С. Михайловой) [7].

Нами был использован групповой вариант методики (общее число выборки составило 80 человек - студентов государственных вузов г. Ка­луги в возрасте 20-21 год). Полученные эмпирические данные диагно­стики социального интеллекта показали значимую корреляцию с уров­нем компетентности социального взаимодействия (г5=0,43 - у студен­тов-экономистов, 0,61 - у студентов-психологов, 0,73 - у студентов-зоотехников и 0,87 — у студентов инженеров-конструкторов). Прогностическая ценность методики проявилась в том, что уровень компетент-ности социального взаимодействия позволяет диагностировать 70% испытуемых по уровню композитной оценки их социального интеллекта. Корреляционный анализ двух методик подтвердил верность гипотезы о том, что социальный интеллект является психологическим фактором, оказывающим влияние на развитие компетентности социального взаимодействия, и представляет собой основу интеллектуальной составляющей компетентности социального взаимодействия в виде системы интеллектуальных способностей, обеспечивающих наличие и использование знаний о способах эффективного взаимодействия в сфере социальных отношений.

Анализ зависимости КСВ и социального интеллекта позволил предположить, что на динамику формирования КСВ оказывают влияние и другие психологические факторы, в частности общее интеллектуаль­ное развитие личности и свойства ее темперамента.

Эта гипотеза была подтверждена значимой корреляцией между шкалой диагностики КСВ и интеллектуальными тестами Р. Кеттелла (культурно-свободный тест на интеллектуальное развитие, СИТ) и опросником структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) [11].

Для диагностики уровня обшего интеллектуального развития сту­дентов использовался культурно-свободный тест на интеллектуальное развитие (СР1Т), предложенный Р. Кеттеллом в 1958 г. Тест предназна­чен для измерения уровня общего интеллектуального развития незави­симо от влияния факторов окружающей среды (культура, образование и т.д.). Мы применили вариант СИТ для испытуемых старше 18 лет для группового обследования.

Выбор методики для измерения интеллектуального развития вне зависимости от факторов окружающей среды (культурно-свободный тест интеллектуального развития Р. Кеттелла) был обусловлен стремлени­ем получить независимые от специфики профессионального образова­ния испытуемых эмпирические данные о связи компетентности соци­ального взаимодействия и фактора интеллекта.

Обработка данных проводилась при помощи метода углового пре­образования Фишера. Результаты анализа показали, что компетент­ность социального взаимодействия на двух первых уровнях - контрпро­дуктивном и нормативном или стереотипном - значимо не коррелиру­ет с уровнем общего интеллектуального развития, т.е. является относительно независимым психологическим фактором (от г=0,11 -у студентов-психологов до Г5=0,26 - у студентов инженеров-конст­рукторов). Однако в ходе исследований было также установлено, что от 83 до 92% испытуемых, имеющих личностно-творческий (высокий) уровень компетентности социального взаимодействия, обладают сред­ним либо высоким общим интеллектом (100 баллов и выше), и до 100% респондентов, имеющих очень высокий уровень социальной компетент­ности, обладают высоким уровнем общего интеллектуального развития (свыше 100 баллов). Соответственно, в данном случае мы можем говорить о факторе общего интеллекта как необходимом условии и предпосылке совершенствования компетентности социального взаимодействия.

С целью исключения искажений и ошибок интерпретации при использовании приведенных выше данных необходимо отметить, что исследования также показали, что студенты с высоким уровнем общего интеллекта могут иметь крайне низкие показатели компетентности со­циального взаимодействия. Эти эмпирические данные находят объясне­ние в феномене интеллектуального порога, сформулированного Е. Тор­ренсом и У. Шнайдером [15]. По их данным, большинство компетент­ных людей имеют средний уровень интеллекта, а их достижения в конкретной предметной области определяются часто некогнитивными по своей природе факторами (настойчивостью, целеустремленностью, достаточной мотивированностью, поддержкой со стороны окружаю­щих и т.д.). Аналогичная идея о «пороге интеллекта» (т.е. пороговом значении IQ, равном 120) была сформулирована в исследованиях креа­тивности [16].

