Итак, применительно к столбовому стоянию в режиме обратного круга мы рассмотрели восемь различных вариантов. Какой конкретный метод практики выбрать из всего этого многообразия?
Самый простой и высокоэффективный вариант столбового стояния – это «ладонь-кулак на весу» при параллельной позиции стоп. Если вы в растерянности и затрудняетесь в выборе – рекомендую остановиться именно на этом варианте, как наиболее подходящем для постоянной практики.
Второй методический подход заключается в свободном чередовании различных вариантов столбового стояния, в зависимости от текущей энергетической ситуации. Этот методический подход уже был мною рассмотрен в этой же главе под названием «оседлать гребень энергетической волны». Ещё лучше, если имеется такая возможность, – обратиться к компетентному наставнику, который составит оптимальную для вас программу занятий.
* * *
В самом начале стояния столбом необходимо выполнить настроечную технику «трёх расслаблений».
а) Нижнее расслабление.
Требуется прочувствовать и расслабить нижнюю часть тела, прежде всего, ноги и поясницу.
б) Верхнее расслабление.
Требуется прочувствовать и расслабить зоны надплечий[189]и весь плечевой пояс.
в) «Психическое» расслабление.
Это наиболее сложная форма предварительной настройки, поэтому остановимся на ней более подробно. Когда мы приступаем к своей практике, кроме многочисленных мышечных зажимов – зон избыточного напряжения в нашем физическом теле, – также имеются весьма сильные и при этом плохо осознаваемые зажимы и напряжения в нашей психике. Они представляют собой психические эквиваленты и психические соответствия мышечных зажимов. Для того, чтобы ослабить их действие, мы и используем технику психического расслабления. Об этом уже много говорилось в I части данного тома, в главах, посвященных медитации-самонаблюдения и медитации-присутствия, к которым я и отсылаю заинтересованного читателя. Здесь же я дам эту технику предельно кратко, без подробных разъяснений. Психическое расслабление прежде всего состоит в том, что вы мысленно повторяете следующие ключевые (настроечные) слова: «Расслабление, спокойствие». После этого следует ослабить основные психические блокировки современного человека, из-за которых он находится в постоянном психическом напряжении, в состоянии хронической внутренней зажатости. Это, во-первых, тревога и страхи, а во-вторых – нетерпимость, гневливость и раздражительность.
Для ослабления повышенной тревожности необходимо мысленно сказать себе: «Я доверяю жизни», а для ослабления нетерпимости и гневливости – «Я согласен, я принимаю. Да». При регулярной, систематической практике эти простые слова производят очень глубокое воздействие, постепенно изменяющее личность практикующего. Без такой предварительной настройки вы будете выполнять столбовое стояние в зажатом состоянии, а это очень сильно снизит его эффективность. Ключевые слова, используемые для «психического» расслабления, т.е. для снятия психических зажимов, это: спокойствие, доверие к жизни и принятие. «Три расслабления» позволяют в значительной степени ослабить психосоматические зажимы и освободить внутреннее пространство с тем, чтобы жизненная энергия могла свободно и беспрепятственно циркулировать как внутри самого тела, так и между нашим телом и окружающим пространством.
После выполнения настроечной техники «трёх расслаблений» можно переходить непосредственно к медитации-присутствия, к её базовой внутренней технике. Так же, как и в медитации-самонаблюдения, главное здесь – прекращение привычной работы ума, прекращение думания и принятие осознания всего, что есть в теле и в окружающем мире, в качестве главной психической деятельности. Таким образом, принципиально важен переход от думания к «чистому» восприятию, к созерцанию. Как уже неоднократно упоминалось, исходным плацдармом для медитации-присутствия является созерцание неоднородности ощущений физического тела. Однако этим мы не ограничиваемся, а стремимся выйти своим сознанием в окружающее пространство. Для этого, на протяжении всего периода столбового стояния периодически нужно выполнять следующие настроечные действия.
1) Прочувствовать, т.е. выйти своим осознающим вниманием в пространство, расположенное спереди.
6) Прочувствовать пространство, расположенное сверху (над головой).
7) Прочувствовать окружающее пространство одновременно со всех сторон.
Полностью эту последовательность настроечных действий нужно выполнять только в первые 2-3 недели практики столбового стояния. В дальнейшем вполне достаточно только одного, последнего настроечного действия (прочувствовать окружающее пространство одновременно со всех сторон). Такую настройку полезно делать время от времени на протяжении всего занятия, однако особенно важно её выполнять в самом конце столбового стояния.
* * *
По завершении столбового стояния следует выполнить специальное завершающее упражнение – качание вперёд-назад, которое активизирует циркуляцию энергии в ножных каналах и помогает снять застойные явления в области ног. Такой выход из столбового стояния выполняется согласно следующей инструкции.
Плавно переводим руки вниз, в позицию «по швам», после чего выполняем медленное покачивание в направлении вперёд-назад, с пяток на носки. Существенно важно не делать это покачивание слишком амплитудным. Другими словами, не следует допускать чрезмерного отрыва пяток или носков от пола. Качаться следует медленно, плавно и медитативно. Рекомендуемая продолжительность этого завершающего упражнения – 1-2 минуты. При желании (в том случае, если возникли выраженные энергетические эффекты в сочетании с особым восприятием нижнего пространства) – можно выполнять такое медитативное покачивание значительно большее время. В этом случае оно, фактически, используется как динамическая разновидность столбового стояния, парадоксальным образом сочетающая в себе статику и динамику.
