Обследование населения по проблемам занятости позволяет в едином измерении формировать согласованные между собой данные о распределении населения на три категории: занятые, безработные, экономически неактивное население. Отнесение респондентов к одной из указанных категорий производится не на основе их мнения, кем они себя считают - занятыми, безработными или неактивными, а на основе сочетания ответов на вопросы Анкеты, которые последовательно задаются респондентам, с целью выяснить их статус экономической активности.
Методология классификации населения по экономической активности разработана с учетом международных стандартов, установленных Международной организацией труда (МОТ).
К занятому населению относятся лица, которые в обследуемую неделю:
выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму (как с привлечением, так и без привлечения наемных работников) для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения прибыли или дохода за свою деятельность;
временно отсутствовали на работе по различным причинам;
выполняли работу в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику.
К занятому населению также относятся лица, выполнявшие в обследуемую неделю работы по производству в домашнем хозяйстве товаров или услуг, в том числе продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, и ее переработке, если производимая (или переработанная) продукция используется для продажи или обмена.
Не включаются в категорию занятого населения лица, выполнявшие в обследуемую неделю работы по производству в домашнем хозяйстве товаров или услуг только для собственного потребления.
Безработные в соответствии с определениями МОТ - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
не имели работы (доходного занятия);
занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы;
были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды классифицируются в качестве безработных на общих основаниях, если они соответствовали указанным критериям.
Обычно, когда речь заходит о численности безработных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В 2010г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследований населения по проблемам занятости в 3 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных.
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения.
Как вытекает из положений законодательства о занятости населения в Российской Федерации, безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях1). При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В среднем за 2011г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 0,6 млн.человек, или 12,8% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них около 37% составляли лица (включая моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, и 63% - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях.
Кроме факторов методологического характера, которые влияют на различие размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57-60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
_______________ 1)Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
О дифференциации заработной платы в Российской Федерации
Информация о заработной плате подготовлена на основе текущих обследований организаций (включая малые предприятия) о численности и заработной плате работников.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по экономике исчисляется исходя из фонда начисленной заработной платы работников списочного состава организаций, заработной платы внешних совместителей и работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, деленного на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. Заработная плата работников по видам экономической деятельности определяется исходя из фонда заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей.
В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Состав выплат, входящих в заработную плату, максимально приближен к международным стандартам.
Реальная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде, с учетом изменения цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
1. В I полугодии 2011г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций составила 22277 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 11,8%.
В 2010г. произошло увеличение темпов роста номинальной и реальной заработной платы. В 2010г. среднемесячные темпы прироста номинальной заработной платы составляли в среднем 1,0%, против 0,6% в 2009 году. Уровень реальной заработной платы в 2010г. по сравнению с предыдущим годом составил 105,2% (в 2009г. - 96,5%). В I полугодии 2011г. реальная заработная плата составляла только 102,1% от уровня соответствующего периода 2010 года.
Таблица 1
Динамика номинальной и реальной среднемесячной начисленной заработной платы
Наиболее высокий уровень заработной платы у работников организаций по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых и финансовой деятельности. Разрыв между их среднемесячной заработной платой и заработной платой в среднем по стране в I полугодии 2011г. составил 1,9-2,4 раза. Самая низкая заработная плата отмечается у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, а также текстильного и швейного производства, в I полугодии 2011г. она составляла, соответственно, 50% и 47% от среднероссийского уровня.
Отстает уровень заработной платы работников организаций преимущественно бюджетного финансирования. Так, среднемесячная заработная плата работников образования в I полугодии 2011г. составила 66% от среднероссийского уровня, здравоохранения и предоставления социальных услуг - 74%.
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности
Рублей
В % к соответствующему периоду предыдущего года
2005г.
2009г.
2010г.
I полу- годие 2011г.
2005г.
2009г.
2010г.
I полу-годие 2011г.
