Фонетика- это наука о звуковой системе языка. Она изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования, звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы), ударение, интонацию.
Звуки речи характеризуются в трех аспектах:
Физическом (акустическом) – как колебания воздушной среды, обладающие определенными свойствами
Физиологическом (артикуляционном) – как результат работы артикуляционного аппарата человека
Линвистическом –как часть языковой системы, выполняющая определенные функции (создание звуковой оболочки слова, формо- и и смыслоразличение ).
Именно лингвистический аспект отличает звуки человеческой речи от всех других видов звуков, т.е. считается, что только звуки человеческой речи способны выполнять социальную функцию, разграничивая значимые единицы языка в процессе общения ( слова типа мел-мель, стул-стула, ум-умы отличаются только одним звуком, который изменяет в сознании носителя языка лексическое или грамматическое значение исходного слова).
Классификация звуков
Все звуки речи делятся на 2 группы: гласные и согласные В основу этой классификации положены различия в акустических и артикуляционных характеристиках.
1) гласные звуки представляют собой ритмичные колебания воздуха, которые воспринимаются как тон (голос). Согласные образуются при неритмичных колебаниях, которые воспринимаются как шум. Наличие тона в сочетании с шумом наблюдается только у сонорных - л, н,м, р, й.
2) Гласные образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные – с помощью преграды
3)гласные не различаются по месту и способу образования, для согласных – это очень существенное основание их классификации
4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных напряжение сконцентрировано в месте преграды.
5) воздушная струя при произнесении гласны слабая, а при произнесении согласных – сильная (т.к. требуется преодолеть преграду)
6) все гласные могут быть слогообразующими( О-ля, И-ван), согласные не могут самостоятельно образовывать слог.
Гласные звуки ( их 6) классифицируют на основании артикуляционных признаков – степени подъема языка к нёбу( подъем), движению языка по горизонтали вперед или назад( ряд) и участию губ ( лабиализация).
По подъему гласные делятся на гласные верхнего подъема (и.ы.у), среднего подъема (э,о) и нижнего подъема (а). Для запоминания этоу классификации можно использовать так называетый «треугольник Щербы»( Л.В.Щерба – известный отечественный лингвист).
ряд
подъем передний средний задний
верхний И Ы У
средний Э О
нижний А
Лабиализованными (огубленными) в русском языке являются только звуки О,У. Все остальные гласные – нелабиализованные.
*Пользуясь треугольником Щербы, дайте характеристику звуков А, У, И по плану:
1) ряд
2) подъем
3) лабиализация
Согласные звуки ( их 37) классифицируют по нескольким основаниям, т.к. для них существенным являются место и способ образования.
По способу образования согласные бывают:
- смычные – активный орган и пассивный орган образуют смычку.(Т,Д,.Б и др.)
- щелевые(фрикативные)-между активным и пассивным органом образуется -щель(В,Ф,Ш и др.)
- слитные(аффрикаты)- образуется смычка, переходящая затем в щель( только ЦЧ)
- дрожащие (вибранты) –активный орган вибрирует.( только Р)
В свою очередь смычные звуки подразделяются на:
-смычно-взрывные – при произнесении звука смычка «взрывается» (Б,П,Д)и
-смычно-проходные – воздушная струя обходит смычку с боков (Л) или через полость носа (М,Н).
По месту образования ( т.е. по тому, какие именно активные и пассивные органы образуют преграду) согласные подразделяют на:
-Губные - активным органом является нижняя губа ( Б,П,Ф,В,М+ их мягкие пары) и
-Язычные - активным органом является язык ( все остальные согласные).
Язычные в свою очередь подразделяются на
-Переднеязычные (Д,Т,Ц,Ч,З,С,Ж,Ш,Н,Л,Р и их мягкие пары)
-Среднеязычные ( только Й)и
-Заднеязычные (К.Г.Х и их мягкие пары).
По пассивному органу, участвующему в образовании преграды, согласные делят на:
- губные( пассивный орган – верхняя губа)
- зубные ( пассивный орган – зубы)
- нёбные ( пассивный орган нёбо)
Небные подразделяют на передне- средне- и задненёбные.
