Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация согласных звуков. Кроме рассмотренных выш



Место образо- вания   Способ образования Губные Переднеязычные Средне- язычные Заднеязычные
Губные Зубные Передне- небные Средненебные Задне- небные
Смычные   Взрыв-ные П Б Т Д   К’ Г‘ К Г
Аффрикаты   Ц Ч    
Щелевые   Ф С В З Ш Ж j  
Смычно-щелевые   Носо- вые М Н      
Боко- вые   Л      
Дрожа-щие     Р    
                     

 

Кроме рассмотренных выше основных характеристик согласных звуков в языках отмечаются также дополнительные, второстепенные, которые придают согласным разнообразные частные звучания. В некоторых языках у согласных, как шумных, так и сонорных, наблюдается дополнительная артикуляция, при которой средняя часть языка приближается к твердому небу (лат. Palatum) и благодаря этому звуки становятся мягкими, палатализованными. Большинство мягких согласных русского языка образует пару с соответствующими твердыми согласными, т.е. с согласными, образуемыми подъемом задней части языка к мягкому небу, веляризованными согласными (лат. Velum palate- небная занавеска). Т.е. согласные противопоставляются по наличию палатализации или ее отсутствию.

 

 

Комбинаторные изменения в потоке речи

В потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга, происходит приспособление одного звука к другому. Такое приспособление принято называть комбинаторными изменениями звуков, или комбинаторными фонетическими процессами.

Выделяют несколько видов комбинаторных изменений:

Аккомодация (от лат. Accomodatio – приспособление) – взаимодействие соседних согласных и гласных, частичное их приспособление друг к другу. Например, в русском языке гласный стоящий после мягкого согласного, становится более передним и узким (закрытым).

Ассимиляция (лат. Assimilation – уподобление, отождествление) – это уподобление соседних звуков в каком-либо элементе артикуляции. Характерна чаще всего для согласных. Различают полную ассимиляцию, при которой оба звука становятся совершенно одинаковыми (бесшумный, сжечь), и неполной (частичной), при которой происходит уподоблении только в одном элементе артикуляции, например: уподобление по мягкости (вместе, здесь), по глухости (лавка, Павка).

Диссимиляция (лат. Dissimilation – расподобление) – расподобление звуков одного рода. Может быть контактной (бонба, транвай) и дистактной (колидор, секлетарь).

Диэреза – выпадение звука или слова. Часто наблюдается в быстрой речи: быват вместо бывает, бум вместо будем, серце вместо сердце, када вместо когда и др.

Эпентеза – вставка звука. В русском языке характерна между гласными в просторечном произношении заимствованных слов: радиво, какава, скорпиен, шпиен, ндрав, страм.

Протеза – приставление звука в начале слова, например: в просторечии – вострый, вумный, а также восемь (ср. лат. Octo).

Метатеза – перестановка звуков или слогов в слове. Например: ладонь < долонь (ср. церковнославянское длань), Фрол (ср. лат. Flor – цветок), медведь < ведмедь («ведающий мед») и др.

 

 

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

Фонетическая транскрипция – это передача на письме при помощи специальных знаков реально звучащих звуков речи того или иного языка. Совокупность знаков транскрипции называется фонетической азбукой.

В настоящее время применяются две фонетические азбуки: азбука Международной фонетической ассоциации (МФА), основанная на латинице, и русская фонетическая азбука (РФА), основанная на кириллице. В обеих азбуках используются также дополнительные знаки.

Гласные звуки в РФА обозначаются в ударной позиции буквами а, о, э, и, ы,у. В безударной позиции гласные звуки подвергаются редукции, т.е. изменяют качество или количество своего звучания. Звуки и, ы, у в безударных позициях обозначаются теми же буквами, поскольку качество их звучания не изменяется, они звучат без ударения лишь короче, слабее (количественная редукция). Для гласных а, о, э в безударных позициях в транскрипции используются специальные знаки, поскольку данные знаки без ударения меняют качество своего звучания (качественная редукция).