Всего
126,9
107,8
112,4
111,8
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
120,9
113,5
110,9
113,2
рыболовство, рыбоводство
144,4
117,5
103,8
105,8
добыча полезных ископаемых
117,1
106,5
112,8
113,0
в том числе: добыча топливно- энергетических полезных ископаемых
117,9
106,4
111,3
111,8
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
121,1
104,9
117,6
118,0
обрабатывающие производства
123,0
103,3
115,0
115,0
из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
120,4
112,4
110,6
109,5
текстильное и швейное производство
118,7
106,7
114,2
107,1
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
124,4
105,8
112,6
112,0
обработка древесины и производство изделий из дерева
127,7
96,9
116,2
114,7
целлюлозно-бумажное производство; издатель- ская и полиграфическая деятельность
119,3
100,4
113,5
114,1
производство кокса и нефтепродуктов
141,3
108,7
109,5
112,7
химическое производство
129,2
106,6
114,4
114,7
производство резиновых и пластмассовых изделий
115,5
102,9
113,8
112,3
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
123,4
98,1
112,9
116,2
металлургическое произ- водство и производство готовых металлических изделий
111,6
98,8
117,9
115,8
производство машин и оборудования
128,6
100,4
118,2
115,9
производство электрообо- рудования, электронного и оптического оборудования
127,8
104,5
116,2
117,1
производство транспорт- ных средств и оборудо- вания
119,8
100,2
119,6
120,2
производство и распределе- ние электроэнергии, газа и воды
123,1
113,1
112,1
112,3
строительство
123,8
97,6
116,8
113,9
оптовая и розничная тор- говля; ремонт автотранс- портных средств, мотоцик- лов, бытовых изделий и предметов личного пользования
133,6
106,9
115,3
113,0
гостиницы и рестораны
127,4
108,1
108,0
110,7
транспорт и связь
121,8
107,9
114,2
113,2
из них связь
126,9
105,0
116,0
114,4
финансовая деятельность
129,2
101,2
118,3
113,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
131,3
106,3
113,3
112,2
из них научные исследо- вания и разработки
124,5
113,0
114,2
114,0
государственное управле- ние и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
138,7
112,3
104,8
105,6
образование
129,2
117,5
105,9
106,8
здравоохранение и предос- тавление социальных услуг
128,1
113,6
106,1
106,8
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
130,4
111,3
108,6
109,6
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
129,8
111,5
106,5
109,2
В организациях большинства видов экономической деятельности размеры заработной платы существенно различаются в зависимости от форм собственности организаций.
В 2010г. заработная плата организаций с иностранной формой собственности по укрупненным видам экономической деятельности была в 1,4-2,9 раза выше среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности.
В организациях с частной формой собственности, осуществляющих деятельность в строительстве; сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; оптовой и розничной торговле (в которых занято от 81% до 90% работников соответствующих видов деятельности), заработная плата ниже, чем в организациях государственной формы собственности, соответственно, на 16%, 17% и 32%.
Высокая заработная плата работников наблюдалась в организациях финансовой деятельности государственной формы собственности (61,2 тыс.рублей), где работники системы Центрального банка Российской Федерации составляют две трети.
Наиболее низкие размеры заработной платы отмечались в муниципальных организациях, осуществляющих деятельность в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, в которых занято более половины работников этих видов деятельности.
1 - Финансовая деятельность 2 - Добыча полезных ископаемых 3 - Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4 - Транспорт и связь 5 - Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 6 - Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7 - Строительство 8 - Обрабатывающие производства 9 - Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного поль- зования 10 - Предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг 11 - Здравоохранение и предоставление социальных услуг 12 - Образование 13 - Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
В целом по экономике заработная плата выше среднего уровня в более крупных организациях. За декабрь 2010г., в организациях с численностью более 1000 человек средняя заработная плата была на 17% выше среднероссийского уровня. В зависимости от вида экономической деятельности складываются различные соотношения средней заработной платы по группам организаций с различной численностью работников.
