Кроме рассмотренных выше основных характеристик согласных звуков в языках отмечаются также дополнительные, второстепенные, которые придают согласным разнообразные частные звучания. В некоторых языках у согласных, как шумных, так и сонорных, наблюдается дополнительная артикуляция, при которой средняя часть языка приближается к твердому небу (лат. Palatum) и благодаря этому звуки становятся мягкими, палатализованными. Большинство мягких согласных русского языка образует пару с соответствующими твердыми согласными, т.е. с согласными, образуемыми подъемом задней части языка к мягкому небу, веляризованными согласными (лат. Velum palate- небная занавеска). Т.е. согласные противопоставляются по наличию палатализации или ее отсутствию.
Комбинаторные изменения в потоке речи
В потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга, происходит приспособление одного звука к другому. Такое приспособление принято называть комбинаторными изменениями звуков, или комбинаторными фонетическими процессами.
Выделяют несколько видов комбинаторных изменений:
Аккомодация (от лат. Accomodatio – приспособление) – взаимодействие соседних согласных и гласных, частичное их приспособление друг к другу. Например, в русском языке гласный стоящий после мягкого согласного, становится более передним и узким (закрытым).
Ассимиляция (лат. Assimilation – уподобление, отождествление) – это уподобление соседних звуков в каком-либо элементе артикуляции. Характерна чаще всего для согласных. Различают полную ассимиляцию, при которой оба звука становятся совершенно одинаковыми (бесшумный, сжечь), и неполной (частичной), при которой происходит уподоблении только в одном элементе артикуляции, например: уподобление по мягкости (вместе, здесь), по глухости (лавка, Павка).
Диссимиляция (лат. Dissimilation – расподобление) – расподобление звуков одного рода. Может быть контактной (бонба, транвай) и дистактной (колидор, секлетарь).
Диэреза – выпадение звука или слова. Часто наблюдается в быстрой речи: быват вместо бывает, бум вместо будем, серце вместо сердце, када вместо когда и др.
Эпентеза – вставка звука. В русском языке характерна между гласными в просторечном произношении заимствованных слов: радиво, какава, скорпиен, шпиен, ндрав, страм.
Протеза – приставление звука в начале слова, например: в просторечии – вострый, вумный, а также восемь (ср. лат. Octo).
Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове. Например: ладонь < долонь (ср. церковнославянское длань), Фрол (ср. лат. Flor – цветок), медведь < ведмедь («ведающий мед») и др.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ
Фонетическая транскрипция – это передача на письме при помощи специальных знаков реально звучащих звуков речи того или иного языка. Совокупность знаков транскрипции называется фонетической азбукой.
В настоящее время применяются две фонетические азбуки: азбука Международной фонетической ассоциации (МФА), основанная на латинице, и русская фонетическая азбука (РФА), основанная на кириллице. В обеих азбуках используются также дополнительные знаки.
Гласные звуки в РФА обозначаются в ударной позиции буквами а, о, э, и, ы,у. В безударной позиции гласные звуки подвергаются редукции, т.е. изменяют качество или количество своего звучания. Звуки и, ы, у в безударных позициях обозначаются теми же буквами, поскольку качество их звучания не изменяется, они звучат без ударения лишь короче, слабее (количественная редукция). Для гласных а, о, э в безударных позициях в транскрипции используются специальные знаки, поскольку данные знаки без ударения меняют качество своего звучания (качественная редукция).
Таблица качественной редукции гласных
Позиция
После твердых согласных
Сильная
Первая слабая
Вторая слабая
А
ʌ
Ъ
О
ʌ
Э
Ыэ(жена, цена)
После мягких согласных
А
Иэ
Ь
О
Э
Согласные звуки обозначаются соответствующими буквами кириллицы: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш. Звук щ принято обозначать как долгий мягкий ш.
Дополнительными знаками транскрипции являются: черточка над буквой – долгота звука, ударение – акут (основное ударение) и гравис (побочное ударение в сложных словах), апостроф – мягкость согласного.
СЛОГ
Произнося слова, говорящие делят их на слоги. Слог является минимальной произносительной единицей речи.
Деление на слоги обычно происходит в соответствии с теорией восходящей звучности, или законом сонорности. В соответствии с этой теорией, слог должен начинаться с менее звучного звука, а заканчиваться более звучным. На шкале звучности звуки можно распределить следующим образом: 1 – глухие согласные звуки (они самые слабые по звучности), 2 – звонкие согласные, 3 – сонорные , 4 – гласные. Таким образом, самыми звучными являются гласные, поэтому именно они завершают слог. В некоторых языках возможен слог без участия гласного. В таких случаях роль слогообразующего согласного выполняют сонорные согласные как наиболее звучные в слоге. Сравните чеш.: strc prst skrz krk.
Выделяют различные типы слогов.
По начальному звуку слоги делят на прикрытые, т.е. начинающиеся с согласного (мо-ло-ко), и неприкрытые, т.е. начинающиеся с гласного.
По финальному звуку слоги делят на открытые, т.е. оканчивающиеся на гласный, и закрытые, т.е. заканчивающиеся на согласный.
УДАРЕНИЕ
Ударением (акцентом) называют выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса, т.е. с помощью различных фонетических средств.
В одних языках, например, в китайском, акустическим средством выделения является тон: ударным является звук. Произнесенный с повышением тона. Такое ударение называют тоновым. В других языках, акустическим средством является сила: ударный звук произносится с большей силой. Такое ударение называется силовым, или динамическим.
Бывают языки с фиксированным и нефиксированным ударением. В языках с фиксированным ударением выделяется всегда один и тот же слог в слове: в чешском – первый. В польском – предпоследний. Во французском – последний. В языках с нефиксированным ударением ударным может быть любой слог в слове, как, например, в русском. Кроме того, русское ударение может быть подвижным, т.е. перемещаться внутри слова при изменении его форм: голова – головы – головы. Ударение может также играть смыслоразличительную роль, т.е. различать слова: замок – замок, парить – парить и т.п.
По объекту выделения ударение делят на слоговое, словесное и синтаксическое.
Слоговое ударение наблюдается там, где в рамках одного слога имеет место различное изменение высоты основного тона. Например, в китайском языке 4 тона: 1) ровный (ma – мать), 2) восходящий (ma – конопля), 3) нисходяще-восходящий (ma – лошадь), 4) нисходящий (ma –ругать).
Словесное наблюдается в группе, состоящей из группы знаменательного слова и примыкающих к нему служебных проклитиков (стоят перед словом – у меня, за школой, перед домом) и энклитиков (стоят за знаменательным словом – читал бы, кто-то, надо же, приехал ли).
Синтаксическое ударение состоит в том, что в рамках предложения одни слова подчеркиваются больше, чем другие. При этом различают:
А) фразовое (синтагматическое) ударение – подчеркивание одного из слов в группе слов, объединенных смысловой связью. Например: Что вы делали вчера вечером? Читал новую книгу, которую мне принесли на один день.
Б) логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то слов. Например: Ты идешь в кино? Ты идешь в кино?
В) эмфатическое (эмоционально-экспрессивное) ударение связано с эмоциональным выделением слов. Например: Он интереснейший человек! Ну и зануда!