Послесловие
Человек современной западной культуры попал в тупиковую ситуацию мировоззренческого вакуума. Научно-материалистическое мировоззрение лишено духовного содержания и никак не может быть вдохновляющим. Религиозное мировоззрение слишком многого требует от умного и образованного человека, принуждая его отречься от права на самостоятельные суждения. Современный человек Запада уже научился думать и отказаться от этой способности в пользу слепой веры он уже не может. Таким образом, современная наука – это разум без души, а современная религия – это душа без разума. В результате и то, и другое оказывается ущербным.
Разве можно считать полноценным научное познание, которое полностью игнорирует существование высшей реальности, познание, в котором нет опоры на интуитивную мудрость-праджню, для которого нет ни тонкоматериальной, ни духовной составляющей нашего бытия? Разве можно считать полноценной религиозную духовность, которая требует от своих последователей слепой и безрассудной веры в вещи, абсолютно несовместимые со здравым смыслом, веры, которая требует отказаться от естественной способности человека к самостоятельному познанию?
По моему глубокому убеждению, будущее принадлежит мировоззрению нерелигиозной духовности, которое качественно отличается как от материализма, так и от религии. Это мировоззрение и соответствующий ему путь духовного развития и представлены в данной работе.
Книга «Путь без иллюзий» никоим образом не сводится к развёрнутой критике тех учений и взглядов, которые я считаю устаревшими и не соответствующими реальному положению вещей. В ней, в достаточно развёрнутой форме, дано конструктивное изложение мировоззрения нерелигиозной духовности, начиная от его философских аспектов и заканчивая вполне конкретными практическими наставлениями.
Вообще говоря, опровержением ошибочных мнений и ложных взглядов можно заниматься до бесконечности. Однако дело это неблагодарное и малоперспективное. Многоликая неадекватность, присутствующая в этом мире, подобна многоголовой гидре из античного мифа о подвигах Геракла. Отсекаешь ей одну голову, и тут же, на смену вырастают три новые. Поэтому главная задача этой книги не в том, чтобы раскритиковать определённые взгляды и концепции и заменить их своими собственными. Весь пафос моей книги в ином – в том, чтобы найти тот корень, из которого произрастают всевозможные ошибки и заблуждения и указать средство к его уничтожению. На мой взгляд, такой первопричиной любой существующей в этом мире неадекватности является господствующий в наше время способ познания. Речь идёт о рациональном познании, главными инструментами которого служат дискурсивное мышление и речь. Таким образом, подлинное решение проблемы принципиальной ущербности существующего способа познания, проблемы нашей, воистину чудовищной, тотальной неадекватности состоит в принятии новой познавательной парадигмы. На смену познанию рациональному (ratio – лат. разум) должно придти познание интуитивное, на смену человеку разумному должен придти человек мудрый, на смену человеку размышляющему – человек медитирующий.
Что же касается самого автора данной книги, то он ни в коем случае не претендует на обладание врожденным иммунитетом против совершения ошибок. На самом деле в природе не существует такой вещи, как безошибочность. Существуют только разные уровни адекватности, о коей самому человеку судить довольно трудно. Вообще говоря, любая плодотворная концепция, любая продуктивная система знаний подобна живому дереву, которое растёт и развивается. Такое дерево каждую осень сбрасывает старую листву, а каждую весну на нём появляются новые листья. Неизменной же остаётся только пластмассовая ёлка. Претензии на абсолютную безошибочность нелепы именно потому, что они одновременно означают претензии на исчерпывающую полноту и завершенность системы знаний. Однако эта полнота и завершенность сильно напоминает покойницкую. Всё, что плодотворно, всё, что живёт и дышит, всегда имеет некую незавершенность, а стало быть и потенциал для дальнейшего развития. Надеюсь, что именно такой и является моя книга.
* * *
Как говорил мудрый испанец Ортега-и-Гассет, таинственный и многоликий кризис нашего времени проявляется, прежде всего, как торжество посредственности. И он совершенно прав. Горестными приметами нашего времени являются абсолютное преобладание жизни приземлённой и весьма низкое качество человеческой личности. Тем не менее, этот затянувшийся кризис уже подходит к своему завершению. Наступают новые времена, при которых произойдёт радикальная смена мировоззрения и появление новой познавательной парадигмы. На смену современной гипердемократии с её доведенными до абсурда принципами свободы и равенства, придёт новая аристократия, аристократия способностей, заслуг и достоинств. На смену приземленной жизни, со всеми её убогими идеалами общества массового потребления, придет иная жизнь, – жизнь окрыленная, жизнь, насыщенная духовными поисками и творчеством, жизнь, основанная на постоянном усилии самопреодоления. Вспомним Гёте: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идёт на бой».
* * *
Всё, что имеет начало, имеет и конец. Вот и пришла пора нам расставаться, мой терпеливый читатель. Пусть же в паруса твоей жизни задует свежий ветер счастливых перемен! Доброго и светлого Пути тебе! Стойкости и терпения. До новых встреч!
Школа Владимира Каргополова: www.kargopolov.spb.ru
[1] Гармаев А.Ц.
[2] Эрудированный читатель сразу же заметит, что здесь, в современной терминологии, излагается не что иное, как древнее учение о Карма-Йоге, которому посвящена третья глава Бхагавадгиты – и он будет совершенно прав! Бхагавадгита, являясь величайшим произведением мировой духовной литературы, всегда будет неиссякаемым источником вдохновения для тех, кто стремится к духовному знанию совместно с его реализацией. В Бхагавадгите такое знание, не замыкающееся в самом себе, а реализующееся в действии, называется «джнана савиджнана».
[3] Неологизм из лексикона братьев Стругацких.
[4] Как известно, в юнговской классификации психологических типов, кроме выраженных экстравертов и интровертов, существует и промежуточный тип амбивертов. Точно так же два противоположных типа – деятельный и созерцательный, представляют собою два полюса, между которыми находится множество переходных вариантов, а посередине – гармоничный тип личности. У такого человека деятельное и созерцательное начала или, другими словами, энергетическое и информационное развитие, находятся в уравновешенном, сбалансированном состоянии.
