Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К вопросу 8. Современные тенденции и проблемы развития музыкального образования

Муз образование – процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для ведения музыкальной деятельности а также совокупность этих ЗУН, полученных в результате обучения.

Речь пойдет о последнем 15-летии, ознаменованном кардинальным переходом России к рыночной экономике.

За этот период система муз. образования претерпела существенные изменения. В сов. эпоху было 3 вида вузов, дававших музыкальное образование: консерватории и институты искусств (готовили профессиональных исполнителей и музыковедов по единым уч. планам), институты культуры (готовили специалистов по муз. специальностям для работы с самодеятельностью), муз фак-ты пед институтов (учителей музыки). Теперь разнообразие вузов: музыкантов готовят в консерваториях, муз. академиях, на музыкальных фак-тах институтов культуры и искусств, институтов изящных искусств, православной академии, в университетах (везде открыты исполнит. специальности, чего раньше не было). В вузах открывается обучение по новым специальностям, которые востребованы соврем. обществом: эстрадно-джазовое пение, балетоведение, музыкальный редактор, муз. критика, муз. звукорежиссура, звукорежиссура массовых представлений, музыкальны менеджмент, кураторирование муз. проектов, муз. продюсирование и др. В обучении традиционным специальностям появилсь предметы по выбору и факультативы (не обозначенные в учебных планах), что дает простор инициативе педагогов и студентов.

Средние муз заведения. Раньше были муз. училища, муз отделения в училищах искусств (проф. исполнителей ср. квалификации) и муз отделения пед училищ и училищ культуры, готовивших соответственно учителей музыки (муз руководителей ДОУ) и кадры для самодеятельности. Теперь муз училища преобразовываются в муз. колледжи (искусств).

Набл. тенд к общему снижению уровня музык. образования, что обусловлено рядом причин.

- отсутствие отбора и конкурса (за искл. Москвы и Петерб.) во всех звеньях муз. образов. Низкий престиж профессии ввиду низкой оплаты труда, и ввиду насаждения СМИ вместо пропаганды традиционных ценностей (культуры, гуманит. образования), прагматические установки в эпоху всеобщего потребления. (финансы, менеджмент, психология, управление – но перепроизводство кадров). Объяснение – новые вкусы и потребности в ХХ1 веке. Монополия государства на организацию концертной жизни полностью разрушена. Новые отриц. тенденции в муз иск-ве:

- Муз глухота в результате отставания общего муз образования (наследие сов эпохи – 1 час музыки в школе), и оттока детей из муз школ. Обесценивание музыки ввиду ее большой доступности (фонозаписи, Интернет). Высокую музыку некому потреблять.

- Забалтывание и обесценивание классической музыки (ограниченный перечень исполняемых произведений, низкопробные эстрадные и джазовые аранжировки шедевров), и превращение музыки в фон (на вокзалах, турникетах метро, сотовых телефонах).

- Высокая музыка стала не конкурентноспособным товаром, и безжалостно изгоняется с рынка, т.к. в настоящий момент берет верх идея коммерциолизации искусства, Тезис о материальной полезности как как всеобщем мериле человеческой потребности губителен для искусства. В иск-ве дествует критерий социальной полезности ….(но видимо приоритет чисто коммерческих тенд. неизбежен в переходную эпоху, хотя она затянулось, есть и недальновидность политиков и отсутствие полит воли для изменения ситуации). Встает проблема обновления концертного и учебного репертуара.

- массовый отток лучших музыкальных педагогов за рубеж.

- отсутствие у многих современных студентов-музыкантов интереса и мотивации к учебе, к овладению профессиональным муз. ремеслом, их низкая творческая активность.

- невостребованность выпускников музыкальных специализаций в регионах (не в столицах).

- проблемы, вытекающие из единообразия программ муз. школ. Не всех надо готовить к проф. Деятельности. Нужны гибкие и инд. программы обучения разные, для тех кто будет продолжать профессиональное муз обучение, и для тех, кто учится музыке для общеэстетического развития и станет подготовленным потребителем классической музыки.

- Угроза уничтожения лучших традиций муз. образования, которые заложены Чайк, Р-К., братьями Рубинштейн и доказали свою жизнеспособность и эффективность на мировом уровне. Но порой они обявляются чуть ли не анахронизмом. (Проблема перехода на систему Бакалавр.-Магистрат. для худ. специальностей)

- планы на закрытие большинства фактически бесплатных муз. школ и их перевод их на хозрасчет….

- крен в деятельности начальных и средних муз. учеб заведений к концертной деятельности (приносящей заработок) в ущерб учебному процессу. ). К этому вынуждает низкое финансирование гос-вом.

Вопрос о том как сложить новый имидж музыкального образования (для начального и среднего звена) – см. статью Д.Кирнарской - газета.

В самые последние годы намечаются положительные тенденции. Даже шоу-бизнес требует повышения уровня исполнительства, и вокального и с сопровожд. живых музыкантов, концертные организации наполняются нашими студентами, православная церковь востребовала российских выпускников-музыкантов. Остается надеяться, что идеи национального возрождения не обойдут очаги музыкальной культуры и будут способствовать в том числе развитию музыкального образования

- о преобразовании трехступенчатой системы в двухступенчатую: бакалавриат – магистратура. Болонские соглашения.

Концепция двухуровневого образования еще в стадии обсуждения и разработки. Но вводить ее надо с 2011 г. Вас это не затронет. (бакалавры). Здесь много проблем. (См. «Муз-теор образование в свете Болонск. соглашений» стр. 16-20; 4-9. «Актуальные вопросы муз.пед. науки» – 2008, стр. 9-12.

Стоят задачи и актуальные проблемы, ждущие своего решения. «Вокальное образование в Х1Х веке» - 2008, стр. 6-10.).

+ развитие региональной музыкальной культуры и изучение ее в учебных заведениях. Региональная культурная политика.

- возрождение и развитие музыкальной культуры и муз. образования в Российской провинции, в том числе поддержка молодых дарований.

- пересмотр учебных планов и полная переработка учебных программ в русле современных требований общества (учить широко и гибко мыслить, учить учиться и добывать знания., так как базовые знания обновляются каждые полтора-два года). Но не путать знания с муз. навыками, и исполнительской школой, которые приобретаются только в общении с педагогом.

- Необходимость корректировать преподавание общественных, гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин в зависимости от специальности учащегося (пока мы далеки от этого).

- изучение новых музыкально-педагогических технологий (важно для педагогов музыкантов), в том числе с применением компьютера.

- обучение студентов тому, как вести свои финансы, общаться с официальными лицами, искать работу, где искать финасы для реализации муз.-т ворч проектов и поддержки творч. коллективов (фракндейзинг), гранты, благотворительность, участие в заявках на культурные программы и др. При этом важно сохранить все самое ценное, что накоплено отечественными традициями музыкального образования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.