Таблица качественной редукции гласных

  Позиция
После твердых согласных Сильная Первая слабая Вторая слабая
А ʌ   Ъ
О ʌ
Э Ыэ (жена, цена)
После мягких согласных А   Иэ   Ь
О
Э

 

Согласные звуки обозначаются соответствующими буквами кириллицы: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш. Звук щ принято обозначать как долгий мягкий ш.

Дополнительными знаками транскрипции являются: черточка над буквой – долгота звука, ударение – акут (основное ударение) и гравис (побочное ударение в сложных словах), апостроф – мягкость согласного.

 

 

СЛОГ

Произнося слова, говорящие делят их на слоги. Слог является минимальной произносительной единицей речи.

Деление на слоги обычно происходит в соответствии с теорией восходящей звучности, или законом сонорности. В соответствии с этой теорией, слог должен начинаться с менее звучного звука, а заканчиваться более звучным. На шкале звучности звуки можно распределить следующим образом: 1 – глухие согласные звуки (они самые слабые по звучности), 2 – звонкие согласные, 3 – сонорные , 4 – гласные. Таким образом, самыми звучными являются гласные, поэтому именно они завершают слог. В некоторых языках возможен слог без участия гласного. В таких случаях роль слогообразующего согласного выполняют сонорные согласные как наиболее звучные в слоге. Сравните чеш.: strc prst skrz krk.

Выделяют различные типы слогов.

По начальному звуку слоги делят на прикрытые, т.е. начинающиеся с согласного (мо-ло-ко), и неприкрытые, т.е. начинающиеся с гласного.

По финальному звуку слоги делят на открытые, т.е. оканчивающиеся на гласный, и закрытые, т.е. заканчивающиеся на согласный.

УДАРЕНИЕ

Ударением (акцентом) называют выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса, т.е. с помощью различных фонетических средств.

В одних языках, например, в китайском, акустическим средством выделения является тон: ударным является звук. Произнесенный с повышением тона. Такое ударение называют тоновым. В других языках, акустическим средством является сила: ударный звук произносится с большей силой. Такое ударение называется силовым, или динамическим.

Бывают языки с фиксированным и нефиксированным ударением. В языках с фиксированным ударением выделяется всегда один и тот же слог в слове: в чешском – первый. В польском – предпоследний. Во французском – последний. В языках с нефиксированным ударением ударным может быть любой слог в слове, как, например, в русском. Кроме того, русское ударение может быть подвижным, т.е. перемещаться внутри слова при изменении его форм: голова – головы – головы. Ударение может также играть смыслоразличительную роль, т.е. различать слова: замок – замок, парить – парить и т.п.

По объекту выделения ударение делят на слоговое, словесное и синтаксическое.

Слоговое ударение наблюдается там, где в рамках одного слога имеет место различное изменение высоты основного тона. Например, в китайском языке 4 тона: 1) ровный (ma – мать), 2) восходящий (ma – конопля), 3) нисходяще-восходящий (ma – лошадь), 4) нисходящий (ma –ругать).

Словесное наблюдается в группе, состоящей из группы знаменательного слова и примыкающих к нему служебных проклитиков (стоят перед словом – у меня, за школой, перед домом) и энклитиков (стоят за знаменательным словом – читал бы, кто-то, надо же, приехал ли).

Синтаксическое ударение состоит в том, что в рамках предложения одни слова подчеркиваются больше, чем другие. При этом различают:

А) фразовое (синтагматическое) ударение – подчеркивание одного из слов в группе слов, объединенных смысловой связью. Например: Что вы делали вчера вечером? Читал новую книгу, которую мне принесли на один день.

Б) логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то слов. Например: Ты идешь в кино? Ты идешь в кино?

В) эмфатическое (эмоционально-экспрессивное) ударение связано с эмоциональным выделением слов. Например: Он интереснейший человек! Ну и зануда!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.