По участию тона (голоса) и шума выделяют сонорные и шумные согласные.
Шумные подразделяют на звонкие ( присутствует тон) и глухие ( только шум).
По положению средней части спинки языка согласные делят на - палатализованные(мягкие) и
-непалатализованные (твердые).
Большинство согласных по этому признаку имеют пары.
Сложная классификация согласных звуков может быть сведена в таблицу для удобства лингвистической характеристики звуков, которая производится по следующему плану:
1)согласный
2)по наличию голоса и шума (звонкости-глухости) + парность по этому признаку
3)по месту образования ( по активному органу, по пассивному органу + уточнения, если есть)
4) по способу образования ( смычный, щелевой, аффрикат, вибрант + уточнения, если есть)
5) по палатализации (твердости-мягкости) + парность по этому признаку.
*Пользуясь таблицей согласных, дайте характеристику звуков Г, В, Й, Ш. *Самостоятельно дайте характеристику звуков в словах КРУГОМ, ЛЕС, ПЕЧКА
Место
образования
Способ
образования
Губные
Язычные
губно-губные
губно-зубные
переднеязычные
средне-язычные
заднеязычные
зубные
передне-нёбные
средне-нёбные
задне –
нёбные
средне-нёбные
тв
м
тв
м.
тв
м.
тв
м.
тв.
м.
тв
м
тв
м
Смычные
взрывные
звонкие
б
б’
д
д’
г
г’
глухие
п
п’
т
т’
к
к’
Проходные
Сонорные
носовые
м
м’
н
н’
боковые
л
л’
Щелевые
звонкие
в
в’
з
з’
ж
ж’
глухие
ф
ф’
с
с’
ш
ш’
х
х’
сонорные
j
Аффрикаты
звонкие
глухие
ц
ч’
Дрожащие
сонорные
р
р’
Таблица согласных
Фонетические изменения в речи.
В речевом потоке звуки часто претерпевают изменения, которые делят на два типа
- позиционные ( обусловленные положением звука в слове) и
- комбинаторные ( происходящие под влиянием соседних звуков)
Позиционные изменения гласных – это редукция. Она бывает количественной (сокращение долготы звука) и качественной (изменение качеств звука). Редукция гласных происходит в безударных слогах. Количественной редукции подвергаются все гласные, находящиеся не под ударением, качественная редукция касается только гласных О,А,Э. Для обозначения звуков , в которые они превращаются, в русской транскрипции существуют специальные знаки –
Редукция гласных отражена в таблице
Ударный слог
1й предударный
Остальные
а
п/т
А
^
Ъ
п/м
А
И
Ь
о
п/т
О
^
Ъ
п/м
О
-
-
э
п/т
Э
Ы
Ъ
п/м
Э
И
Ь
Позиционные изменения согласных происходят только на конце слова м касаются только парных звонких согласных – «оглушение» ( гриб, плод). Остальные изменения относятся к типу комбинаторных. Комбинаторные изменения согласных бывают следующих видов:
1) Ассимиляция ( уподобление одного звука другому по тому или иному признаку).
а) по звонкости-глухости: СБИТЬ ВСЁ СКАЗКА
б) по мягкости-твердости: ПЕСНЯ СТЕПЬ ЯНВАРСКИЙ
в) по месту образования: СШИТЬ ПОЗЖЕ
г) по способу образования: ЛЕТЧИК БЛЮДЦЕ
Все виды ассимиляции осуществляются непоследовательно, и потому их изучение выходит за рамки фонетики в область орфоэпии и орфоэпических норм.
2)Диссимиляция (расподобление согласных). В основном касается заднеязычных согласных (К,Г,Х) - ЛЕГКИЙ МЯГКИЙ
Диссимиляция может быть дистантной, но в современном русском языке она рассматривается как фонетическая ошибка – ЛАБОЛАТОРИЯ , КОЛИДОР,- и часто встречается в детской речи.