[5] «Большая таыйя», перевод З.Миркиной.
[6] Прославленный учёный-психолог вообще был склонен к «заимствованиям», понимаемым в духе Гекльберри Финна, а самое главное из них он учинил по отношению к своему великому учителю – Зигмунду Фрейду.
[7]Обычно эта фраза переводится иначе: «Как можно стать Буддой, практикуя сидячую медитацию? Однако просто сидеть в предписанной позе и практиковать медитацию – это совершенно разные вещи.
[8] Шэн-янь. «Поэзия просветления».
[9] Точнее говоря, сидел в предписанной позе, но не в медитации. Подлинная медитация предполагает сочетание внешней формы (асана) и внутренней медитативной техники, которая в данном случае просто отсутствовала. – В.К.
[10] Кацуки С. «Практика дзэн».
[11] Сутра Помоста Шестого Патриарха.
[12] Здесь и далее: Д.Кришнамурти «Проблемы жизни».
[13] Шанкара «Атма-Бодха».
[14] В “Братьях Карамазовых”.
[15] Многократное ритмичное чтение сутр нараспев.
[16] Шлока – это двустишие, которое содержит законченную мысль.
[17]Этот же принцип лежит в основе изложенного в первой части этой книги метода решения различных проблем – метода кристаллизации. Кратко напомню читателю его суть. Сначала, посредством длительной практики медитации-самонаблюдения, мы достигаем состояния внутреннего безмолвия, характеризующегося глубоким покоем, ясностью и прозрачностью сознания. Далее мы роняем в это состояние слово, обозначающее проблему, подобно тому, как кристалл роняется в перенасыщенный раствор. Вероятность инсайта, интуитивного прозрения в суть проблемы возрастает по мере увеличения глубины и качества медитативного состояния. По достижении определённого уровня, она переходит в достоверность и практикующий получает полноценное видение ситуации и, вместе с ним, и решение своей проблемы.
[18] Коан XXIII Мумонкана. Хуэй-нэн и подлинное «я».
[19] Династия Сун (960-1279г.г.). Эта эпоха началась спустя два с половиной столетия после Шестого патриарха Хуэй-нэна (623-713г.г.).
[20] Чистая Земля – это райская обитель Будды Амитабхи, буддийский аналог христианского рая.
[21]Мантра (санскр.) – священная фраза или священное слово, в ходе духовной практики Мантра-йоги повторяемое многократно и с полным сосредоточением.
Яна (санскр.) – буквально «повозка», «колесница», то есть средство духовной реализации; то, что может нас доставить к желаемой цели.
[23] Конформность, от англ. to conform – уступать, поддаваться. Этот психологический термин обозначает наклонность человека идти на поводу у других, следовать за большинством (так называемая конформная личность).
[24]Плюшкин – персонаж из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. Отличался феноменальной скупостью и жаждой накопительства и неспособностью расстаться даже с ненужными вещами.
[25] «Психологический словарь».
[26] Санскрит – язык, на котором в древней Индии были написаны величайшие трактаты, такие, как «Йога-сутра» Патанджали и «Хатха-йога Прадипика» Сватмарамы.
[27] Рамачарака «Раджа-йога».
[28] В частности, к фантазийной медитации относятся всевозможные восточные методы визуализации (буддистская Школа Чистой Земли, тибетский буддизм, различные направления индуизма, тантрические школы и так далее).
[29] Здесь понятие «доминанта» используется как психологическая параллель понятию физиологической доминанты по Ухтомскому (господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга).
[30] Применительно к поучениям патриарха слово «писал» не подходит по той причине, что просветлённый наставник был неграмотным человеком, читать и писать не умел.
[31] Авторская версия перевода фрагмента из «Сутры Помоста».
[32] Хун Цзычэн. «Вкус корней».
[33] Сатпрем «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания».
[34] Фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
[35] Теория трёх репрезентативных систем (зрительной, слуховой и телесных ощущений) разработана в нейролингвистическом программировании – психотерапевтической концепции, возникшей на Западе в конце XX века.
[36] При этом мы, конечно, помним, что «свойства» Атмана (Зрящего, Субъекта), на самом деле, представляют собой не-свойства. Об этом уже говорилось ранее, в главе «Мировоззрение нерелигиозной духовности».
[37] Слово «болезнь» в данном случае неуместно, поскольку освобождает человека от ответственности за своё поведение.
[38] Согьял Ринпоче «Тибетская книга жизни и смерти».
[39] Образ «незримого огня», сжигающего всё нечистое внутри нас – не более как метафора. Не следует к ней привязываться и использовать её в своей медитации. Это будет означать подмену истинной реалистической медитации – ложной фантазийной. В этом случае, как говорят китайцы, вы уподобитесь человеку, который в темноте (образ омраченности и неведения) ошибочно принял грабителя за сына.
[40]Не-деяние – это действие, порождаемое состоянием умственной тишины, в отличие от обычных человеческих действий, порождаемых различными самостными желаниями. Не-деяние всегда является в высшей степени адекватным (полностью соответствующим реальности)
[41] Линь-Цзи лу.
[42] Ньянапоника «Внимательность как средство духовного развития».
[43] Корнфилд Д. «Современные буддийские мастера».
[44] Корнфилд Д. «Современные буддийские мастера».
[46] Конечно же, отвлекаемость внимания объясняется не только необходимостью информационной перезагрузки, но и начальной слабостью и неразвитостью нашего внимания. Наша способность сохранять осознанность (либо сосредоточенность), на первых порах является весьма несовершенной и требует определенного времени для своего развития.
[47] Эта метафора хорошо проясняет, почему столь «простой» метод, как медитация-самонаблюдение, на самом деле намного сильнее, мощнее и эффективнее, чем знаменитый кастанедовский «перепросмотр».
[48] Кстати, именно поэтому выделение Дхараны, Дхианы и Самадхи в качестве отдельных составных частей (angani, санскр.), как это сделано в Йога-Сутре Патанджали, не является оправданным.
[49] Здесь приходит на ум древнегреческий миф об Антее, богатыре, который всякий раз, припадая к своей матери Земле, возобновлял растраченные силы.
[50] Слово «помню» здесь используется не для того, чтобы актуализировать какие-либо воспоминания, а просто для сохранения состояния осознанности, как своеобразная «напоминалочка» для возвращения к должной бдительности при временной её утрате. Таким образом, «помню», в данном случае, означает следующее: «Помню, что я должен быть в позиции наблюдателя и не отвлекаться на посторонние мысли, помню, что я должен сохранять осознанность».
[51]Кстати, восприятие проблемных, патологических зон в теле сидящего перед вами человека происходит зеркальным образом. Другими словами, состояние левой стороны его тела отражается на правой стороне вашего тела и наоборот.
[52] В своей работе с людьми я различаю учеников и пациентов. Они сильно отличаются своими целевыми установками. Для ученика главное – это Путь, а для пациента – избавление от своих проблем (соматических или психоэмоциональных). После успешного лечения пациенты уходят, а ученики остаются.
[53] В.С.Бойко. “Йога: искусство коммуникации”. Москва, 2001 г.
[54] Из стихотворения Юнны Мориц.
[55] Из черновых путевых заметок Л.Н.Толстого о Швейцарии. Здесь и далее цитируется по В.Вересаеву «Живая жизнь».
[56]Имеется в виду энергетический перегруз, т.е. энергетическая переполненность области головы, возникающая как следствие преобладания восходящих энергопотоков над нисходящими.
[57]Полностью оба варианта последовательности настроечных действий для выхода в пространственное осознание будут даны в последнем (практическом) разделе второго тома.
[58] Нада-йога, йога мистического внутреннего звука, изложена в знаменитом трактате Сватмарамы «Хатха-йога Прадипика».
[59] Пожалуй, наиболее впечатляющий пример такого рода – байкеры, самозабвенно гоняющие по улицам на ревущих мотоциклах, с которых специально снимается глушитель.
[60] «Шурангама-сутра» здесь и далее цитируется по книге Лу Куан Юй (Чарльз Лук) «Секреты китайской медитации».
[61] Завершающие сутру слова Бодхисаттвы Манджушри.
[62] Цитируется по книге Лу Куан Юя «Секреты китайской медитации».
[63] Центр тяжести тела, расположенный ниже пупа.
[64]Термин «осознающее внимание» я ввожу как противоположность непроизвольному вниманию, в котором нет специальной, намеренной установки на осознанность в пределах определённой избранной сферы. Однако, строго говоря, и в непроизвольном внимании также присутствует определённый уровень осознанности.
[65] Сатьянанда С. «Древние тантрические техники йоги и крийи». Т.I.
[66] Там же.
[67] Курсив мой. – В.К.
[68] Общее название медитации-сосредоточения, тогда как Дхарана, Дхиана и Самадхи – это названия разных стадий её развития.
[69] Слово «асана» произносится с ударением на первый слог.
[71] Китайская мудрость гласит: «Самосовершенствующийся муж подобен пастуху, который идёт вслед за стадом и подгоняет отстающую овцу».
[72]Син кокью – метод глубокого дыхания, который он получил от своего учителя, знаменитого Морихея Уешибы. Сейдза – традиционная японская поза сидя на пятках. – В.К.
[73] В своей книге он даёт оценку йоговскому дыханию на основе книги «индуса-йога» Рамачараки «Хатха-йога» (!), автор которой совсем не индус и крайне сомнительный йог. Не могло быть худшего выбора для ознакомления с Пранаямой. И это при наличии вполне доступных для русскоязычного читателя руководств по йоговской Пранаяме!
[74] В.С.Бойко. “Йога – искусство коммуникации». Москва, 2001 г.
[75] Аутентичный (греч. аутентикос) – внутренне присущий, подлинный, в отличие от чуждого, инородного и привнесённого извне.
[76] В индийской йоге парадоксальное дыхание вовсе отсутствует. Все многочисленные дыхательные техники Хатха-йоги и Кундалини-тантры построены исключительно на основе естественного дыхания, в рамках которого используются все три бандхи (Уддийана-бандха, Мула-бандха и Джаландхара-бандха).
[77] За это знание мне в своё время пришлось дорого заплатить. Примерно через 3 месяца весьма регулярных двухразовых занятий даосским дыханием я впервые в жизни заполучил тяжелейший приступ радикулита (жуткая зубная боль, но только в спине!). Особо следует отметить, что до этого у меня вообще никогда не бывало проблем с поясницей.
[78] Конечно же, требуется серьёзное отношение к такой практике. Это значит, что заниматься надо по 30-50 минут два раза в день. Результат же обнаружится далеко не сразу. Потребуется от трёх до двенадцати месяцев ежедневных занятий (в зависимости от тяжести заболевания).
[79] «The Science of Yoga» by I.K.Taimni с подзаголовком: The Yoga-Sutras of Patanjali in Sanscrit with transliteration in Roman, translation in English and commentary. На мой взгляд, эта книга является наилучшим, наиболее глубоким и содержательным исследованием «Йога-Сутры» Патанджали во всей мировой литературе. К сожалению, эта замечательная книга, написанная в середине XX в. индийским автором на английском языке, до сих пор не переведена на русский язык и практически не известна как в России, так и на всем постсоветском пространстве.
[80] Перевод В.Каргополова.
[81] Если же дыхание выполняется с задержками после вдоха или после выдоха, тогда, во время задержки дыхания следует практиковать медитацию-осознание (спокойствие плюс осознанность).
[82] Апноэ (от греч. – отсутствие дыхания) – сознательная или непроизвольная задержка дыхания.
[83] Впрочем, «самым важным» там объявляется и многое другое. Вообще говоря, когда практик выбирает некий метод как основной, то этот метод и будет для него самым важным. Поэтому в «Хатха-Йога Прадипике» и в других древних трактатах так много «самых важных» методов и техник.
[84] Понятие «центрированность» относится одновременно и к фокусировке внимания на данной зоне, и к наибольшей её стимуляции во время мышечного втягивания.
[85] Здесь и далее цитируется по книге С. Грофа «Путешествие в поисках себя».
[86] Герой одноименного романа И.А.Гончарова.
[87] Китайский термин. Так называется верхняя часть позвоночника (переходная зона от грудных позвонков к шейным). В русском языке Кругу Жизни соответствует понятие «загривок». – В.К.
[88] Так принято говорить. Однако на самом деле, речь идёт не о мудрости тела, а о глубинной мудрости духовного начала, скрытого за теми грубоматериальными оболочками, с которыми мы ошибочно себя отождествляем.
[89] На самом деле, не существует отдельно чисто медитативных эффектов и чисто энергетических эффектов. То и другое, воздействие на энергетику и воздействие на психику, всегда происходит одновременно. Сознание человека имеет как свои энергетические, так и свои информационные аспекты, разделение которых, с одной стороны, вполне целесообразно, с другой – в высшей степени условно. По этой причине в своей книге, для обозначения методов и средств духовного развития, я всегда стараюсь использовать общий и более адекватный термин – энергомедитативная практика.
[90] При повышенной эмоциональной возбудимости Тай-цзи успокаивает, а при состоянии вялости и сонливости, напротив, активизирует.
[91] Конечно, для того, чтобы Тай-цзи могло применяться как реальное искусство самозащиты требуется серьёзное обучение у компетентного наставника. В наше время очень редко можно встретить учителей Тай-цзи, которые владеют им как высокоэффективным боевым искусством.
[92] В результате успешной практики сосредоточения на нижнем Дань-Тяне, Цзян Вэйцяо открыл микрокосмическую орбиту и тем самым добился полного излечения от тяжёлой болезни.
[93] Всюду в этом тексте речь идёт об энергетической вибрации, то есть о потоке жизненной энергии-праны. – В.К.
[94] Здесь и далее цитируется по книге «Секреты китайской медитации», автор-составитель Лу Куан Юй, он же Чарльз Лук.
[95] Сиддхасана (половинная поза лотоса) – классическая медитативная поза, сидя на полу со скрещёнными ногами.
[96] Я считаю, что занятия эзотерикой требуют значительно большей строгости и трезвости, чем занятия точными науками. Один из важнейших принципов состоит в том, чтобы быть очень критичным и недоверчивым к содержимому собственного сознания. Нельзя, как это делают многие наивные люди, слишком серьёзно относиться ко всему, что «вступило в голову».
[97]Автор является практическим психологом, использующим арсенал методов энергомедитативной практики для оздоровления и духовного развития, а также специалистом по кризисной психотерапии (снятие психологических травм, выведение из кризиса и т.п.).
[98] Цзиньсян Чжао. Китайский цигун, стиль «Парящий Журавль».
[99] Кстати, в другом классическом трактате – в «Гхеранда-Самхите», в отличие от Йога-Сутры даётся не восьмичастная садхана, а семичастная: 1. Шат-карма (шесть очистительных действий); 2. Асаны; 3. Мудры; 4. Пратьяхара; 5. Пранаяма; 6. Дхиана; 7. Самадхи. Как видим, такого рода подразделение йогической Садханы на составные части, на самом деле, достаточно условно и вариативно. Так что вряд ли следует фетишизировать принцип Аштанга (восьмичастной йоги) и придавать ему абсолютный характер.
[100] В оригинале слово «асана» приводится в единственном числе. Патанджали интересует именно медитативная асана, что же касается конкретных асан Хатха-йоги, то в Йога-сутре о них вообще не упоминается.
[101] Цитирую (в собственном переводе) фундаментальную работу индийского автора I.K.Taimni “The Science of Yoga”, имеющую подзаголовок “The Yoga Sutras of Patanjali in Sanskrit with Transliteration in Roman, Translation in English and Commentary”.
[102] Конечно же, это не исключает описание процесса развития сознания в ходе йогической практики. Например, практика медитации-сосредоточения (Самьяма) проходит несколько последовательных стадий развития, от низшей (Дхарана), к средней (Дхиана) и, наконец, к высшей (Самадхи) с чёткими критериями их различения.
[103] Виктор Бойко «Йога: искусство коммуникации». Москва, 2001 год.
[104] Термин «трофотропный» происходит от греческих слов trophe –питание и tropos – направление. В физиологии под трофотропными процессами понимается «приходная» (в отличие от «расходной») сторона обмена веществ. Это процессы, обеспечивающие питание, необходимое для восстановления и для развития. Трофотропный – полная противоположность энергорастратным и истощающим процессам и эффектам.
[105] В.С.Бойко «Йога: искусство коммуникации», Москва, 2001 год.
[106] Психологическое обозрение, 1998 г.
[107] В Йога-сутре Патанджали весьма чётко указывается, что 6-я, 7-я и 8-я со-ставные части йогической Садханы относятся к Самьяме, то есть к медитации-сосредоточения (она же – Сабиджа-самадхи). Там же указывается, что существует практика более высокого уровня. Такой наивысшей практикой, согласно Йога Сутре, является Нирбиджа-самадхи или, в нашей терминологии, медитация-осознание.
[108] Бойко В. «Йога. Искусство коммуникации».
[109] Психиатрический термин, означающий сверхценную идею, то есть идею, имеющую чрезмерную, неадекватно большую значимость.
[110] Вопрос о том, что считать правильным питанием, всегда был и по сей день остаётся весьма спорным. На мой взгляд, к всевозможным концептуальным диетам всегда следует относиться с определённой настороженностью.
[112] Это в том случае, если Пранаяма является основным методом. Если же основной практикой является медитация, то вполне допустимо вводное дыхание по 5-10 минут перед началом длительного периода медитации.
[113] Согласно многолетнему опыту работы с людьми, я убедился, что цигун-терапия по своей результативности намного сильнее, нежели йоготерапия.
[114] Ци – по-китайски означает жизненная энергия, а слово гун – работа. Таким образом, цигун дословно переводится как работа с жизненной энергией.
[115] Гопи Кришна «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке».
[116] Это в полной мере относится и к христианству. Вспомним знаменитую фразу Эрнеста Ренана: «Христианство – это успешно развившаяся ессейская ересь в иудаизме». Само слово ересь первоначально не имело ругательного смысла. На древнегреческом языке оно означало «особое учение» и не более того. Это относится и к буддизму, выросшему на индуистской почве, но, при этом отвергающему основные постулаты индуизма.
[117] Ярким тому примером является американский образ жизни и американские ценности, которые всему миру навязываются как образец для подражания.
[118] Виктор Бойко – это современный учитель Йоги, проживающий в Москве, но хорошо известный не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это весьма серьёзный практик с тридцатилетним стажем занятий Хатха-йогой. Проводит множество семинаров в различных городах России и за рубежом, имеет множество учеников-последователей и самый посещаемый Интернет-сайт по йоге (в России). Автор двух солидных монографий по Хатха-йоге.
[119] Бойко В. Материалы Интернет-сайта.
[120] Бойко В. «Йога. Искусство коммуникации».
[121] Гопи Кришна «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке».
[122] Это никоим образом не означает отрицания необходимости и полезности областей знания, возникших на стыке разных наук, таких дисциплин, как биохимия или биофизика.
[123] Чандра, санскр. Луна, Сурья – Солнце. Луне соответствует левая ноздря, а Солнцу – правая.
[124] Терминология «даосский» и «обратный» режимы энергоциркуляции введена мною и впервые использована в моей книге «Два противоположных режима циркуляции жизненной энергии – даосский и обратный» (Санкт-Петербург, 1993 год). В классической китайской биоэнергетике выделяются не два, а три различных режима энергетической циркуляции: Путь Огня, соответствующий даосскому кругу в моей терминологии; Путь Ветра, соответствующий обратному кругу, и, наконец, Путь Воды, который, при ближайшем рассмотрении оказывается разновидностью даосского круга и таким образом представляет собою явное излишество. Более подробно мы об этом поговорим в следующем разделе. – В.К.
[125] Конечно же, я имею в виду 2-3 базовых метода, на которые должно отводиться львиное время практики. Количество вспомогательных методов (асаны, вьяям, самомассаж, очистительные процедуры и т.д.) в принципе не ограничивается, при условии, что при этом не страдает основная практика (то есть второстепенные методы следует практиковать по принципу остаточности). К тому же требования к регулярности и объёму выполнения вспомогательных упражнений уже не такие строгие, как по отношению к главным методам практики.
[126] Лама Анагарика Говинда «Творческая медитация и многомерное сознание».
[128] Конечно же, все то, что здесь было сказано относительно сидячей медитации, в полной мере относится и к столбовому стоянию и к различным формам динамической медитации, таким, например, как Тай-цзи-цигун
[129] Хуэй-нэн. “Сутра-Помоста”.
[130] Там же
[131]Существует много разновидностей навязчивых мыслей, эмоций, действий, которые подробно описыватся в специальной литературе. Принцип, механизм у них всех один и тот же.
[132] Фигура и фон – термины гештальт психологии, смысл которых хорошо понятен и без объяснений.
[133] Конечно же, эта схема относится не только к процессу обучения, но и к любому общению между людьми, любой коммуникации.
[134] Притча дана в моем свободном изложении (В.К.)
[135] Читателю не стоит искать эту работу, поскольку весь материал этой ранней книги полностью вошел в «Путь без иллюзий» (В.К.).
[136] Напомню читателю, что психоэнергетическое соединение - это особый феномен, при котором два (или более) сознания, две (или более) энергосистемы людей, участвующих в общении и взаимодействии, соединяются в единое целое. При этом происходит резкое возрастание их ресурсов, их возможностей, их энергонаполненности. Усиливается общая жинеспособность, общий ресурс выживания; зачастую происходят спонтанные исцеления, проявляются различные способности (как обычные, так и паранормальные), повышается уровень успешности во всех сферах жини. Таким образом, психоэнернетическое соединение оказывает крайне благоприятное воздействие на всех его участников. К сожалению, этот уникальный феномен практически не изучен - ни в к научной психологии, ни в эзотерической (альтернативной) сфере познания.
[137] Один из хорошо известных всем из личного опыта вариантов психоэнергетического соединения - то, что происходит во время выступления талантливого певца, музыканта, артиста, между ним и его аудиторией. Если такое соединение удается – впечатления от него потрясающие и незабываемые.
[138] Отдавая себе отчёт в том, что такое словосочетание весьма уязвимо для критики, тем не менее, я его оставляю. Можно было бы сказать «произвольное внимание», но термин «осознающее внимание» мне представляется более сильным по своему энергетическому и смысловому наполнению. – В.К.
[139] Интересно, что в традиционной китайской культуре, как ни в какой другой, принято растягивать оба этих удовольствия как можно дольше. Известно, что традиционное китайское застолье длится очень долго и прямо противоположно американскому стилю торопливого поглощения пиши (fast food) с тем, чтобы быстрее вернуться к делам. То же самое – даосская сексуальная практика, основыми принципами которой являются максимальное увеличение продолжительности полового акта, благополучие мужчины (воздержание от эякуляции) и удовлетворение женщины.
[141] Чаньская притча дана в собственном, весьма вольном пересказе (В.К.)
[142] В различных переводах Шестого Патриарха именуют по-разному: Хуэй-нэн, Хоэй-нэн, Хой-нэн. Но суровая правда жизни такова, что ни один из этих вариантов не является верным. А что касается правильного звучания имени Шестого Патриарха, то для русского уха оно звучит совершенно неприемлемо. (В.К.)
[143] Корейская система лечения иглоукалыванием и прижиганием, в основе которой лежит воздействие на точки, расположенные на ладонной и тыльной поверхностях кистей рук, а также на стопах.
[144] Семёрка вообще очень популярное число, поскольку представляет собою стандартную психологическую константу – объём кратковременной памяти, который равен 7 ± 2 информационных единицы. Например, если бросить на стол 15-20 различных мелких предметов, а затем попросить испытуемого посмотреть на них и запомнить как можно больше, то окажется, что преобладающее большинство испытуемых смогут запомнить именно 7 ± 2 предмета. Отсюда и возникает естественная тенденция подразделять различные объекты именно на 7 групп. Отсюда 7 цветов в радуге, 7 нот в гамме, 7 дней в неделе. Отсюда и многочисленные пословицы и выражения типа «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глаза» и т.д.
[145] Метод самовопрошания «кто Я?» Рамана Махарши, несомненно, является весьма эффективным для избавления от повышенной тревожности и лечения широкого спектра навязчивых страхов (фобий).
[146] Священная гора, у подножия которой жил Рамана Махарши и где сейчас находится его ашрам.
[147] Попутно замечу, что, согласно моим представлениям, состояние энергетики и кровообращения (что тесно взаимосвязано) правой стороны головы – отражает общее энергетическое развитие человека, а состояние левой стороны головы – его информационное развитие (включая как интеллект, так и мудрость-праджню).
[148] Билатеральная двойственность – относящаяся к разбалансу между правой и левой сторонами тела.
[149] Будет неправильным полагать, что проблемы левой стороны у Рамана Махарши сводились только к физическому здоровью (раковая опухоль на левой руке). На самом деле, столь ярко выраженная энергетическая патология левой стороны головы всегда сочетается с серьёзными проблемами на психоэмоциональном, личностном и духовном уровне, прежде всего, относящимися к информационному развитию личности.
[150] Реализация кольца осознанности означает и одновременную реализацию сферы осознанности. Это наивысшее духовное достижение означает качественный скачок в развитии как внешнего, так и внутреннего осознания.
[151] Эрнст Лотар Гоффман – буддийский монах, европеец по происхождению.
[152] «Основы тибетского мистицизма».
[153] «Электропунктурная рефлексотерапия».
[154] «Впервые эта ошибка классической теории была замечена Л.Б.Лидер, которой мы и обязаны её исправлением.
[155] Точная топография отдельных каналов и их чакрамов здесь будет излишней. Она будет уместной только при изложении специальной биоэнергетической теории.
[156] Кем-то из эзотериков весьма метко сказано: «Импотент не войдёт в царство Божие».
[157] Кратковременное голодание (1-3 дня) вполне можно проводить и на даосском круге. Иное дело – длительное голодание.
[158] Исключением является лобный центр, расположенный в середине лба выше линии бровей и относящийся к даосскому кругу. Не следует его путать с центром межбровья (Аджна-чакрой), относящимся к обратному кругу.
[159] Лу-Куан-Юй «Секреты китайской медитации».
[160] Если у вас проблемы с лёгкими, с сердцем или с щитовидной железой, если у вас имеется склонность к ангинам или депрессиям – весьма рекомендую делать себе регулярный общий самомассаж дважды в день (утром и вечером) по 10-15 минут. При этом наиболее важным фактором оздоровления будет стимуляция собственных ладоней. Именно с этого, с растирания ладоней, и следует всегда начинать сеанс самомассажа. Другой способ, который также многим людям даёт большое облегчение – это стирка вручную. Механизм лечения – тот же самый: стимуляция ладоней и освобождение (снятие энергетического перегруза) ручных иньских каналов.
[161] Насколько мне известно, предлагаемый мною подход к избавлению от токсикоза беременности, в современной литературе, как восточной, так и западной – отсутствует. Надеюсь, что многим женщинам он поможет благополучно пройти этот непростой период своей жизни. О своём опыте применения этого метода вы можете рассказать на моём сайте http://www.kargopolov.spb.ru.
[162] В переводе с китайского У-Цзи означает «Стойка Беспредельности».
[163] Напомню читателю суть основного различия между естественным и парадоксальным типами дыхания. При естественном дыхании на вдохе живот расширяется и выпячивается, а на выдохе – втягивается. При парадоксальном дыхании, наоборот, на вдохе живот (нижняя часть живота) втягивается, а на выдохе – расслабляется и выпячивается. В китайском цигун естественное дыхание также называется буддийским, а парадоксальное – даосским.
[165] Мы не должны забывать, что противоположная истина также имеет право на существование, но уже в другом контексте. Жизнь – это сбалансированность мягкого и жёсткого. И то, и другое совершенно необходимо. Иногда вредит чрезмерная жёсткость, а иногда – чрезмерная гибкость.
[166] Ещё раз напоминаю читателю, что речь идёт о 50-ти минутах непрерывной практики одного и того же метода.
[167] Редким методическим исключением является буддийская школа Тянь-Тай, в которой считается необходимой параллельная практика двух базовых методов – чжи (медитация сосредоточение) и гуань (медитация-самонаблюдение).
[168] Притча даётся в моём вольном пересказе – В.К.
[169] Напоминаю читателю, что для меня метод – это неразрывное единство внешней техники и внутренней техники, внешней (телесной) формы и внутреннего (медитативного) содержания.
[170] К сожалению, практикуемый во время сэссин (дзэнского энергомедитативного марафона) методический вариант, на мой взгляд, является непродуктивным из-за ошибочного временного расклада. Как пишет современный японский наставник Косе Утаяма-роси в книге «Путь к себе: реальность дзадзэн»: «Во время сэссин мы практикуем десятиминутный кинхин через каждые 15 минут дзадзэн». Конечно же, это методически неверно. Пятнадцати минут сидячей медитации явно недостаточно. Для успешной практики необходимо сидение в дзадзэн в течение 30-50 минут, после чего можно переходить к медитативному хождению (кинхин) в течение 10-15 минут. Таким образом, в современном дзэн-буддизме, по крайней мере в том его варианте, который предлагается Утаяма-роси и многими другими учителями, – один методический принцип соблюдается, а другой (определяющий оптимальное время практики) – явно нарушается. Такая практика никоим образом не может быть эффективной.
[171] Согласно древнему мифу, царь Сизиф провинился перед богами, которые осудили его бесконечно вкатывать тяжёлый камень на гору. У самой вершины камень вырывался из его рук и скатывался вниз. Отсюда и пошло крылатое выражение «сизифов труд», означающее нескончаемую и бесплодную работу.
[172] Экстенсивный (от лат. extensivus – расширяющий, удлиняющий) – противоположность интенсивному. При экстенсивном подходе ставка делается не на информационное, а на чисто силовое решение любых проблем, не на качество, а на количество. В политике, экономике и военном деле экстенсивный подход основан на убеждении, что для обеспечения успеха вполне достаточным является хорошее финансирование, мобилизация больших материальных и людских ресурсов. При этом недооценивается важность информационного обеспечения деятельности, которое большей частью сводится к простой информированности. Между тем, она далеко не так важна, как спо-собность к целостному и высокоадекватному видению ситуации. Вот почему никакие компьютеры, никакие информационные технологии не в состоянии заменить человека, обладающего интуитивной Мудростью-Праджней.
[173] Это санскритское слово очень часто произносят неправильно, с ударением на второй слог. На самом деле, здесь ударение падает на первый слог. Не асана, но асана.
[174] Ранее (в главе по медитации-самонаблюдения), я уже достаточно подробно говорил об условиях успешной медитации, в частности об этих установочных формулах.
[175] Ирландская пословица.
[176] Авторский неологизм. «Симпл» – по-английски означает «простой», «асана» на санскрите – позиция тела. Совместно это означает «простая поза».
[177] Апноэ (греч.) – прекращение дыхания, будь то непроизвольная остановка дыхания или намеренная.
[178] Как и многие другие упражнения, приведенные в этой книге, освобождение плеч разработано самим автором и не является заимствованным из каких-либо оздоровительных систем.
[179] Название позы, хотя и выдержано в китайском стиле, принадлежит автору и не заимствовано из какой-либо традиционной оздоровительной системы – В.К.
[180] «Цигун: история, теория, практика». Ма Цзижень, М.М.Богачихин. София, Москва, 2003 г.
[181] Кстати, знаменитый святой и чудотворец Серафим Саровский фактически практиковал одну из форм столбового стояния. Он мог часами неподвижно стоять на камне, с руками, сложенными на груди (позиция «намастэ») и непрестанно творить при этом молитву.
[182] Зоны надплечий расположены выше плечевых суставов, там, где военные носят погоны.
[183] Пространство, расположенное сверху (над головой) опущено совершенно сознательно, поскольку включение сознания в верхнее пространство не совместимо с даосским режимом циркуляции жизненной энергии.
[184] Мои критические замечания никоим образом не означают отрицательного отношения к книге Питера Кэлдера «Око возрождения». Напротив, я её считаю замечательной, вдохновляющей на работу над собой и настоятельно рекомендую с ней ознакомиться. – В.К.
[185] Предупреждение. Холодная вода не даст такого эффекта. Утреннее питьё холодной воды воздействует не столько на почки, сколько на кишечник. Простейшее и, в то же самое время, весьма эффективное средство против хронических запоров – это стакан чистой прохладной воды, который следует выпивать натощак, в утреннее время.
[186] Авторский неологизм. «Симпл» - по англ. означает – простой, простая; асана на санскрите – позиция тела, поза.
[187] Эта техника не является классической. Она разработана мною специально для дыхания обратного круга (В.К.).
[188] Для полноты картины замечу, что нарушения энергетического баланса между передней и задней поверхностью головы может быть и противоположного типа, с хроническим выбросом энергии из области глаз. Наконец, подобные энергетические разбалансы могут иметь место и для грудной клетки (грудь – верхняя часть спины) и для нижней части тела (живот – поясница). Каждому из этих разбалансов соответствует своя разновидность соматической и психической патологии.
[189] Зоны надплечий расположены выше плечевых суставов, там, где военные носят погоны.