Таблица 3
Соотношение среднемесячной заработной платы по организациям1) в зависимости от численности работников со средним уровнем по видам экономической деятельности в декабре 2010 года
в % к средней заработной плате по соответствующему виду деятельности
Организации со среднесписочной численностью работников, человек
до 49
50-100
101-250
251-499
500-999
1000 и более
Всего
79,3
81,1
93,8
99,3
100,5
116,6
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
111,2
91,4
87,6
98,9
114,4
137,4
рыболовство, рыбоводство
52,7
97,0
122,4
101,4
79,8
97,5
добыча полезных ископаемых
104,7
89,1
79,7
88,8
94,6
107,2
обрабатывающие производства
99,3
90,4
88,5
90,7
94,6
108,5
из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
88,7
73,8
76,6
90,9
104,0
143,8
текстильное и швейное производство
88,6
102,4
104,2
95,5
104,9
95,0
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
81,9
91,6
86,9
88,2
111,3
143,4
обработка древесины и производство изделий из дерева
87,3
88,4
90,8
95,5
107,1
105,3
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
73,2
91,4
109,0
127,7
108,2
98,4
производство кокса и нефтепродуктов
в 2,1р.
66,3
91,0
118,6
111,7
97,7
химическое производство
136,4
109,0
102,7
108,9
102,2
97,3
производство резиновых и пластмас- совых изделий
157,1
96,7
102,4
107,2
103,2
88,8
производство прочих неметаллических минеральных продуктов
110,8
95,4
92,8
94,5
104,2
109,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
93,8
73,6
73,4
75,5
88,5
109,3
производство машин и оборудования
124,3
109,7
104,0
96,7
92,7
101,5
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
155,1
122,1
119,2
111,2
93,9
90,6
производство транспортных средств и оборудования
163,2
139,1
98,2
95,0
103,3
99,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
71,5
73,7
91,7
103,2
111,6
106,4
строительство
91,3
84,2
88,5
99,2
102,6
122,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
90,1
87,5
92,5
98,4
116,5
109,4
гостиницы и рестораны
67,8
76,4
93,4
111,9
112,4
139,8
транспорт и связь
81,3
83,0
88,8
93,2
101,6
113,9
из них связь
83,4
92,8
87,4
88,2
121,5
105,6
финансовая деятельность
47,9
64,8
74,6
98,6
89,5
154,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
75,9
90,3
104,2
104,3
110,1
104,3
из них научные исследования и разработки
112,9
94,9
101,0
95,9
106,9
97,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
84,8
101,5
111,4
104,1
99,2
99,7
образование
72,2
80,5
90,3
88,4
92,6
133,9
здравоохранение и предоставление социальных услуг
83,4
81,2
87,3
89,7
89,7
128,3
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
64,0
79,6
96,5
140,8
106,0
197,6
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
57,0
76,7
97,0
157,5
114,6
в 2,1р.
1) Без организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
2.Территориальная дифференциация уровня заработной платы обусловлена структурой видов экономической деятельности субъектов Российской Федерации, их природно-климатическими условиями. Наиболее высокая заработная плата складывается в регионах размещения организаций по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, где на уровень оплаты труда значительное влияние оказывают доплаты работникам по районным коэффициентам и надбавки за непрерывный стаж работы в организациях, расположенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях.
Самый высокий размер среднемесячной начисленной заработной платы складывается (с учетом районных коэффициентов) у работников организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, а самый низкий - у работников организаций Республики Дагестан. Размер заработка у работников организаций Ямало-Ненецкого автономного округа в 5 раз выше, чем у работников организаций Республики Дагестан.
Таблица 4
Изменение среднемесячной начисленной заработной платы по федеральным округам Российской Федерации
рублей
2000г.
2005г.
2009г.
2010г.
I полугодие 2011г.
Российская Федерация
в том числе по федеральным округам: Центральный
Северо-Западный
Южный
Северо-Кавказский
Приволжский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
Различны размеры заработной платы работников в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа: от полуторократного соотношения между наибольшими и наименьшими заработками в Приволжском федеральном округе до трехкратного соотношения - в Уральском федеральном округе. При этом в I полугодии 2011г. разница между наибольшей и наименьшей среднемесячной начисленной заработной платой в Приволжском федеральном округе составляла 6 тыс.рублей, тогда как в Уральском федеральном округе - 27 тыс.рублей.