3) Аккомодация (взаимное влияние гласных и согласных друг на друга), касается звуков И, Ы.
ИГРА, но РАЗЫГРАТЬ, ПОД ИВОЙ -
4) Упрощение групп согласных (диэреза). Происходит в некоторых словах со сложным для произношения стечением согласных – РАДОСТНЫЙ, СОЛНЦЕ, ГРУСТНЫЙ.
5) Вставной звук (эпентеза): ВОБЛАСТЬ вместо область, ВУМНЫЙ вместо умный, РАДИВО вместо радио. С точки зрения орфоэпии считается ошибкой, встречается в просторечной и диалектной речи.
6) Перестановка слогов ( метатеза).Также квалифицируется как ошибка, хотя в истории языка известны случаи, когда именно метатеза закреплялась как нормативный вариант (ДЛАНЬ –ДОЛОНЬ-ЛАДОНЬ). Метатеза часто встречается в детской речи и обычно сопровождается искажением звукового состава слогов: МОТОЛОК –молоток, БАКЛУКИ – каблуки, КОРВИК – коврик, ШАПЛЯ –шляпа.
7) Гаплология ( выпадение одного из двух ОДИНАКОВЫХ слогов, находящихся рядом) – МИНЕРАЛО(ЛО)ГИЯ. Происходит при образовании сложных слов и обычно закрепляется в литературном языке как норма.
Фонетические изменения, происходящие со звуками в речевом потоке, отражаются в транскрипции, которая наряду с буквами русского алфавита использует еще ряд значков для обозначения вариантов звуков. Транскрипция пишется в квадратных скобках с обязательным указанием ударных слогов.
В связи с наличием вариантов произношения звуков в речевом потоке, в лингвистике возникло понятие ФОНЕМЫ.Под фонемой понимают наименьшую звуковую единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию и представляет собой определенны звуковой тип ( звукотип), который может реализоваться в речи рядом позиционно чередующихся звуков. Фонему записывают в треугольных скобках - <А>
*Опираясь на таблицу позиционных чередований гласных, напишите, какими звуками эта фонема может быть представлена в речи в зависимости от ее положения в слове.
Позиции, в которых звук максимально близок к фонеме (=фонеме), называют сильной, все остальные позиции – слабыми.
Для гласных звуков сильной позицией является положение под ударением.
Для согласных слабые и сильные позиции различаются по звонкости-глухости и твердости-мягкости. Сильной позицией по звонкости-глухости является положение перед гласными, сонорными и перед В.
Сильная позиция по твердости-мягкости – перед гласными( кроме Э,И), перед согласными и на конце слова. Позиции обычно указывают при проведении полного фонетического анализа слова.
В отечественной фонологии ( науке о фонемах) выделилось две фонологические школы – Московская и Ленинградская. Первая соотносит фонемы с буквами и определяет фонемный состав слова по его орфографическому написанию. Вторая соотносит фонемы со звуками. ТАК, с точки зрения МФШ, в слове ОНА присутствуют фонемы О,Н,А, а с точки зрения ЛФШ – фонемы А,Н,А. Поэтому при выделении фонем в словах следует указывать в рамках какой фонологической школы оно производится. Также МФШ не признает самотоятельной фонемой звук Ы, мягкие Г,К,Х.. Нет единства мнений и по поводу выделения долгих мягких Ж и Ш как самостоятельных фонем ( в словах типа ЩЕТКА, ВИЗЖАТЬ).С учетом названных спорных случаев в современном русском литературном языке МФШ выделяет 5 гласных и 34 согласных фонемы, а ЛФШ - 6 гласных и 38 согласных фонем.
В практике логопедов наибольший интерес представляет характеристика звуков( =фонем) и их позиций, что соотносится с позицией ЛФШ, однако для школьных учителей при изучении орфографии весьма актуальным оказывается учение МФШ, связывающее фонему и букву.
Сегментные единицы языка.
Современная фонетика изучает не только звуки, но и более крупные единицы речи - слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза. Их называют сегментными единицами языка. Это те единицы, на которые может быть расчленен речевой поток.