Из общей выборки 38 человек имеют высокий и близкий к высо­кому коэффициент общего интеллектуального развития (100 баллов и выше). Среди студентов с таким уровнем общего интеллектуального развития 16 человек (42%) однокурсники оценили как способных к эффективному формальному взаимодействию. Среди 41 студента с уровнем интеллектуального развития ниже 100 баллов только 5 человек (12%) получили положительную оценку сокурсников. Обработка ре­зультатов по методу Фишера позволила установить значимую положи­тельную взаимосвязь между уровнем общего интеллектуального разви­тия студентов и экспертной оценкой их ресурсов при социальном взаи­модействии.

В числе возможных психологических факторов, оказывающих влияние на КСВ, мы рассматривали также социальные или коммуника­тивные аспекты темперамента, что было подтверждено наличием зна­чимой корреляции между результатами шкалы диагностики КСВ и балльной оценкой социальных аспектов темперамента, полученных по опроснику структуры темперамента В.М. Русалова.

Результаты диагностики темперамента показали, что среди студен­тов с высокими показателями по шкалам социальных аспектов темпера­мента доля социально компетентных респондентов значимо выше.

На наш взгляд, социальные аспекты темперамента наряду с обра­зованием, «талантом к общению», интеллектуальным развитием явля­ются важными предпосылками к овладению компетентностью соци­ального взаимодействия и представляют собой психологические фак­торы, определяющие формирование и развитие компетентности социального взаимодействия. Психологические характеристики трех уровней КСВ представлены в табл. 2.

Таблица 2. Психологическая характеристика уровней компетентности социального взаимодействия


Уровни компетентности социального взаимодействия Характеристика интеллектуального блока КСВ Характеристика поведенческого блока КСВ Интегральная характери­стика респондента
I. Контрпродук­тивный уровень компетентности социального взаимодействия (низкий уровень компетентности) Уровень общего интеллекта от низ­кого до высокого, уровень социаль­ного интеллекта — низкий либо ниже среднего Избегает социальных контактов либо следует в общении за си­туацией. Не знает либо плохо знает нормы и стереотипы соци­ального поведения, плохо выработаны собственные «копинг-стратегии» и «копинг-механизмы», слабо владеет механизмами развития межличностных отношений (эмпатией, рефлексией, идентификацией и аттракцией), не использует творческий под­ход в разрешении ситуаций социального взаимодействия Социально-некомпе­тентный
II. Нормативный (стереотипный) Уровень общего интеллекта от среднего до высо­кого, социальный интеллект - от среднего до выше среднего В общении использует общеизвестные либо заготовленные скрипты (фреймы, схемы, сценарии) — стереотипные модели социального вза­имодействия. Недостаточно выработаны собственные «копинг-стратегии» и «копинг-механизмы». Владеет механизмами развития меж­личностных отношений (эмпатией, идентификацией, рефлексией и аттракцией), обладает средним уровнем оригинальности в мышлении и поведении, редко использует нестандартные пути решения проб­лемных ситуаций в общении Социально-компетент­ный
III. Личностно-творческий Уровень общего интеллекта пре­имущественно вы­сокий либо сред­ний, но близкий к высокому, социаль­ный интеллект — средний, выше среднего либо вы­сокий В общении ориентирован на освоение характера ситуации, своеоб­разие партнера, учитывает собственное состояние, т.е. исходит из конкретных характеристик реальной ситуации социального взаимо­действия. Знает нормы и стереотипы социального взаимодействия, но старается использовать нестандартный, творческий подход в раз­решении проблемных ситуаций в общении, обладает развитыми ме­ханизмами межличностного взаимодействия: эмпатией, рефлексией, идентификацией и аттракцией, обладает высокой способностью к «инсайту», интуицией, имеет собственные «эвристики» и «копинг-стратегии» в решении ситуаций социального взаимодействия Социально-компетент­ный

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.