Таблица 5
Среднемесячная начисленная заработная плата по федеральным округам Российской Федерации в I полугодии 2011 года
Федеральные округа
Среднемесячная начисленная заработная плата
Максимальная и минимальная заработная плата внутри федерального округа
Справочно стоимость фиксированного
рублей
в % к соответствующе-му периоду предыдущего года
субъекты Российской Федерации1)
Среднемесяч-ная заработная плата, рублей
набора потре-бительских товаров и услуг в июне 2011г., рублей
Центральный
112,8
г.Москва Брянская область
41430 13311
13040 8101
Северо-Западный
110,1
Мурманская область Псковская область
30426 15190
11640 8564
Южный
110,2
Краснодарский край Республика Калмыкия
17323 11601
8880 8165
Северо- Кавказский
109,8
Ставропольский край Республика Дагестан
14689 10620
9278 7963
Приволжский
111,8
Пермский край Республика Мордовия
18395 12016
9395 8186
Уральский
112,0
Тюменская область Курганская область
40796 14026
11224 8542
Сибирский
110,8
Красноярский край Алтайский край
24299 12772
9621 7900
Дальневосточный
111,5
Чукотский авт.округ Еврейская авт.область
50137 21785
16090 10614
1) Автономные округа входят в состав края, области.
3. Покупательная способность заработной платы снижается из-за несвоевременного получения работниками заработной платы. Несмотря на снижение в последние годы масштабов задолженности по заработной плате, проблема невыплат, возникшая в начале 90-х годов прошлого столетия, еще затрагивает значительную часть работников различных видов экономической деятельности.
Сведения о просроченной задолженности по заработной плате собираются с месячной периодичностью от организаций всех форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства, основной вид деятельности которых относится к следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях; лесозаготовки; рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; деятельность транспорта; управление недвижимым имуществом; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; деятельность в области культуры.
Удельный вес видов экономической деятельности, охваченных федеральным статистическим наблюдением за просроченной задолженностью по заработной плате, составляет около 80% от общей численности работников и фонда заработной платы по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства всех видов экономической деятельности.
Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком, независимо от источников финансирования.
По сведениям организаций, просроченная задолженность по заработной плате, достигнув наибольших размеров на 1 октября 1998г. (88,1 млрд.рублей - без федеральных органов власти и органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства) начала постепенно снижаться и к концу сентября 2011г. сократилась почти в 37 раз, составив 2,4 млрд.рублей. В 2011г. наибольший размер просроченной задолженности был отмечен на 1 марта (3,0 млрд.рублей). С начала 2011г. просроченная задолженность по заработной плате сократилась на 0,5%.
На 1 октября 2011г. задолженность по заработной плате имелась перед 93 тыс.человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них две трети составляли работники организаций сельского хозяйства и обрабатывающих производств.
Основной причиной задолженности по выплате заработной платы является отсутствие у организаций собственных средств для расчетов с работниками, удельный вес указанной задолженности в общей сумме просроченной задолженности на 1 октября 2011г. составлял 99,2%. Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составила соответственно 0,5%, 0,2% и 0,1%.
Кроме того, задержки по заработной плате перед работниками возникают из-за несвоевременного финансирования бюджетных организаций, а также недополучения организациями бюджетных средств на выполнение государственных производственных программ. Доля задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней в общей сумме на 1 октября 2011г. составила менее 1%.
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 13 млн.рублей (70,2%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 октября 2011г. задолженность по выплате заработной платы 2011г. составляла в общей сумме задолженности 52%, в том числе в обрабатывающих производствах - 49%, строительстве - 54%, сельском хозяйстве, охоте и лесозаготовках - 57%.
Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2010г., приходится 580 млн.рублей (24,3%), в 2009г. и ранее - 564 млн.рублей (23,6%).
Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства и представивших сведения, на 1 октября 2011г. составила 869 млн.рублей (36%), из которых 54% приходится на организации обрабатывающих производств, 23% - на строительные организации.
На начало октября 2011г. просроченная задолженность по заработной плате в расчете на одного работника, перед которым имелась задолженность, в среднем составляла 25,6 тыс.рублей (при среднемесячной начисленной заработной плате 24,9 тыс.руб-лей по организациям всех форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства за август 2011г.). Размер невыплаченной в срок заработной платы в расчете на одного работника в текстильном и швейном производстве составлял 17,1 тыс.рублей, что превышает среднемесячную начисленную заработную плату в данном виде деятельности в 1,5 раза.