Слог–это комплекс звуков, произносимых одним выдыхательным толчком, в котором сочетаются звуки различной степени звучности. Наивысшей степенью звучности обладают гласные (4), затем идут сонорные(3), звонкие согласные (2) и глухие (1). Слогораздел проходит месте наибольшего спада звучности.
*Самостоятельно проставьте индексы звучности и произведите слогораздел в словах
АСТРА и ТЕАТР.
При сочетании сонорного и шумного звуков, сонорный отходит к предыдущему слогу ПАЛ-КА. Аналогично со звуком Й: ЧАЙ-КА. Два сонорных, стоящих подряд, относят к последующему слогу: ВО-ЛНА. (В современной орфографии слогоделение при переносе может осуществляться по другим принципам).
При осуществлении фонетического разбора слова сначала указывается количество и характер слогов, а затем производится характеристика звуков с указанием слабой или сильной их позиции в данном слове. Слоги делятся на ударные ( произносимые с большим напряжением ) и безударные. По составу они подразделяются на:
- открытые (оканчивающиеся гласным) и
- закрытые (оканчивающиеся согласным)
- неприкрытые (начинающиеся с гласного) и
- прикрытые (начинающиеся с согласного).
* Пользуясь этими классификациями, охарактеризуйте слоги в словах, которые делили на слоги в предыдущем задании.
Фонетическое слово – это одно или несколько слов, объединенных ударением. Обычно в одно фонетическое слово сливаются в речевом потоке предлоги и частицы, которые «примыкают» фонетически к тому слову, к которому относятся: НА СТОЛЕ, У ОКНА, ЗНАЛ БЫ. При этом ударение может падать не только на знаменательное слово, но и на предлог – ЗА РУКУ. При транскрибировании таких слов нужно учитывать, что гласные и согласные в них изменяются так, как если бы это было одно слово:
НА СТОЛЕ -
Речевой такт – это несколько слов, объединенных интонацией и отделенных от другого такта внутри предложения незначительной паузой.
Фонетическая фраза –это ряд слов, объединенных интонацией законченности и отделенных от других фраз большой паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением, что особенно хорошо заметно в стихотворной речи.
К суперсегментным единицам языка относят ударение и интонацию.
Ударение - это выделение в речи той или иной сегментной единицы с помощью фонетических средств. В зависимости от того, какая единица выделяется, различают ударение словесное, тактовое и фразовое. Отдельно рассматривается логическое ударение, которое ставит смысловой акцент на наиболее значимом в данном случае слове: ОН сегодня дежурит? (ср. Он сегодня ДЕЖУРИТ?). Акцентирование нужной единицы может достигаться за счет громкости, повышения тона, увеличения длительности произношения.
Словесное русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью, оно не закреплено за определенным слогом ( ОЗЕРО, ПАКЕТ, МОЛОКО) и может перемещаться даже при образовании форм слова : МОРЕ - МОРЯ . Поэтому правила, связанные с постановкой ударения, выходят в область орфоэпии и культуры речи.
Словесное ударение выполняет смыслоразличительную, стилистическую и грамматическую функции: ЗАМОК-ЗАМОК, МОЛОДЕЦ-МОЛОДЕЦ, ТРАВЫ –ТРАВЫ.
Интонацияпредставляет собой сложное образование, включающее:1) мелодику или различные формы движения тона в звучащем предложении),2)различные виды удврения 3) тембровые варианты и 4) паузы. Накладываясь на линейную структуру речи, служит важнейшим средством различения смысла воспринимаемой на слух речевой цепочки или отдельного слова. Интонация может изменить смысл сказанного вплоть до противоположного: МОЛОДЕЦ! – похвала и МОЛОДЕЦ! – порицание. С помощью интонации различаются вопрос, повествование, восклицание, побуждение, скрытый смысл, подтекст высказывания, выражает эмоции, оформляет высказывание как единое целое, при этом выделяя в нем отдельные части, важные в смысловом отношении.