В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:
1) формально-логическое отрицание,в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;
2) метафизическое отрицание,в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;
3) диалектическое отрицание,основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.
Таким образом, отрицание отрицанияпредполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.
В этом заключается сущность рассматриваемого закона.
Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:
• две стороны антагонизма – положительную и отрицательную;
• нарастание отрицательной противоположности;
• преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;
• отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.
Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.
Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.
Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.
ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
Картина мира– упорядоченная система знаний, ценностных поведенческих ориентиров, мировоззренческих установок. Противоположными по своей идейной направленности являются религиозно-идеалистическая и диалектико-материалистическая картины мира.
Религиозно-идеалистическое понимание мира основано на идее сотворенности мира Богом. Природа человека рассматривается как наиболее близкая к природе Бога. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: телесному (физическому) миру природы и бестелесному миру духа. Человек имеет бренное тело и бессмертную душу. История человечества начинается с грехопадения и должна закончиться спасением. Цель земной жизни человека – спасение благими делами его бессмертной души. Однако это спасение возможно только по милости Божьей. Примерно таковой является религиозно-идеалистическая картина мира, и не только в христианстве, но и в ряде других монотеистических религий – иудаизме и исламе.
Многие философы-идеалисты либо полностью разделяли то или иное религиозное мировоззрение, либо заимствовали из него отдельные черты, такие как вера в Бога, в бессмертие человеческой души, либо такое противопоставление мира духа материальному миру, когда дух (или сознание одного человека) провозглашается первичным, а материя – вторичной.
Диалектико-материалистическая картина мира свое наиболее полное развитие получила в марксизме. В качестве основы бытия здесь признается материя. Бытие, Вселенная понимаются как бесконечно развивающееся многообразие единого физического мира. Этот мир существует независимо от сознания как отдельного человека, так и человечества в целом.
Диалектико-материалистическая картина мира основана на трех великих научных открытиях:
1) законе сохранения энергии, который утверждает сохранение энергии и ее переход из одного качества в другое;
2) установлении клеточного строения тел, которое показало материальную структуру всего живого;
3) теории эволюции Ч. Дарвина, которая обосновывает мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле.