«Российский национальный исследовательский университет
Имени Н.И.Пирогова» Минздравсоцразвития России
«УТВЕРЖДАЮ» _____________
Декан факультета последипломного образования
Д.м.н., профессор О.Д. Мишнёв
« » _________ 2012г.
Программа практики клинических
Интернов по специальности «Психиатрия»
Программа практики обсуждена на заседании кафедры
«___»__________________ 2012 г.
(протокол № ___ )
Зав. кафедрой,
проф. ________И.И.Сергеев
подпись
Разработчик программы практики:
К.м.н.,доцент ________ О.Ф.Панкова
Москва, 2012 г.
Модуль П.О.00 Практика 45 зачетных единиц (1620 часов)
Практика является обязательным разделом ОП и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Целью практической подготовки в клинической интернатуре является закрепление знаний, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, выработка практических навыков и умений, способствующих комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций врача-психиатра.
Во время обучения в интернатуре будущий врач-психиатр должен приобрести прочные навыки лечебно-диагностической, социально-реабилитационной и профилактической работы, оказания экстренной помощи при неотложных состояниях, обязан научиться организовывать медицинскую помощь в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
В задачи интерна входит знакомство с рядом методов исследования (экспериментально-психологическим, инструментальными, лабораторными) и умение оценить их результаты.
Практические навыки и умения, которыми должен овладеть врач-интерн за время обучения
Общие навыки
Изучение правил поведения в психиатрическом отделении
Методы психиатрического обследования
Опрос больного и наблюдение
Сбор анамнестических сведений (субъективный и объективный анамнез)
Требования к написанию и оформлению медицинской документации
Выявление больных, нуждающихся в недобровольной госпитализации. Оформление документации при недобровольной госпитализации.
Диагностические навыки:
Умение выявлять в процессе обследования больных симптомы расстройств психической деятельности.
Умение квалифицировать выявленные расстройства по синдромам.
Умение проводить нозологическую диагностику психических расстройств в
соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в
соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10).
Умение проводить дифференциальную диагностику на симптоматологическим, синдромологическом и нозологическом уровне.
Значение общесоматического и лабораторного обследования.
Инструментальные методы исследования головного мозга
Оценка результатов:
ЭЭГ-исследования,
М-Эхо-ЭЭГ-исследования,
рентгенографии черепа ,
исследования глазного дна,
оценка результатов КТ и МРТ головного мозга,
оценка результатов ультразвуковой допплерографии магистральных артерий головы,
оценка результатов лабораторных исследований при сифлитическом поражении центральной нервной системы
Экспериментально-психологические методы исследования
Умение оценивать и интерпретировать данные экспериментально-психологического и нейропсихологического исследований.
Умения и навыки в рамках основной специальности
Принципы купирования синдромов с психомоторным возбуждением.
Удержание и транспортировка больного в состоянии возбуждения. Умение выявлять суицидальные и гетероагрессивные тенденции. Неотложная помощь при суицидальных тенденциях у больных.
Борьба с отказом от еды: умение накормить больного с отказом от еды (уговорить, взять пробу еды, накормить из рук, искусственное кормление через зонд)
Терапия
Умение проводить дифференцированную психофармакотерапию с использованием всех групп психотропных средств и разных способов их введения, включая внутривенный струйный и внутривенный капельный.
Принципы терапии психозов нейролептиками. Этапы купирующей, поддерживающей и противорецидивной терапии, их длительность. Понятия «симптом-мишень», «максимально переносимая доза».
Принципы терапии и первая помощь при фебрильной шизофрении.
Принципы лечения эпилепсии и первая помощь при серийных эпилептических припадках и эпилептическом статусе.
Принципы терапии деменций вследствие эндогенных атрофических и сосудистых заболеваний головного мозга.
Особенности выбора и дозирования психотропных препаратов у больных пожилого и старческого возрастов, у больных с текущими неврологическими и соматическими заболеваниями, а также у беременных.
Особенности выбора и дозирования психотропных препаратов у больных детского и подросткового возрастов.
Принципы терапии металкогольных психозов.
Умение оказывать экстренную помощь при неотложных состояниях соматического профиля, включая интоксикации, явления несовместимости и токсико-аллергические реакции, обусловленные приемом психотропных препаратов.
Коррекция острых и хронических неврологических побочных эффектов терапии нейролептиками.
Принципы коррекции синдромов с расстройствами сна.
Владение навыками рациональной психотерапии, обучение аутосуггестивным методикам, включая аутогенную тренировку.
Проведение индивидуальной, групповой и семейной психотерапии
Практика интернов осуществляется в отделениях больниц, являющихся клиническими базами кафедры.
Практическое овладение всеми профессиональными навыками и умениями по специальности «Психиатрия» предусматривает работу интернов в следующих профильных отделениях:
- общепсихиатрическое мужское отделение;
- общепсихиатрическое женское отделение;
- санаторное отделение;
- детское отделение для дошкольников;
- детское отделение для школьников;
- подростковое отделение;
- геронтологическое отделение;
- поликлиническое (диспансерное) отделение.
За время обучения в интернатуре будущий врач-психиатр должен приобрести прочные навыки лечебно-диагностической, социально-реабилитационной и профилактической работы.
Интерн-психиатр под руководством заведующего отделением выполняет всю многогранную работу врача отделения психиатрической больницы, диспансера, дежурит под руководством ответственного дежурного врача один раз в месяц по больнице с последующим докладом на утренней конференции.
За время интернатуры учащийся обязан ознакомиться с работой заведующих отделениями, дежурного врача приемного отделения больницы, врача диспансера, принять участие в работе комиссий по трудовой экспертизе (КЭК, МСЭК), комиссии по определению профиля обучения детей школьного возраста (ГМПК), составлении годового отчета о работе отделения.
Практические навыки по оказанию ургентной помощи больным клинические интерны приобретают во время занятий в отделении психореанимации и отделении алкогольных психозов. В частности, они знакомятся с методиками проведения электросудорожной терапии (ЭСТ), парентерального питания и др.
Сроки прохождения практической подготовки:
С 01 декабря до 15 июля. С 01 по 30 августа – каникулы. Для выпускников очно-заочной формы обучения – с 04 мая до 15 января