Продуктивность усвоения учебного материала во многом определяется интенсивностью и качеством самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа предполагает: формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний; закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, экзаменам; выполнение курсовых работ.
Самостоятельный труд развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, волю, упорство в достижении поставленной цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что приводит к развитию и созданию собственногомнения, взглядов. Умение работать самостоятельно, необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей творческой деятельности.
Основу самостоятельной работы студента составляет работа с учебной и научной литературой и правовыми источниками. Из опыта работы с книгой (текстом) следует определенная последовательность действий, которой целесообразно придерживаться. Сначала следует прочитать весь текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного). Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения более глубоко вникнуть в смысл и запомнить отдельные положения и вопрос в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана.
Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.
Подготовку к семинарскому или практическому занятию можно строить в три этапа:
1. организационный этап;
2. этап основной работы;
3. заключительный этап.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию.
Начинать его надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение возможностей практического применения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Целесообразно делать пометки.
Третий этап - составлением плана или конспекта по изучаемой теме.
В процессе подготовки к занятиям можно также использовать метод взаимного обсуждения материала с другими студентами.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Темы рефератов
1. Гражданский процесс: понятие, предмет, стадии.
2. Основные положения и принципы гражданского процесса.
3. Подведомственность и подсудность дел в гражданском процессе.
4. Участники гражданского процесса.
5. Представительство в суде.
6. Доказательства в гражданском процессе.
7. Приостановление, прекращение производства по делу.
8. Оставление иска без рассмотрения в гражданском процессе.
9. Исковое заявление. Порядок предъявления иска в гражданском процессе.
10. Судебное разбирательство в гражданском процессе.
11. Решение суда.
12. Производство в апелляционной инстанции.
13. Производство в кассационной инстанции.
14. Производство в порядке надзора.
15. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.
16. Исполнение судебных актов.
17. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
18. Состав суда. Подведомственность и подсудность.
19. Лица, участвующие в деле, и иные участники гражданского процесса.
20. Обеспечение иска в суде.
21. Приостановление производства по делу в суде.
22. Прекращение производства по делу в суде. Оставление иска без рассмотрения. Судебные расходы.
23. Процессуальные сроки.
24. Судебные штрафы.
25. Производство в суде первой инстанции.
26. Предъявление иска в суде первой инстанции.
27. Подготовка дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции.
28. Судебное разбирательство в суде первой инстанции.
29. Решение суда.
30. Определение суда.
31. Особенности производства по отдельным категориям дел.
32. Производство по пересмотру решений.
33. Производство в апелляционной инстанции.
34. Производство в кассационной инстанции.
35. Пересмотр актов суда в порядке надзора.
36. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу.